Файзуллина А.М., учитель истории и обществознания
МБОУ "Средняя образовательная школа № 116 г.Челябинска"
Пояснительная записка.
В управлении государством важным является право гражданина избирать и быть избранным в органы местного самоуправления и высших органов власти. Реализуя это право, гражданин выполняет одну из своих многообразных политических функций-функцию избирателя. Для выполнения роли избирателя требуется обладание демократической правовой культурой. От современной молодежи России зависит развитие демократической культуры и будущее нашей страны. Сегодня молодые граждане России стремятся занимать активную жизненную позицию. Но вместе с этим остается высоким процент молодых людей, оторванных от политической и общественной жизни страны. Большинство учащихся не следят за развитием событий в стране. Некоторые ребята слабо ориентируются в политической ситуации. Одним из приоритетов современной системы образования является обеспечение готовности выпускников школ нести ответственность за собственное и общественное благополучие, а это невозможно найти без знаний и умений в сфере избирательного права и избирательного процесса. С целью повышения интереса учащихся к политической жизни, к избирательному процессу, к выборам, пропаганде новых знаний была задумана и проведена игра «Выборы» Класс, возраст обучающихся: 10-11 классы, 15-16 лет.
Тема: «Выборы».
Цель: дать обучающимся представление о выборах в РФ.
Задачи:
- закрепить изученный материал.
- развить умение работать в команде, научиться делать выбор на основе предоставляемой информации.
- воспитать политически активных людей.
Оборудование: мультимедиа система, презентация, конспект мероприятия, доска, мел, ручка, листы бумаги, бюллетени,
Организационная форма: игра. Игре предшествовал ритуал «посвящение в молодые избиратели» урок-лекция «я-будущий избиратель». Учащимся было предложено обратиться к материалу учебного пособия «избирательное право и избирательный процесс», к законам РФ «об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Игра проходит в три этапа: подготовительный, игровая ситуация и подведение итогов.
Игра: «Выборы»
Этапы игры:
1) Подготовительный этап.
2)Игровая ситуация.
3) Заключительный этап.
Подготовительный этап.
Учитель, более детально рассматривает с учащимися вопросы, касающиеся избирательного права на уроках обществознания, права.
Игровая ситуация.
Ход мероприятия:
Учитель: здравствуйте ребята! Сегодня вы повторите изученный материал в области избирательного права.
Учитель: участвуют две команды по 5 человек, остальные ученики будут выступать в роли избирателей. Эти две команды будут выступать в роли политических партий, за которые вы будете голосовать.
I конкурс
Учитель: первое задание: придумать название, символику и определить лидера политической партии. Пока команды выполняют задание 1 конкурса, мы с остальными участниками игры вспомним пройденный материал, отвечая на вопросы ведущего.
Вопросы:
1. К каким видам социальных групп людей относятся политические партии? (ответ: большие социальные группы и объединения).
2. Чем отличаются большие социальные группы от иных объединений людей? (ответ: количество участников, стремление к власти, наличие устава и членских билетов).
3. Объясните понятия монополизм и многопартийность в отношении политического устройства страны (ответ: монополизм-участие одной партии, а многопартийность-участие нескольких партий).
Учитель: итак, команды готовы давайте заслушаем ответы.
II конкурс
Учитель: задание 2, составить политическую программу партии. А пока вы составляете политическую программу, наши избиратели продолжат отвечать на вопросы.
Вопросы:
1. Назовите права и обязанности учеников школы?
2. Какие виды поощрений вы знаете? (ответ: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой).
Команды готовы, давайте заслушаем ответы.
III конкурс
Учитель: а сейчас партии готовятся к дебатам на тему: «Нужно ли отменять ограничение в два срока, для президента, а также увеличивать длительность одного срока до 6 лет».
1 партия «за»
2 партия «против»
Учитель: пока партии готовятся отстаивать свою точку зрения, электорат (зрители) придумывает вопросы на интересующие их темы, в письменном виде с указанием кому задан вопрос.
Итак, мы готовы выслушать ваши точки зрения по данному вопросу.
IV конкурс
Учитель: сейчас партии должны составить и показать свою предвыборную программу.
Итак, команды готовы. Выслушаем программы. А жюри будет оценивать.
Заключительный этап.
Подведение итогов:
Учитель: уважаемые избиратели вам нужно сделать свой выбор в пользу одной из партий. Сейчас вам раздадут бюллетени, в которых вы укажите название партии, за которую отдаете свой голос.
Идет подсчет бюллетеней.
Учитель: итак, по итогам голосования победу одержала партия.