Краснодарский край,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 станицы Смоленской
МО Северский район
Внеклассное мероприятие
Брейн-ринг
«Хорошо ли знаешь ты русский язык?»
6 класс.
Выполнил
учитель русского языка и
литературы Балаева М.В.
Ст. Смоленская
2013г.
Цели внеклассного мероприятия:
Систематизация и обобщение изученного материала по русскому языку в 5-6 классах;
Расширение знаний по русскому языку;
Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, карточки с заданиями для команд и болельщиков, секундомер, призы для участников и для болельщиков, на игровых столах – листочки бумаги, ручки, карандаши.
Ход мероприятия.
Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»
Ведущий: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.
Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем? В этом нам помогут разобраться участники нашего брейн-ринга, уважаемое жюри и, конечно, же вы, зрители. Сегодня в соревнование вступят две команды. Попросим их представиться.
Представление команд, девиз, обращение к жюри, зрителям.
Разминка:
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? ( аз- бу- ка).
В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).
Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).
Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).
1. Конкурс 1. Игра « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению.
Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
Разговор двух лиц. (Диалог)
Памятный подарок. (Сувенир).
Устное народное творчество народа (Фольклор)
Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)
2. Конкурс. «Правильно ли мы говорим».
Очень часто мы слышим на улице, в транспорте, по телевидению неправильное произношение слов, да так, что уши в трубочку сворачиваются. Как вы думаете, как нужно правильно сказать звонит или звонит, торты или торты. В произношении некоторых наиболее часто употребляемых слов помогут нам разобраться наши игроки. На выполнение задания у них 1 минута.
На карточках игроков пишутся следующие слова: торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударение на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге), путешествие, ( ударение на третьем слоге),баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).
3. Конкурс .«Потерялось слово»
Рыдают слоги в каждой строчке:
- От наших слов - одни кусочки!
Но если части слов найдете,
То быстро вы слова прочтете.
Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.
4.Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.
Ведущий. Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 2 минуты из слова «категория» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.
5. Конкурс. «Собери фразеологизмы»
Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в | Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы |
Продемонстрируй один из них.
6.Конкурс. «Рассказ на одну букву».
В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
П или М
Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.
7.Конкурс «Подбери антоним»
Ведущий. В этом туре вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны ответить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику. (Тур проходит в быстром темпе. Ведущий играет с каждым из участников команд.)
Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний,
тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший,
скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной.
За каждое слово – 1 балл.
8.Конкурс « Словарные слова»
Ведущий. Этот тур потребует от вас внимательности. Вам нужно за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов, которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.
хо ро ще
ки лен зонт
жи ри дарь
аг зяй метр
го ли ном
ка ло ство
Жюри подводит итоги, вручение дипломов.
Ведущий: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение « Не позволяй душе лениться» Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень – матушка порой мешает нам в изучении нового.
Критерии оценивания конкурсов для жюри.
Разминка:
1 балл за каждый ответ
1. Конкур . Игра « Эрудит»:
1 балл за каждый ответ
2. Конкурс . «Правильно ли мы говорим».
1 балл за каждый ответ( 20 баллов максимум)
торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударение на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге), путешествие, ( ударение на третьем слоге),баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).
3. Конкурс .«Потерялось слово»
1 балл за каждый ответ
Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.
4.Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов».
1 балл за каждое слово
5. Конкурс . «Собери фразеологизмы»
Повесить Лапшу
Отводить Глаза
Вешать Нос
Распустить Нюни
Сматывать Удочки
Смотреть сквозь Пальцы
Ломать Голову
Гореть под Ногами
Вставлять палки в Колеса
Сесть в Калошу
6.Конкурс. «Рассказ на одну букву».
За каждое слово в предложении 1 балл
7.Конкурс «Подбери антоним»
За каждое слово – 1 балл.
8.Конкурс « Словарные слова»
За каждое слово в предложении 1 балл
Хозяйство, жилище, агроном, горизонт, календарь, километр.
Таблица подсчёта баллов
№ | Название конкурса | 6 а | 6б | 6в |
1 | Разминка: | | | |
2 | Конкурс 1. Игра « Эрудит»: | | | |
3 | Конкурс 2. «Правильно ли мы говорим». | | | |
4 | Конкурс 3.«Потерялось слово» | | | |
5 | 4.Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов» | | | |
6 | 5. Конкурс . «Собери фразеологизмы» | | | |
7 | 6.Конкурс . «Рассказ на одну букву». | | | |
8 | 7.Конкурс «Подбери антоним» | | | |
9 | 8.Конкурс « Словарные слова» | | | |
2. Конкурс. «Правильно ли мы говорим». 6а
торты, алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, бармен, свекла , арахис, феномен, ворота, путешествие, баржа, творог.
2. Конкурс. «Правильно ли мы говорим». 6б
торты, алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, бармен, свекла , арахис, феномен, ворота, путешествие, баржа, творог.
2. Конкурс. «Правильно ли мы говорим». 6в
торты, алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, бармен, свекла , арахис, феномен, ворота, путешествие, баржа, творог.
3. Конкурс .«Потерялось слово» 6а
3. Конкурс .«Потерялось слово» 6б
3. Конкурс .«Потерялось слово» 6в
Бессловесный бессердечный задержать
пропитание
4.Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов».6а
Категория
4.Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов».6б
Категория
4.Конкурс капитанов. « Кто составит больше слов».6в
категория
5. Конкурс. «Собери фразеологизмы» 6а
Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в | Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы |
Продемонстрируй один из них.
5. Конкурс. «Собери фразеологизмы»6б
Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в | Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы |
Продемонстрируй один из них.
5. Конкурс. «Собери фразеологизмы» 6в
Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в | Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы |
Продемонстрируй один из них.
6.Конкурс . «Рассказ на одну букву».6а
В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
П или М
6.Конкурс . «Рассказ на одну букву».6б
В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
П или М
6.Конкурс . «Рассказ на одну букву».6в
В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
П или М
8.Конкурс « Словарные слова» 6а
Хо ро ще
ки лен зонт
жи ри дарь
аг зяй метр
го ли ном
ка ло ство
8.Конкурс « Словарные слова» 6б
Хо ро ще
ки лен зонт
жи ри дарь
аг зяй метр
го ли ном
ка ло ство
8.Конкурс « Словарные слова» 6в
Хо ро ще
ки лен зонт
жи ри дарь
аг зяй метр
го ли ном
ка ло ство