ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина
для учащихся 5 классов.
ЦЕЛЬ:
1) проверить знания, полученные на уроках литературы;
2) развивать творческую активность учащихся;
3) побудить к чтению, обогатить словарный запас,
4) формировать эстетический вкус учащихся;
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка иллюстраций к его сказкам, книг, мультимедийная презентация.
Предварительная подготовка: 1) чтение сказок А.С.Пушкина; 2) готовятся костюмы, бутафория для участников инсценировок; 3) устраивается выставка иллюстраций, поделок учащихся к сказкам А.С.Пушкина.
Ход игры
1. Слово учителя.
- Дорогие друзья! Вы прочитали сказки великого русского поэта А.С.Пушкина.
Здесь, как о будущем рассказ,
Живёт поэзия повсюду.
И Пушкин - с нами, Пушкин - в нас,
И мы уже причастны к чуду…
Хочется надеяться, они не оставили Вас равнодушными, Вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова.
Предлагаем проверить, насколько Вы были внимательны и наблюдательны во время чтения. Приглашаем Вас принять участие в литературной игре. Условия просты: мы предлагаем задания, построенные на знании и понимании текста сказок. В игре принимают участие 3 команды по пять-семь человек. Команды получили задание прочитать все сказки, нарисовать к ним иллюстрации, придумать название команды, девиз, выбрать капитана.
2. Представление команд и приветствие. (Максимальная оценка-5 баллов)
КОМАНДА «ЛУКОМОРЬЕ»:
Команда «Лукоморье»
Привет огромный шлёт.
Ребята-лукоморовцы
С Пушкиным дружны,
С заданиями сложными
Справиться должны.
Хоть наш противник эрудит,
Но всё же сильный победит.
Наш девиз: «Ум - хорошо, а два - лучше».
КОМАНДА «СИНЕМОРЬЕ»:
Команда «Синеморье»
Весёлая и шумная.
С заданием мы справимся
И зрителям понравимся.
Всем соперникам удачи
Пожелаем.
Но если проиграют,
То мы не возражаем.
Наш девиз: «Пусть победу одержит сильнейший».
КОМАНДА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Друзья и соперники! Мы будем рады,
Если наша игра пройдет без преграды!
Мы желаем вам быть яркими, смелыми.
Выполнять без усилия любое задание,
Но, конечно, гораздо бы больше хотели мы
Выйти первыми в этом соревновании.
Наш девиз: Плыви всегда, плыви везде, и путь найдешь к своей мечте!
3. КОНКУРС «РАЗМИНКА».
(За каждый правильный ответ-1 балл)
Кто помог Елисею отыскать царевну? (Ветер.)
Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон.)
Что принес в мешке звездочет царю Дадону? (Золотого петушка.)
Где спал Балда в поповском доме? (На соломе.)
Что приказывал царь Салтан сделать с царицей и ее сыном в поддельной грамоте? («тайно бросить в бездну вод».)
Какое оружие сделал себе царевич Гвидон на острове? (Лук.)
Какое свойство имело зеркальце? (« говорить оно умело».)
8. От кого спас Гвидон Лебедь? ( От коршуна.)
9. В какой праздник родилась царевна? ( В сочельник.)
10. Из чего был гроб у царевны? (Из хрусталя.)
11. Где жил старик со старухой? (В землянке у синего моря.)
12. Куда посадили царицу с сыном? (В бочку).
Инсценировка команды «ЛУКОМОРЬЕ»
4. КОНКУРС «УЗНАЙ ГЕРОЯ»
Узнайте по словесному портрету героев любимых сказок.
(За каждый правильный ответ-1 балл)
1. Месяц под косой блестит, 3. Белолица, черноброва,
А во лбу звезда горит; Нраву кроткого такого.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
2. Смолоду был грозен он 4. В дорогой собольей душегрейке,
Парчёвая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
И соседям то и дело На руках дорогие перстни,
Наносил обиды смело… На ногах красные сапожки.
5. Спит он на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых…
6. Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Ответы: 1- царевна Лебедь; 2- царь Дадон; 3- царевна молодая; 4- старуха, став столбовой дворянкой; 5- Балда; 6- царица.)
Инсценировка команды «СИНЕМОРЬЕ»
5. КОНКУРС «СКАЗОЧНАЯ АРИФМЕТИКА»
(За каждый правильный ответ-1 балл)
1. В каком царстве жил царь Дадон? (В тридевятом.)
2. Сколько лет прожили старик со старухой? (33)
3. Сколько зайцев принес Балда из леса? (Двух)
4. Как долго пробыла старуха дворянкой? (Две недели)
5. Что было дано царевне в приданое (7 городов и 140 теремов)
6. Сколько дней не было вестей от войска царя Дадона? (8)
4. КОНКУРС «СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА»
(За каждый правильный ответ-1 балл)
С первых же страниц сказок А.С.Пушкина мы попадаем в удивительный и многоцветный мир слов. Но, честно признаемся, при чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значения некоторых слов, то и дело встречающихся нам на страницах сказок. Многие из этих слов давно ушли из нашего обихода.
Итак, в этом конкурсе вы должны растолковать значения некоторых слов, встретившихся в текстах сказок.
1. И прищёлкивать перстами… 2. И наказывает ей,
Сенной девушке своей…
3. Видит: нищая черница 4. «Отпусти ты, старче, меня в
Ходит по двору… море…»
5. « Выпросил, дурачина, корыто! 6. В дорогой собольей душе-
В корыте много ль корысти?» грейке,
Парчовая на маковке кичка…
7. В чешуе, как жар горя, 8. Эти витязи морские,
Идут витязи четами… Мне ведь братья все родные.
9. Там за стол его сажала, 10. Жил-был поп,
Всяким яством угощала… Толоконный лоб…
(Кладовая подсказок: храбрый воин, богатырь; глупый человек, дурак; монахиня; служанка для «чёрной» работы; выгода; старик; старинный женский головной убор; палец; парами; еда, пища, кушанье.)
5. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ. «КТО ПРИСЛАЛ НАМ ТЕЛЕГРАММЫ?»
Попробуйте узнать автора следующих строк.
1. Не хочу быть столбовою дворянкой, 2. Грусть-тоска меня съедает;
А хочу быть вольною царицей. Чудо-чудное завесть
Мне б хотелось.
3. Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь, 4. Я ль, скажи мне, всех милее,
Прочим ласковой сестрою. Всех румяней и белее?
5. Да вот верёвкой хочу море морщить 6. Горе мне! Попались в сети
Да вас, проклятое племя, корчить. Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла!
7. Нужен мне работник: 8. Аль откажешь мне в ответе?
Повар, коню, плотник. Не видал ли где на свете
А где найти мне такого Ты царевны молодой?
Служителя не слишком дорогого?
(Ответы: 1- старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»; 2- Гвидон, «Сказка о царе Салтане…»; 3- старший из семи богатырей, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 4- царица, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 5- Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»; 6- царь Дадон, «Сказка о золотом петушке»; 7- поп , «Сказка о попе и о работнике его Балде»; 8- Елисей, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)
Инсценировка команды «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
6. КОНКУРС КАПИТАНОВ. (Максимальная оценка-5 баллов)
«Пожалуй, многое я знаю наизусть…»
Ведущий начинает читать строки, а капитаны их должны продолжить.
Ветер по морю гуляет…
2. Белка песенки поёт…
3. Три девицы под окном…
7. КОНКУРС «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК»
Капитаны вытягивают листки с номерами черных ящиков. Вытягивают подсказки (их 3), чтобы отгадать предмет, лежащий в черном ящике. Если команда отвечает с 1 - ой подсказки - 3 балла, со второй - 2 балла, с третьей - 1 балл.
Черный ящик №1.
Этот предмет очень красивый и привлекательный на вид, но красота его обманчива.
Красотой этого предмета могут воспользоваться злые люди и погибнуть ни в чем не повинные царевны.
В этом предмете насквозь светятся косточки.
(яблоко; «Сказка о мертвой царевне»)
Черный ящик №2.
Этот предмет может с третьей попытки поймать для вас удачу - будут исполняться ваши желания.
Если пользоваться этим предметом неумело и злоупотреблять, то все можно потерять и остаться у разбитого корыта.
Вообще-то, обычно этим предметом ловят не счастье, а рыбу.
(сеть; «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Черный ящик №3.
Этот предмет очень честный и может рассказать обо всем на свете.
Иногда из-за его правдивости у людей возникают неприятности, этим людям начинают завидовать и желать зла, даже губят их.
Этот предмет имеет свойство - говорить оно умеет.
(зеркальце; «Сказка о мертвой царевне»)
8. Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей.
9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.
Вот и закончилась наша встреча со сказками А.С. Пушкина.
Литература.
1. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы.
6 класс. – М.: Просвещение, 2002.
2. Пушкин А.С. Избранные произведения. – М.: Детская литература, 1969.
3. Сказки Пушкина в школе: Сборник статей / Сост. Корвина В.Я. – М.:
Просвещение, 1972.
4. Журнал «Читаем, учимся, играем» №2, 2006.
8