Внеклассное занятие по математике
Тема: урок - соревнование «Час весёлой математики»
Цели занятия:
• Способствовать закреплению знаний, умений и навыков по таблице умножения; привитию интереса к предмету.
• Способствовать развитию математических способностей учащихся, сообразительности, любознательности, логического мышления, внимания, памяти, речи.
• Способствовать повышению уровня сплочённости, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Оборудование: портреты известных учёных и их высказывания о математике; карточки с заданиями.
Ход занятия:
I Вводная часть
— Сегодня у нас необычный урок математики, занятие – соревнование.
«Царицей всех наук» называл математику немецкий учёный, «король математики» Карл Фридрих Гаусс.
— И начать мне хотелось бы со сказки об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя
судьба». Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?
— Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь». Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!
— Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?
«Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания, здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни». Это слова великого русского математика Николая Ивановича Лобачевского
II Приветствие команд
— Сегодня соревнуются 4 команды (представление команд).
III Конкурсы
Разминка для капитанов.
— «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели». В этом был убеждён известный советский математик, профессор Алексей Иванович Маркушевич
- Перед соревнованием проведём разминку.
- Разгадаем кроссворд. Кроссворд будут разгадывать капитаны команд. Но он всегда может попросить помощи у своей команды.
1. Что можно поставить на бумаге карандашом, ручкой, фломастером?
2. Какой линией можно соединить 3 точки?
3. Что получится, если на некотором расстоянии друг от друга на прямой поставить 2 точки?
4. Что получится, если циркулем обойти вокруг круга?
5. Что это за фигура: 4 стороны, и все равны?
6. Что за линия выходит из одной точки и продолжается до бесконечности?
7. Как называют действие, когда прибавляют?
8. Фигура у которой 3 угла и 3 стороны называется…
- Молодцы, ребята! Быстро справились с кроссвордом, но это была только разминка, а дальше задания будут посложнее.
2. Задачи от Григория Остера.
— «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!», говорил известный венгерский математик ДьёрдьПойа
1 . На дереве сидят 27 котят. 8 котят молока не хотят. А остальные хотят. Сколько котят молока хотят?
2. После того, как Коля, убирая свою комнату, вымел из неё 12 кг мусора, за веник взялась мама и вымела из этой же комнаты столько же мусора. Сколько всего мусора было выметено из комнаты?
3. Мама завела себе несколько кактусов. Когда трёхлетняя Маша папиной бритвой старательно побрила половину маминых кактусов, у мамы осталось ещё 9 колючих кактусов. Сколько кактусов было?
4. Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 5 метров, а его старший брат Толя закопал свой дневник на глубину 12 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник с двойками Толя?
— «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
(М.В. Ломоносов)
3. Головоломка.
4. Математическая пауза
Игра «Не ошибись!»
Ведущий становится лицом к участникам и называет числа. Если число четное, играющие хлопают в ладоши, если не четное – руки за спину.
5. «Математические» пословицы и фразеологизмы
— Вместо пропусков вставьте числа.
Наврал с … короба.
У него … пятниц на неделе.
… раз отмерь, … раз отрежь.
Обещанного … года ждут.
… сапога – пара.
6. “Заморочки из мешочка”.
Дети по очереди вытаскивают бочонки с номерами от 1 до 22.
1.Папа купил две книги. Обе книги стоили 800 рублей.
Одна книга дороже другой на 200 рублей.
Сколько стоила каждая книга? 500 и 300 рублей.
2.Когда Ване исполнится 9 лет, что будет дальше? пойдёт 10-ый год.
3.У каких двухзначных чисел сумма десятков и единиц равна 5? 14,23,32,50,41.
4.Каких известных математиков вы знаете? Пифагор, Ломоносов,
С. Ковалевская.
5.Дима старше Ани на 3 года. На сколько лет
Дима будет старше Ани через 2 года? на 3 года.
6.Угадай слово.
Часть одна – предлог.
Вторая – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. За – дача.
7.Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10? (на часах10 мин.)
8.Разделить равносторонний треугольник тремя прямыми
линиями на 6 одинаковых треугольников.
9.Сколько ног у паука? 8.
10.Сколько рублей в сотне? 100.
11.Сколько цифр в математике? 10.
12.Какой знак приказывает вычитать? минус.
13.Как в математике называется русская буква х? икс.
14.Что больше: сотня или тысяча? 1000.
15.Какая фигура не имеет углов? круг, овал.
16.Сколько яиц можно съесть натощак? 1
17.Царица всех наук… математика.
18.80 плюс 12 92.
19.В чём измеряется вода и молоко? литр.
20.Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок? поросёнок.
21.Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? =
22.Сколько концов у двух палок? 4.
IV. Подведение итогов.
— Вот и подходит к концу наше соревнование. Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными.
- Что заинтересовало в нашем занятии?
-Что нового узнали?
Пора подводить итоги. Посчитайте количество фишек. Сегодня все команды заняли призовые места: 1 место (2, 3, 4 место) заняла команда… .