Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Седмиховская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО учителей Естественно-математического цикла Протокол № 1 от 29 августа 2016 г. Руководитель МО _________Шалаева Е. Д. Согласована зам. директора по УВР ________________Кузьминова М. В. 29 августа 2016 г. | Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области Протокол №1 от 31 августа 2016г Утверждена приказом директора Протокол № от 31 августа 2016 г Директор _____________Т.А.Ракитина |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Здоровый образ жизни»
(направление спортивно-оздоровительное)
для 5 класса
Составитель: учитель I квалификационной категории Шалаева Е. Д.
2016-2017 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база
Программа кружка «Здоровый образ жизни» носит адаптированный характер и составлена с учетом требований Закона «Об образовании в Российской Федерации», «Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования», «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образования. Биология. Естествознание».,а также «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»
Общая характеристика курса
Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.
Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в
школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.
Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому,
чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.
Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.
«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.
Актуальность программы.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-
оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ:
организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;
формировать двигательный режим школьников, который обеспечит активный отдых и удовлетворит естественную
потребность в движениях;
воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;
*формировать коллектив.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.
2.Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
3.Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
4.Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
Развивающие:
1. Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.
2. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.
3. Формировать потребность в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.
4. Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.
Воспитывающие:
1. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
2.Воспитывать командный спортивный интерес.
-
В учебном плане на кружок «Здоровый образ жизни» отводится 1 час в неделю из внеурочной деятельности, всего 35 часов.
Основное содержание
Гигиена тела
Дружи с водой. Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов.
Практические занятия
.Забота о глазах.
Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.
Практические занятия.
. Уход за ушами. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха.
Практические занятия
Уход за зубами. Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой.
Практические занятия
Оздоровительная минутка.
. Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.
Практические занятия
. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма.
Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия
Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов.
.Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!
Практические занятия
Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна.
Практические занятия
Поведение в школе
.Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение».
Практические занятия
Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье.
Как вода помогает избавиться от микробов. Практические занятия
Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.
Практические занятия
Уход за ушами.
Оздоровительная минутка.
. Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.
Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей.
Практические занятия Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покров.Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!
Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна. Практические занятия
.Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение». Практические занятия
Народные подвижные игры Здоровый образ жизни
. Вредные привычки.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические занятия
. Мышцы, кости и суставы. Правила для поддержания правильной осанки
Травмы. Поведение дома и на улице. Закаливание .Правила закаливания. Если укусила змея.
Формы организации занятий
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе) внешкольная (домашняя самостоятельная работа,
экскурсии).
Основные виды учебной деятельности
Тема раздела | Основные виды учебной деятельности |
Гигиена тела | Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов. Практические занятия Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского. Правила бережного отношения к зрению. Практические занятия Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза» . Уход за ушами. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха Оздоровительная минутка. . Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями. Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час. Конкурс знатоков пословиц и поговорок. . Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов. .Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу! Практические занятия Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению. Практические занятия Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза» Уход за ушами. Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов». Оздоровительная минутка. . Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями. Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час. Конкурс знатоков пословиц и поговорок. . Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов. .Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу! Игра «Что разрушает здоровье». Упражнения «Деревце», «Гора». . Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна. Практические занятия Игра «Плохо - хорошо» (по гигиене сна). |
Поведение в школе | Поведение в школе .Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение». Практические занятия .Динамический час Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе» |
Народные подвижные игры | Народные подвижные игры. Просмотр слайдов и лекция о народных подвижных играх. Разучивание игр «Городки», «Салки» |
Здоровый образ жизни | . Практические занятия Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций. . Мышцы, кости и суставы. Беседа по теме «Осанка – стройная спина!». Правила для поддержания правильной осанки. Практические занятия Упражнения с мышцами. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Беседа «Что я знаю о витаминах». Просмотр видеофильма по теме. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Как научиться плавать(советы). Беседы «Что мы знаем о лекарствах», «Чем можно отравиться и как этого избежать», Как уберечься от травмы. Беседа «Очень подозрительный тип». Основные правила личной безопасности. Практикум «один дома», «Встреча на улице» |
.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
-ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром
-умение донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других
-учиться выполнять различные роли в группе
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы или раздела | Кол-во часов | Дата |
год | четв | план | факт |
| Гигиена тела | 8 | | |
1 | 1 | Дружи с водой | 1 | 03.09 | |
2 | 2 | Забота о глазах | 1 | 10.09 | |
3 | 3 | Уход за ушами | 1 | 17.09 | |
4 | 4 | Уход за зубами | 1 | 24.09 | |
5 | 5 | Уход за руками и ногами | 1 | 01.10 | |
6 | 6 | Забота о коже | 1 | 08.10 | |
7 | 7 | Как следует питаться | 1 | 15.10 | |
8 | 8 | Как сделать сон полезным | 1 | 22.10 | |
| | Поведение в школе | 4 | | |
9 | 9 | Настроение в школе | 1 | 29.10 | |
10 | 1 | Поведение в школе | 1 | 13.11 | |
11 | 2 | Хорошие манеры | 1 | 20.11 | |
12 | 3 | Чем заняться после школы | 1 | 27.11 | |
| | Народные подвижные игры | 1 | | |
13 | 4 | Народные подвижные игры | 1 | 04.12 | |
| | Здоровый образ жизни | 22 | | |
14 | 5 | Вредные привычки | 1 | 11.12 | |
15 | 6 | О пользе витаминов | 1 | 18.12 | |
16 | 7 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 25.12 | |
17 | 1 | Почему мы болеем | 1 | 15.01 | |
18 | 2 | Кто нас лечит | 1 | 22.01 | |
19 | 3 | Прививки от болезней | 1 | 29.01 | |
20 | 4 | Что нужно знать о лекарствах | 1 | 05.02 | |
21 | 5 | Как избежать отравления | 1 | 12.02 | |
22 | 6 | Правила обращения с огнем | 1 | 19.02 | |
23 | 7 | Предосторожности при обращении с животными | 1 | 26.02 | |
24 | 8 | Безопасность при любой погоде | 1 | 04.03 | |
25 | 9 | Как нужно одеваться | 1 | 11.03 | |
26 | 10 | Травма | 1 | 18.03 | |
27 | 1 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | 08.04 | |
28 | 2 | Если укусила змея | 1 | 15.04 | |
29 | 3 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 | 22.04 | |
30 | 4 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 1 | 29.04 | |
31 | 5 | Сегодняшние заботы медицины | 1 | 29.04 | |
32 | 6 | Мышцы , кости и суставы | 1 | 06.05 | |
33 | 7 | Как закаляться | 1 | 13.05 | |
34 | 8 | И снова о гигиене | 1 | 20.05 | |
35 | 9 | Обобщение знаний по теме «Здоровый образ жизни» | 1 | 27.05 | |
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
1.Образовательные программы дополнительного образования .М., 2004
2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004
3.Зайцев Г. К. Уроки Айболита С Пб., 1997
4. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра С Пб., 1997
5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: программно- методическое пособие. М., 2002
6. Татарникова Л. Т. Я и мое здоровье. Волгоград. 1995