СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочной деятельности в начальной школе по фгос 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Внеурочной деятельности в начальной школе по фгос 1-4 класс»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает тесное единство урочной и внеурочной деятельности, которая является одним из способов реализации (наряду с учебным планом) образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО  понимается  образовательная  деятельность, осуществляемая  в формах, отличных от классно-урочной, и направленная  на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

План внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» МО «Енотаевский район» для учащихся 1 – 4 классов на 2014 – 2015 учебный год разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  2009 года.

 Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учеников начальных классов являются следующие нормативно-правовые документы:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

 - приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-51-433/16);

-О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса  в общеобразовательном учреждении (письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 № 13-51-28/13).

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих  документов, к организации внеурочной деятельности учеников начальной школы предъявляются  следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе:

-Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.

-Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что  определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Внеурочная деятельность организуется по 5  направлениям развития личности:

                 спортивно-оздоровительное;

                 духовно-нравс­твенное;

                 социальное;

                 общеинтеллектуальное;

                 общекультурное.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:

       игровая деятельность;

       познавательная деятельность;

       проблемно-ценностное общение;

       досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

       художественное творчество;

       социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

       трудовая (производственная) деятельность;

       спортивно-оздоровительная деятельность;

       туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий,
формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен,  создаваемых на базе общеобразовательных учреж­дений и образовательных учреждений дополнительного образо­вания детей.

Формы организации, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.              

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет  не менее 10 часов на класс.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. В связи с этим внеурочные занятия, которые ведут педагоги школы, тарифицируются.

Набор внеурочных занятий, их содержание формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность не может быть обязательной нагрузкой: ученик, в конечном счёте,  должен иметь возможность выбирать из предлагаемых школой курсов те, которые соответствуют его образовательным потребностям.

Программы внеурочной деятельности разрабатываются в начальной школе  на 33 (в 1 классе)  и 35 учебных недель (во 2,3,4 классах) в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность осуществляется на принципах деятельностного подхода, в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные обще­ства, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследо­вания, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности аудиторных занятий не должно быть более 50%.

Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

2. Внеурочная деятельность: цель, задачи, принципы, функции

Внеурочная деятельность – это все виды деятельности школьника (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательно-образовательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе.

Цели внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

       создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

       воспитание и социализация духовно-нравственной личности.

 Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся:

       воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

       воспитание нравственных чувств и этического сознания;

       воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

       воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

       воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Цель и задачи  внеурочной деятельности  сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), сформулированных в Стандарте.

Это ученик:

                 любящий свой народ, свой край и свою Родину;

                 уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

                 любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

                 владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

                 готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

                 доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

                 выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в  начальной школе:

               1) образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;
               2) воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного  уровня учащихся;

               3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

               4) компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
             5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления  психофизиологических сил ребёнка;

             6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

             7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
             8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
             9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:

        соответствие возрастным особенностям обучающихся;

        преемственность с технологиями учебной деятельности;

        опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

        опора на ценности воспитательной системы школы;

        свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:

        реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

        включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

        использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Ориентирами в организации внеурочной деятельности в начальных  классах нашей школы являются следующие

        запросы родителей, законных представителей первоклассников;

        приоритетные направления деятельности школы;

        интересы и склонности педагогов;

        возможности образовательного учреждения ;

        рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

3.Организация внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов

Наряду с общими требованиями к организации внеурочной деятельности, обозначенными в нормативных документах федерального и областного уровней, школа выработала свой перечень требований:

       Внеурочные занятия в начальных классах проводятся в школе во второй половине дня (для учащихся первой смены) и в первой половине дня (для учащихся второй смены).  Между уроками и внеурочной дятельностью детям предоставляется время на  30-минутноую динамическую паузу и обед.

       Внеурочные занятия проводятся преимущественно с  группами детей одного класса, сформированными с учётом выбора учеников  и родителей,  по отдельно составленному расписанию в расчёте 2 занятия с группой в день непосредственно в школе.

       Наполняемость групп при проведении внеурочных занятий не может превышать 20 человек;

       Продолжительность занятия внеурочной деятельности в начальных классах составляет 30 минут (в 1 классе), 40 минут (во 2-4 классах) если занятия спаренные – 70 минут с перерывом  длительностью 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений. Но при этом обязательно учитывается требования СанПиН 2.4.2.2821-10: «Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1 - 2 классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов».

       Организация внеурочной деятельности учащихся осуществляется учителями начальных классов, где реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт  начального  общего образования,  а также  педагогами- предметниками и педагогами дополнительного образования.   

       Образовательные программы  внеурочной деятельности могут быть двух видов: авторские или разработанные педагогами школы и учреждений дополнительного образования в соответствии с требованиями к рабочим программам внеурочных занятий и утверждёнными  педагогическим советом.

       Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио.