Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №122»
Принята на заседании Утверждаю
методического совета Директор МБОУ СКОШ №122
от « » августа 2023 года ___________Пачурина В.В.
Протокол №1 Приказ №203
от « » августа 2023 года
Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно- спортивной направленности
«Волейбол»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы – 68 часов
Возраст обучающихся первого года обучения: 12-15 лет
Автор-составитель:
Аккужина Дина Рустамовна
педагог дополнительного образования
Г.Снежинск 2023 г.
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» является модифицированной и разработана на основании следующих нормативных документов:
Дополнительная образовательная программа должна быть составлена в соответствии с:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
-приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом и локальными актами учреждения.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Уровень реализации программы – базовый (основной).
Актуальность программы. Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Обоснование новизны программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Адресат дополнительной общеразвивающей программы: данная программа предназначена для учащихся в возрасте 12-15 лет.
Объем и срок освоения программы:
1 модуль- 33 часа
2 модуль – 35 часа
Всего - 68 часов
Формы обучения: Обучение по программе ведется с использованием различных форм: очное обучение, (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
При необходимости возможна реализация программы с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн.
Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы (электронная платформа для видеозанятий - занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн); цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения (он-лайн), остальное время отводится на выполнение творческих заданий и индивидуальные консультации с учащимися (оф-лайн).
Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие методы обучения:
Словесный – подача нового материала;
Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир.
Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.
Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.
Метод стимулирования познавательного интереса.
Наблюдение и анализ.
Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Практические и теоретическое.
Особенности организации образовательного процесса:
Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач. Строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность. Использование разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов. Гибкая информационная система контроля знаний, умений и навыков. Планирование учебных занятий секции согласовано с общим планом физкультурно-массовой работы школы. Основной формой занятия является спортивная тренировка. Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе возможно как в очном формате, так и с применением обучения в дистанционном формате.
Состав группы: участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 12 человек.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
Режим занятий: вторник, четверг.
Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15-минутные перерывы.
Занятия проводятся один раз в неделю, по 2 часа: первая часть занятия длится 45 минут, за которой следует перерыв (15 минут), вторая часть занятия также составляет 45 минут, организационный момент – 15 минут.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: содействие физическому развитию учащихся и привитие стойкого интереса к систематическим занятиям спортом путем обучения игры в волейбол.
Задачи реализации программы:
Образовательные:
- Обучение техническим и тактическим основам спортивной игры –волейболу, дальнейшее совершенствование технических и тактических приемов игры.
- Освоение учащимися знаний для занятий волейболом,
- Овладение умениями и навыками игры в волейбол.
- Развитие силы, ловкости, координации движений, быстроты реакции.
- Воспитание интереса к волейболу.
Развивающие:
- Развитие спортивных способностей обучающихся.
- Развитие желания участвовать в соревнованиях проводимых в течение года.
Воспитательные:
- Воспитать упорство трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
- Воспитание трудолюбия, коммуникабельности, чувства товарищества и патриотизма.
Воспитательный потенциал
Воспитательная система является ценностно и личностно ориентированной, это целостный социальный организм, рождающийся в процессе взаимодействия в сотворчестве взрослых и детей. В условиях воспитательного пространства каждый ребёнок имеет возможность получения духовного, интеллектуального, физического, социального развития, удовлетворения творческих и образовательных потребностей, формирования гражданской позиции.
Особенность воспитательного процесса состоит в том, что его специфика заключается в осуществлении воспитания обучающихся в процессе учебно-тренировочных занятий и участия во всех спортивно-массовых мероприятиях.
Цель: развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности ребенка, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
формировать осознанное восприятие учащимися ценности своего
здоровья;
научить обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей;
развивать основные физические способности;
укреплять здоровье обучающихся;
воспитывать патриотизм и гражданское сознание, доброжелательное отношение к родителям, окружающим, сверстникам;
воспитывать любовь к малой Родине, её истории, культуре, традициям;
развивать уверенность в себе, положительную самооценку;
формировать навыки безопасного поведения и умения грамотно их применить в жизни;
совершенствовать систему эффективного сотрудничества с родителями
(законными представителями);
Направления, формы и содержание воспитательной деятельности
Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность. Направления:
1. Гражданско-патриотическое воспитание
2. Духовно-нравственное воспитание
3. Здоровьесберегающее воспитание
4.Взаимодействие с родительской общественностью
Формы воспитательной работы:
Организация и проведение бесед, встреч со знаменитыми спортсменами, тренерами, показательные выступления, мастер-классы, конкурсы, анкетирование по вопросам ЗОЖ; участие в традиционных и праздничных мероприятиях на территории города Искитима и НСО; спортивно-массовые мероприятия ДЮСШ; спортивномассовые мероприятия в группе.
Планируемые результаты
будет сформировано осознанное восприятие учащимися ценности своего здоровья;
обучающиеся научатся обладанию эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешного достижения поставленных целей;
будут развиты основные физические способности;
укрепление здоровья воспитанников;
будут воспитаны патриотизм и гражданское сознание, доброжелательное отношение к родителям, окружающим и сверстникам;
будет развита уверенность в себе и положительная самооценка;
будут сформированы навыки безопасного поведения и умения грамотно их применить в жизни;
будет выстроена система сотрудничества с родителями;
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план обучения
1 модуль
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Общая физическая подготовка | 33 | 1 | 32 | Контрольное упражнение |
1.1 | Основы методики обучения в волейболе | 1 | | | |
1.2 | Обучение технике подачи мяча. Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении) Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. | 1 | | 1 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
1.3 | Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх | 1 | | 1 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
1.4 | ОФП. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. Тактика вторых передач. | 1 | | 1 | |
1.5 | Нападающий удар через сетку | 1 | | 1 | |
2. | Техника нападения | 15 | | 4 | Контрольное упражнение |
2.1 | Командные тактические действия в нападении, защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | 5 | | 4 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
2.2 | Игры развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | 5 | | 4 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
2.3 | Блокирование нападающих ударов | 5 | | 5 | |
3. | Игра по правилам с заданием | 13 | | 13 | Контрольное упражнение |
3.1 | Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. | 5 | | 5 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
3.2 | Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя руками сверху у стены. Прием и передача мяча снизу двумя руками Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. | 5 | | 5 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
3.3 | Основы техники и тактики игры | 3 | | 5 | |
| Итого | 33 | 1 | 32 | |
2 модуль
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Обучение технике перемещения и передачи мяча | 35 | 1 | 34 | Контрольное упражнение |
1.1 | Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх | 10 | 1 | 9 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
1.2 | Передача мяча снизу двумя руками над собой. Передача мяча снизу двумя руками в парах. Верхняя прямая подача. Нижняя боковая подача. Верхняя передача мяча. | 8 | | 8 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
1.3 | Система игры в защите. | 5 | | 5 | |
2. | Игра по правилам с заданием | 16 | | 16 | Контрольное упражнение |
2.1 | Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. | 8 | | 8 | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы |
2.2 | Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. | 4 | - | 4 | тестирование на знание правил соревнований и терминологии |
| Итого | 35 | 1 | 34 | |
Содержание программы обучения.
1 модуль
Обучение технике перемещения и передачи мяча .
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча.
Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля: Техническая подготовка (ТП)
(Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки).
Техника нападения
Практика: Отработка приемов. Командные тактические действия в нападении, защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий. Игры развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости. Судейство учебной игры в волейбол.
Игра «Волейбол». Подача в прыжке.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).
Игра по правилам с заданием
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол.
Форма контроля: Специальная физическая подготовка (СФП)
(Подвижные игры. Эстафеты).
2 модуль
Обучение технике перемещения и передачи мяча .
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча.
Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).
Контрольно-оценочные и переводные испытания
Игра по правилам с заданием
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол.
Форма контроля: Контрольно-оценочные и переводные испытания
1.4. Планируемые результаты.
Планируемые результаты и способы проверки их результативности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы дополнительного образования
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по волейболу являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития волейбола характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными игроками , выделять отличительные признаки и элементы.
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных задач
В конце обучения учащиеся будут узнают:
физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
понятия «Техника игры», «Тактика игры»
правила игры
первичные навыки судейства.
научатся:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
владеть основными техническими приемами
применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом
Предметные результаты:
-знание правил техники безопасности и профилактики травматизма;
-формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и своих основных физических качеств и функциональных возможностей;
-формирование умение выполнять комплексы общеразвивающих и оздоровительных упражнений;
-овладение знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2023-2024 учебный год.
Год обучения: первый
Количество учебных недель: 34
Количество учебных дней:
Сроки учебных периодов: 1 полугодие с 01.09.2023 по 30.12.2023
2 полугодие с 11.01.2024 г. по 31.05.2024 г.
1 модуль
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема занятия | Коллективная | Форма контроля | Примечание |
1 | | | 1 | Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
2 | | | 1 | Обучение технике подачи мяча. Передача сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении) Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
3 | | | 1 | Командные тактические действия в нападении, защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов и тактических действий | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
4 | | | 1 | Игры развивающие физические способности Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | Коллективная | сдача контрольных нормативов по ОФП | |
5 | | | 1 | Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
6 | | | 1 | Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещениемПередача мяча двумя руками сверху у стены. Прием и передача мяча снизу двумя руками Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
7 | | | 1 | Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
8 | | | 1 | Передача мяча снизу двумя руками над собой. Передача мяча снизу двумя руками в парах. Верхняя прямая подача. Нижняя боковая подача. Верхняя передача мяча. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
9 | | | 1 | Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. | Коллективная | тестирование на знание правил соревнований и терминологии | |
10 | | | 1 | Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно – тренировочная игра в волейбол. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
11 | | | | ОФП. Совершенствование навыков приема и передачи мяча сверху двумя руками. Тактика вторых передач. Учебная игра | Коллективная | | |
12 | | | | Приемы мяча. | Коллективная | | |
13 | | | | Прием мяча с падением. | Коллективная | | |
14 | | | | Блокирование одиночное | Коллективная | | |
15 | | | | Блокирование групповое | Коллективная | | |
16 | | | | Групповые действия в защите внутри линии и между линиями | Коллективная | | |
17 | | | | Прием мяча: на задней линии от нижней прямой и боковой подачи. Учебная игра. | Коллективная | | |
18 | | | | Прием мяча: нижней и верхней прямой подачи в зоне нападения. | Коллективная | | |
19 | | | | Прием мяча: сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину. Учебная игра. | Коллективная | | |
20 | | | | Прием мяча: с низу двумя руками и одной рукой с падением в перед на руку и перекатом на грудь. Учебная игра. | Коллективная | | |
21 | | | | Нападающий удар через сетку: по ходу из зоны 3,4 и 2. Игра. | Коллективная | | |
22 | | | | Нападающий удар через сетку: в зонах 4 и 2 с передачей из глубины площадки. Учебная игра. | Коллективная | | |
23 | | | | Нападающий удар через сетку: из зоны 3 с высоких и средних передач. Учебная игра. | Коллективная | | |
24 | | | | Нападающий удар через сетку: с удаленных от сетки передач. Игра. | Коллективная | | |
25 | | | | Блокирование нападающих ударов: одиночные и групповые в зонах 4 и 2, выполненных с передачи из зоны 3. Учебная игра. | Коллективная | | |
26 | | | | Блокирование нападающих ударов: по ходу, выполняемых из зон 4-3 и 2-3 в известном направлении. Учебная игра. | Коллективная | | |
27 | | | | Индивидуальные тактические действия: выбор и способ отбивания мяча через сетку. Учебная игра. | Коллективная | | |
28 | | | | Передача сверху двумя руками, кулаком снизу. Учебная игра. | Коллективная | | |
29 | | | | Выбор места для выполнения блокирования нападающего удара. | Коллективная | | |
30 | | | | Выбор места для выполнения нападающего удара. Игра. | Коллективная | | |
31 | | | | Взаимодействие игроков передней линии в нападении. Игра. | Коллективная | | |
32 | | | | Взаимодействие игроков задней и передней линии в нападении и при приеме подачи. Учебная игра. | Коллективная | | |
33 | | | | Защитные действия игроков внутри линии при приеме подач. Игра. | Коллективная | | |
34 | | | | Защитные действия игроков внутри линии при приеме подач. Игра. | Коллективная | | |
Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2023-2024 учебный год.
2 модуль
№ | Дата по плану | Дата по факту | Кол-во часов | Тема занятия | Форма занятия | Форма контроля | Примечание |
35 | | | 1 | Перемещение игроков при подаче и приёме мяча. Стойки основная, низкая; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений. Нижняя прямая (боковая); из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки. | коллективная | групповые тренировочные занятия | |
36 | | | 1 | Нападающие действия игроков передней линии при второй передачи. Учебная игра. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
37 | | | 1 | Система игры в защите. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
38 | | | 1 | Приём подачи Передача мяча двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой. Прием мяча двумя снизу. Нижняя прямая подача. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
39 | | | 1 | Приём подачи Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
40 | | | 1 | Приём подачи Верхняя прямая подача Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
41 | | | 1 | Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
42 | | | 1 | Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5 в зону 3. . Прием мяча с подачи. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
43 | | | 1 | Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с подачи в зону 3. Передача из зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
44 | | | 1 | Верхняя прямая подача в прыжке. | Коллективная | тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы | |
45 | | | | Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону | Коллективная | | |
46 | | | | Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4 | Коллективная | | |
47 | | | | Атакующие удары. Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенному партнером; удар с передачи. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
48 | | | | Нападающий удар по неподвижному мячу Нападающий удар с собственного подбрасывания мяча Прямой нападающий удар с разбега. Одиночное блокирование. | Коллективная | | |
49 | | | | Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
50 | | | | Групповые действия волейболистов Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; при второй передаче игроков зон 3, 4, 2; взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приёме подачи | Коллективная | | |
51 | | | | Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. | Коллективная | | |
52 | | | | Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. | Коллективная | | |
53 | | | | Упражнения на развитие прыгучести. Прыжковые упражнения с отягощениями и без них. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо. Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
54 | | | | Упражнения на развитие прыгучести. Прыжки из глубокого приседа. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бёдра). Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. | Коллективная | | |
55 | | | | Блокирование в прыжке; блокирование удара по подброшенному мячу (блокирующий на подставке, на площадке), удар с передачи (блок). | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
56 | | | | Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар с поворотом туловища Индивидуальное блокирование. | Коллективная | | |
57 | | | | Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар без поворота туловища (с переводом рукой). Групповое блокирование. | Коллективная | | |
58 | | | | Нижняя прямая, верхняя прямая подачи по определенным зонам. Неожиданные передачи мяча через сетку на площадку соперника. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
59 | | | | Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 3. | Коллективная | | |
60 | | | | Групповые тактические действия в нападении: взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2. | Коллективная | | |
61 | | | | Система игры в защите «углом вперед». Учебно – тренировочная игра в волейбол с заданиями. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
62 | | | | Совершенствование техники нападающего удара по блоку в аут. | Коллективная | | |
63 | | | | Совершенствование техники нападающего удара в зону 4. | Коллективная | | |
| | | | Совершенствование техники нападающего удара в зону 1. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
64 | | | | Совершенствование техники нападающего удара в зону 6. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
65 | | | | Совершенствование техники нападающего удара по диагонали. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
66 | | | | Совершенствование техники нападающего удара в зону 5. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
67 | | | | Совершенствование техники нападающего удара в зону 2. | Коллективная | групповые тренировочные занятия | |
68 | | | | Организация и проведение соревнований на первенство школы по волейболу среди команд юношей и девушек 9 классов. | Коллективная | | |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал с волейбольной разметкой площадки, волейбольной сеткой.
1. Спортивный зал;
2. Волейбольная сетка;
3. Методические материалы, рекомендации;
4. Игровая форма (спортивная форма соревновательная);
5. Волейбольные мячи;
6. Набивные мячи;
7. Скакалки;
8. Компрессор для накачивания мячей;
9. Стойки, разметочные фишки и конусы;
10. Гимнастические маты;
11. Секундомер;
12. Свисток.
При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, в качестве основного информационного ресурса, а также осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через консультации педагогов как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
2.3.Форма контроля
Формой подведения итогов являются: контрольные упражнения и игры, тесты, сдача нормативов, соревнования. Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
2.4. Оценочный материал
Основной показатель работы дополнительной программы - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного цикла.
В конце года все учащиеся сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
2.5 Методический материал
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении
принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных. Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включаются:
метод непрерывности и цикличности учебно- тренировочного процесса;
метод максимальности и постепенности повышения требований;
метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы. Практические занятия – основная форма работы с детьми, где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки. Приобретенные умения и навыки используются обучающимися в соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся условий. Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического и тактического приема. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов. Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно- тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные – на формирование технических навыков и тактических умений. В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений. Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия.
Методы организации и проведения образовательного процесса: Словесные методы:
Описание
Объяснение
Рассказ
Разбор
Указание
Команды и распоряжения
Подсчёт
Наглядные методы:
Показ упражнений и техники волейбольных приёмов
Использование учебных наглядных пособий
Видеофильмы, DVD, слайды
Жестикуляции
Практические методы:
Метод упражнений
Метод разучивания по частям
Метод разучивания в целом
Соревновательный метод
Игровой метод
Непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Основные средства обучения:
Общефизические упражнения
Специальные физические упражнения
Упражнения для изучения техники передвижений, техники и тактики волейбола в нападении и защите и совершенствование их в групповых и командных действиях
Подвижные и подготовительные игры.
По программе можно использовать следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Googl Form, Skype, чаты в Viber и WatsUp., ВКонтакте многие другие; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; email; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.– 83 с.
2. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
Список литературы для обучающихся и родителей
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 1989.
3. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975.
4. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977.
5. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.