ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по изучению курса «Воронеж вчера, сегодня, завтра» в 7-х классах общеобразовательных учреждений
Рабочая учебная программа разработана согласно:
Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Требованиям ФГОС НОО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Курс «Воронеж вчера, сегодня, завтра» в 7-х классах изучается. Особое значение данного курса заключается в формировании у детей целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Россия - страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью к России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм - любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, природе, всему укладу жизни.
В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований личности. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких, заботиться о своём здоровье, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребуется неизмеримо больше душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка, закрепленный в переживаниях, определяет его дальнейшие действия и поступки.
Существуют в нашей жизни понятия «малая» Родина и «большая». Родина – это страна, в которой человек родился. С ней связана его жизнь, жизнь его семьи, жизнь всего народа, к которому он принадлежит. На этой основе и должно воспитываться подрастающее поколение.
Но прежде чем ребёнок станет гражданином страны, он должен осознать себя гражданином своей малой родины – города, области. Именно всестороннее изучение родного края предоставляет возможность каждому ребёнку посмотреть на себя из своего общественно-исторического прошлого, проанализировать взлеты и падения, судьбы Отечества, с точки зрения многих поколений, делая сравнение в пользу Вечных истин и ценностей. Интерес к тому, что ближе, доступнее, основа интереса ко всему остальному, - он помогает младшему школьнику составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы. Только при изучении краеведения происходит осознание родного края в качестве дома, что способствует выработке стратегии поведения, направленной на сохранение среды обитания и в ней себя самого.
Существенным обстоятельством при изучении родного края выступает реализация в виде личностных смыслов школьника такого ценностного объекта как природа. Современный этап развития общества характеризуется новым состоянием всех сфер общественной жизни, где глубокому переосмыслению в социальном сознании подвергается вся система ценностей. Статус самостоятельной ценности получает природа в силу своей уникальности, единственности и неповторимости. При этом природа выступает не только объектом изучения, но и источником развития нравственных чувств, оказывающая на человека, оставшегося с ней наедине, облагораживающее воздействие. Поэтому включение природоведческих вопросов в изучение родного края – это основа для формирования у подрастающего поколения современного экологического сознания.
Все это способствует формированию ценностно-смыслового отношения школьника к природе, которое выступает как сложное и динамичное явление, включающее в себя потребности личности в глубоком овладении знаниями о природе, осмыслении ее уникальности и значимости, в стремлении вносить позитивные изменения в ее существование.
Введение курса «Наши истоки» на начальной ступени школьного образования ориентирует педагогический процесс на формирование у ребенка социокультурной картины окружающего мира, приобретение знаний и умений социальных отношений в ближайшем окружении. Психолого-педагогические исследования показывают, что младший школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. Овладение учебной деятельностью обусловлено потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. При этом следует учитывать, что процесс формирования отношений у младшего школьника имеет свои особенности. С одной стороны, повышенная эмоциональность, сопровождающая процесс познания, а также становление эмпатийно-рефлексивных качеств, предоставляют возможность ребенку осознать свое личностное отношение к тому, что его окружает. С другой, младший школьник воспринимает окружающий мир конкретно-образно и ему еще сложно самостоятельно выявлять социальную значимость явлений и объектов. Использование в образовательном процессе социализирующих возможностей курса «Наши истоки» способствует разрешению данного противоречия. Изучение данного курса позволяет сформировать у ребенка социокультурную картину мира, знания и умения социальных отношений в знакомых конкретных их проявлениях.
Цель программы: создание условий для:
формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, родному краю, природе и культуре, труду, людям, к себе и своему здоровью;
попытки младшего школьника осознать себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовного, нравственного и социокультурного опыта Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Познавательные:
раскрыть значение «малой родины» в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного города, школы; любовь к «малой родине» помогает человеку выживать;
формировать у младших школьников знаний об уникальности, культурных и природных особенностях родного края, страны;
познакомить учащихся с жизнью и деятельностью известных людей своего города и страны: подвиг во имя Родины может совершить и сегодня каждый человек;
познакомить младших школьников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению и укреплению здоровья;
познакомить обучающихся с основными идеями, понятиями, научными фактами, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека; сформировать понятие о взаимосвязях в природе.
2. Практические:
обучить действию принимать и сохранять проектную задачу, проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве;
формировать умения строить сообщение в устной форме, строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственную связь;
обучить действиям: осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь, адекватно использовать речевые средства;
выработать умения предвидеть возможные последствия своей деятельности;
развивать творческие способностей младших школьников.
3. Воспитательные:
раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации;
формировать бережное отношение к истории и природе родного края, страны, воспитывать желание оказывать посильную помощь своему городу; чувство ответственности за свою «малую» Родину;
воспитывать у обучающихся нормы поведения, соответствующие принципам экоэтики;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
формирование собственной я-позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В учебном плане на 2017 – 2018 учебный год на курс «Воронеж вчера, сегодня, завтра» в 7 классе выделено 0.5 часа в неделю, 17 всего часов.
C учетом этого составлено календарно - тематическое планирование на 17 часов, включающее вопросы теоретической и практической подготовки учащихся.
Педагогические технологии, применяемые при обучении: уровневая дифференциация; обучение на основе «учебных ситуаций»; проектная деятельность; информационные и коммуникационные технологии; активные формы обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС ОО.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Обязательный уровень:
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
Повышенный уровень
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обязательный уровень
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями.
Повышенный уровень
Познавательные
Обязательный уровень
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно – популярных текстов;
устанавливать причинно – следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Повышенный уровень
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливать причинно – следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
с троить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обязательный уровень
Повышенный уровень
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обязательный уровень
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять , как Солнце, вода и ветер изменяют поверхности суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы ( в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Повышенный уровень
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объектов;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Ценностные ориентиры
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Модуль1 «Моя малая Родина» (4 часов)
Модуль 2 «Природа родного края» (6 часов)
Модуль 3 «Наша родина – Россия» (5 часов)
Модуль 4 «Экологическая азбука здоровья» (2 часов)
Подходы к реализации программы
Деятельностный подход предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности, использование разнообразных форм воспитательной работы;
- организацию совместной деятельности детей, педагога, родителей.
Аксиологический подход - задача формирования ценностных отношений к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям рассматривается как одна из важнейших в организации образовательного процесса.
Системный подход - интеграция урочной и внеурочной деятельности (при возможности – продолжается и в программе «каникулы»);
- постоянный коллективный анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми и т.д
КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В результате участия в данной программе школьники:
приобретут знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к представителям других поколений;
научатся самостоятельно искать, отбирать, использовать информацию в справочной литературе;
приобретут опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт здоровьесберегающей деятельности; опыт общения с представителями других поколений; опыт благотворительной деятельности; самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
У учащихся будут формироваться ценностные отношения к родному краю, к родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью.
Подходы к реализации программы
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки./ В 3 т. – М., 1957.
Багрова Л.А. Я познаю мир: Растения: Энцикл. – М.: АСТ, 2005.
Белоусова Т.Л., Бостанджиева н.И., Казачёнок Н.В., Одинцова В.П. и др. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. методические рекомендации. пособие для учителей ОУ. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011.
Березин А.Д. Земля наша липецкая. – Воронеж: Центр.- черноз. кн. изд-во, 1974.
Герб, флаг и гимн России: Изучение государственных символов РФ в школе. Методические рекомендации. / Сост. М.К. Антошин. – М.: Айрис – пресс, 2004.
Голицын С.М. Сказания о земле Московской. – М.: Дет. лит., 1991.
Головин Н.Н. Моя первая русская история. – М.: ТЕРРА, 1992.
Гура А. Мифы славян. – М., 2001.
Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - СПб., 1997.
Калашников В.В. Боги древних славян. – М., 2001.
Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья: Учебное пособие по валеологии для начальной школы. - СПб., 1998.
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
Павлинов И.Я. Я познаю мир: Звери: Энцикл. – М.: АСТ, 2004.
Синова И.В. Государственные праздники России. Справочник школьника. – СПб.: ИД «Литера», 2006.
Сладков Н.Н. Азбука леса: Рассказы, сказки, миниатюры. – Смоленск: Русич, 1998.
Сладков Н.Н. Покажите мне их! – М.: Росмэн, 1994
Старикович С.В. Замечательные звери. – М.: Росмэн, 1994
Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры/ Сост. М.А. Павлова – Волгоград: Учитель, 2009.
Хрестоматия по фольклору/Сост. Селиванов Ф. А. – М., 1972.
Энциклопедия для детей. История России. /В 3 т./ Составитель С.Т. Исмаилова. – М,: Аванта +, 1996.
№ п/п | Тема занятия (теоретические часы) | Кол-во часов | Практическая часть (практич. часы) | Оборудование | Литература | Воспитательная часть | Сроки проведения |
МОДУЛЬ 1 МОЯ МАЛАЯ РОДИНА 4 часов |
1 | С чего начинается Родина? | 1 | Просмотр видеофильмов по теме. | Магнитофон, ноутбук, диски с тематическими фильмами. | | Осознание важности любви к Родине, городу Липецку, семье, школе. | |
2 | Воронеж – столица Черноземья. | 1 | Создание листовок-призывов по улучшению экологической ситуации в городе. | Открытки с изображением видов г. Воронежа, альбомы, краски, карандаши. | | Беседа о родном крае. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами, клеем, бумагой. Воспитание чувства ответственности и сопричастности к событиям, происходящим в городе | |
3 | Воронеж – наш общий дом. | 1 | Демонстрация карты, фотографий, иллюстраций видов городов и области. | Карта Воронежской области, фотографии, иллюстрации. | | Беседа «История родного города» Формирование у обучающихся понимания необходимости соблюдения экологических правил и норм поведения в городе. | |
4 | Символы моего города и области. Мои знаменитые земляки | 1 | Демонстрация герба и флага города и области. Экскурсия в краеведческий музей Экскурсия к Вечному огню. | Изображения гербов и флагов города и области. | | Воспитывать уважение к символам своей малой родины. | |
МОДУЛЬ 2. ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ. 6 часов |
5 | Природа родного края. Правила поведения в природе. | 1 | Просмотр фильма «Зарисовки с натуры». | Видеофильм, ноутбук. | | Воспитывать бережное отношение к природе, желание охранять природу. Беседа о природе родного края. | |
6 | Животный мир родного края. | 1 | Изготовление полосок для экологических цепочек. | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, карточки с изображениями животных. | | Формирование навыков коллективного планирования, взаимопомощи в группе при решении общих задач. | |
7 | Птицы в городе. | 1 | Демонстрация презентации «Птицы в городе». Прослушивание записи голосов птиц. | Диск, ноутбук, магнитофон. | | Формирование представления о птицах города как о группе животных, нуждающихся в защите человека. | |
8 | Жалобная книга природы. | 1 | Создание запрещающих знаков поведения в природе. Изготовление «Жалобной книги природы». | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, диски с тематическими фильмами. | | Воспитание любви к природе, к родному краю. Формирование умения вести себя в природе. | |
9 | Заповедные места воронежской земли. | 1 | Изготовление альбома «Заповедные места липецкой земли» | Видеофильм «Заповедники края», фотографии, цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, гуашь. | | Расширять представление младших школьников о содружестве человека и природы. Воспитывать бережное отношение к природным объектам. Формировать умение работать в группе. | |
10 | Красная книга природы. Учись доброте. | 1 | Демонстрация таблиц, презентации «Красная книга природы» Создание газеты «Будь природе другом». | Презентация «Исчезающие виды растений и животных» Пословицы и поговорки о доброте, природе. | | Беседа «Человек природе друг или враг?» Воспитание бережного отношения к природе (на примере растений и животных, занесённых в Красную книгу). Развитие желания детей заботиться о природе. | |
МОДУЛЬ 3. НАША РОДИНА – РОССИЯ. 5 часов |
11 | История возникновения Руси. Наша древняя столица. | 1 | Работа по ленте времени. | Лента времени. | | Расширение исторических знаний детей. | |
12 | Богатыри земли русской. | 1 | Демонстрация слайдов по теме. | Слайды, музыкальное сопровождение. | | Воспитание любви к Отчизне, к своему народу, чувства гордости за него; развитие патриотических чувств; воспитание уважения к великой истории русского народа. | |
13 | Мир древности – далёкий и близкий. | 1 | Демонстрация слайдов, изделий народных промыслов. | Слайды, изделия народных промыслов. | | Расширение знаний о русских народных промыслах, воспитание уважения к людям труда; развитие интереса к культуре русского народа. | |
14 | Родина. Род. Родословная. | 1 | Демонстрация слайдов по теме. | Слайды, песни о Родине, пословицы и поговорки о родине и о семье. | | Осознание важности любви к Родине, семье. | |
15 | Что в имени твоём? Из истории фамилий. Моя родословная | 1 | Создание альбома «Тайны имён». Работа в группах с последующей презентацией результатов работы. Создание родословного древа | | | Расширение кругозора младших школьников. | |
Модуль 4 «Экологическая азбука здоровья (2 часа) |
16 | Азбука правильного питания. Витамины круглый год. | 1 | Инсценировка сказки «Сладкий король». | Таблица «Органы пищеварения», изображения продуктов. | | Воспитывать серьёзное отношение к питанию, к выбору продуктов, соблюдению гигиены питания. | |
17 | Здоровые привычки. Вредные привычки. | 1 | Создание газеты «Быть здоровым – здорово!» | Цветная бумага, альбом, картон, ножницы, клей, карандаши, маркеры, гуашь. | | Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни; воспитание правильного использования природных факторов здоровья. | |
15