Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Воспитательная парадигма гимназии требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Цели внеурочного планирования:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочного планирования.
1 Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6.Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
7.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8.Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
9.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
10.Организация информационной поддержки учащихся.
11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Прогнозируемые результаты.
«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:
-готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),
-готовности к дальнейшему образованию,
-сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,
-сформированности общей духовно-нравственной культуры,
- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,
- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,
-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.
Планируемые личностные результаты.
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
| СЕНТЯБРЬ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Встреча с родителями и детьми. Запись в кружки по интересам. | « Путешествие в страну знаний» - первый урок | Изучение Устава школы и правил внутреннего распорядка. | | | | Запись в кружки и спортивные секции, создание игровых объединений в школе. |
2 неделя | Еженедельные линейки | Кл.час «Я - ученик». Правила поведения в школе (презент.) | | Моя малая родина | Участие в муниципальном конкурсе по ПДД «Безопасное колесо». | Дежурство по школе, в классе. | Разучивание татарских подвижных игр. |
3 неделя | Выборы классного актива | Проведение бесед на темы «Безопасность на дорогах, нравственно эстетичность, духовность, патриотизм, здоровье». | Кл.час. Конвенция о правах ребенка (презент.) | - День пожилых людей. «Забота». | Участие в конкурсе поделок «Осенний этюд» | | Беседа «Правильная осанка на уроках». |
4 неделя | | Устный журнал. « Вредная еда» | | Беседа « О бабушках и дедушках»» | Конкурс рисунков « 1 октября посвящается…» | Сбор материала для осенних поделок. | |
| ОКТЯБРЬ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | « Права и обязанности ученика» | | | Конкурс осенних поделок. | Организация дежурства в классе | Разучивание физкультминуток |
2 неделя | Беседа « Перемена с увлечением» | | « Россия – наша Родина» презентация | Кл.час. « Правила поведения в гостях» | «Рисуем осень» | Уход за комнатными растениями. | Беседа. Режим дня. |
3 неделя | Рейд « Порядок в портфеле» | | | | Праздник « Здравствуй, осень» | | Разучивание комплекса утренней зарядки. |
4 неделя | | | Парламентский урок | Беседа « Что такое доброта» | День осеннего именинника | Генеральная уборка класса | Инструктаж по ТБ перед осенними каникулами |
НОЯБРЬ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Эстетическая деятельность | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | | Беседа «Осторожно огонь!». | Час общения. | | | |
2 неделя | Беседа « Правила школьной жизни» | Слайд-шоу « Берегись автомобиля» | | просмотр видеофильма «Разные народы живут на планете» | | | Пальчиковая гимнастика. |
3 неделя | Беседа « Обязанности членов классного коллектива» | Игра – путешествие «Все обо всем» | Беседа « Правила эвакуации при пожаре» | | Конкурс рисунков «Портрет любимой мамочки» | Изготовление подарков маме. | |
4 неделя | | Разгадывание ребусов. | | Праздник, посвященный Дню матери. «Мамочка милая». | | | Кл.час. « Для чего нужна физкультура» |
| ДЕКАБРЬ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | | | « Мир вам, люди!» | Разучивание песен и танцев к Новому году | | Лыжные прогулки |
2 неделя | | Беседа « Зло и добро в сказочном мире литературы» | Анкетирование « Твои увлечения» | Конкурс на лучшую кормушку. | Инсценирование отрывка из сказки « 12 месяцев» | Работа в мастерской Деда Мороза | |
3 неделя | | Ролевая игра « Мы – пешеходы» | | Акция « Покормите птиц зимой» | День зимнего именинника. | Конкурс на лучшее украшение класса. | Веселые старты на улице |
4 неделя | Кл.час «Правила поведения на перемене». | | Рисуночный тест « Моя семья» | | Новогодний карнавал. | Генеральная уборка класса | Инструктаж по ТБ перед зимними каникулами |
| ЯНВАРЬ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | . Составление памятки « Мой безопасный путь домой» | | | | | |
2 неделя | | | Экскурсия в школьный музей. | | | Организация дежурства в классе | « Мама, папа, я – спортивная семья» праздник |
3 неделя | Подведение итогов « Как мы выполняем поручения» | | | Работа и демонстрация проектов на тему: « Моя малая родина» | Конкурс чтецов «Стихи о зиме» | | Катание на лыжах |
4 неделя | | Математические ребусы. | Час этикета | | Рисуем новый год | Беседа. Мои обязанности по дому. | Беседа « Зимние травмы и как их избежать» |
| ФЕВРАЛЬ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | | Беседа «8 февраля – день юного героя-антифашиста» | | | | |
2 неделя | | Брэйн – ринг « Заешь ли ты о животных» | Поздравление мальчиков | Акция «Внесём бесценный вклад в охрану экологии родного края» | Конкурс солдатской песни | Изготовление подарков ко Дню защитников Отечества | Состязания « Богатырские забавы» |
3 неделя | | Беседа « Поклон тебе, солдат России» | Исследовательские проекты « Моё генеалогическое древо» | | Конкурсная программа « Настоящие мужчины» | | |
4 неделя | Беседа. Правила поведения в школе. | | | Беседа. «Мальчики и девочки» | Праздник Масленица | Уход за комнатными растениями. | Разучивание физкультминуток. |
| МАРТ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | | Беседа «История праздника 8 марта» | | Праздник « Для тебя, родная…» | Изготовление подарков к 8 Марта | |
2 неделя | | Презентация « О профессиях разных, нужных и важных»» | | Час милосердия и доброты « Чем сердиться, лучше помириться» | Конкурсная программа для девочек. | | Проект « Здоровый образ жизни» |
3 неделя | Конкурс на самый лучший портфель | | Беседа « Наши добрые мультфильмы» | | | | Час здоровья « Сильные. Ловкие. Смелые» |
4 неделя | | Праздник «Мы научились читать. Спасибо, Азбука» (презент.) | | Беседа « Воспитание характера через искоренение вредных привычек» | День весеннего именинника. | Генеральная уборка класса. | Инструктаж по ТБ перед весенними каникулами |
| АПРЕЛЬ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | | | Беседа. Как вести себя в библиотеке. | Конкурс рисунков « Земля в иллюминаторе» | | « Весне – физкульт Ура» - спортивная эстафета» |
2 неделя | | КТД « Земля – наш общий дом» | Кл.час. День космонавтики. (презент.) | | | Акция « Чистый класс» | |
3 неделя | Беседа о правильности выполнения поручений. | | Экологический праздник «Земля – наш дом родной» | | 26 апреля Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения Г. Тукая | | « Вредные привычки и мы» - беседа |
4 неделя | | Составление памятки пешехода | | «Государственная символика России» - беседа | Выставка рисунков « Весенние мотивы» | Ремонт книг из классной библиотечки. | Разучивание комплекса упражнений для снятия усталости |
| МАЙ |
Сроки | Организация деятельности детского коллектива | Познавательная деятельность | Проблемно- ценностное общение. | Духовно-нравственная деятельность | Художественное творчество. Досугово- развлекательная деятельность. | Трудовая деятельность. Социальное творчество. | Игровая. Спортивно-оздоровительная деятельность |
1 неделя | Линейка еженедельная | | Экскурсия к Аллее Героев ВОВ | Акция « Поздравим ветеранов» | Конкурс рисунков и поделок на 9 мая. | | Игры на свежем воздухе |
2 неделя | | | «Мой дед – герой» кл.час | Экскурсия в краеведческий музей с. Высокая Гора | | Трудовой десант | Разучивание физкультминуток и динамических пауз. |
3 неделя | | Экологическая викторина « Правила поведения влесу» | | | Праздник «День летних именинников» | | |
4 неделя | Последний звонок | Праздник «Вот и стали мы на год взрослей» | | | | Генеральная уборка | Инструктаж по ТБ перед летними каникулами |
Список используемой литературы:
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
2 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
3 ФГОС.Примерные программы начального образования. «Просвещение», Москва, 2009.
4 .ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва. 2009.
5 Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010
6 Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. - М., 2011