СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность игры для народа.Внеурчная деятельность 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

«Центр образования «Кудрово»

Всеволожского района Ленинградской области




Программа рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Директор школы

Протокол № ____ ­­­­­_______ Сергеева Е.К.

от «___»_________ 2016 г. «___»________2016 г.








ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

____________Плавание для 4-5-6кл________________





Педагог по физической культуре

_Иванов Игорь Дмитриевич_

Год обучения __1__













Ленинградская область

2016 год








Пояснительная записка. 
Программа физического воспитания на основе спортивного плавания предназначена для муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Пущино, которая имеет материально-технические возможности для обучения плавательной подготовки в условиях школы, а именно школьный бассейн с двумя плавательными чашами: 

В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы.

Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества. 
Основная идея программы:

Реализация программы обучения плаванию в школе на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребенка в спортивной, социальной и творческой сферах.


Программа преследует следующую цель: 

Формирование здорового образа жизни у учащихся средней школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие. 
Основные положения данной программы отвечают решению следующих задач: 



  1. Выработать у учащихся мотивационно - целостные установки на качественное выполнение требований программы и дальнейшее применение средств и методов по обучению плаванию. 


  2. Овладение жизненно необходимых навыков плавания. 


  3. Обучать и совершенствовать техникe основных стилей спортивного плавания ( кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй). 


  4. Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность 


  5. Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания. 


  6. Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжение всех лет обучения в школе. 


  7. Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине. 


  8. Обучать учащихся простейшим методам оценки физического, функционального и эмоционального состояния организма и навыкам самостоятельных занятий плаванием. 



Общая характеристика учебного предмета


В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы. Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни современного общества.


Идея преподавания уроков плавания в начальной школе возникла с тем, что младший школьный возраст это благоприятный период для развития всех физических качеств, которые мы будем применять во время занятий. Оздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни ребенка, трудно переоценить.

Плавание - наилучший способ закаливания, великолепное средство, которое помогает человеку приобрести красивую осанку, пропорциональное телосложение. Преподавание курса по плаванию школе проходит в неделю 2часа по 45 минут, и. Каждый урок плавания- это звено системы уроков, проводимых учителем в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала конкретных тем , которые, в свою очередь, должны быть согласованы между собой.

Согласно рекомендациям всемирной организации здравоохранения плавание является составляющей комплексного консервативного лечения костно-мышечной системы и в частности сколиоза, в связи с этим такой вид спорта, как плавание является наиболее приемлемым к применению в условиях санаторной школы- интерната г. Усолья-Сибирского.


Методологические положения


Во время плавания человек преодолевает значительное сопротивление воды, постоянно тренирует все мышечные группы (в том числе и очень мелкие), что

способствует укреплению мышечного каркаса, а следовательно в большинстве случаев стабилизации сколиотической деформации.

В связи с постоянным преодолением сопротивления воды и большой ее плотностью выполнение вдоха и выдоха во время плавания для новичка затруднено, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, способствующие укреплению легких, бронхов, сосудов, а также межреберных мышц. По мере овладения одним из способов плавания дыхание становится естественным, привычным, а увеличение скорости плавания способствует дальнейшей тренировке аппарата дыхания.


Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищает потовые железы, способствуя тем самым активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.


Методы, формы, средства обучения при разных видах сколиоза


Основная технология обучения- индивидуальный подход к ребенку. При подборе индивидуальных упражнений учитывают степень деформации сколиоза и сопутствующие заболевания. Так при сколиозе I и II степени следует стремиться к стабилизации процесса и коррекции искривления, а при выраженном сколиозе III и IV степени основной задачей является не коррекция деформации, а улучшение общего состояния организма, функционального состояния сердечно- сосудистой и дыхательной систем.


Выполнение задач обучения во многом зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий. Важное условие результативного обучения- точный показ разучиваемых движений, необходимое количество повторений упражнений не только на одном уроке, но и в целом в системе уроков.

Каждый урок плавания должен иметь яркую целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся.

На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.


Цель обучения:


Занятие плаванием как дополнение к проводимому комплексу консервативному лечению заболеваний костно-мышечной системы.


Задачи обучения:


Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения плаванию, физическим упражнениям и техническим действиям, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • развитие интереса к самостоятельным занятиям плаванием, формам активного отдыха и досуга;

обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.

Овладеть жизненно необходимых навыков плавания.

Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания ( кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).

Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность

Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.

Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне на протяжение всех лет обучения в школе.

Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи, любовь к Родине.


Программа обучения плаванию направлена на:


  • реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся.


соблюдение дидактических принципов «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;


Планируемые результаты Универсальные учебные действия (УУД)

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета

«плавание» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры


Знать и иметь представление:


О способах и особенностях движений и передвижений человека. Роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений. О способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;

О терминологии разучиваемых упражнений;

О физических качествах и общих правилах их тестирования;

Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур профилактики нарушений осанки;

О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.


Уметь:


Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, силы, гибкости, на формирование правильной осанки;

Вести дневник самонаблюдения;

Организовывать и проводить самостоятельные занятия;

Уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий плаванием.


Личностные УУД:


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета

«Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний.


Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры


В области познавательной культуры:


  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;


  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения.

  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий по плаванию оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.


В области нравственной культуры:


  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий, игровой и соревновательной деятельности;


  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;


  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.


В области трудовой культуры:


  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;


  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.


В области эстетической культуры:


  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;


  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий плаванием;


  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.


В области коммуникативной культуры:


  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях;


  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.


Коммуникативные УУД:


  • способность интересно и доступно излагать знания о плавании в целом, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;


  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;


В области плавания:


  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы


  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;


  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.


Познавательные УУД:


Знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;


  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;


  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.


Регулятивные УУД:


  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий, их планирования и содержательного наполнения;



  • владение

широким арсеналом двигательных действий

и физических

упражнений

из плавания, активное их использование в

самостоятельно

организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;


  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.


Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.


Знакомство с водой, ее свойствами. Освоение с водой (безбоязненное и уверенное передвигаться по дну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, играть).

Приобретение детьми умение и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду).

Обучение плаванию определенным способом (согласованность движений рук, ног, дыхания).

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду.

  • Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей.

  • Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков.

  • В рамках реализации программы и популяризации плавания в течение учебного года проводятся соревнования:

    • ―Золотая рыбка‖ по параллелям;

    • ―Веселые старты‖ на воде;

  • В каждой четверти и конце года результаты обучения детей оцениваются учителем на контрольных занятиях.

  • Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.


При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы. Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем. Начинать заниматься плаванием лучше с первого класса. Дети быстро овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их тела.

Описание разделов:


  1. Основы плавательной подготовки.

В этом разделе изучается техника безопасности на уроках по плаванию, техника безопасности при скольжении, о правилах поведения в плавательном бассейне, о правильной постановки дыхания.


  1. Упражнения в воде и на воде.

В этом разделе применяются имитационные и подводящие упражнения для каждого вида плавания. Упражнения выполняются каждое в отдельности, пока дети не научаться делать это свободно, легко, затем слитно, далее повторяются многократно и без остановок в указанной последовательности.


  1. Скольжения.

Тело продвигается в вытянутом, напряженном положении, руки и ноги выпрямлены и соединены, носки оттянуты, голова находится между руками. Правильное выполнение скольжения определяют следующие факторы: исходное положение перед отталкиванием, сила и направление толчка, положение тела во время скольжения.


  1. Основы знаний.

В этом разделе применяется техника безопасности при проведении подвижных игр в воде и на суше. Так же этот раздел предназначен для изучения нового материала.


IV. Игровой урок

В этом разделе применяются все те игры, которые будут способствовать наилучшему усвоению практического материала.


VI . Двигательные способности

Эта группа упражнений направлена на совершенствование безопорного горизонтального положения и изучение исходного положения пловца.


  1. Двигательные навыки

Огромное значение для успешного освоения упражнений в воде имеет предварительная подготовка на суше — как познавательной, так и общеразвивающей физической направленности. Можно выполнять самые различные упражнения, развивающие координацию движений и необходимые физические качества (силу, гибкость, быстроту), а также направленные на ознакомление с формой движений спортивных способов плавания.

  1. Подвижные игры

Ознакомить с подвижными играми, воспитать интерес к игровой деятельности, технические действия без мяча и с мячом, развитие координационных способностей и психических качеств учащихся.

Учебно-тематическое планирование



Раздел учебной программы.

Классы.





4

5

6


1

Введение


10

6

6


2

Двигательные способности


38

39

39



Координация


10

8

8



Скорость


10

8

8



Выносливость


8

9

9



Быстрота


10

10

10


3

Двигательные умения и навыки.


4

27

27



Кроль на груди


-

9

9



Кроль на спине


-

9

9



Брасс


-

9

9


4

Игровой урок


20

4

4


5

итого


72

72

72



Содержание учебного материала


п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Ссылка на цели

Деятельность учащихся

всего

теор

прак

1

Введение

1

1


Привлечь учащихся к занятиям по плаванию

Беседа с чителем,вопросы.

2

Упражнения на ыхание

4

1

3

Дети должны усвоить то, что акт ыхания состоит из выдоха и вдоха без иксированной паузы между ними.

3

Упражнения в оде

3

1

2

Давать разнообразие упражнений

Развить интерес у детей.

4

Лежания на оде.

2


2

Научит плавать у поверхности воды в горизонтальном положении

выполнять митационн е пражнения.

5

Погружение в оду с головой.

2


2

Упражнения рассчитаны а освоение постепенного погружения.

Выполняют одводящие пражнения ля огружения.

6


Скольжение на руди с последую щими

2


2

Эта группа упражнений аправлена на овершенствование

При зучении из акого бы

вижениями огами.

  1. Скольжение на 2 пине с

последую щими вижениями огами

  1. Скольжение на 2 пине с оследующим вижением

уками.


  1. Скольжение на 2 руди с оследующими вижениями

беих рук дновременно.

езопорного оризонтального

2 оложения и изучение исходного оложения.




2






2

ни сходного оложения е

ыполнялись начале не адо сильно тталкиватьс дети

олжны своить кольжение а груди и на пине.

  1. Скольжение на 2 2

пине с оследующим вижениями беих рук дновременно.

  1. Учебный урок. 4 4

Посвящается изучению ового материала.

Дети лушают чителя, дают опросы.

  1. Обучение 8

ехники портивных риемов плавания Кроль на груди».

  1. Обучение 8

ехникой лавания «Кроль а спине.»

  1. Обучение 8

ехникой лавания

пособом «Брасс»

1 7 Научить техники

лавания

«Кроль на груди».



1 7 Научит техники плавания

«Кроль на спине».



1 7 Научить техники

лавания способом Брасс»

15

Игровой урок

17

1

16

Содержит игры и азвлечения.

Предполага т изучение новых пражнений и их оследующе е овершенств вание в игре ли игровой форме.

16

Итоговое нятие

1


1

Проведение какого либо ероприятия или оревнования.

Дети олжны оказать те авыки, оторым их чили во ремя курса о плаванию.

17

Всего часов.

68

11

57




Содержание программы для учащихся 4-5-6 классы


Тема 1: Введение.

Вводный урок проводиться для того чтобы дети освоили новый материал. На уроке присутствуют элементы рассказа, показа, объяснений.

Тема 2: Упражнения на дыхание.

При выполнении физических упражнений дыхание непрерывное. При обучении плаванию, и в частности дыханию, выполнению выдоха в воду следует уделять много времени и внимания. При систематических занятиях плаванием выдох в воду должен многократно повторятся на каждом уроке.

Тема 3: Упражнения в воде.

Упражнения выполняются каждое в отдельности, пока дети не научаться делать это свободно, легко, затем слитно, далее повторяются многократно и без остановок в указанной последовательности.

Тема 4: Лежания на воде.

Ученики плавают у поверхности воды в горизонтальном положении. Освоить такое положение можно с помощью различных интересных упражнений.

Тема 5: Погружение в воду с головой.

Постепенное погружение: умывание лица, приседания и т.д. Все упражнения выполняются с поддержкой и помощью педагога.

Тема:6-10: Скольжения.

Тело продвигается в вытянутом, напряженном положении, руки и ноги выпрямлены и соединены, носки оттянуты, голова находится между руками. Правильное выполнение скольжения определяют следующие факторы: исходное положение перед отталкиванием, сила и направление толчка, положение тела во время скольжения.

Тема 11: Учебный урок.

Посвящается изучению нового материала.

Тема 12: « Кроль на груди»

Продвижение пловца осуществляется главным образом за счет непрерывных попеременных движений руками. Основная гребущая поверхность – кисть – на протяжении всего гребка находится в наклонном положении по отношению к траектории ее движения.

Тема 13: « Кроль на спине»

Характерные особенности этого способе плавания – пловец лежит на спине, дыхание осуществляется без выдоха в воду.

Тема14: « Брасс»

Техника движений ногами состоит из разведений, сгибаний, вращений, выпрямлений, сведений и развернутого положения стоп перед гребком.






Планирование учебного материала (4 класс)


Содержание, разделы

Количество часов

всего

теория

практика

Прохождение учебного материала

72

14

46

I Основы плавательной подготовки II Упражнения в воде и на воде

III Скольжения IV Игровой урок.

10ч 21ч 18ч 24ч

8ч 2ч 1ч 1ч

1ч 18ч 16ч 23ч


Календарно-тематическое планирование (4 класс)


№ рока

Раздел, тема

Дата



Часы

план

Факт

I Основы плавательной подготовки

10ч



1

Плавание-как вид спорта



2

Для чего нужна вода в жизни еловека?



3-4

Правила поведения в плавательном ассейне



5-6

Требования, предъявляемые к одвижным играм в воде.



7-8

Воспитательная роль плавания



9-10

Выполнение ОРУ в воде.



II Упражнения в воде и на воде

21ч



11-12

Инструктаж по т.б на занятиях.



13-14

Выдохи и вдохи в воду.

2



15-16

Погружение в воду с головой.

2



17-18

Повороты на 360 градусов.

4



19-22

Упражнение «Вертикальные осьмерки»

4



23-26

Бег наперегонки –« Кто самый ыстрый?»

4



27-28

т

Дуть на плавающую игрушку, араясь продвинуть ее вперед и в

2




равильном направлении.




29

Упражнения «Плавник», « Фонтан»

1



III Скольжения

18ч



30

к

Техника безопасности в бассейне при ольжении



31-32

Скольжение на груди с оследующими движениями ногами.



33-36

Скольжение на спине с оследующими движениями ногами.



37-40

Скольжение на спине с оследующими движениями руками



41-44

Скольжение на груди с оследующими движениями обеих рук дновременно.



45-46

Скольжение на спине с последующим вижением обеих рук одновременно



V Игровой урок

24ч



47

Инструктаж по т.б



48-49

Подвижные игры в воде



50-51

«Пятнашки», «Мяч в воздухе»



52-53

«Спрячься в воду», «Циркачи»



54-55

«Хоровод», «Плыви игрушка»



56-57

Подвижные игры в воде



58-61

к

Подвижные игры для изучения ольжения.



62-63

Подвижные игры в воде для пражнений на дыхание



64-65

Подвижные игры на изучение огружений в воду с головой.



66-68

Проведение мероприятия « Вода арит здоровье»





Планирование учебного материала (5 класс)


Содержание, разделы

Количество часов

всего

теория

практика

Прохождение учебного материала

72ч

59ч

I Основы знаний


IIСкольжения

15ч


15ч

IIIдвигательные способности

15ч


13ч

IVдвигательные умения и навыки

27ч

24ч

V Игровой урок

24ч

1

23ч

Календарно-тематическое планирование(5 класс)



№ рока

Раздел, тема

Дата

IОсновы знаний

Часы

План

Факт

1

Правила поведения в плавательном ассейне

1нед

1нед

2-4

Инструктаж по Т.Б на уроках

2нед

2нед

5

Воспитательная роль плавания

3нед

3нед

6

Вода дарит здоровье



II Скольжения

15ч



7

к

Техника безопасности в бассейне при ольжении



8-9

Скольжение на груди с последующими вижениями ногами.

4нед

4нед

10-12

Скольжение на спине с последующими вижениями ногами.

5нед

5нед

13-15

Скольжение на спине с последующими вижениями руками

6-7нед

6-7нед

16-18

Скольжение на груди с последующими вижениями обеих рук одновременно.

7-8нед

7-8нед

19-21

Скольжение на спине с последующим вижением обеих рук одновременно

9нед

9нед

III Двигательные способности

15ч



22-23

Доставание предметов со дна ныряния

10нед

10нед

24-25

Ходьба фигурная: по кругу, по диагонали, етлями.

11нед

11нед

26-27

Ходьба широким шагом

12нед

12нед

28-30

Упражнения на скорость: бег в шеренгах, олоннах, по кругу.

13нед

13нед

31-32

Погружения в воду с головой

14нед

14нед

33-34

Выдохи и вдохи в воду.

15нед

15нед

IV Двигательные умения и навыки.

27ч



35-37 Техника безопасности разных видов лавания.

16нед


38-40

Подводящие и имитационные пражнения.

17-18нед

17-18нед

41-47

Обучение техники спортивных приемов лавания « Кроль на груди»

19-21нед

19-21нед

48-54

Обучение техникой плавания «Кроль на пине»

22-24нед

22-24нед

55-61

Обучение техникой плавания способом Брасс»

25-28нед

25-28нед

V Игровой урок



62-63

Бег наперегонки- Кто самый быстрый?

29нед

29нед

64-66

Подвижные игры для изучения портивных приемов плавания

30-31нед

30-31нед

67-68

Проведение спортивного мероприятия в гровой форме.

32нед

32нед



КТП (6класс)



Содержание, разделы

Количество часов

всего

теория

практика

Прохождение учебного материала

72ч

59ч

I Основы знаний

IIСкольжения

20ч


20ч

IIIдвигательные способности

15ч


13ч

IVдвигательные умения и навыки

24ч

21ч

V Игровой урок



Календарно-тематическое планирование (6 класс)



№ рока

Раздел, тема

Дата

IОсновы знаний

Часы

План

Факт

1.

Правила поведения в плавательном ассейне

1нед

1нед

2-3

Инструктаж по Т.Б на уроках

2нед

2нед

4

Вода дарит здоровье

3нед

3нед

5

Урок направлен на работу мышц лечевого пояса.



II Скольжения

20ч



6

к

Техника безопасности в бассейне при ольжении

4нед

4нед

7-9

Скольжение на груди с последующими вижениями ногами.

5 нед

5 нед

10-12

Скольжение на спине с последующими вижениями ногами.

6-7

6-7

13-15

Скольжение на спине с последующими вижениями руками

7-8

7-8

16-18

Скольжения на груди с последующими вижениями руками.

9-10

9-10

19-21

Скольжение на груди с последующими вижениями обеих рук одновременно.

10-11

10-11

22-24

Скольжение на спине с последующим

12-13

12-13


вижением обеих рук одновременно




25

Совершенствование скольжений в азличных положениях.

13

13

III Двигательные способности

15ч



26-27

Доставание предметов со дна ныряния

14нед


28-29

Ходьба широким шагом

15нед


30-32

Упражнения на скорость: бег в шеренгах, олоннах, по кругу.

16 нед


33-34

Бег с попеременными и одновременными вижениями руками.

17нед


35-36

Погружения в воду с головой

18нед


37-38

Выдохи и вдохи в воду.

19нед


IV Двигательные умения и навыки.

24ч



39-41 Т.Б разных видов плавания.

20-21нед


42-48

Совершенствование техники спортивных риемов плавания « Кроль на груди»

22-24не


49-55

Совершенствование техники плавания Кроль на спине»

25-28нед


56-62

Совершенствование техникой плавания пособом «Брасс»

29-32нед


V Игровой урок



63-64

Бег наперегонки- Кто самый быстрый?

33


65-66

Подвижные игры для совершенствования портивных приемов плавания

34


67-68

Проведение спортивного мероприятия в гровой форме.

35






















Методические приемы


В процессе занятий ребенок знакомится с множеством упражнений, не только развивающих функциональные возможности организма и координацию движений, укрепляющих мышцы, но и решающих конкретную задачу — обучение навыку плавания. Однако достаточно сложная структура движений, координационные особенности способов плавания и специфика выполнения большинства упражнений труднообъяснимы и труднодоступны для понимания детей дошкольного возраста. Как же быть? Известно, например, что во всех спортивных способах плавания кисть (гребущая плоскость) движется по необычным траекториям и занимает при этом наклонное положение по отношению к своей траектории. Надо учить детей именно так удерживать кисть при выполнении соответствующих упражнений. Но как объяснить это малышам? На помощь приходят образные выражения, сравнения с движениями животных и птиц, сказочные персонажи, бытовые жесты и умения. Например, после завтрака на столе остались крошки. Как их убрать со стола, какое положение примет кисть при таком движении? Именно наклонное — как при выполнении гребка. Или во время игры в песочнице нужно показать детям, как лучше сгребать песок, как захватить его побольше и продвигать по дуге, зигзагообразно, по другим траекториям одной и обеими руками одновременно, удерживая кисть в наклонном положении. Здесь педагог не только знакомит ребенка с формой гребка, но и прививает ему необходимые в жизни навыки. Еще один пример. Зима, дети вышли на прогулку, и вдруг пошел снег пушистыми хлопьями, снежинка «села» на ладонь. Попробуем ее

сдуть — это совсем нетрудно, стоит лишь легонько на нее дунуть. А теперь положим на ладонь небольшой снежок или льдинку и тоже попробуем сдуть. В этом случае дунуть придется гораздо сильнее, энергичнее, только тогда снежок (льдинка) упадет с ладони. Именно так нужно выполнять выдох на занятиях плаванием. На прогулке летом можно сорвать одуванчик и с помощью сильного выдоха попытаться сдуть все пушинки. Такие сравнения, решающие как общие, так и частные задачи и направленные на понимание сущности изучаемого движения занимающимися любого возраста, называются в педагогике методическими приемами. Их очень много и для изложения хотя бы некоторых из них, применяемых в практике, понадобится отдельная книга. Каждый педагог в своей творческой работе применяет как общепринятые, так и свои собственные, подсказанные опытом, приемы. Главное, чтобы они были понятны маленькому ребенку, а изучаемые с их помощью движения стали более доступными.


Ниже перечислены методические приемы, упражнения и игры, последовательное изучение которых в конечном итоге формирует навык плавания. Задача преподавателей, родителей, обучающих плавать своих детей, — выбрать те из них, которые соответствуют уровню физического развития и плавательной подготовленности ребенка, а для новичков использовать последовательно изложенные методические рекомендации.


Общепринятые методические приемы


Выполнение упражнений в парах с поддержкой партнером. Необходимо предварительно объяснить и показать детям способ поддержки, установить очередность его выполнения, определить задачи выполняющего и поддерживающего. Используя этот прием, следует приучать детей (особенно поддерживающих) контролировать качество выполнения движений партнером, помогать в устранении замеченных ошибок. Как правило, этот прием применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.


Контрастные упражнения. Например, педагог дает задание: сесть на дно, но так, чтобы голова оказалась под водой (для этого глубина воды должна быть на уровне груди). Если предварительно выполняются глубокий вдох и задержка дыхания, то сделать это невозможно. Однако, выдыхая воздух по мере приседания и погружения, ребенок выполнит задание — сядет на дно. Следовательно, предварительный глубокий вдох и последующая задержка дыхания удерживают тело у поверхности воды, а при выдохе оно погружается в воду. Другое упражнение: в положении упора лежа сделать глубокий вдох, задержать дыхание («Воздушный шар»), прижать руки к туловищу и попытаться лечь на дно — не получится! Тогда выполним выдох («Гудок») — и тело ляжет на дно как

«подводная лодка».


Вариативность при изучении движений. Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать множество вариантов

движений, а из их многообразия выбрать «свой», соответствующий индивидуальным особенностям каждого. Для этого предусматривается изучение различных движений — прямыми и согнутыми руками по кругу, ромбом,

«лепестком», в форме песочных часов, дугой и т. д.


Выполнение движений в соревновательной или игровой форме. В процессе изучения движений в различных положениях проводятся игры, обязательно содержащие эти движения. В игре деятельность ребенка направлена на достижение личной или командной победы — все изучаемые ранее движения выполняются отвлеченно, поэтому здесь наиболее ярко проявляется степень их освоения. Педагог контролирует действия занимающихся и по окончании игры в доступной форме указывает на допущенные ошибки.


С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме. Следует помнить, что при использовании данного приема участники должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале это выполнение упражнения на оценку: «Кто лучше?», «Кто дальше?» (продвинет игрушку, проскользит), «Кто точнее?» (поднырнет под плавающий круг) и т. д.


Облегчение (усложнение) условий выполнения упражнений. Педагог отмечает, что на мелком месте его подопечные выполняют упражнения хорошо. Для проверки прочности изучаемых навыков детей временно переводят на более глубокую часть бассейна, где им предлагается выполнить те же упражнения, но сначала в небольшой дозировке. Если и здесь все идет успешно, время работы в усложненных условиях увеличивается. Усложнением условий может быть также безостановочное выполнение упражнений по всей длине бассейна, плавание только с помощью рук или ног с дополнительным сопротивлением и т. д.


Медленное плавание. Это наиболее действенный прием, направленный на изучение согласования движений с дыханием (особенно в кроле на груди). Дело в том, что маленькие дети, чтобы удержать тело у поверхности воды, рефлекторно выполняют очень быстрые движения руками, не успевают своевременно сделать вдох и захлебываются, а затем останавливаются. Суть же рекомендуемого приема состоит в умении подчинить движения ритму дыхания, что на данном этапе обучения можно осуществить только с помощью медленного плавания. Однако для овладения этим приемом необходимо следующее: во-первых, научиться хорошо выполнять скольжение (длительное время сохранять исходное положение для выполнения плавательных движений); во-вторых, проплывать хотя бы несколько метров в очень медленном темпе, опустив лицо в воду (с задержкой дыхания); и в- третьих, уметь многократно выполнять ритмичные выдохи в воду, погружаясь с головой («Насос»).


Постепенное увеличение скорости плавания и сохранение при этом ритмичного дыхания в согласовании с движениями руками и ногами свидетельствует о прочном освоении навыка. Ребенок может, задержав дыхание или нарушив его

ритм, быстро проплыть определенное расстояние, а у наблюдающих за ним складывается впечатление о правильном согласовании движений и дыхания. Определить ошибку можно по внешним признакам: одышке, изменению цвета кожи (чаще по краснению) лица, шеи, плечевого пояса. Если же ритм дыхания не нарушен, указанные признаки отсутствуют.


Выполнение движений, держась за неподвижную опору. Для этого используют сливной желоб, специально изготовленные жерди и т. п. В условиях малогабаритных бассейнов этот прием наиболее целесообразно применять для улучшения функциональной подготовленности, когда движения ногами уже хорошо освоены в безопорном положении. Дети охотно делают это под музыку, где периодическое чередование соответственно медленного, среднего и быстрого темпа изменяет и темп выполнения движений. Если же данный прием применять для изучения движений ногами, то ребенок сможет выполнить их правильно лишь в том случае, когда примет и будет сохранять на протяжении всего упражнения правильное исходное положение, требующее предварительного освоения. Если же исходное положение будет неправильным, этот прием не принесет никакой пользы, а лишь затруднит и увеличит сроки изучения несложных движений (в частности, кроля). Вот почему автор (в отличие от многих своих коллег) не советует использовать этот прием для изучения движений, а настоятельно рекомендует лишь как тест для оценки качества их выполнении.


Требования, предъявляемые к проведению подвижных игр в воде


  1. Игры следует подбирать таким образом, чтобы они были понятны, доступны и интересны детям любой возрастной группы.

  2. В игре должен учитываться уровень плавательной подготовленности и физического развития детей.

  3. Любая игра должна быть средством познания окружающего мира.

  4. В игре должны активно участвовать все занимающиеся.

  5. Игра должна служить средством эмоционального воздействия.

  6. В тренировочном процессе игра должна служить средством регулирования физической и психической нагрузки.

  7. В игре можно совершенствовать изученные ранее упражнения и элементы техники.

  8. В каждой игре участники должны получать активную физическую нагрузку.

  9. Участникам должны быть заранее известны условия проведения игры: правила, задачи, место проведения, температура воды, инвентарь и т. д.

  10. При проведении игры должен обеспечиваться постоянный контроль педагога.

  11. Результаты игры должны обязательно объявляться всем участникам.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.


Бассейн, нарукавники, доска для плавания, плавательный круг, свисток, мячи, скакалки, обручи, коврики.


Программа

Авторская педагогическая разработка по физической культуре «Плавание 1-4 кл»

Учебные пособия

В.В. Горбунов «Вода дарит здоровье» М.1996г

В.С. Васильев «Обучение маленьких детей плаванию» М.1961г Г.Левин «Плавание для малышей» М.1974г


Список литературы


В.Н. Шубкин,Р.Р. Гатиатулин, Л.М. Кротова «Диагностика и консервативное лечение сколиоза в школе-интернате.г.К 1999г.

Э.В. Ульрих, М.В. Девятова. «Лечебное плавание для детей со сколиозом» г.С-П 2000г

Матвеев А.П, Петрова Т.В «Программы для учащихся в специальной медицинской группе»

Приложение в программе

Контрольные упражнения и нормативы для учащихся первого года обучения(4 класс)



Упражнения

Нормативы

1. Погружение под воду с продолжительным выдохом

10-12 погружений подряд

2. Выпрыгивание из воды с последующим погружением в воду и выдохом - вдохом во время прыжка

10-12 прыжков

3. Погружение под воду с заданием поднять со дна бассейна 1,2 -небольших предмета

10-12 прыжков

4. Скольжение на груди, руки за головой, без работы ног

3-6 метров

5. Скольжение на груди, руки за головой с работой ног

6-8 метров

6. Скольжение н/с, руки за головой, с работой ног, с дыханием

3-6 метров

7. Скольжение н/с, руки за головой, с работой ног, с дыханием

6-12 метров

8. Плавание кролем на груди в полной координации без дыхания

10-12 метров

9. Плавание на спине в полной координации

12-25 метров

10. Спад с низкого бортика из положения сидя

12 метров

11. Соскок вниз ногами с бортика бассейна

12 метров


Контрольные упражнения и нормативы для учащихся второго года обучения (5класс)



Упражнения

Нормативы

1. Плавание на груди с помощью работы ног, одна рука впереди, другая у бедра, вдох в сторону

12-25 метров

2. Плавание на спине с помощью работы ног, одна рука впереди, другая у бедра

12-25 метров

3. Плавание способом кроль на груди в полной координации с дыханием в сторону

25 - 50 метров

4. Плавание на спине в полной координации

50-100 метров

5. Смешанное плавание, меняя способы через 12,5 метров,

50-100 метров

кроль-спина


6. Старт с низкого бортика

50 метров

7. Учебные повороты

50 метров

8. Умение находить под водой небольшие предметы

3-4 шт.

9. Плавание в 25 метровом бассейне (городском) кроль на груди, на спине

25 метров 50 метров




Контрольные упражнения и нормативы для учащихся

(6класс)



Упражнения

Нормативы

1. Плавание на груди с помощью работы ног способом кроль, одна рука у бедра, другая впереди - вдох в сторону

25 - 50

метров

2. Плавание способом кроль на груди в полной координации

100-200

метров

3. Плавание на спине в полной координации

100-500

метров

4. Плавание с помощью работы ног способом дельфин

12-25 метров

5. Плавание способом дельфин в полной координации без дыхания

12 метров

6. Плавание способом дельфин в полной координации с дыханием

12-25 метров

7. Плавание с помощью ног способом брасс, руки впереди с доской

50- 100

метров

8. Брасс в полной координации

50-300

метров

9. Ныряние и проплывание под водой на задержку дыхания

10-12 метров

10. Старт с низкого бортика из положения стоя в наклоне

10-12 метров

11. Старт из воды способом на спине

10-12 метров

12. Скоростное плавание изученными способами

25 метров

13. Плавание в ластах

100-500

метров

14. Поиск предметов на дне

5-6

предметов

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН


Оценка успеваемости - одно из средств повышения эффективности учебного процесса. Она помогает контролировать освоение программного материала, информирует о двигательной подготовленности учеников, стимулирует их активность на занятиях физическими упражнениями.

При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания. По основам знаний.

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.

Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

С целью проверки знаний используются различные методы.

Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.

Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении.

Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!