СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Люди труда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие на тему "Люди труда" формирут чувство гордости за Родину, систематизирует представление о большой и малой Родине, формирует уважительное отношение к труду, к людям труда.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Люди труда"»

Конспект занятия внеурочной деятельности

на тему «Люди труда»


Цель: Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников.

Задачи:

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину

  2.  Систематизация представлений у обучающихся о большой и малой Родине.

  3. Формирование уважительного отношения к труду, к людям труда.

  4. Формирование нравственных качеств личности на примере жизни и трудового подвига М.И. Лимасова.


Планируемые результаты.

Личностные. Осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, за своих земляков; Положительное отношение и интерес к изучению истории своего края; Понимание необходимости здорового образа жизни и наличие положительных нравственных качеств личности в жизни человека.

Предметные. понимание взаимосвязи между Россией и малой Родиной. Умение соотносить исторические события края с историей страны.

Метапредметные

Регулятивные: Понимание цели познавательной деятельности и планирование своих действия в соответствии с целью;

Познавательные: Умение внимательно слушать, понимать информацию. Умение работать со словарём, с текстовыми заданиями, опорными картами. Под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями.

Коммуникативные: Умение сотрудничать с одноклассниками, устанавливать очерёдность действий, учитывать мнение одноклассника с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Основные понятия: Россия, Родина, Отечество, малая Родина – Ульяновская область, г. Ульяновск, земляк, профессия, ремесло, трудовой стаж, семейная реликвия.


Оборудование: мультимедийная установка, опорные карточки, портрет М.И. Лимасова.

Ход знятия

  1. Организационный момент.

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы проведем занятие на тему «Люди труда».

  1. Актуализация знаний

Звучит песня «Россия - Родина моя!»


Учитель. Ребята, о чем эта песня?

Ответы учеников. Эта песня о России, о нашей Родине, о нашем Отечестве.

Учитель. Почему мы Россию называем Родиной?

Ответы учеников. Родиной мы называем Россию, потому что мы здесь родились, здесь всё для нас родное. Здесь живут наши родные…

Учитель. А почему называем Отечеством?

Ответы учеников. Отечеством мы называем Россию, потому что здесь живут и жили наши предки: отцы, деды и прадеды.

Учитель.

Россия – самая большая страна в мире. Она расположена на материке Евразия.


Ученик.

Здравствуй, Родина! Здравствуй, Россия!

Мы вот так узнаем тебя:

По морям твоим синим-синим

И по желтым твоим степям.

По озерам, голубым росинкам

И по ниткам жемчужных рек

Мы тебя узнаем красивой,

Чтоб запомнить тебя на век.


  1. Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.


Учитель.

Есть в нашей России область одна,

Ее ты на карте найдешь без труда.

Находится область в лесостепи,

По обе стороны Волги-реки.

Там Ленин родился, и Пластов там жил,

Труды там свои творил Карамзин.

Симбирской губернией раньше была

А как же сейчас зовётся она?

Ответы учеников. Ульяновская область.

Учитель. - Ребята, а какой город самый главный в нашей области?

- Правильно, это Ульяновск, авиационная столица России.

(мультфильм «Визитка города» - 1 мин.)


4. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. 2014 год был объявлен в Ульяновской области годом Человека Труда! Мы выражаем глубокую благодарность своим землякам за то, что не жалея сил, честно трудились и трудятся на благо родного края, родной страны. Среди тружеников края ваши бабушки и дедушки, ваши родители. (Учитель обращает внимание на выставку проектов «Профессии моих родителей») Благодаря их труду вы счастливо живёте и учитесь в школе.

Учитель.

Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он? Как его зовут?

Ну, конечно, это труд!

О труде народом создано много пословиц.

Конкурс «Собери пословицу»

Учитель. Соберите пословицы о труде и прочитайте.

(  С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.

■  Чтоб в почете быть, надо труд свой полюбить.)

Учитель. Вся жизнь человека наполнена трудом. Но труд для каждого человека должен быть желанным, радостным. Давайте послушаем одну историю.

(Сценка. Участвуют ребята).

Автор. Рабочие переносят бревна. Спрашивают первого: «Что ты делаешь?»

Первый рабочий. «Переношу бревна, выполняю тяжелую работу, которую вынужден выполнять…».

Автор. Спрашивают второго: «Что ты делаешь?»

Второй рабочий «Я деньги зарабатываю».

Автор. Спрашивают третьего: «Что ты делаешь?»

Третий рабочий «Школу новую строю».

Вопрос: Давайте вместе обсудим «Что вложил в труд каждый из этих работников?»

Варианты ответов:

- Первый вложил силу, но дело свое не любит, а потому страдает.

- Второй в дело ум вложил, потому что деньги зарабатывает.

- Третий в дело душу вложил, а потому он самый счастливый!


Конкурс загадок «Отгадай профессию»

От вирусов злобных компьютер наш чист:

Программы и файлы спасет ... (Программист)

Вот вам чертёж, где каждый размер

Новой детали дал ... (Инженер)

Расчёт зарплаты - знать пора -

Проводят в срок ... (Бухгалтера)

У станка он дни и ночи,

Всё умеет, он - ... (Рабочий)

Учитель. - О какой професси идёт речь в следующем стихотворении?

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг.

(Токарь.)

Учитель. Давайте посмотрим в словаре, что это за профессия (Работа со словарём)

Ученик. Токарь – это рабочий по механической обработке твёрдых материалов.

 5. Первичное усвоение новых знаний.

  Учитель.- Ребята, сегодня мы познакомимся с жизнью одного уважаемого человека, нашего земляка, токаря патронного завода Михаила Ивановича Лимасова.

  • Михаил Иванович Лимасов – известный человек не только на заводе и в городе, но и далеко за его пределами.

  • За долгие годы безупречной работы почетных наград и званий у Михаила Ивановича, не счесть: «Ветеран труда»,

  • «Лучший токарь завода»,

  • «Почетный работник объединения»,

  • «Заслуженный машиностроитель»,

  • обладатель Почётного знака «За веру и добродетель»,

  • почетный гражданин Ульяновской области.

  • занесен в книгу мировых рекордов Гиннеса -

  • О нем писали в газетах, снимали сюжеты.

(Видеоролик)

  • Этот ролик снят 15 лет назад. Михаил Иванович умер летом 2013 года в возрасте 104 лет. Но до последних дней он трудился. Его трудовой стаж - 83 года.

Учитель. - Как вы думаете, это много или мало? (Очень много).

Неслучайно, Михаила Ивановича занесли в книгу мировых рекордов Гинесса. Другого такого станочника-долгожителя на Земле нет!Девиз жизни Михаила Ивановича «Пока работаю - живу!» « Самое главное в жизни - смолоду подобрать работу по душе, а не по деньгам. Для меня токарить - хобби» - говорил Михаил Иванович.Трудно жилось семье Лимасовых, когда Михаил Иванович был ещё маленьким. Двое детей умерли от голода. Но, несмотря на тяготы жизни, мама отправила Михаила учиться в ремесленное училище, понимая, как важно получить образование и хорошую профессию! Михаил Иванович смолоду полюбил токарное дело. Когда учился в училище, сделал ножной станок и выточил шахматы.

Вот так с любовью рассказывал Михаил Иванович о своей профессии: токарное дело требует большой точности, смекалки, приводит ум и мысли в порядок. Не понимаю, как можно уставать на работе, когда душа поет. На работу всегда иду спокойно, знаю, что буду делать. С работы ухожу в хорошем настроении.

Свой токарный станок Михаил Иванович называл верным другом. Прожить долгую трудовую жизнь помогли физические упражнения. Михаил Иванович даже в почтенном возрасте всегда делал зарядку, ездил на велосипеде. Не курил. В молодые годы был капитаном команды по лёгкой атлетике на стадионе «Волга», хорошо плавал, катался на коньках. Попал в десятку спортсменов, которым первыми в Ульяновске выдали значки ГТО? Любимой игрой были шашки и шахматы. В 1936 году стал чемпионом завода по русским шашкам. С тех пор никогда не проигрывал. Несмотря на многочисленные награды, Михаил Иванович никогда не зазнавался, был очень простым и скромным человеком.

Хотели как-то Михаилу Ивановичу подарить машину, да только он отказался, скромно попросил велосипед, свой-то уже совсем плохенький стал. Мебель в доме Михаила Ивановича старинная, недорогая. Самое дорогое для него были семейные реликвии, которые он бережно хранил. Это часы с кукушкой - свадебный подарок своих родителей и швейную машинку мамы. В этом весь Михаил Иванович. Уважение к своим корням, благодарность родителям. Общительный, уважительный, аккуратный во всём. На улице всегда поздоровается первым, никогда слова дурного не скажет. Дисциплинированный. На завод никогда не опаздывал. Любую работу выполнял точно в срок на 5+. Так рассказывают о Михаиле Ивановиче заводчане.

Недаром во время Великой Отечественной войны Михаил Иванович Лимасов работал в цехе № 5, где были собраны лучшие специалисты завода. Они создавали новые станки, инструменты, патроны.

Неслучайно Лев Николаевич Кошкин, ученый, изобретатель взял себе в помощники Михаила Ивановича. Что у Кошкина было в чертежах, у Лимасова - в металле. Звал потом Кошкин его в Москву, но тот отказался: жалко оставлять родной завод.

Михаил Иванович Лимасов был человек отзывчивый. Долгие годы помогал на заводе молодым рабочим. Ещё при его жизни, была учреждена заводская премия имени Лимасова в размере 100 тысяч рублей, вручаемая особо преуспевшим в профессии. После смерти Михаила Ивановича Лимасова по инициативе жителей Нижней Террасы благоустроен сквер по улице Пионерской, рядом с его домом.

6. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

 Учитель. С кем познакомились на занятии?

Ответы учеников. Мы познакомились с токарем патронного завода, Почётным гражданином Ульяновской области Михаилом Ивановичем Лимасовым.

Сейчас проверим, как вы внимательно слушали?


1. Назовите профессию Михаила Ивановича(токарь)


2. Какой его трудовой стаж? (83 года)


3. В какую книгу занесена его трудовая биография?


4. Какой был девиз у Михаила Ивановича («Пока работаю – живу»)


5. Какие семейные реликвии хранил Михаил Иванович? (часы с кукушкой - свадебный подарок родителей, швейную машинку мамы.)

6. Какие игры он любил? (шашки, шахматы)

Учитель.

- Какие черты характера помогли Михаилу Ивановичу долго жить и работать?

Ответы детей.

(Трудолюбие, любовь и верность своей профессии, дисциплинированность, терпеливость, работоспособность, любовь к спорту, ответственность доброта, уважение к людям, любовь к родителям, скромность, честность, справедливость, вежливость)

Учитель.

- Как вы думаете, а для чего Михаил Иванович так много трудился?

Ответы детей.

(Чтобы принести пользу своей стране)


Учитель.

29 июня 1913 года Михаила Ивановича не стало.

- В памяти земляков он навсегда останется трудолюбивым, светлым и добрым человеком.

  • На вопрос «Не жалеете, что трудились всю жизнь? Что молодые годы были и голодные, изнуряли порой непосильным трудом?

Он отвечал: «Прожитые годы были счастливейшим временем. Мы были дружны, полны светлых надежд, верили в себя, гордились достижениями страны».


Рефлексия (подведение итогов занятия)


Учитель.

- Ребята, может ли такой человек быть примером для нас? И почему?


Учитель. Ребята, какие черты характера вы хотели бы перенять? Чем бы вы хотели быть похожими на Михаила Ивановича?


Мы можем искренне гордиться русским Человеком – тружеником, на которых всегда держалась земля Русская.