Вступление
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от учителя нового подхода к процессу обучения и воспитания. В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь приобретать их всё в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, в реальной ситуации.
Проектная деятельность ставит в центр образовательной системы личность ребёнка, раскрытие его творческого потенциала. Проектная деятельность – это совместная, познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной задачи, удовлетворение познавательных потребностей, стимулирующая самореализацию и развитие личностных качеств в процессе выполнения учебного проекта. Проектная деятельность позволяет выйти за рамки объёма школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями.
Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с первых дней их школьной жизни. Огромное желание работать индивидуально, без привлечения одноклассников – отличительная особенность таких детей. И их в классе обычно не так мало. У таких детей значительно отстает речевое развитие, а бедный словарный запас мешает успешному обучению. Большинство родителей отстраняются от школьной жизни своих детей, поэтому возникает необходимость создания условий для максимальной самореализации во внеурочной деятельности каждого ребёнка.
Участие в проектной деятельности по выбранной нами теме позволяет организовать совместную деятельность учащихся и родителей, а также увеличить возможности максимальной самореализации каждого ученика.
Что привлекло в использовании проектной деятельности? Использование проектной деятельности в начальной школе способствует формированию у учащихся основных образовательных компетенций:
-исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
-оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
-презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
-рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
-менеджерские (планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Проблема: Что мы знаем о семейных традициях? Отличия и сходство
национальных семейных традиций разных народов. Как можно
ознакомить с ними других?
Цель: -формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности
учащихся в процессе работы над проектом;
-развитие у детей творческих способностей;
-приобщение родителей к совместной деятельности;
-показать значимость семьи в воспитании подрастающего поколения;
-прививать гордость и уважение к семейным традициям;
Время работы над проектом: 1 месяц
Режим работы: использование классных часов и родительских собраний, дополнительных занятий по окружающему миру.
Дополнительно привлекаемые участники: библиотекарь, учитель музыки
План работы над проектом.
Этап 1. Подготовительный.
Предварительная подготовка учителя:
Выбор темы и формирование целей проекта;
Определить график выполнения этапов;
Продумать организацию работы по сбору необходимых материалов;
Провести родительское собрание и ознакомить родителей с планом проекта;
Продумать и подготовить конкурсную программу «Семья – это 7Я»
Предварительная подготовка учащихся:
Этап 2. Проектирование
Сообщается тема проекта «Традиции моей семьи»;
Предлагается создать памятный альбом о семьях класса для музея. Каким его видят дети, чтоб интересно было его рассматривать;
Тема совместного проекта определялась за месяц до проведения заключительного мероприятия – конкурсной программы.
Учитель создает необходимые условия для работы над проектом: ребята работают по «звёздочкам», оказывает помощь в подборе необходимого иллюстративного материала, в составлении сопроводительных текстов и т.п.
По мере готовности «семейной странички» каждого участника группы, проводится классный час с выступлением «звёздочки»;
После выступления выбирается семейная команда, которая будет на конкурсе представлять «звёздочку».
Выбранная семья готовит «визитку» для конкурсной программы.
Этап 3. Практический.
Этот этап включает в себя выступления детей со своим проектом «семейной странички».
Например, семья Еникеевых на своей страничке для общего альбома (формат А-3), рассказывает о своих традиционных ежегодных поездках на озеро Асслыкуль. В проекте используются различные фотографии с видами озера, рассказ об уникальности этого природного памятника, впечатления от поездки, которые вылились в стихи.
Семья Сайфуллиных подготовила рассказ о том, как в их семье празднуется День Победы. Дедушка – бывший военный летчик. Он воспитывался в многодетной семье, поэтому на День Победы за столом собираются несколько поколений семьи.
Лыжная прогулка утром 1 января – традиция семьи Тарасовых. В этой семье на лыжах любят бегать все: и бабушка с дедушкой (он мастер спорта), и папа с мамой, и трое сыновей, средний из которых учится в нашем классе.
И таких интересных рассказов было приготовлено множество.
Этап 4. Конкурсный
Конкурсная программа «Семья – это 7Я» проходила в нарядно украшенном зале. Были подготовлены пригласительные билеты для зрителей – учащихся и членов их семей. Приглашенные учителя заняли стол жюри.
Программа включала в себя 6 конкурсов:
Каждая семья готовила «визитку» (песню, танец, акробатический этюд, стихи собственного сочинения…)
В этом конкурсе участники должны были собрать из данных слов пословицу о семье, семейных ценностях и т.п. Например, «Когда семья вместе, и сердце на месте»
3. «Народные умельцы»
У каждой семьи – набор геометрических фигурок из цветной бумаги и чистый лист формата А-3. Используя их при помощи клея каждая семейная команда должна была за 5 минут создать макет ковра (как в сказке «Царевна-лягушка»)
4. «Когда маме некогда»
Конкурс для пап. Каждый должен был вспомнить детский стишок и рассказать его громко со сцены.
5. «Спортивный конкурс»
6. «Конкурс для бабушек» из зрительного зала.
Бабушки, как заядлые садоводы-огородники отгадывали загадки об
овощах.
Пока бабушки соревновались в рассказывании песенок-пестушек, жюри подводило итоги.
Грамоты и подарки вручались по номинациям:
«Самая активная семья»
«Самая творческая семья»
«Самая музыкальная семья»
«Самая жизнерадостная семья»
«Самая сплоченная семья» и т.п.
В конце вечера все участники программы, включая зрителей, вырезал из бумаги красного цвета подготовленное по шаблону сердечко и наклеил его на лист ватмана, заполняя контур большого сердца, обозначенного на листе. Таким образом, сердце приобретает объём. Это сердце нашего класса. В завершении все встали в круг и спели песню «Взрослые и дети», которую специально разучивали на уроках музыки.
Этап 5. Результаты.
Результат работы – создание альбома, в котором каждая страница – рассказ о семье и семейных традициях.
Литература.
1.Исследовательская и проектная деятельность школьников/ Начальная школа.
-2007, № 9
2.Н.Г.Шаповалова. Метод проектов: практика и применение./ Начальная
школа.-2007, № 9
3.Янцен Е.В. Метод проектов в начальной школе. Использование
методических проектов в практике работы учителя начальных классов.//
Предметно-содержательный журнал Современный урок. – 2009, №5
4.Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии
Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика.// Под
ред. Е.С.Полат. – Москва, 2000
5.И.Ю.Рябцева. Приходите к нам на праздник. Сборник сценариев для
начальной школы. – Ярославль. 2000
6.О.Н.Козак. Загадки и скороговорки./ С.-Петербург. - 1997
Институт Развития Образования республики Башкортостан
Проектно-исследовательская
работа во внеурочной
деятельности учащихся
Разработала
учитель начальных классов
МОУ лицей № 21
Шарафутдинова Т.А.
Уфа – 2011 г.
Программа подготовки к школе для детей 5-6 лет
Математика
Знакомство с понятиями «один» и «много». Сравнение совокупностей
предметов по количеству. Столько же.
2. Понятия «больше», «меньше», «столько же». Свойства предметов. Форма
цвет, материал, размер.
3. Счёт до двух. Числа и цифры 1 и 2. Точка. Линия. Отрезок.
4. Геометрические фигуры: треугольник и квадрат. Числа и цифры 3 и 4.
5. Длиннее - короче, шире – `уже.
6. Счёт до пяти. Число и цифра 5. Понятия «на…, под…, над…,».
7. Счёт до шести. Число и цифра 6. Шар и круг.
8. Выше – ниже, Сверху – снизу. Число и цифра 7. Неделя. Дни недели.
9. Прямоугольник, квадрат, куб. Внутри, снаружи. Счёт до семи.
10. Раньше – позже. Число и цифра 8. Счёт до 8.
11. Число и цифра 9. Слева – справа – посередине.
12. Счёт до 9. Овал. Цифра и число 0. Впереди – сзади.
13. Число 10. Счёт до 10. Обратный счёт.
14. Последующее и предыдущее число.
15. Порядковый счёт. Между.., после.., перед... Целое, части целого.
16. Арифметические действия над числами: сложение.
17. Арифметические действия над числами: вычитание.
18. Примеры на действие сложения и вычитание.
19. Понятие «задача»
20. Решение примеров и задач различного типа.