СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по русскому языку "Путешествие в мир ребусов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку "Путешествие в мир ребусов"»



Министерство образования и науки РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта внеурочного занятия по русскому языки

«Путешествие в мир ребусов»


Составили студентка 331 группы

Загурская Светлана Александровна

МАОУ СОШ № 16, класс 2А каб. № 15

Дата проведения занятия: 26.09.2023

Смена 1 Номер урока 1

Начало урока 8:00

ФИО учителя школы:

Серебренникова Лидия Валерьевна

ФИО преподавателя-консультанта:

Полякова Валерия Радионовна

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

(Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

(Подпись учителя)

Цель классного часа: познакомить детей с понятием «Ребус», видами и правилами решения ребусов

Задачи

Личностные: проявляют положительное отношение к языковой деятельности; проявляют мотивацию к учебной деятельности; владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; осознают значимость изучения русского языка.

Предметные: участвовать в устном общении на уроке; первоначальное представление о некоторых нормах русского языка; начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших

монологических высказываний;

Метапредметные:

Регулятивные: устанавливать с помощью учителя причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку; оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё; адекватно принимать оценку своей работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,

подчиняться;

Познавательные: ориентироваться в изученных понятиях и соотносить понятие с его краткой характеристикой; высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом; анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Коммуникативные: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога; готовить небольшие выступления о результатах групповой работы; при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;


Оборудование: компьютер, проектор, колонка.

У учителя: презентация, раздаточный материал

У учащихся:

Образовательные ресурсы:





Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Вступительный

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Александровна, и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие по русскому языку.

- Проверьте, всё ли у вас готово к занятию. На партах должны лежать пенал, дневник, все лишнее должно лежать в портфеле.

- Чтобы наше занятие прошло в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим, друг другу частичку тепла: потрите ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам товарища – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Итак, начнем. Чтобы узнать, о чём мы сегодня с вами поговорим, внимательно посмотрите на доску. Что вы видите?

- Правильно, это ребусы.

- А знаете ли вы, что такое ребусы?

- Ребус – это загадка. Но загадка не совсем обычная. Все слова в ребусах изображены при помощи рисунков и различных знаков.

Для того, чтобы прочесть то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять какой знак что изображает.

- А знаете ли вы, какие виды ребусов существуют?

- Значит, что мы сегодня будем делать на нашем занятии?

Предлагаю вам отправиться в путешествие в мир ребусов.

- Тема нашего сегодняшнего занятия – «Путешествие в мир ребусов»


- Мы с вами будем работать в группах, вам необходимо выбрать капитана. (разделить на 4 команды)

- Но прежде чем начать нашу работу, давайте вспомним правила работы в группах.

- Мы не зря выбрали капитана, они будут представлять ваши работы, а также помогать мне.

Дети приветствуют учителя.


Дети прикасаются ладошками друг к другу и дарят хорошее настроение.




Ребусы


Нет






Нет

Узнаем, какие виды ребусов существуют



Слушать других участников, не шуметь, уважать других, отвечать по поднятой руке.

Личностные: проявляют положительное отношение к языковой деятельности; проявляют мотивацию к учебной деятельности; владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; осознают значимость изучения русского языка.



Основной

- Откуда же появились ребусы?

- У ребусов очень интересная история. Когда нам нужно кому-нибудь сообщить наши мысли, то мы выражаем их словами, устно или письменно. Но так было не всегда.

- Давным-давно, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и 5 стрел. Смысл этого письма был таков: “Умеете ли вы летать как птицы, прятаться в землю как мыши, прыгать по болотам как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну”

- Сначала предметы, а потом рисунки заменяли письмо. Надо было написать “олень” – рисовали оленя. Надо было написать “охота” – рисовали охотника и зверя.

- Сейчас в таких письмах надобности нет, но в играх-головоломках, которые называются ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков широко применяется.

- Но ведь нужно правильно уметь отгадывать ребусы. Кто из вас уже умеет отгадывать ребусы?

- Кто же скажет, как нужно читать ребусы?

-Молодцы! А кто еще не совсем опытен в решении ребусов! Мы обязательно научимся!

- Но не все ребусы похожи друг на друга.

В современном мире существует очень много видов ребусов, с некоторыми из них мы с вами и познакомимся. Начнем!

- РЕБУСЫ В КАРТИНКАХ
Простейший вариант, когда ребус состоит из двух картинок, которые помогут составить новое слово.

ВОЛ + ОКНО = ВОЛОКНО СЛЕД + ОПЫТ = СЛЕДОПЫТ

- А теперь давайте вы сами попробуете решить такой ребус. (раздаю каждой команде по 2 ребуса, фронтальная проверка, ребусы каждой команды высвечиваются на слайде и они называют ответы)

ПРОВЕРКА: банка, кролик, насос, кот


- РЕБУСЫ С ЗАПЯТЫМИ

- Сталкивались ли вы с такими ребсуами?

Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых.

ВОЛК — К = ВОЛ КОМОД — КО = МОД читаем справа налево = ДОМ

(проверка происходит обменом командами рабочих листов)

- Вы хорошо справляетесь с заданием! Давайте продолжим!

ПРОВЕРКА: мак, ученик, учитель, улица


- РЕБУСЫ С БУКВАМИ И ЦИФРАМИ

Если над картинкой стоит зачёркнутая буква, а рядом стоит другая, то эту букву в слове нужно изменить на указанную. Если же одна или несколько букв просто зачеркнуты, то их нужно удалить из данного слова. Знак «=» тоже служит для замены одной из букв на другую.

БАБОЧКА — БА КОРОВА = КОРОНА Цифра СЕМЬ + буква

= БОЧКА Я = СЕМЬЯ

(сравниваем правильность выполнения со слайдом)

- Понятна ли вам последовательность решения ребусов? Все ли удачно?

ПРИМЕР: оса, заяц, вода, подушка

- Ребусы по типу «буквы в букве», «буквы на или под буквой»

Часто в ребусах рисуют буквы, размещенные в необычном ракурсе относительно друг друга (одна внутри другой, одна под или над другой, одна бежит к другой, одна выходит из другой и т.п.). Это означает, что описать рисунок или буквосочетания необходимо с помощью слов (предлогов): «И», «В», «К», «У», «С», «ЗА», «ИЗ», «НА», «ПО», «ПЕРЕД» и других.

В букве О буква З = ВОЗ

(капитаны рассказывают, как они решали данный ребус)

ПРОВЕРКА: кружка, тумбочка, диван, сетка


- Так быстро справляетесь с ребусами? Все ли у вас получается? Какие трудности возникают?

Давайте с вами немного разомнёмся. Встаем около своих парт.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На занятии - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно


- Мы с вами познакомились с видами ребусов. Что вы запомнили?

- Давайте теперь попробуем порешать комбинированные ребусы.


- Ребята, теперь дам вам небольшое задание поработать в группах. Вам необходимо будет составить свой ребус. Придумайте слово и зашифруйте его (можно рисовать, писать, чертить), а другие участники команд попробует его отгадать.

- Даю вам 5 минут. А затем мы с вами это проверим.

(на слайде даю памятку по созданию ребусов, напоминание о правилах)

(в это время, хожу, смотрю, все ли получается у детей, помогаю, если требуется помощь)

- У вас получились отличные ребусы. Теперь вы можете зашифровывать целые послания для своих друзей и родителей.


Шифр, загадка









Дети слушают историю создания ребусов





Да


Слева направо






Дети знакомятся с видом ребуса, выполняют задание учителя и проверяют








Дети знакомятся с видом ребуса, выполняют задание учителя и проверяют












Дети знакомятся с видом ребуса, выполняют задание учителя и проверяют











Да

Дети знакомятся с видом ребуса, выполняют задание учителя и проверяют














Трудностей не возникает



Дети встают из-за парт и повторяют движения за учителем







Виды ребусов, как правильно из решать







Дети придумывают свой ребус в командах











Заключительный


Ребята, вот и подошло наше занятие к концу.

Сегодня мы поработали на славу и многое узнали.

Что вам больше всего запомнилось? Что нового вы сегодня узнали? Какие виды ребусов вы сегодня узнали? Посмотрите внимательно на экран. Я буду выводить ребусы, ваша задача назвать вид ребуса.


Посмотрите на слайд и выберите ваше настроение, которое появилось у вас после нашего занятия. Раскрасьте ваш смайлик выбранным цветом.

Спасибо вам большое за работу на уроке. Вы отлично справились!

До свидания!



Решать ребусы, придумывать свой ребус.