1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учусь создавать проект» для обучающихся 1, 2 классов разработана в соответствии с требованиями:
-
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
-
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
-
приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС среднего общего образования»;
-
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
-
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
-
плана внеурочной деятельности начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом от 01.09.2021 № 204 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования»;
-
положения о рабочих программах курса внеурочной деятельности
-
авторской программы «Учусь создавать проект» под редакцией Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи:
-
Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
-
Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
-
Обучить основам оформления работ.
-
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
-
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Внеурочная деятельность «Учусь создавать проект» в учебном плане входит в общеинтеллектуальное направление.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для ступени начального общего образования. Внеурочная деятельность «Учусь создавать проект» в начальной школе изучается с 1 класса по 4 класс. В 1 классе на внеурочную деятельность «Учусь создавать проект» отводится 33 ч (1 час в неделю, 33 учебные недели), во 2 – 4-х классах по 34 ч (1 час в неделю, 34 учебные недели).
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
Личностные результаты:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Формируемые/совершенствуемые универсальные учебные действия:
- интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка;
- умение работать с информацией;
- опыт целеполагания;
- ребёнок приобрёл опыт планирования;
- расширение кругозора;
- развитие мышления;
- развитие эмоциональной сферы;
- опыт публичного выступления.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»
1 класс
1 четверть (8 часов)
Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего проекта. Как собирать материал. Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения.
2 четверть (8 часов)
Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди - твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка». Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.
3 четверть (9 часов)
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.
4 четверть (8 часов)
Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. Советы на лето от Мудрого Дельфина.
2 класс
1 четверть (8 часов)
Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение».
2 четверть (8 часов)
Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». Играем в ученых. Это интересно.
3 четверть (10 часов)
Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение). Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point. Значимость компьютера в создании проектов. Первые шаги составления презентации на компьютере. Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина». Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ».
4 четверть (8 часов)
Играем в ученых. Это интересно. Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурсов. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. Играем в ученых. Это интересно. Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина.
4. Тематическое планирование
1 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | 1 четверть | 8 ч. |
2 | 2 четверть | 8 ч. |
3 | 3 четверть | 9 ч. |
4 | 4 четверть | 8 ч. |
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
2 класс
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов |
1 | 1 четверть | 8 ч. |
2 | 2 четверть | 8 ч. |
3 | 3 четверть | 10 ч. |
4 | 4 четверть | 8 ч. |
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
Календарно-тематическое планирование для 1 класса
№ | Тема раздела, количество часов | Тема занятия | К-во ч. | Дата проведения |
1 | 1 четверть (8 часов) | Кто я? Моя семья. | 1 | |
2 | Чем я люблю заниматься Хобби. | 1 | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы твоего проекта. | 1 | |
4 | Как собирать материал. Твои помощники. Этап | 1 | |
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 | |
6 | Проблема. | 1 | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | |
8 | Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. | 1 | |
9 | 2 четверть (8 часов) | Цель проекта. | 1 | |
10 | Задача проекта. | 1 | |
11 | Выбор нужной информации. | 1 | |
12 | Интересные люди - твои помощники. | 1 | |
13 | Продукт проекта. | 1 | |
14 | Виды продукта. Макет. Знакомство с понятием «макет», «поделка» | 1 | |
15 | Повторение пройденных проектных понятий. | 1 | |
16 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 | |
17 | 3 четверть (9 часов) | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. | 1 | |
18 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 1 | |
19 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление. | 1 | |
20 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 | |
21 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 1 | |
22 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. | 1 | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | |
24 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | |
25 | Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | |
26 | 4 четверть (8 часов) | Повторение. Давай вспомним. | 1 | |
27 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 | |
28 | Играем в ученых. Поилка для цветов. | 1 | |
29 | Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | |
30 | Тест «Чему я научился?» | 1 | |
31 | Памятка для учащегося-проектанта. | 1 | |
32 | Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. | 1 | |
33 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
№ | Тема раздела, количество часов | Тема занятия | К-во ч. | Дата проведения |
1 | 1 четверть (8 часов) | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. | 1 | |
2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». | 1 | |
3 | Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. | 1 | |
4 | Выбор помощников в работе над проектом. | 1 | |
5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». | 1 | |
6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». | 1 | |
7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | |
8 | Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». | 1 | |
9 | 2 четверть (8 часов) | Цель проекта | 1 | |
10 | Задачи проекта | 1 | |
11 | Сбор информации для проекта | 1 | |
12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 | |
13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. | 1 | |
14 | Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» | 1 | |
15 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | |
16 | Тест «Чему ты научился?» | 1 | |
17 | 3 четверть (10 часов) | Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) | 1 | |
18 | Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Презентация. | 1 | |
19 | Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point Значимость компьютера в создании проектов. | 1 | |
20 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | |
21 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 | |
22 | Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией | 1 | |
23 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | |
24 | Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | |
25 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки | 1 | |
26 | Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» | 1 | |
27 | 4 четверть (8 часов) | Играем в ученых. Это интересно | 1 | |
28 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | |
29 | Памятка жюри конкурсов | 1 | |
30 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | |
31 | Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией | 1 | |
32 | Играем в ученых. Это интересно | 1 | |
33 | Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам | 1 | |
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина | 1 | |