СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

кружок. здоровый образ жизни в  5 классе. Рабочая программа по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Седмиховская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области



Рассмотрена на заседании МО учителей

Естественно-математического цикла

Протокол № 1 от 29 августа 2016 г.

Руководитель МО _________Шалаева Е. Д.


Согласована зам. директора по УВР

________________Кузьминова М. В.

29 августа 2016 г.

Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области

Протокол №1 от 31 августа 2016г

Утверждена приказом директора

Протокол № от 31 августа 2016 г

Директор _____________Т.А.Ракитина







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Здоровый образ жизни»

(направление спортивно-оздоровительное)

для 5 класса




Составитель: учитель I квалификационной категории Шалаева Е. Д.

2016-2017 уч. год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативно-правовая база

Программа кружка «Здоровый образ жизни» носит адаптированный характер и составлена с учетом требований Закона «Об образовании в Российской Федерации», «Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования», «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образования. Биология. Естествознание».,а также «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»


Общая характеристика курса

Здоровье человека – тема для разговора всех времён и народов, а в двадцать первом веке она становится первостепенной. Научно-технический прогресс привёл к тому, что человек всё меньше и меньше понимает, что такое физический труд, а ребёнок и подавно.

Последние десятилетия характеризовались тенденцией к ухудшению показателей состояния здоровья подрастающего поколения.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Не секрет, что здоровье детей за годы обучения в

школе ухудшается в 5 – 6 раз, поэтому забота о здоровье подрастающего поколения требует особого внимания.

Мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие понимания у ребёнка к тому,

чтобы быть здоровым духовно и физически. С раннего детства необходимо воспитывать в ребёнке уважительное отношение к своему здоровью. Школа и семья должны помочь ребёнку научиться любить себя, своё тело, своё здоровье.

Значимость образования состоит в том, чтобы помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью, научить их выбирать здоровый образ жизни.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, заменить их нельзя ничем, » – считал Н.М. Амосов. С этим утверждением нельзя не согласиться. Опыт показывает, что развитием своего здоровья, совершенствованием физических возможностей организма, человек занимается с удовольствием. Разумеется, необходимо помочь найти каждому обучающемуся свой путь к здоровью.


Актуальность программы.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-

оздоровительных программ, начиная с младшего школьного возраста (и ранее), поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.



Цели и задачи реализации программы

Цель программы:

формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

  • Учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье,

применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

ПОСТАВЛЕНЫ ЗАДАЧИ:

организовать творческую активность и самостоятельное экспериментирование детей на занятиях;

формировать двигательный режим школьников, который обеспечит активный отдых и удовлетворит естественную

потребность в движениях;

воспитывать социально адаптированную и гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества;

*формировать коллектив.

Задачи:

Обучающие:

  • 1. Обучить учащихся приёмам по профилактике простудных заболеваний.

  • 2.Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • 3.Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;


  • 4.Формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка

составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

  • Развивающие:

  • 1. Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.

  • 2. Способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни.

  • 3. Формировать потребность в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления.

  • 4. Развивать интерес к подвижным играм, к участию в спортивных соревнованиях, эстафетах.

Воспитывающие:

  • 1. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

  • 2.Воспитывать командный спортивный интерес.

  • В учебном плане на кружок «Здоровый образ жизни» отводится 1 час в неделю из внеурочной деятельности, всего 35 часов.


Основное содержание

Гигиена тела

Дружи с водой. Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов.

Практические занятия

.Забота о глазах.

Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.

Практические занятия.

. Уход за ушами. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха.

Практические занятия

Уход за зубами. Почему зубы болят. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку здоровой.

Практические занятия

Оздоровительная минутка.

. Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.

Практические занятия

. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма.

Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия

Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов.

.Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!

Практические занятия

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна.

Практические занятия

Поведение в школе

.Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение».

Практические занятия

Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье.

Как вода помогает избавиться от микробов. Практические занятия

Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.

Практические занятия

Уход за ушами.

Оздоровительная минутка.

. Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.

Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей.

Практические занятия Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покров.Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна. Практические занятия

.Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение». Практические занятия

Народные подвижные игры Здоровый образ жизни

. Вредные привычки.

Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические занятия

. Мышцы, кости и суставы. Правила для поддержания правильной осанки

Травмы. Поведение дома и на улице. Закаливание .Правила закаливания. Если укусила змея.



Формы организации занятий

  • по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

  • по месту проведения: школьная (в классе) внешкольная (домашняя самостоятельная работа,

экскурсии).



Основные виды учебной деятельности

Тема раздела

Основные виды учебной деятельности

Гигиена тела

Советы Доктора Воды: особенности организма и забота о своем здоровье. Как вода помогает избавиться от микробов.

Практические занятия Игра «Друзья Вода и Мыло». Инсценировка отрывка из сказки «Мойдодыр» К. Чуковского. Правила бережного отношения к зрению.

Практические занятия Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза»

. Уход за ушами. Чтобы уши слышали: как сберечь органы слуха Оздоровительная минутка.

. Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.

Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час. Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма.

Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей. Практические занятия

Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов. .Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!

Практические занятия Занятие-обсуждение по стихотворению С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Забота о глазах. Глаза – главные помощники человека. Правила бережного отношения к зрению.

Практические занятия Гимнастика для глаз. Игра «Полезно-вредно». Проведение опыта «Воздействие света на зрачок глаза»

Уход за ушами.

Упражнение «Спрятанный сахар». Практикум «чистка зубов». Оздоровительная минутка.

. Уход за руками и ногами « Рабочие инструменты человека»: руки и ноги. Уход за ногтями.

Практические занятия Игра-соревнование «Кто больше?». Динамический час. Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

. Забота о коже. Зачем человеку кожа. Надежная защита организма. Если кожа повреждена. Правила ухода за кожей.

Практические занятия Игра «Угадай-ка». Опыты «Почувствуй предмет». Практикум: оказание первой помощи при повреждениях кожных покровов.

.Как следует питаться. Питание – необходимое условие для жизни человека. Здоровая пища для всей семьи. Я выбираю кашу!

Игра «Что разрушает здоровье». Упражнения «Деревце», «Гора».

. Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство. Гигиена сна.

Практические занятия Игра «Плохо - хорошо» (по гигиене сна).




Поведение в школе

Поведение в школе

.Настроение в школе. Беседа «От чего зависит настроение». Практические занятия .Динамический час Упражнения «Азбука волшебных слов», «Сотвори солнце в себе»




Народные подвижные игры

Народные подвижные игры. Просмотр слайдов и лекция о народных подвижных играх. Разучивание игр «Городки», «Салки»

Здоровый образ жизни

. Практические занятия Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка. Анализ ситуаций.

. Мышцы, кости и суставы. Беседа по теме «Осанка – стройная спина!». Правила для поддержания

правильной осанки. Практические занятия Упражнения с мышцами. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам». Беседа «Что я знаю о витаминах». Просмотр видеофильма по теме. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Как научиться плавать(советы). Беседы «Что мы знаем о лекарствах», «Чем можно отравиться и как этого избежать», Как уберечься от травмы. Беседа «Очень подозрительный тип». Основные правила личной безопасности. Практикум «один дома», «Встреча на улице»


.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные:

— готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- сформированность мотивации к учению и познанию,

-ценностно-смысловые установки выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные

компетентности, личностные качества;

- сформированность основ российской, гражданской идентичности;



Метапредметные:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром

-умение донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других

-учиться выполнять различные роли в группе















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Название темы или раздела

Кол-во часов

Дата

год

четв

план

факт


Гигиена тела

8



1

1

Дружи с водой

1

03.09


2

2

Забота о глазах

1

10.09


3

3

Уход за ушами

1

17.09


4

4

Уход за зубами

1

24.09


5

5

Уход за руками и ногами

1

01.10


6

6

Забота о коже

1

08.10


7

7

Как следует питаться

1

15.10


8

8

Как сделать сон полезным

1

22.10




Поведение в школе

4



9

9

Настроение в школе

1

29.10


10

1

Поведение в школе

1

13.11


11

2

Хорошие манеры

1

20.11


12

3

Чем заняться после школы

1

27.11




Народные подвижные игры

1



13

4

Народные подвижные игры

1

04.12




Здоровый образ жизни

22



14

5

Вредные привычки

1

11.12


15

6

О пользе витаминов

1

18.12


16

7

Как правильно вести себя на воде

1

25.12


17

1

Почему мы болеем

1

15.01


18

2

Кто нас лечит

1

22.01


19

3

Прививки от болезней

1

29.01


20

4

Что нужно знать о лекарствах

1

05.02


21

5

Как избежать отравления

1

12.02


22

6

Правила обращения с огнем

1

19.02


23

7

Предосторожности при обращении с животными

1

26.02


24

8

Безопасность при любой погоде

1

04.03


25

9

Как нужно одеваться

1

11.03


26

10

Травма

1

18.03


27

1

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос

1

08.04


28

2

Если укусила змея

1

15.04


29

3

Как уберечься от поражения электрическим током

1

22.04


30

4

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте

1

29.04


31

5

Сегодняшние заботы медицины

1

29.04


32

6

Мышцы , кости и суставы

1

06.05


33

7

Как закаляться

1

13.05


34

8

И снова о гигиене

1

20.05


35

9

Обобщение знаний по теме «Здоровый образ жизни»

1

27.05




Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение

1.Образовательные программы дополнительного образования .М., 2004

2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004

3.Зайцев Г. К. Уроки Айболита С Пб., 1997

4. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра С Пб., 1997

5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления: программно- методическое пособие. М., 2002

6. Татарникова Л. Т. Я и мое здоровье. Волгоград. 1995