СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования авторы Л.Ф.Климанова и Т.В. Бабушкина.  Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей.младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Развитие речи"»


Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального общего образования авторы Л.Ф.Климанова и Т.В. Бабушкина. Программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Язык – средство общения людей. Орудие для формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель должен хорошо владеть им, т.е. владеть языковой культурой. Владение словом – инструмент общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Период начальной школы – один из самых важных моментов в овладении речевой деятельности.

Учащиеся овладевают родным языком через речевую деятельность, поэтому необходимо создавать условия для ее развития.

Актуальность выбора программы определена результатами диагностических исследований.

Цель: повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: говорение, произношение, чтение и письмо.

Задачи:

  • Создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи младших школьников.

  • Воспитание в детях речевую культуру, языковую интуицию.

  • Формирование речевых интересов, дара слова.

  • Развитие творческих способностей каждого ребенка, фантазию и воображение.


Срок реализации программы 2011г – 2012г


Возраст детей 6,5 – 7 лет.


Программа рассчитана на 33часа, 1 час в неделю, как один из видов внеурочной деятельности.


Ожидаемый результат

Изучение курса формирует универсальные учебные действия:

Личностные результаты:

  • Личностные УУД

общее представление о мире;

осознание языка как основного средства общения между людьми;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

понимание богатства и разнообразие языковых средств, для выражения чувств и мыслей.

Метапредметные результаты:

  • Коммуникативные УУД

речевая компетенция – умение правильно вести диалог;

работая в парах (быть лидером и исполнителем), уметь договариваться, прийти к общему выводу;

выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

языковая компетентность – фонетическое произношение и различие на слух всех звуков русского языка, соблюдение правильного ударения в словах;

применять основные графические изображения слога, слова, предложения;

употреблять в своей речи слова синонимы, антонимы, многозначные слова;

расширять словарный запас младшего школьника;

социокультурная осведомленность – элементарные знания из истории русского языка, некоторых детских персонажей, детские стихи, загадки;

  • Познавательные УУД

моделировать различные языковые единицы (слог, слово, предложение);

уметь сравнивать языковые явления русского языка на уровне букв, слов, предложений;

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, классификация, обобщение, сравнение);

выделять существенную информацию из прочитанного;

уметь строить рассуждения;

  • Регулятивные УУД

адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассников;

корректировать свою работу (вносить изменения, исправления);

составлять план своей работы под руководством учителя;

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения «что я знаю?» и «что еще не известно»;

Формы работы:

  • Беседы, викторины

  • Деловые игры

  • Коллективно творческие дела

  • Исследовательская деятельность

  • Конкурсы, соревнования

  • Экскурсии

Занятия курса построены следующим образом:

  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению основной части заданий.

  • Основная часть. Выполнение проблемно – поискового и творческого характера.

  • Занимательные задания (игры - загадки, игры – задачи и т.д.).

  • Развитие речи учащихся по теме.

В процессе обучения используются следующие педагогические технологии:

  • Личостно – ориентированные;

  • Здоровьесберегающие;

  • Развивающие;

  • Информационно – коммуникативные;

Методы обучения:

  • Словесный (устное изложение, беседа, рассказ)

  • Наглядный (иллюстрации, наблюдения, работа по образцу, показ учителем)

  • Объяснительно – иллюстративный (готовая информация для детей)

  • Репродуктивный

  • Частично – поисковый (участие детей в активном поиске решения учебной задачи,



К концу 1 класса учащиеся смогут овладеть следующими знаниями и умениями:

Знать:

 стили речи (разговорный и книжный);

 многозначные слова, слова синонимы, антонимы, родственные;

уметь:

 определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию успеха;

 уместно использовать изученные способы несловесного общения (мимика, жесты, интонация);

 умение вступать в контакт и поддерживать диалог, умение благодарить;

 быть хорошим слушателем,

 анализировать, как люди умеют слушать, понять в какой мере они стремятся понять говорящего;

 анализировать и оценивать устную речь с точки зрения таких ее свойств, как громкость, темп, окраска голоса, соответствие ситуации общения;

 отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

 определять по заголовку, о чем говорится в тексте; определять опорные слова;

 выбирать заголовок из предложенных вариантов;

 вести диалектный диалог;

 сочинять на основе данного сюжета;


Программа содержит 4 блока:

«Буквы» - 8 ч.

Речь и ее значение в жизни. Устная и письменная речь. Особенности устной речи. Классификация звуков. Смыслоразличительная функция звуков.

«Слова» - 8ч.

Слово. Его значение. Роль слова в устном речевом общении. Слова синонимы. Слова антонимы. Слова омонимы. Родственные слова. .

«Предложения» - 9ч.

Культура речи. Вежливые слова: слова – извинения, слова - просьбы, слова – приветствия. Скороговорки. Пословицы.

«Текст» - 8ч.

Текст. Отличие текста от простых предложений. Коллективное составление текста по заданной теме, сюжетным картинкам. Творческое дополнение предложений.















№/п

Дата по

Дата

Тема занятия

плану

фактич




Буквы – 7 часов

1



Устная и письменная речь.

2



Особенности устной речи.

3



В мире звуков и тишины.

4



Звуки бывают разные.

5



К тайнам звуков и букв.

6



В гости к Алфавиту.

7



В гости к Алфавиту.




Слово – 8 часов

8



В страну слов. Знакомство со слогом.

9



Что на что похоже.

10



Тайна волшебных слов.

11



К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

12



Слова – родственники.

13



Чудесные превращения слов.

14



Слова играют в прятки.

15



Загадки.




Предложение – 9 часов

16



Культура речи.

17



Поговорки.

18



Скороговорки.

19



Экскурсия в школьную библиотеку

20



Конкурс «говорунов».

21



Предложение или слово?

22



Учимся составлять предложения.

23



Учимся составлять предложения по картине.

24



«Путаница»




Текст – 9 часов

25



Экскурсия в парк. Голоса природы.

26



Учимся рассуждать. Моя любимая игрушка.

27



Учимся рассуждать. Мое домашнее животное.

28



Текст.

29



Опорные слова текста.

30



Название текста.

31



Пересказ текста.

32



«Путаница».

33



Экскурсия в сельскую библиотеку.