Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования авторы Л.Ф.Климанова и Т.В. Бабушкина. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Язык – средство общения людей. Орудие для формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель должен хорошо владеть им, т.е. владеть языковой культурой. Владение словом – инструмент общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Период начальной школы – один из самых важных моментов в овладении речевой деятельности.
Учащиеся овладевают родным языком через речевую деятельность, поэтому необходимо создавать условия для ее развития.
Актуальность выбора программы определена результатами диагностических исследований.
Цель: повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: говорение, произношение, чтение и письмо.
Задачи:
Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи младших школьников.
Воспитание в детях речевую культуру, языковую интуицию.
Формирование речевых интересов, дара слова.
Развитие творческих способностей каждого ребенка, фантазию и воображение.
Срок реализации программы 2011г – 2012г
Возраст детей 6,5 – 7 лет.
Программа рассчитана на 33часа, 1 час в неделю, как один из видов внеурочной деятельности.
Ожидаемый результат
Изучение курса формирует универсальные учебные действия:
Личностные результаты:
общее представление о мире;
осознание языка как основного средства общения между людьми;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
понимание богатства и разнообразие языковых средств, для выражения чувств и мыслей.
Метапредметные результаты:
речевая компетенция – умение правильно вести диалог;
работая в парах (быть лидером и исполнителем), уметь договариваться, прийти к общему выводу;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
языковая компетентность – фонетическое произношение и различие на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах;
применять основные графические изображения слога, слова, предложения;
употреблять в своей речи слова синонимы, антонимы, многозначные слова;
расширять словарный запас младшего школьника;
социокультурная осведомленность – элементарные знания из истории русского языка, некоторых детских персонажей, детские стихи, загадки;
моделировать различные языковые единицы (слог, слово, предложение);
уметь сравнивать языковые явления русского языка на уровне букв, слов, предложений;
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, классификация, обобщение, сравнение);
выделять существенную информацию из прочитанного;
уметь строить рассуждения;
адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;
корректировать свою работу (вносить изменения, исправления);
составлять план своей работы под руководством учителя;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения «что я знаю?» и «что еще не известно»;
Формы работы:
Беседы, викторины
Деловые игры
Коллективно творческие дела
Исследовательская деятельность
Конкурсы, соревнования
Экскурсии
Занятия курса построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению основной части заданий.
Основная часть. Выполнение проблемно – поискового и творческого характера.
Занимательные задания (игры - загадки, игры – задачи и т.д.).
Развитие речи учащихся по теме.
В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:
Личостно – ориентированные;
Здоровьесберегающие;
Развивающие;
Информационно – коммуникативные;
Методы обучения:
Словесный (устное изложение, беседа, рассказ)
Наглядный (иллюстрации, наблюдения, работа по образцу, показ учителем)
Объяснительно – иллюстративный (готовая информация для детей)
Репродуктивный
Частично – поисковый (участие детей в активном поиске решения учебной задачи,
К концу 1 класса учащиеся смогут овладеть следующими знаниями и умениями:
Знать:
стили речи (разговорный и книжный);
многозначные слова, слова синонимы, антонимы, родственные;
уметь:
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию успеха;
уместно использовать изученные способы несловесного общения (мимика, жесты, интонация);
умение вступать в контакт и поддерживать диалог, умение благодарить;
быть хорошим слушателем,
анализировать, как люди умеют слушать, понять в какой мере они стремятся понять говорящего;
анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как громкость, темп, окраска голоса, соответствие ситуации общения;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте; определять опорные слова;
выбирать заголовок из предложенных вариантов;
вести диалектный диалог;
сочинять на основе данного сюжета;
Программа содержит 4 блока:
«Буквы» - 8 ч.
Речь и ее значение в жизни. Устная и письменная речь. Особенности устной речи. Классификация звуков. Смыслоразличительная функция звуков.
«Слова» - 8ч.
Слово. Его значение. Роль слова в устном речевом общении. Слова синонимы. Слова антонимы. Слова омонимы. Родственные слова. .
«Предложения» - 9ч.
Культура речи. Вежливые слова: слова – извинения, слова - просьбы, слова – приветствия. Скороговорки. Пословицы.
«Текст» - 8ч.
Текст. Отличие текста от простых предложений. Коллективное составление текста по заданной теме, сюжетным картинкам. Творческое дополнение предложений.
№/п | Дата по | Дата | Тема занятия |
плану | фактич |
| | | Буквы – 7 часов |
1 | | | Устная и письменная речь. |
2 | | | Особенности устной речи. |
3 | | | В мире звуков и тишины. |
4 | | | Звуки бывают разные. |
5 | | | К тайнам звуков и букв. |
6 | | | В гости к Алфавиту. |
7 | | | В гости к Алфавиту. |
| | | Слово – 8 часов |
8 | | | В страну слов. Знакомство со слогом. |
9 | | | Что на что похоже. |
10 | | | Тайна волшебных слов. |
11 | | | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. |
12 | | | Слова – родственники. |
13 | | | Чудесные превращения слов. |
14 | | | Слова играют в прятки. |
15 | | | Загадки. |
| | | Предложение – 9 часов |
16 | | | Культура речи. |
17 | | | Поговорки. |
18 | | | Скороговорки. |
19 | | | Экскурсия в школьную библиотеку |
20 | | | Конкурс «говорунов». |
21 | | | Предложение или слово? |
22 | | | Учимся составлять предложения. |
23 | | | Учимся составлять предложения по картине. |
24 | | | «Путаница» |
| | | Текст – 9 часов |
25 | | | Экскурсия в парк. Голоса природы. |
26 | | | Учимся рассуждать. Моя любимая игрушка. |
27 | | | Учимся рассуждать. Мое домашнее животное. |
28 | | | Текст. |
29 | | | Опорные слова текста. |
30 | | | Название текста. |
31 | | | Пересказ текста. |
32 | | | «Путаница». |
33 | | | Экскурсия в сельскую библиотеку. |