СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Социокультурные истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс внеурочной деятельности "Социлокультурные истоки"расширяет кругозор и словарный запас детей, пополняет знания о родном крае.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Социокультурные истоки"»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Социокультурные истоки».

(33 часа)

Рабочая программа к курсу «Социокультурные истоки» составлена с использованием программы внеурочной деятельности для младших школьников С.Ю.Прохоровой, Е.А.Хасьяновой «Азбука юного Ульяновского школьника, или Путешествие по родному краю»: общеинтеллектуальное направление. -М.: Издательство «Планета», 2013г. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов (6-9 лет).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В итоге изучения курса учащиеся расширят кругозор и словарный запас, пополнят знания о родном крае: его природе, знаменитых людях, памятниках природы; продолжат формировать систему духовно-нравственных ценностей, основы которых начали закладываться в семье, приобщатся к истокам родной культуры, семейным традициям.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками даватьэмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироватьсяв учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные:

- формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;

- формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;

- формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно-исторических источников, применять их в новой ситуации;

- формирование элементов творческой деятельности.


Содержание программы


  1. Известные люди родного края


Цель: познакомить с известными людьми родного края, их жизнью, поступками, деятельностью, показать, чем они прославили родной край и вошли в его историю.

1.1-1.2. Тема: Аксаков Сергей Тимофеевич.

Теория: жизнь и творчество писателя.

Практика: знакомство с произведением «аленький цветочек», рассказ о прототипе цветка, раскрашивание иллюстрации из произведения.

Оборудование: книга, произведение «Аленький цветочек», аудиозапись сказки, раскраски к произведению.

Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.

1.3. Тема: Андрей Блаженный.

Теория: юродивый, канонизация, святой.

Практика: знакомство с симбирским святым, знакомство с храмом, где хранятся мощи Андрея Блаженного.

Оборудование: книга, фотографии храма, икон.

Методы и формы: рассказ, демонстрация наглядного материала; коллективная, индивидуальная формы работы.

1.4-1.5 Тема: Гончаров Иван Александрович

Теория: музей Гончарова, памятник дивану Обломова, объекты, связанные с именем И.А.Гончарова.

Практика: работа со статьёй учебника, выполнения практического задания.

Оборудование: книга, фотографии гончаровских мест, произведение И.А.Гончарова.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная, индивидуальная формы работы.


2. Промышленные и культурные объекты родного края.


Цель: познакомить с промышленными и культурными объектами родного края, их значением в жизни родного края.

2.1.Тема: Моя малая родина.

Теория: Кодекс жителя Ульяновской области, знаменитые люди Ульяновской области.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, стихотворения.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.

2.2-2.3.Тема: Символы Ульяновска.

Теория: герб, гимн Ульяновска.

Практика: знакомство и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, иллюстрация герба, текст гимна Ульяновска.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы

2.4. Тема: Ульяновск-город семи ветров.

Теория: крупный город России, административный центр Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии города Ульяновска.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

3.Географические объекты.


Цель: познакомить с географическими объектами Ульяновской области.

3.1. Тема: Аммонит.

Теория: гигантские беспозвоночные моллюски.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов аммонитов.

Оборудование: книга, образцы аммонитов, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

3.2. Тема: Белемнит.

Теория: вымершие головоногие моллюски.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, рассматривание образцов белемнитов.

Оборудование: книга, образцы белемнитов, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.

3.3. Тема: Река Волга.

Теория: Волжское водохранилище, Президентский мост.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии, иллюстрации.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.

3.4. Тема: Река Свияга.

Теория: Свияга- река Ульяновской области.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.

3.5. Тема: Симбирцит.

Теория: поделочный камень из группы кальцитов, памятник симбирциту в Ульяновске.

Практика: чтение и обсуждение статьи книги, фотографий.

Оборудование: книга, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная, индивидуальная формы работы.

4. Памятники природы.


Цель: познакомить с памятниками природы Ульяновской Области, их расположение значимостью, природоохранными мероприятиями.

4.1-4.2. Тема: Винновская роща.

Теория: памятник природы, истории и культуры.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение учебника, разгадывание кроссворда о растениях Винновской рощи, раскрашивание листьев.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный; коллективная формы работы.

4.3-4.4. Тема: Маришкин родник.

Теория: памятник природы- родник в Ленинском районе города Ульяновска.

Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статьи учебника.

Оборудование: книга, карта Ульяновской области, фотографии, сообщение детей.

Методы и формы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; коллективная формы работы.

5. Растения Ульяновской области.


Цель: познакомить с растениями ( в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их произрастания, практической значимостью.

5.1-5.5. Темы: Адонис волжский.

Борец северный

Венерин башмачок

Строятся по единому плану:

- чтение и обсуждение;

- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;

- работа с картой Ульяновской области и выяснение места произрастания данного растения;

- отличительные особенности данного растения;

- полезные свойства растения;

- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;

- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов);

- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;

- чтение произведений о растениях.

6. Животные Ульяновской области.


Цель: познакомить с животными Ульяновской области (в том числе и редкими, исчезающими), особенностями их проживания, практической значимостью.

6.1.-6.8. Темы: Аист чёрный

Богомол

Выхухоль русская

Дрофа

Елец

Ёрш

Строятся по единому плану:

- чтение и обсуждение;

- работа с энциклопедией или поиск информации в сети Интернет;

- работа с картой Ульяновской области и выяснение места обитания данного животного;

- отличительные особенности данного животного;

- знакомство с информацией из рубрики «Это интересно»;

- выполнение практических заданий (раскрашивание, решение задач, кроссвордов, составление рецептов);

- исследовательская работа в рубрике «Выполни со взрослыми»;

- чтение произведений о животных.

6.9. Тема: Испытай себя.

Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Методы и формы: контроль знаний, индивидуальная работа.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество несколько человек по какой-либо учебной теме.

  • игровая

  • познавательная

  • краеведческая

  • просмотр мультфильмов

  • посещение музеев

  • посещение библиотеки

  • праздники

  • конкурсы

  • олимпиады

  • викторины

Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, творческие задания, итоговый праздник.

Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Аудиторные

Внеауди-торные

1

Известные люди родного края.

5

3

2

2

Промышленные и культурные объекты родного края


4

4


3

Географические объекты


5

5


4

Памятники природы


4

2

2

5

Растения Ульяновской области


5

3

2

6

Животные Ульяновской области

9

6

3

7

Испытай себя

1

1


8

Итого

33

24

9




Календарно- тематическое планирование


№п/п

Тема

Количество часов

Дата

По плану

факт


Известные люди родного края




1-2

Аксаков Сергей Тимофеевич

2



3

Андрей Блаженный

1



4-5

Гончаров Иван Александрович

2




Промышленные и культурные объекты родного края




6

Моя малая родина

1



7-8

Символы Ульяновска

2



9

Ульяновск- город семи ветров

1




Географические объекты




10

Аммонит

1



11

Белемнит

1



12

Река Волга

1



13

Река Свияга

1



14

Симбирцит

1




Памятники природы




15-17

Винновская роща

3



18-19

Маришкин родник

2




Растения ульяновской области




20-21

Адонис волжский

2



22-23

Борец северный

2



24

Венерин башмачок

1




Животные Ульяновской области




25-26

Аист чёрный

2



27

Богомол

1



28-29

Выхухоль русская

2



30

Дрофа

1



31

Елец

1



32

Ёрш

1



33

Испытай себя

1