Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заларинская средняя общеобразовательная школа № 2
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР: Директор школы:
________________ _______________
/Т.В.Рожкова / /Т.И.Сидорова/
«___» ________ 2022 г. «___»_________2022 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности «Тайны слова»
для учащихся 9 Б класса
на 2022-2023 учебный год
Разработала: Чемезова Н.В. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
Рассмотрена на заседании
методического объединения,
протокол № 1
от «__» августа 2022 г.
Руководитель МО:
_______________
/Беляева Н.А./
п. Залари
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны слова» составлена на основе:
- Требований к планируемым результатам освоения ООП ООО МБОУ ЗСОШ №2 в соответствии с ФГОС ООО.
- Учебного плана МБОУ ЗСОШ № 2.
- Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу, внеурочной деятельности в МБОУ Заларинской СОШ № 2.
Цель: обобщить и углубить теоретические знания по русскому языку, совершенствовать речевые умения школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций, научить создавать тексты разных стилей речи в письменной и устной форме.
Задачи курса: Обучающие
учащихся; закрепить и расширить знания учащихся о тексте;
способствовать развитию речи и мышления, а также коммуникативной компетентности учащихся;
обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.
Воспитывающие
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладение культурой межнационального общения;
формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Развивающие
развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
1) сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу, к родному языку;
2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими и нравственными ценностями, готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
3) сформированность эстетического отношения к русскому языку;
4) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные УУД:
1) формирование знаний, понимание и принятие личностью ценностей, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
Коммуникативные УУД:
1) способность учитывать позицию собеседника, уважительное отношение к иному мнению, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и
сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности.
2) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
3) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
4) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности
Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие
литературным нормам. (1ч.)
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах - проведение диагностики словарного запаса учащихся.
Основные виды деятельности: групповая
Тема 1. Орфоэпические нормы. (1ч.)
Орфоэпические нормы. Произношение гласных и согласных звуков, особенности ударения в русском языке. Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Тема 2. Лексические нормы. (1ч.)
Анализ норм употребления слов. Определение лексического значения слова, средств выразительности, особенностей употребления фразеологизмов.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: знакомство с фразеологическими словарями. Проект «Значение и роль фразеологизмов в речи»
Основные виды деятельности: групповая
Тема 3. Грамматические нормы. (1ч.)
Морфемный анализ слова. Основные способы словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Словообразовательный анализ текстов.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лингвистическая игра «В глубь слова».
Основные виды деятельности: групповая
Тема 4. Орфография (1ч.)
Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н- и -нн-). Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи. Правописание Ъ и Ь. Правописание частицы же, бы
Формы организации занятий внеурочной деятельности:
Основные виды деятельности: групповая
Тема 5. Содержательно-композиционный анализ текста (1ч.)
Анализ художественного и научно-популярного текстов.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: викторина «Узнай текст по признакам…»
Основные виды деятельности: групповая
Тема 6. Синтаксические нормы и пунктуация. (1ч.)
Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов. Интонационное богатство русской речи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Индивидуальный проект «Определи пунктуационную ошибку ». Игра «Третий лишний».
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Тема 7. Литературное редактирование. Работа с текстами. (1ч.)
Литературная правка текстов.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Тематическое планирование
№ | Раздел/Тема | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Правильность речи, её соответствие литературным нормам. | 1 |
2 | Орфоэпические нормы. | 1 |
3 | Лексические нормы | 1 |
4 | Грамматические нормы | 1 |
5 | Орфография | 1 |
6 | Содержательно-композиционный анализ текста | 1 |
7 | Синтаксические нормы и пунктуация | 1 |
8,5 | Литературное редактирование. Работа с текстами | 1,5 |
Итого: | 8,5 часа |