1. Общая часть |
Предмет ОРКСЭ. Основы светской этики Класс 4 |
Тема урока Стыд, вина и извинение. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда. | П. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Р. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Адекватное восприятие и понимание оценки учителя. К. Умение формулировать собственное мнение и позицию. Умение в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что – нет. | Развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими. Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Опираясь на основы общечеловеческих нравственных ценностей, делать выбор в предложенных ситуациях. |
Цель урока | Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние извинение, прощение. |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Мультимедийная презентация (Microsoft Office PowerPoint ). Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Л. Н. Толстой. Косточка. Репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка» Сборник русских народных пословиц и поговорок. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
7 минут | Создание проблемной ситуации: прослушивание фонограммы Л. Н Толстого «Косточка». Обсуждение. - Почему мальчик заплакал? О каком чувстве будем сегодня говорить? Сообщение темы урока. - Что может вызвать у человека чувство стыда? | | П: -строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; Р: -определять цель деятельности на уроке К: - слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме. |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
12 минут | Работа над репродукцией картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка»: Беседа, обсуждение. Работа над понятиями стыд, вина, извинение, прощение: Беседа, работа с учебником. | .П: - извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; К: - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; Р: - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
14 минут | Вывод по теме урока. Работа со схемой: расположить слова по порядку: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. Разъяснение понятий. Запись в тетрадь. Работа над этикетными словами: вежливые слова. 5 шагов к правильному извинению. Что еще важно помнить при извинении? | | .П: - извлекать информацию из текста, схемы; - строить речевое высказывание в устной форме; - делать выводы на основе анализа объектов; - осуществлять синтез, составлять целое из частей; - устанавливать причинно-следственные связи; .К: -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; Р: - понимать цель выполняемых действий; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
7 минут | Игра «Доскажи словечко» (Легче на душе становится, когда тебя…. ) И т.д. Работа в группах. Составление пословиц и их объяснение. | П: -извлекать информацию из текста; -строить речевое высказывание в устной форме; -делать выводы на основе анализа объектов; К: - слушать и понимать других; -строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Р: -в диалоге с учителем оценивать свою работу и работу других учащихся. |
| | |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
5 минут | Работа по таблице Эдварда де Боно . Плюс - понравилось на уроке, минус – не понравилось, интересно - все любопытные факты урока. | К: - слушать и понимать других; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
Домашнее задание: Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ. |