СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Вашему вниманию представлена программа по внеурочной деятельности  по экологическому воспитанию  "Зеленая планета", 2-й класс. Пограмма расчитана на 68 ч (2ч в неделю). Программа составлена на основе ФГОС НОО И соответствует всем требованиям.Цель курса: формирование у школьников знаний основ экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Металлплощадская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Зелёная планета»

2 класс

(68 часов)










Козлова Е. Б.,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория






Кемеровский район - 2014г.

Пояснительная записка


Программа «Зеленая планета» представляет вариант программы внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные программой занятия рассчитаны на 7 – 8 летних ребят и предназначены для реализации во втором классе. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Цели программы:

1. Формирование у школьников знание основ экологической культуры;

2. Воспитание умений оказания помощи нуждающимся животным, растениям, людям;

3.Формирование умений контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Задачи программы:

- формировать интерес к изучению природы родного края;

- воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;

- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

- формировать представления о природных сообществах области;

- формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Рабочая программа курса «Зеленая планета» составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;

  • Авторской программы «Моя первая экология» В. А. Самковой, 2011г;

  • Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011г.

  • Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010г.;

  • Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2012-2013 учебный год».

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Формирование экологической культуры базируется на идеях гуманистической педагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.

Ожидаемые результаты

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей.

Содержание программы

Курс программы состоит из 4 разделов.

I раздел - «Введение в экологию» (4 ч)

II раздел – «Живая природа» (34 ч)

III раздел – «Секреты неживой природы» (22 ч)

IV раздел – «Охрана природы» (8 ч)

Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотек города, лаборатории кабинетов химии, физики, биологии.

Первый уровень результатов освоения программы будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема занятия

I раздел - «Введение в экологию» - 4 ч

1

Вводное занятие. Что такое экология?

2

Законы экологии. Связь человека с окружающей средой.

3

Оформление календаря Международных экологических акций.

4

Экологическая акция «Очистим планету от мусора».

II раздел – «Живая природа» - 34 ч

5

Биологические особенности комнатных растений.

6

Знакомство с комнатными ра­стениями. Проведение паспортизации растений.

7

Насекомые — вредители комнатных растений и борьба с ними.

8

Путешествие по страницам Красной Книги (4 октября - День защиты животных).

9

Разнообразие животных, условия их жизни.

10

Дидактическая игра «Кто, где живет?»

11

Народные приметы золотой осени.

12

Сбор семян овощных и цветочно-декоративных культур.

13

Экологическая акция «Школе – хвойную аллею».

14

Лиственные и хвойные деревья.

15

Экскурсия в парк «Яркие краски осени». Отпечатки листьев.

16

Десять заповедей друзей леса.

17

Деревья нашего двора.

18

Уход за комнатными растениями. Подкормка комнатных растений.

19

Создание энциклопедии растений пришкольной территории.

20

Страсти по плесени.

21

Как отличить ель от елки и сосны? Исследование.

22

Конкурс плакатов «Лес – наше богатство».

23

Птицы нашего двора

24

Кто улетает, а кто остаётся.

25

Экологическая акция «Пусть зима будет доброй» (изготовление кормушек).

26

Что вы знаете о дождевых червях?

27

У какой змеи самый сильный яд?

28

Как пингвины узнают своих детей? Изготовление экологических знаков «Осторожно, птенцы!»

29

Какую рыбу называют «морской бродягой»?

30

Отчего осьминог становится белым?

31

Заочное путешествие по заповедникам нашей страны.

32

Охрана растений Кемеровской области.

33

Заповедники и заказники родного края.

34

Жизнь на грани выживания.

III раздел – «Секреты неживой природы» - 22 ч

35

Что связывает живую и неживую природу?

36

Секреты неживой природы.

37

Климат Земли. Влияние природных явлений на климатические условия.

38

Вода – источник жизни. Есть ли у воды вкус?

39

Разрушительные свойства цунами. Катастрофы на воде.

40

Воздух и его охрана. Экологические катастрофы в воздухе.

41

Внимание, опасность! Всегда ли воздух пригоден для дыхания? Практическая работа с респиратором, противогазом.

42

Солнце - источник тепла и света для живых существ.

43

Что такое «ультрафиолетовое излучение»? Грозит ли нам глобальное потепление?

44

Всегда ли Сахара была пустыней? Что такое «оазис»? Практическая работа по созданию мини-модели оазиса.

45

Роль ветра в экологических проблемах Земли.

46

Сила ветра. Ураган – воздушная катастрофа.

47

Загадки грозы, молнии, грома. Измерение грома.

48

Землетрясения. Изготовление модели вулкана.

49

Белый ужас снежных лавин.

50

как образуются облака?

51

Праздник «Солнце- батюшка, Земля- матушка».

52

Экология подземного мира.

53

Изготовление памятки «Как вести себя под землей?»

54

Микроскопические организмы. Практическая работа с микроскопом.

55

Почему у глобуса «белая шапка»?

56

Экологический проект «Памятники природы».

57

Цвета и погода.

58

Генеральная уборка в космосе.

59

Весна в нашем поселке.

60

Экскурсия в краеведческий музей.

IV раздел – «Охрана природы» - 8 ч

61

Изучаем способы охраны природы. Изготовление экологических памяток.

62

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

63

Письмо губернатору области в защиту окружающей среды.

64

Влияние человека на окружающую среду. Практическое занятие на визуальное исследование проб воды, почвы на наличие в них, загрязняющих веществ.

65

В стране экологических загадок. Конкурс загадок.

66

Выпуск стенгазеты «Человек и природа».

67

Экологический прогноз на будущее. Игра «Суд над человечеством»

68

Экологический проект «Человек и его деятельность в мире».


Технические средства обучения

  1. Магнитная доска с набором магнитов разных размеров.

  2. Компьютер.

  3. Телевизор с диагональю 102 см.

  4. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи.

  5. Видеофильмы, соответствующие тематике программы.