Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шиморская средняя школа
Программа внеурочной деятельности
«Разговор о здоровье»
Срок реализации программы 4 года
Составитель: Евстигнеева И.В.
2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая ценность данной программы внеурочной деятельности обусловлены состоянием здоровья школьников и теми масштабными задачами в решении этой проблемы, которые ставятся в ежегодных посланиях Президента, различных правительственных программах по модернизации процесса образования, президентской инициативе «Наша новая школа», в Концепции новых федеральных образовательных стандартов.
В основе предлагаемой программы положена разработанная авторами и широко апробированная на территории Нижегородской области и других территориальных образований РФ программа «Уроки здоровья и ОБЖ (1-4)». Положенный в основе этой программы аксиолого-компетентностный подход и вариативность форм ее использования в школьной практике полностью отвечают требованиям ФГОС для начальной школы, а деятельностная парадигма, на которой построена содержательная основа программы, - основной компетенции ФГОС общего образования.
Программа «Разговор о здоровье» направлено на достижение общих целей воспитания младших школьников – формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо-ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведении в природной и социальной среде. Этому способствует интегрированность содержания программы,его преемственность с основными учебными дисциплинами начально школы, а также использование при проведении занятий деятельностного подхода, что и позволяет осуществлять новую образовательную парадигму, способствующую накоплению у учащихся «эмпирического опыта» в вопросах здоровья и здорового и безопасного образа жизни, который будет востребован ими в дальнейшей жизни и относится к категории общей культуры здоровья.
Программа предполагает организацию занятий на основе диалогового общения учителя и ученика, чему способствует современные педагогические технологии. В разработанных педагогических рекомендациях предложено широкое использование игровых и проблемных ситуациях, элементов тренинговой формы, «мозгового штурма», различных видов совместной работы, что позволяет каждому ученику приобретать собственный положительный конструктивный опыт в решении «модельных» ситуаций и проблем, который в дальнейшем будет полезен ему в реальной жизни. В ходе такой подготовки стремление к здоровью у ребенка становится естественной потребностью жизни, а не результатом следования целому ряду «запретов».
Главной целью данной программы является формирование у младших школьников понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним – природной и социальной средой – через получение практических навыков такого взаимодействия. В контексте этой цели интеграция, преемственность, опора на содержательные ресурсы таких образовательных областей, как обязательные предметы естественнонаучного цикла и основы безопасности жизни, становится естественной необходимостью, направленной на становление общемировоззренческих позиций личности.
В программе внеурочной деятельности по культуре здоровья ведущими являются ценностно-развивающие цели, средствами достижения воспитательного и развивающего эффекта которыми выступают конкретные знания. Цели внеурочной деятельности этого направления сформированы через конечный результат, выражающийся в деятельности учащихся.
При этом оценка результатов реализации программы в отношении младших школьников не должна носить традиционного характера, поскольку главным результатом ее является практические навыки детей, их умение принимать решения в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни. Для организования можно практиковать проигрывание модельных ситуаций, групповые работы по решению проблемных ситуаций и т.п. Образцы таких диагностических приемов предложенные в соответствующих методических рекомендациях.
Кроме приобретения младшими школьниками важных социальных практических навыков, наиболее результатом программы можно считать изменение взглядов и представлений обучающихся о своем здоровье и способов его сохранения и преумножения, т.е. формирование определенных ценносно-мировоззренчиских установок на здоровье и здоровый образ жизни. Эти результаты возможно оценивать посредствам различных вариантов анкетирования, которые также приводятся методических рекомендаций.
Очень важным представляется, чтобы сам ученик видел свое развитие и свои достижения в вопросах здоровья. Поэтому желательно, чтобы он с самого начала работы по данной программе вел собственный «дневник здоровья», в котором фиксировал свои впечатления и самочувствие, выполнял задание, заполнял анкеты, строил результативные графики и диаграммы.
Содержание деятельности
Первый год обучения
Я и школа. Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. Мои интересы и здоровье.
Что такое здоровье. Здоровье, от чего оно зависит. Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. Здоровья тела и души. Здоровье и природа. Здоровье общество. Образ жизни и здоровье. Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие. Что нужно знать, чтобы избежать инфекцию. Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы.
Мир вокруг и я. Как я воспринимаю окружающий мир. Мой чувства, как они возникают. Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Как чувствуют животные. Нервная система, зачем она человеку. Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозоркость. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка.
Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма. Спорт. Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт.
Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь.
Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я – личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас – каким я стану.
Мои решения – моя будущая жизнь.
Дыхание и жизнь. Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания. Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыханию. Как помочь человеку в беде, если он потерял дыхание. Способы искусственного дыхания.
Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. Проветривание помещения. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. Легкие и чистота.
Хоти быть здоровыми – действуем! Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. Помоги другим советом, добрым делом, своим знанием. Правило общения с товарищами, друзьями, взрослыми. Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли безоглядно доверять незнакомым людям. Что такое осторожность. Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья».
Второй год обучения.
Еще раз вспомним что такое здоровье. Что нужно знать и уметь чтобы быть здоровым. Что такое здоровье и от чего оно зависит.
Питание и жизнь. Зачем мы едим. Кто и что употребляет в пищу. Значение питания для человека. Заболевания, обусловленные неправильным питанием. Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. Что такое рацион. Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшение кол-ва жиров, сахара и соли. Твое здоровье определяется тем что ты ешь, или о рациональном питании. Гигиена продуктов питания. Свежие и не свежие продукты. Консерванты и здоровье. Ядовитые ягоды и грибы. Пищевые отравления, признаки и первая помощь при экстренных ситуациях.
Движении и жизнь. Что нам дает возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). Что нужно двигательной системе для нормально работы. Как в организме образуется энергия. Мышцы и тренировка. Утренняя зарядка и другие виды физической активности. Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. Физическая активность, форма и образ жизни – залог долголетия. Заболевания двигательной системы, как их избежать. Травмы, переломы, мышечные растяжения. Как оказать первую помощь.
Развитие и жизнь. Непрерывность жизни. Рождение. Что значит расти и развиваться. Что необходимо маленькому ребенку чтобы вырасти здоровым. Питание, окружающая среда: природная и человеческая. Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. Физические недостатки. Как развить свое тело и душу. Как чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родителями, друзьями, с учителем, другими людьми. Как правильно разговаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим когда кричать или громко говорят. Какими бывают люди, и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди различных людей.
Хотим быть здоровыми – действуем! Какими знаниями о здоровье, по твоему мнению должен владеть каждый.
Третий год обучения
Еще раз о здоровье. От чего зависит твое здоровье. В чем ты сам можешь помочь себе и другим. Когда надо звать на помощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу.
Непрерывность жизни. Рождение, жизнь и смерть. Сколько живет человек. Как продлить молодость. Мужчины и женщины, мальчики и девочки – в чем отличие между ними: внешние и внутренние. Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья. Ты и твоя семья – настоящая и будущая. Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь.
Здоровье и общество. Что такое общество. Почему люди живут вместе. Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. Доброе и злое среди людей. Как возникают конфликты и как нужно поступать в таком случае. Что такое обида. Что делать, если ты кого-то обидел. Как относиться к обидам, неприятностям, к горю, наказанию. Страх и тревога. Как уметь снять напряжения, избавиться от страха.
Что такое самовоспитание. Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. Ты и взрослые. Всегда ли нужно подражать взрослым. Дурные привычки. Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. Как они могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. Как это может сказаться на твоем будущем (семье, профессии, счастливой жизни, здоровье).
Хотим быть здоровыми – действуем! Что ты ценишь в жизни больше всего. Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. Если ты умеешь, то посоветуй и помоги своим друзьям, просто знакомым, своим родным и близким словом и делом.
Четвертый год обучения.
Познай себя. Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье. Что дается тебе от рождения. Что ты можешь сделать сам для своего здоровья.
Правила общения. Почему важно общаться с другими людьми. Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомы и незнакомы люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении и в каких ситуациях.
Общение и конфликты. Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участником конфликта. Как найти пути решения конфликтной ситуации. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.
Здоровье и эмоции. Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.
Школа и здоровье. Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причина успехов и неудачных уроков. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правило познаний и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовить свой ответ на уроке. Составление планов и опорных конспектов.
Знаешь, как быть здоровым,- действуй! Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведение, в общение, в жизни. Как принимать решение, делать выбор в пользу здоровья своего, близких и других людей. Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым. Планируем все вместе.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Потребносто-мотивационный уровень. Характеризуется положительным настроением, хорошим самочувствие, желаем участвовать в занятиях по культуре здоровья и состояние активности младших школьников, связанным с получением знаний о здоровом образе жизни. Следствии хорошего эмоционального состояния служат возникновение у детей интереса к знаниям о здоровом образе жизни и оценивание полученных знаний как полезных для дальнейшей жизни.
Когнитивный уровень. Данный уровень характеризует понимание и осмысление детьми знаний, способов действий, соотнесение новых представлений о сохранения здоровья системы раннее изученных, наделение значимостью знаний о здоровье, о том, что и как необходимо делать, чтобы его сохранить, и о том, зачем, почему, для чего его необходимо беречь. Таким образом, на этом этапе происходит осознание учащимися необходимости ведения здорового образа жизни, а также освоение способов сохранения здоровья.
Оценочно-ценностный уровень. Связанный с решением проблемных ситуаций, в которых учащемуся нужно совершить выбор, опираясь на знания и понимания о ЗОЖ. При этом младший школьник должен проявить знания возможных альтернатив, умение оценить их с позиции здоровья и предпочесть один из вариантов решения в целях сохранения здоровья и безопасности жизни. Возможные альтернативы в таком возрасте, безусловно, могут быть заманчивыми для школьников начальных классов, нежели выбор сохранения здоровья, но в идеале учащемуся необходимо сделать выбор, связанный со здоровым образом жизни.
Деятельностно-поведенческий уровень. Осуществляется в ежедневной практической деятельности, направленной на сохранение здоровья, и в реализации здорового образа жизни в повседневной жизнедеятельности, формам общения и безопасного поведения. Данная деятельность может быть различной и многообразной и часто не связанной напрямую с категорией здоровья, но влияет на него косвенно через успешность в обучении, социальной реализации, социальном аспекте здоровья. Этот уровень может проявляться и в элементарной деятельности, которая выражается в гигиенических действиях, привычке к утренней зарядке, умении оказать практическую помощь при различных видах травм, предпочтительном отношении к полезным для здоровья продуктам, и отказе от чипсов и кока-колы в пользу, например, яблоко или сока. Все эти действия напрямую связаны с физическим аспектом здоровья. В дальнейшем поведенческо-деятельностный уровень переходит в статус качества личности, т.е. своего рода потенциальное состояние, полезную привычку, направленность личности, когда процесс сохранения здорового образа жизни устойчиво реализуется в деятельности и поведении.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Темы занятий | Количество часов |
Первый год обучения |
| Я и школа | 2 |
1 | Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями в стенах школы. | |
2 | Мои интересы и здоровье. | |
| Что такое здоровье | |
3 | Здоровье, от чего оно зависит. | 7 |
4 | Основные факторы здоровья и их взаимосвязь. | |
5 | Здоровья тела и души. Здоровье и природа. | |
6 | Здоровье общество. Образ жизни и здоровье. | |
7 | Нездоровье и болезнь. Какие бывают болезни, причины, их вызывающие.Что нужно знать, чтобы избежать инфекцию. | |
8 | Основные правила личной гигиены: умывание, чистые руки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. | |
9 | Основные правила общественной гигиены: чистота жилища, улиц, чистота воды, воздуха и почвы. | |
| Мир вокруг и я | 10 |
10 | Как я воспринимаю окружающий мир. Мой чувства, как они возникают. | |
11 | Органы зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Как чувствуют животные. Почему вреден шум, громкие звуки и громкая музыка. | |
12 | Нервная система, зачем она человеку. | |
13 | Гигиена зрения, слуха и других органов чувств. Почему надо заботиться о зрении. Близорукость и дальнозоркость. | |
14 | Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. | |
15 | Закаливание организма. Спорт. | |
16 | Игры на свежем воздухе. Как играть на улице, во дворе. Основные правила дорожного движения. Ты и транспорт. | |
17 | Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попасть в беду. Как оказать первую помощь. | |
18 | Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильная осанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. | |
19 | Я – личность. Основные качества личности (эмоции, душевные качества, деловые качества, образованность). Какой я сейчас – каким я стану. Мои решения – моя будущая жизнь. | |
| Дыхание и жизнь | 7 |
20 | Дыхание – основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, как дышат животные и растения. | |
21 | Чистый воздух – это здоровье. Режим и правила дыхания. | |
22 | Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим. Какие опасности угрожают дыханию. | |
23 | Как помочь человеку в беде, если он потерял дыхание. Способы искусственного дыхания. | |
24 | Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице. | |
25 | Проветривание помещения. Гигиена жилища (влажная уборка). Как сохранять чистый воздух. | |
26 | Легкие и чистота. | |
| Хотим быть здоровыми – действуем! | 7 |
27 | Знаешь, как быть здоровым, - расскажи своим близким. | |
28 | Помоги другим советом, добрым делом, своим знанием. | |
29 | Правило общения с товарищами, друзьями, взрослыми. | |
30 | Знакомые и незнакомые люди. | |
31 | Как себя вести среди людей. | |
32 | Что такое осторожность. Стоит ли безоглядно доверять незнакомым людям. | |
33 | Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья». | |
| Итого за первый год | 33 |
Второй год обучения |
| Ёще раз вспомним, что такое здоровье. | 2 |
1 | Что нужно знать и уметь чтобы быть здоровым. | |
2 | Что такое здоровье и от чего оно зависит. | |
| Питание и жизнь | 10 |
3 | Зачем мы едим. Кто и что употребляет в пищу. | |
4 | Значение питания для человека. | |
5 | Заболевания, обусловленные неправильным питанием. | |
6 | Разнообразие в пище. Почему нужно употреблять разнообразные продукты. | |
7 | Что такое рацион. Твое здоровье определяется тем что ты ешь, или о рациональном питании. | |
8 | Основные правила здорового питания: сохранение нормального веса; уменьшение кол-ва жиров, сахара и соли. | |
9 | Гигиена продуктов питания. Свежие и не свежие продукты. | |
10 | Консерванты и здоровье. | |
11 | Ядовитые ягоды и грибы. | |
12 | Пищевые отравления, признаки и первая помощь при экстренных ситуациях. | |
| Движение и жизнь. | 10 |
13 | Что нам дает возможность двигаться (мышцы, кости, суставы, нервы, мозг). | |
14 | Что нужно двигательной системе для нормально работы. | |
15 | Как в организме образуется энергия. | |
16 | Мышцы и тренировка. | |
17 | Утренняя зарядка и другие виды физической активности. | |
18 | Подвижные игры, спорт, физкультура, физическая работа дома, в саду, на пришкольном участке. Почему это важно. | |
19 | Физическая активность, форма и образ жизни – залог долголетия. | |
20 | Заболевания двигательной системы, как их избежать. | |
21 | Травмы, переломы, мышечные растяжения. | |
22 | Как оказать первую помощь. | 10 |
| Развитие и жизнь | |
23 | Непрерывность жизни. Рождение. | |
24 | Что значит расти и развиваться. | |
25 | Что необходимо маленькому ребенку чтобы вырасти здоровым. | |
26 | Питание, окружающая среда: природная и человеческая. | |
27 | Резервы нашего организма. Что нам дается от рождения. | |
28 | Физические недостатки. | |
29 | Как развить свое тело и душу. | |
30 | Как чувствовать себя комфортно: самому с собой, с родителями, друзьями, с учителем, другими людьми. | |
31 | Как правильно разговаривать, задавать вопросы и отвечать на них. Почему мы не любим когда кричать или громко говорят. | |
32 | Какими бывают люди, и чего от них ждать. Какой ты и какие они. Как научиться жить среди различных людей. | |
| Хотим быть здоровыми – действуем! | 2 |
33 | Как вести себя и взаимодействовать на «Уроках здоровья». | |
34 | Какими знаниями о здоровье, по твоему мнению должен владеть каждый. | |
| Итого за второй год | 34 |
Третий год обучения |
| Непрерывность жизни | 10 |
1 | От чего зависит твое здоровье. | |
2 | В чем ты сам можешь помочь себе и другим. | |
3 | Когда надо звать на помощь взрослых, когда нужно обращаться к врачу. | |
4 | Рождение, жизнь и смерть. | |
5 | Сколько живет человек. | |
6 | Как продлить молодость. | |
7 | Мужчины и женщины, мальчики и девочки – в чем отличие между ними: внешние и внутренние.. | |
8 | Как нужно относиться друг к другу. Дружба, любовь, семья | |
9 | Ты и твоя семья – настоящая и будущая. | |
10 | Твое отношение к членам семьи: любовь, уважение, доброта, взаимопомощь. | |
| Здоровье и общество. | 18 |
11 | Что такое общество. | |
12 | Почему люди живут вместе. | |
13 | Твое окружение: семья, друзья, школа, улица. | |
14 | Доброе и злое среди людей. | |
15 | Как возникают конфликты и как нужно поступать в таком случае. | |
16 | Что такое обида. Что делать, если ты кого-то обидел. | |
17 | Как относиться к обидам, неприятностям, к горю, наказанию. | |
18 | Страх и тревога. | |
19 | Как уметь снять напряжения, избавиться от страха. | |
20 | Что такое самовоспитание. | |
21 | Как правильно принять решение, как предвидеть последствия своих поступков. | |
22 | Ты и взрослые. | |
23 | Всегда ли нужно подражать взрослым | |
24 | Дурные привычки. | |
25 | Опасности взрослого мира: курение, алкоголь, наркотики, насилие. | |
26 | Как вредные привычки могут навредить твоему организму, изменить твою личность, общение с друзьями, родителями. | |
27 | Как алкоголь, курение может сказаться на твоем будущем (семье, профессии, счастливой жизни, здоровье). | |
28 | Какими знаниями о здоровье, по твоему мнению должен владеть каждый. | |
| Хотим быть здоровыми – действуем! | 4 |
29 | Что ты ценишь в жизни больше всего. | |
30 | Что ты можешь сделать, чтобы быть здоровым. | |
31 | Умеешь ли ты владеть своими эмоциями, мыслями, решениями и поступками. Почему это важно. | |
32 | Если ты умеешь владеть своими эмоциями, то посоветуй и помоги своим друзьям, просто знакомым, своим родным и близким словом и делом. | |
| Итого за третий год | 32 |
Четвертый год обучения |
| Познай себя | 5 |
1 | Твои жизненные ценности. | |
2 | Ты и твое здоровье. | |
3 | От чего зависит твое здоровье. | |
4 | Что дается тебе от рождения. | |
5 | Что ты можешь сделать сам для своего здоровья. | |
| Правила общения | 5 |
6 | Почему важно общаться с другими людьми. | |
7 | Общение и здоровье. | |
8 | Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. | |
9 | Знакомы и незнакомы люди, правила общения. | |
10 | Нужно ли соблюдать осторожность при общении и в каких ситуациях. | |
| Общение и конфликты | 8 |
11 | Что такое конфликты. | |
12 | Почему возникают конфликты между людьми. | |
13 | Кто может стать участником конфликта. | |
14 | Как найти пути решения конфликтной ситуации. | |
15 | Посредничество. | |
16 | Как научиться прощать. | |
17 | Можешь ли ты пойти на компромисс. | |
18 | Конфликты и здоровье. | |
| Здоровье и эмоции | 4 |
19 | Твои чувства, эмоции и здоровье. | |
20 | Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. | |
21 | Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. | |
22 | Эмоции и конфликты. | |
| Школа и здоровье | 7 |
23 | Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. | |
24 | Причина успехов и неудачных уроков. | |
25 | Как нужно слушать на уроке. Внимание и память | |
26 | Правило познаний и школьные предметы. | |
27 | Как работать с текстом учебника. | |
28 | Как готовить свой ответ на уроке. | |
29 | Составление планов и опорных конспектов. | |
| Знаешь, как быть здоровым, – действуй! | 3 |
30 | Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведение, в общение, в жизни. | |
31 | Как принимать решение, делать выбор в пользу здоровья своего, близких и других людей. | |
32 | Что конкретно ты можешь сделать, чтобы быть здоровым. Планируем все вместе. | |
| Итого за четвертый год | 32 |