Рабочая программа внеурочной деятельности
«Социокультурные истоки».
(33 часа)
Рабочая программа к курсу «Социокультурные истоки» составлена с использованием программы внеурочной деятельности для младших школьников С.Ю.Прохоровой, Е.А.Хасьяновой «Азбука юного Ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю»: общеинтеллектуальное направление. -М.: Издательство «Планета», 2013г. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов (6-9 лет).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В итоге изучения курса учащиеся расширят кругозор и словарный запас, пополнят знания о родном крае: его природе, знаменитых людях, памятниках природы; продолжат формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщатся к истокам родной культуры, семейным традициям.
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
- формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
- формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;
- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно-исторических источников, применять их в новой ситуации;
- формирование элементов творческой деятельности.
Содержание программы
Известные люди родного края
Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.
1.1-1.2. Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.
Теория: жизнь и творчество писателя.
Практика: знакомство с произведением «аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.
Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, раскраски к произведению.
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
1.3. Тема: Андрей Блаженный.
Теория: юродивый, канонизация, святой.
Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.
Оборудование: книга, фотографии храма, икон.
Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.
1.4-1.5 Тема: Гончаров Иван Александрович
Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем И.А.Гончарова.
Практика: работа со статьёй учебника, выполнения практического задания.
Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведение И.А.Гончарова.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.
2. Промышленные и культурные объекты родного края.
Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.
2.1.Тема: Моя малая родина.
Теория: Кодекс жителя Ульяновской области, знаменитые люди Ульяновской области.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.
2.2-2.3.Тема: Символы Ульяновска.
Теория: герб, гимн Ульяновска.
Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, иллюстрация герба, текст гимна Ульяновска.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы
2.4. Тема: Ульяновск-город семи ветров.
Теория: крупный город России, административный центр Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии города Ульяновска.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
3.Географические объекты.
Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.
3.1. Тема: Аммонит.
Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.
Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
3.2. Тема: Белемнит.
Теория: вымершие головоногие моллюски.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.
Оборудование: книга, образцы белемнитов, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.
3.3. Тема: Река Волга.
Теория: Волжское водохранилище, Президентский мост.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.
3.4. Тема: Река Свияга.
Теория: Свияга- река Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.
3.5. Тема: Симбирцит.
Теория: поделочный камень из группы кальцитов, памятник симбирциту в Ульяновске.
Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.
Оборудование: книга, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.
4. Памятники природы.
Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской Области, их расположение значимостью, природоохранными мероприятиями.
4.1-4.2. Тема: Винновская роща.
Теория: памятник природы, истории и культуры.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.
4.3-4.4. Тема: Маришкин родник.
Теория: памятник природы- родник в Ленинском районе города Ульяновска.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.
Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии, сообщение детей.
Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная формы работы.
5. Растения Ульяновской области.
Цель: познакомить с растениями ( в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.
5.1-5.5. Темы: Адонис волжский.
Борец северный
Венерин башмачок
Строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;
- отличительные особенности данного растения;
- полезные свойства растения;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о растениях.
6. Животные Ульяновской области.
Цель: познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.
6.1.-6.8. Темы: Аист чёрный
Богомол
Выхухоль русская
Дрофа
Елец
Ёрш
Строятся по единому плану:
- чтение и обсуждение;
- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;
- работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;
- отличительные особенности данного животного;
- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;
- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов);
- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;
- чтение произведений о животных.
6.9. Тема: Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.
Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная работа.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.
игровая
познавательная
краеведческая
просмотр мультфильмов
посещение музеев
посещение библиотеки
праздники
конкурсы
олимпиады
викторины
Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов |
Аудиторные | Внеауди-торные |
1 | Известные люди родного края. | 5 | 3 | 2 |
2 | Промышленные и культурные объекты родного края | 4 | 4 | |
3 | Географические объекты | 5 | 5 | |
4 | Памятники природы | 4 | 2 | 2 |
5 | Растения Ульяновской области | 5 | 3 | 2 |
6 | Животные Ульяновской области | 9 | 6 | 3 |
7 | Испытай себя | 1 | 1 | |
8 | Итого | 33 | 24 | 9 |
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Дата |
По плану | факт |
| Известные люди родного края | | | |
1-2 | Аксаков Сергей Тимофеевич | 2 | | |
3 | Андрей Блаженный | 1 | | |
4-5 | Гончаров Иван Александрович | 2 | | |
| Промышленные и культурные объекты родного края | | | |
6 | Моя малая родина | 1 | | |
7-8 | Символы Ульяновска | 2 | | |
9 | Ульяновск- город семи ветров | 1 | | |
| Географические объекты | | | |
10 | Аммонит | 1 | | |
11 | Белемнит | 1 | | |
12 | Река Волга | 1 | | |
13 | Река Свияга | 1 | | |
14 | Симбирцит | 1 | | |
| Памятники природы | | | |
15-17 | Винновская роща | 3 | | |
18-19 | Маришкин родник | 2 | | |
| Растения ульяновской области | | | |
20-21 | Адонис волжский | 2 | | |
22-23 | Борец северный | 2 | | |
24 | Венерин башмачок | 1 | | |
| Животные Ульяновской области | | | |
25-26 | Аист чёрный | 2 | | |
27 | Богомол | 1 | | |
28-29 | Выхухоль русская | 2 | | |
30 | Дрофа | 1 | | |
31 | Елец | 1 | | |
32 | Ёрш | 1 | | |
33 | Испытай себя | 1 | | |