Открытие Дней русского языка и литературы
План мероприятия
Вид мероприятия: литературно-музыкальная композиция
Цели проведения:
Помочь учащимся постичь величие и красоту русского языка;
воспитывать читательский интерес;
развивать коммуникативную культуру учащихся;
создать благоприятные условия для эмоционально-оценочной деятельности учащихся.
Оснащение:
Введение
Девиз Дней русского языка и литературы:
КОГДА НЕ ЗНАЕШЬ СЛОВ,
НЕЧЕМ ПОЗНАВАТЬ МИР.
Конфуций
Какова цель проведения Дней русского языка и литературы?
Это стремление привить любовь к великому русскому языку, к великой русской литературе, повысить интерес к их изучению; заставить учащихся задуматься, правильно ли мы говорим и что делаем для того, чтобы сохранить чистоту русского языка, этого достояния, «переданного нам нашими предшественниками».
Убедить ребят в необходимости изучать русский язык и литературу – задача всех мероприятий, проведенных в рамках Дней русского языка и литературы.
Литературный марафон, театрализованные постановки, путешествие по произведению, без сомнения, способствовали формированию у учащихся чувства гордости за русскую литературу, эстетического вкуса и интереса к изучению «жемчужин» художественного слова.
В настоящее время русский язык связывает воедино народы, проживающие в Беларуси: на русском языке происходит общение носителей разных национальных языков.
Придавая большое значение вопросам функционирования родного языка и обучения ему, нельзя допускать недооценки русского языка как средства общения.
В совершенствовании преподавания русского языка в колледже, в вооружении учащихся знаниями по русскому языку, в привитии им прочных речевых умений и навыков (практической русской речи) наряду с уроками большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая внеклассная работа дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой – глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо.
Сценарий мероприятия
Звучат фанфары.
Ведущий 1.
Внимание! Внимание! Внимание! Сегодня 11 мая 2009 года
Ведущий 2.
В Архитектурно-строительном колледже в составе ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет» начинаются Дни русского языка и литературы
Ведущий 1.
Приглашаем Всех!
Звучат фанфары.
Выступление преподавателя русского языка.
Ведущий 4.
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова
Выучи русский язык!..
Ведущий 3.
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания круги –
Выучи русский язык!..
Звучит музыка – песня «Чему учат в школе»
Ведущий 1.
Что приходит в голову при словах «уроки химии»?
Ведущий 2.
Таинственный превращения в пробирках, всё шипит, клокочет, меняет цвет.
Ведущий 3.
Математика – поиск, напряжение мысли, и, наконец, – эврика! – Ответ найден, и как логично, красиво решение!
Ведущий 4.
История – даль прошлого, множество сложно связанных между собой событий, битвы, древние цивилизации…
Ведущий 1.
А теперь – русский язык… Что представляется? Конечно, правила, диктанты, ошибки, снова правила.
Ведущий 2.
А между тем в языке есть и чудесный превращения и красивая логика, и даль истории, и разнообразие стран и народов.
Ведущий 3.
Как всякая наука, лингвистика развивалась, в ней кипели страсти, совершались открытия, опровергались заблуждения…
Ведущий 4.
В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувства прекрасного.
К.Д. Ушинский говорил: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое…»(Слова проецируются на экран)
Ведущий 1.
К славянской группе языков индоевропейской семьи принадлежит один из самых богатых, могучих и влиятельных языков современности – великий русский язык.
Ведущий 2.
Среди славянских языков русский ближе всего к белорусскому и украинскому. Они образуют восточнославянскую подгруппу языков.
Ведущий 3.
Русский язык относится к ведущим языкам мира: по числу говорящих он занимает пятое место, уступая только китайскому, английскому, хиндустани и испанскому.
Ведущий 4.
О русском языке можно говорить много. Его никогда нельзя знать достаточно – он неисчерпаем в своём богатстве и красоте.
Ведущий 1.
«Красота, великолепие, сила, богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые века писанных», – говорил М.В. Ломоносов. (Слова проецируются на экран)
Ведущий 2.
«Дивишься драгоценности нашего языка, что не звук, то подарок», – восклицал Н.В. Гоголь. (Слова проецируются на экран)
Ведущий 3.
А помните, как он сказал о силе русского слова в поэме «Мёртвые души»: «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щеголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё не всякое, доступное, умно–худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из–под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
Ведущий 4.
«С русским языком можно творить чудеса», – восхищался К.Г. Паустовский. (Слова проецируются на экран)
Ведущий 1.
Именно чудеса творили русские поэты, воплощая в своих стихах неисчерпаемую силу красоты и богатства русского языка.
Ведущий 2.
В июне этого года мы будем отмечать 210 лет со дня рождения А.С. Пушкина.
Ведущий 3.
Великий классик стоял у истоков русской литературы – одной из величайших литератур мира.
Ведущий 4.
Едва за книгой руку протяну
И пушкинские разверну страницы –
Забыто всё, я у него в плену,
И тихая беседа наша длится…
Ведущий 1.
Стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» читает учащийся группы 1С3 Артем Юрченко – учащийся гр. 1С3.
Ведущий 2.
О русской речи ширь и краткость,
мне близок строй её и мил, –
моя опора,
гордость,
радость,
окно в необозримый мир.
Ведущий 3.
В нашем колледже учатся русские и армяне, белорусы и арабы, евреи и украинцы… Мы понимаем друг друга, потому что на помощь к нам пришёл русский язык.
Ведущий 4.
Двуязычие сближает нации, национальные культуры, способствует взаимному обогащению, взаимовлиянию, расширению лексических запасов русского языка и языка нерусских народов.
Чтец – Баграт Мхоян – учащийся гр. 1С5.
На столе моём книги,
много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
я на том языке!..
Как и кровный – армянский,
стал мне русский – родным!
Почитаемый всеми –
он по праву велик!
Постигаемый сердцем
вольный русский язык!
Чтец – Анастасия Романова – учащаяся гр. 1С3
Я белоруска. Свой родной язык
Я никогда, до смерти не забуду.
Но русский тоже я зову родным,
Без русского мир станет много уже.
На русском я беседую с Толстым,
На нем Некрасов, Пушкин говорили
И слово мира людям всем простым
Опять по-русски сказано впервые.
Ведущий 1.
Пусть живут и процветают все языки!
Ведущий 2.
Чтение повышает грамотность, а «Грамота – к мудрости ступенька».
Ведущий 3.
обращаясь к залу:
Ребята! Что такое грамматика?
Ведущий 4.
Грамматика – это совокупность правил об изменении слов и сочетаний слов в предложении.
На экране слова: горячо, своя, любить, мы, Беларусь.
Ведущий 1.
Предлагаем из этих слов построить фразу.
Ведущий 2.
Что вы сделали со словами?
Изменили их, связали между собой и расположили в определенном порядке – составили из них предложение.
Ведущий 3.
В этом вам помогла грамматика, которую вы изучали в школе, которой мы пользуемся, не замечая того, ежедневно, ежечасно.
Ведущий 4.
М. В. Ломоносов всегда подчеркивал необходимость изучения грамматики: «Все науки в грамматике нужду имеют».
Ведущий 1.
Возьмем пример из арифметики. Мы говорим: «Во сколько раз одно число больше?» и «На сколько одно число больше другого?» Вопросы весьма схожи, но в начале их стоят разные предлоги, и эти маленькие слова влияют на то, какое арифметическое действие нам следует избрать, чтобы решить пример или задачу верно. Во сколько..? – деление, на сколько..? – вычитание. Справедливо говорится: без знания грамматики не усвоишь и математики.
Ведущий 2.
Еще раз подтвердить правильность этих слов мы попросили нашего уважаемого преподавателя математики, учителя, которому небезразлично отношение учащихся к русскому языку, А. И. Корзуну.
Выступление преподавателя математики.
Ведущий 3.
Друзья мои, учите русский, учите русскому детей.
Ведущий 4.
Сколько слов в русском языке! Они разные, похожие и непохожие друг на друга, нежные и грустные, добрые и злые, волевые и яростные.
Ведущий 1.
Они нужны нам все. Нужны, чтобы отвечать урок и говорить с друзьями, обсуждать книгу или кинофильм, объясняться в любви. Как велика сила слов!
Ведущий 2.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Ведущий 3.
Современные ученые – лингвисты высказывают тревогу по поводу опасных, нездоровых тенденций, наметившихся в современном русском языке.
Ведущий 4.
Американизмы, англицизмы сегодня вытесняют из нашей речи и русскую лексику, и слова иностранного происхождения.
Ведущий 1.
Доктор философских наук Михаил Горбачевский говорит еще об одном очень опасном симптоме болезни русского языка: «Есть в лингвистике такое понятие – «пиджинизация», т.е. крайнее оскудение словарного запаса: язык опускается до такой степени, что превращается в эрзац, – т. е. подменяется неполноценной заменой».
Ведущий 2.
В русской литературе есть героиня, которая, на наш взгляд, является классическим воплощением этой самой «пиджинизации». Вы её легко, наверное, узнаете: это Людоедка Эллочка из сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»
Демонстрация фрагмента художественного фильма «Двенадцать стульев».
Ведущий 2.
Чем больше языков человек знает и чем лучше ими владеет, тем богаче его внутренний мир – это никто не будет оспаривать.
Театрализованная постановка по произведению «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.
Остап стучит в дверь
«Эллочка».
Ого?
«Остап».
По делу.
Остап проходит в комнату.
Эллочка встречает Остапа в халатике, отороченном загадочным мехом.
Остап закрывает глаза и делает шаг назад.
«Остап».
Прекрасный мех!
«Эллочка».
Шутите! (нежно) – Это мексиканский тушкан.
«Остап».
Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я знаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!
Голос.
Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью, и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна.
Не давая хозяйке опомниться, великий комбинатор вывалил всё, что слышал когда–либо о мехах.
«Эллочка».
Вы парниша что надо.
«Остап».
Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?
«Эллочка».
Хо–хо!
«Остап».
Но я к вам по одному деликатному делу.
«Эллочка».
Шутите!
«Остап».
Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.
«Эллочка».
Хамите!
«Остап».
Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.
«Эллочка».
Жуть!
«Остап».
Милая девушка, продайте мне этот стул. Он мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, а я вам дам 7 рублей.
«Эллочка».
Хамите, парниша (лукаво)
«Остап».
Хо–хо!
Голос.
«С ней нужно действовать иначе. Предложим обмен», – решил он.
«Остап».
Вы знаете, сейчас в Европе возобновили старинную моду – разливать чай через ситечко. Очень элегантно.
Эллочка насторожилась
«Остап».
Знакомый дипломат приехал из Вены и привез в подарок. Забавная вещь.
«Эллочка».
Должно быть, знаменито.
«Остап».
Ого! Хо–хо! Давайте обменяемся. Вы мне – стул, а я вам – ситечко. Хотите?
Остап вынимает из кармана ситечко.
Голос.
Солнце каталось в ситечке. По потолку сигали зайчики. На Эллочку вещь произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из–под консервов на людоеда Мумбо–Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом, Эллочка же тихо застонала…
«Эллочка».
Хо–хо!
Остап кладет ситечко на стол, берет стул и галантно раскланивается.
Ведущий 3.
Русский язык
Могуч и велик!
Из уважения к предкам
Не позволяйте
Калечить язык
Эллочкам–людоедкам!
Ведущий 4.
Вульгарная, «людоедская» речь слишком уже заразительна и отвыкнуть от неё не так–то легко. А отвыкать надо!
Ведущий 1.
Речь должна быть богатой и выразительной, правильной и красивой. Культура слова – это культура чувств, культура человеческих отношений.
На экране:
Когда не знаешь слов, нечем познавать мир.
Конфуций.
Ведущий 2.
«Думайте о русском языке, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка». Будем же относиться к русскому языку бережно и любовно.
Ведущий 3.
Учите русский годы кряду с душой,
с усердьем и с умом!
Вас ждёт великая награда, и та награда –
в нём самом!
Ведущий 4.
Пушкина язык – звучен и красив,
Гоголя язык – славен и велик.
Ведущий 1.
Язык великий – колокол червонный,
Отлитый древним мастером в ночи,
Как сполохи, как искры – перезвоны,
Коснешься их и разольешь лучи.
Ведущий 2.
Не завтра, не потом – учись ему всегда!
В нем столько музыки и столько красоты,
Всем сердцем, всей душой его полюбишь ты!
Ведущий 3.
Рядом льется наша «мова»
С русской Волгой речевой…
Эта мова – черноброва,
Та – сияет синевой.
Выступление преподавателя русского языка.
Ведущий 4.
Самою древностью навеки
Язык нам русский дан.
Бывают языки, как реки,
А русский – целый океан.
Спасибо всем! Дни русского языка и литературы ждут встречи с вами!
2009 г.