Вызов | Вступление. -У нас сегодня – урок развития речи. На таких уроках мы развиваем свою письменную и устную речь, пишем сочинения. Чтобы создать свой текст, мы проанализируем сказку нидерландского писателя Тоона Теллегена. Прослушайте песню, определите ее тему. Тема песни совпадает с темой сказки, с которой мы сегодня познакомимся. -Как вы думаете: что такое дружба? -Приведите примеры проявления дружеских отношений. -Какова может быть мораль этой сказки? Напишите. | Слушают учителя, аудиозапись, отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Приводят примеры проявления дружеских отношений. Пишут свой ответ на вопрос. Начало ответа: «Я думаю, что мораль может быть такая …» Закончив писать, делятся написанным с партнером. |
Осмысление | Раздает I часть: Заносит ответы учащихся в сводную таблицу № 1 Жил-был в одном лесу сверчок. Скоро должен был наступить день рождения сверчка и ему очень хотелось, чтобы пришли на праздник все. Все, кроме медведя. | Таблица № 1 Какую роль выбирает для себя автор? | | Какие слова это подтверждают? | Сказочник | | Собеседник | | Кто-то другой | | -Попытайтесь предсказать, что случится, о чем расскажет автор дальше. Раздает II часть: Он написал медведю письмо: Дорогой медведь! Я не хочу, чтобы ты приходил ко мне на день рождения. Ты – обжора. Ты все пачкаешь. Ты наступаешь на ноги, когда танцуешь. Ты даришь ненужные подарки. Ты поешь фальшиво и ужасно громко. Ты отпихиваешь всех в стороны, чтобы первому пробраться к торту, и если это не медовый торт, начинаешь кричать: «Почему это не медовый торт?» Когда угощения закончились, ты еще десять раз спросишь: «Неужели ничего не осталось?» Ты засыпаешь, когда кто-нибудь произносит праздничную речь. Засыпая, ты падаешь со стула и храпишь. Ты… ах, да что там говорить. | Заполняет ответы учащихся в сводную таблицу № 2. Для какой аудитории предназначена сказка? | | Почему вам так кажется? | Детская | | Взрослая | | Напишите кратко концовку сказки. Раздает III часть: Приходи. На самом деле, с тобой гораздо веселее. Я буду ужасно рад, если ты придешь. До завтра! Сверчок. | Помещает предложенные названия в таблицу № 3. Какие названия можно дать сказке? | | Напишите, как будут развиваться события после финала? | Читают, обдумывают I часть. Отвечают на вопросы: - Какую роль выбирает для себя автор? - Он повествует как настоящий сказочник или как наш собеседник? - Быть может, он напомнил вам еще кого-то? - Какие слова и фразы из текста подтверждают ваше мнение? Кратко записывают свой прогноз в виде «дерева предсказаний» (смотри ниже) Читают, обдумывают II часть. Отвечают на вопросы: - Оправдались ли ваши прогнозы о дальнейшем содержании текста? - Чем настораживает письмо? - Почему обращение используется один раз? О чем это говорит? - Как бы вы себя чувствовали, получив такое письмо? - Приходили ли вам письма? -Какая(ие) проблема(ы) текста? - Какой эпизод показался вам наиболее кинематографическим? Почему? Отвечают на вопросы: - Для кого предназначена эта сказка в первую очередь? (для детей или для взрослых) Почему? Свои предложения оформляют в виде «дерева предсказаний» (Приложение 1) Читают, обдумывают III часть. Отвечают на вопросы: - Насколько неожиданна была для вас подобная концовка? Подтвердились ли ваши прогнозы по поводу заключенной в тексте морали? - О чем все-таки эта сказка? Объясняют друг другу, почему они так думают. Придумывают для этой сказки названия. Свой прогноз записывают в виде «дерева предсказаний» (смотри ниже) |
Рефлексия | Предлагает выполнить письменную работу, учитывающую индивидуальные особенности учащихся (на выбор). Работа по созданию собственных текстов продолжается на 2-м занятии. Задает вопросы: -Что нового узнали на занятии? -Что понравилось и почему? -Когда было легко, а когда трудно? -Как вы думаете, почему именно о дружбе мы сегодня с вами говорили? | Пишут рассказ о дружбе, эссе по впечатлениям от сказки, сочинение-рассуждение об идее сказки, письмо сверчку (от своего имени или от медведя) (смотри Приложение 2). Свои тексты могут иллюстрировать. Демонстрируют созданные тексты и таблицу «Дерево предсказаний. Делятся своими впечатлениями |