СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа нацелена на спортивное развитие ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»



Студия

Гимнастики и Акробатики


Пояснительная записка.

В системе физического воспитания, гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья и физического совершенствования учащихся.

Данная программа нацелена на спортивное развитие ребёнка, она должна воспитать в нём стремление к творчеству и красоте. Процесс спортивного воспитания предполагает и самовоспитание, а также преодоление нежелательных стремлений наклонностей. В учебную группу гимнастики принимаются учащиеся с 6 лет, изъявивших желание заниматься спортивной гимнастикой по заявлению родителей и получивших разрешение от врача.

Учебные группы комплектуются с учетом возраста, пола и спортивной подготовленности. 

Цель: создать условия для развития спортивных и творческих способностей, воспитания здорового поколения, пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья. 

Задачи:

1.Организация спортивного воспитания детей.

2.Сформировать культуру общения и организацию повседневного быта.

3.Способствовать развитию познавательного интереса к спортивным достижениям своего народа.

4.Научить детей работать в коллективе.

5.Укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития, формирование навыков и умений, содействие высокого уровня умственного и физического; работоспособности, воспитание морально-волевых качеств, воспитание интереса к организованным и самостоятельным занятиям.

В спортивную группу принимаются учащиеся с 5 лет, которые изъявили заниматься гимнастикой и акробатикой и получивших разрешение врача. Учебные группы комплектуются с учётом возрастных особенностей ребёнка, основной формы работы является групповые учебно-тренировочные занятия по расписанию, а также индивидуальные занятия с одарёнными детьми.

Формы и методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседы.

-наглядные методы: видеокассеты.

- личный пример: показ

Форма:

- практические занятия: коллективные , индивидуальные.

-игровые занятия.

-беседа (теоритические занятия- беседа).

Занятия в группе предполагают включение учащихся в организацию «огоньков» , праздников с целью формирования и сплочения коллектива, установления традиций в коллективе. 

В процессе работы осуществляется контроль учащихся в форме ролевых игр, показательных выступлений и сдачи президентских тестов.

Формы работы с родителями.

1.Родительские собрания.

2.Проведение индивидуальных встреч.

3.Посещение родителями занятий с целью ознакомления с процессом , в который вовлечены их дети.

Первый год обучения.

Цель: знакомство с основами акробатики и гимнастики.

Задача:

1.развить заинтересованность к гимнастики.

2.развить спортивные навыки.

3.Разить целеустремлённость.

4.Научить нормам поведения в группе.

5.Разить спортивные традиции в группе.

6.Развить координацию движений, овладеть основами техники и стилями выполнения гимнастических упражнений.













Учебно-тематический план

1 года обучения


Темы


Всего часов


Из них


теория


практика


1.вводное занятие


1


1




2.Основы физиологии человека


3


3




3.Основы техники гимнастических упражнений


12

3


9


4.Первая доврачебная помощь


2


2




5.Подвижные игры


6




5


6.Соревнования


5




5


7.Итоговые занятия


4


1


4


ИТОГО:


33


10


23


Содержание.

1.Вводное занятие: знакомство с программой коллектива, правило техники безопасности, входной контроль ( проверка на гибкость, выносливость, силовые качества).

2.Основы физиологии человека

Как устроен человек? Скелет и мышцы.

Царственная осанка- залог здоровье.

Дневник здоровья. Гигиена человека.

3.Основы техники гимнастических упражнений.

Особенности техники упражнений спортивной гимнастики ( целостность, динамичность, выразительность). Понятие о гимнастическом стиле выполнения упражнений. Краткая характеристика и классификация статических, силовых и маховых упражнений. Профилирующие элементы в гимнастике.

Практические занятия: Упражнения в висах и упорах. Вис согнув ноги. Из виса на гимнастической стенке махом ног вперёд соскок. Вис лёжа согнувшись ( низкая перекладина, нижняя жердь брусьев, бревно), быстрое прогибание тела, опираясь ногами в пол и возвращение в исходное положение. Размахивание в висе с согнутыми ногами на низкой перекладине, нижней жерди; то же, с выпрямлением ног на махе вперёд. Вис на согнутых руках; то же с согнутыми ногами. Размахивание изгибами. Из виса согнувшись опускание в вис, стоя сзади( низкая перекладина, нижняя жердь, низкие кольца).

Упор лёжа, то же на возвышении. Сгибание и выпрямление рук в упоре лёжа. Упор лёжа сзади. Упор. Из упора медленное опускание вперёд в вис лёжа. Подъём переворотом на брусьях разной высоты с опорой ног о верхнюю жердь и на низкой перекладине.

Упражнения на бревне ( гимнастической скамейке).Ходьба, ходьба с закрытыми глазами, ходьба на носках, стойка на одной ноге. Приставной шаг, переменный шаг, шаги галопа(девочки).Приседания и переход в упор присев. Повороты на 90,180 градусов на носках, на одной ноге. Равновесие на одной ноге. Соскок, прогнувшись вперёд с бревна в сторону.

Прыжки. Прыжки в длину с места. Уметь определить длину выполненного прыжка. Прыжки с длинной скакалкой. Изучение техники устойчивого приземления. Разбег. Прыжки на горку гимнастических матов в упор на коленях, в упор присев; наскок в упор присев и соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь через гимнастического козла. 

Акробатика. Группировки. Перекаты. Кувырки вперёд и назад. Длинный кувырок вперёд. Содержание нескольких кувырков вперёд и назад. Стойка на лопатках. Стойка на голове. Стойка на руках. «Мост». «Шпагат» . Поворот в сторону, вправо, влево. Переворот вперёд с опорой в сторону. Переворот вперёд.

4.Первая доврачебная помощь.

- остановка носового кровотечения;

- головокружение;

-первая помощь при растяжении связок;

-травмы конечностей.

Ожидаемый результат

Учащиеся 1-го года обучения должны

1.Знать:

- основные элементы акробатики и гимнастики ( мост с положения стоя, рыбка, шпагат, стойка на голове и кистях, ласточка).

- теорию правильного использования.

- технику безопасности при исполнении элементов акробатики, во избежании травматизма.

- знать основы анатомии и физиологии, как устроен человек.

- как оказать первую доврачебную помощь.

2.Уметь:

- уметь провести разминку.

-уметь применять на практике правильную страховку.

- уметь правильно выполнять элементы акробатики ( мост с положения стоя, подъём с моста, шпагат, стойка на голове, кувырок вперёд-назад.

- оказать доврачебную помощь: (остановить носовое кровотечение, первая помощь при головокружении, растяжении связок, при травмах конечностей).

II год обучения

Цель:

Совершенствование всесторонней физической подготовленности в спортивной гимнастике и в спортивной акробатике .

Задача:

Укрепление здоровья учащихся, совершенствования в основных упражнениях спортивной гимнастики и акробатики , воспитание культуры движений, их красота и выразительность с учётом усложнения техники выполнения.























Учебно-тематический план II года обучения.


тема


Всего часов


Из них






теория


практика


1.Вводное занятие


1


1




2.сведения о строении функции организма


2


2




3.Акробатика


14

5

9


4.Основы техники гимнастических упражнений


6


2


4


5.Меры предупреждения травм

2

2




6.Коллективно-творческие дела


4




4


7.Итоговые занятия


4




4


ИТОГО:


33

12

21


Содержание.

2-ой год обучения.

1.Вводное занятие: знакомство с коллективом, правила страховки и самостраховки при исполнении гимнастических упражнений, меры предупреждения травм.

Теоретические занятия: значение гимнастики для укрепления организма.

2.Сведения о строении и функциях организма.

Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Лёгкие. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Нервная система. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма.

3.Акробатика.

Кувырки вперёд и назад с заданной скоростью в различных условиях и вариантах; перевороты в сторону (вправо и влево) с места, с разбега, предварительного подскока(вальсета) ; перевороты с опорой и без опоры головой ( с заданием увеличить и уменьшить полёт тела). Переворот на двух – трёх гимнастических матах, положенных друг на друга. Переворот вперёд на одну ногу. Переворот в сторону на 90 градусов в направлении движения. Переворот вперёд (колесом) с последовательной опорой рук. Прыжок с рук на ного ( курбет). Переворот с поворотом ( рондат), переворот назад с места. Медленный поворот вперёд.

4. Основы техники гимнастических упражнений.

Характеристика средств и упражнений для повышения уровня общей и специальной физической подготовки и развития двигательных качеств на различных этапах подготовки. Требования к развитию двигательных качеств гимнастов и средства для совершенствования. Ведущие двигательные качества гимнастов: быстрота, сила, прыгучесть, гибкость, равновесие, ориентировка в пространстве, координация, специальная выносливость.

Подвижные игры. Эстафеты с гимнастическими элементами. Спортивные игры: ручной мяч. Преодоление полос препятствий.

Общеразвивающие упражнения. Упражнения для развития гибкости. Наклон вперёд , сидя ноги вместе; то же ноги врозь; то же с помощью партнёра. « Мост» с различных положений. Поднимание прямой ноги в сторону, вперёд, назад. Стоя у стенки поднимать прямую ногу вперёд, назад с помощью партнёра ( не допускать болевых ощущений при поднимании ноги). Выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой. « Шпагат»( правую, левую вперёд, прямой).

Упражнения для развития быстроты и ловкости. Прыжки в длину с места: 2-3 небольших прыжка 1 высокий со взмахом рук вверх ( по 5-6 повторений подряд).

Упражнения для развития скоростно-силовых качеств . Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа( быстро). Сгибание и выпрямление рук стоя с набивным мячом. В упоре лёжа сзади ( руки на гимнастической скамейке), сгибание и выпрямление рук. Сгибание и выпрямление рук в упоре. Поднимание прямых ног вперёд в висе на гимнастической стенке ; то же держать 3-4 с ( повторить 3-4 раза). Из виса стоя сзади спиной к гимнастической стенке силой вис прогнувшись с прямыми ногами. Сгибание и выпрямление туловища из положения лёжа бёдрами на коне , ноги закреплены , руки за головой ( 10-12 раз подряд) ; то же с набивным мячом. 

Упражнения на координацию. Последовательные и одновременные разнонаправленные движения, т.е. движения двух рук и ноги в разных направлениях; разноритмичные направления ( во время выполнения одна рука и нога прекращает движения, а затем вновь включается в него), упражнения с переключением с одних движений на другие.

Элементы вольных упражнений. Стоя у гимнастической стенки с опорой руки ( рук0 о рейку , полуприседание и приседание в стойке ноги врозь , носки на одной линии снаружи ( IIпозиция ); то же, пятки вместе ( I позиция). Выставление ноги вперёд на носок , в сторону, назад из I,II,III позиции; то же с полуприседанием на одной ноге. Поднимание ноги вперёд, назад и в сторону на 45,90 и 110 градусов; то же с полуприседанием. Сгибание ноги вперёд, в сторону и назад. Наклоны вперёд с прямой спиной, держась руками за рейку; в мост и вернуться обратно. Приседание, выпады( руки на пояс, вперёд, в стороны, вверх; упор присев, упор лёжа. Из стойки ноги врозь падение вперёд в упор лёжа на согнутых руках. Седы, сед на пятках, сед углом. Поднимание и опускание ног в седе. Повороты на двух и одной ноге; поворот в упоре на одном колене. Равновесие. Поднимание и опускание рук в лицевой и боковой плоскостях. Одновременные и разноименные движения рук в лицевой и боковой плоскостях. Движение согнутых рук, мягкое движение кистей. Волнообразные движения рук.

Танцевальные шаги и элементы народного танца. Мягкий шаг с носка вперёд, в сторону, назад. Приставной шаг вперёд, в сторону, назад. Переменный шаг вперёд, в сторону, назад; то же поднимая ногу вперёд , в сторону. Сочетание шагов в танцевальных комбинациях. Совершенствование навыков и выполнение ранее изученных упражнений. 

5.Меры предупреждения травм.

Причины травматизма. Необходимость соблюдения правильной организации занятий и методики обучения упражнениям. Воспитание и поддержание высокой сознательной дисциплины занимающихся. Значение и применение помощи страховки для предупреждения травм и облегчения обучения новым упражнениям. Требования. Предъявляемые страховке. Виды страховки и помощи. Пояса для страховки и помощи. Практические приёмы страховки и помощи при выполнении упражнений. 

6.Коллективно-творческие дела. 

- игры;

- участия в концертах;

- соревнования.

7. Итоговое занятие: подведение итогов.

Ожидаемый результат

Учащиеся II года должны:

Знать:

- элементы акробатики: подъём с моста с переворотом, шпагат прямой, стойка на кистях. Перекат через мост. Ласточка с переворотом на 360 градусов, « киса»

-теорию правильного исполнения их.

-технику безопасности при исполнении сложных гимнастических упражнений.

-правила страховки при исполнении акробатических элементов.

-гигиена гимнастики и акробатики.

- как оказать I первую доврачебную помощь.

Уметь:

- самостоятельно провести занятие

- уметь применять на практике правильную страховку

-уметь правильно выполнять элементы акробатики, 3 шпагата, подъём с моста переворотом, перекат через мост, стойка на кистях, ласточка с поворотом на 360 градусов, « киса».

Остановить носовое кровотечение; самомассаж при растяжении мышц, связок, суставов; первая помощь при ушибах.

Одарённые дети

Цель: создать условия для развития у детей способностей к самостоятельному изучению акробатических упражнений, возможности достигать высот спортивного мастерства при участии педагога. 











































Учебно-тематический план.


тема


Всего часов


Из них






теория


практика


1.Вводное занятие


2


1


1


2.Равновесия


4


1


3


3.Стойка на груди


4




4


4.Шпагаты


4




4


5.Равновесия в шпагат


4



4


6.Стойки


4



4


7.Перевороты вперёд с вальсета


4



4


8.Рондат и фляк


4



4


9.итоговые занятия

3



3


ИТОГО:

33

2

31






Содержание

1.Вводное занятие: правила страховки и самостраховки при исполнении гимнастических упражнений, меры предупреждения травм.

2.Равновесия.

Последовательность разучивания:

- высокое равновесие;

-равновесие;

- равновесие высоко подняв ногу.

С целью самосовершенствования увеличивается время удержания до 10-20 сек., выполняется с закрытыми глазами, стоя на носке.

3.Стойка на груди.

Стойка выполняется из упора лёжа прогнувшись перекатом вперёд. Опора о пол выпрямленными или слегка согнутыми руками, ладони вниз.

4.Шпагаты.

Последовательность разучивания:

- полушпагат

- шпагат правой и левой ногой

- шпагат кольцом

- прямой шпагат.

Перед выполнением шпагатов проводится специальная разминка ( покачивание в выпаде, седы с широко разведёнными ногами, махи ногами).

5.Равновесия в шпагат.

Последовательность разучивания:

- фронтальное равновесие с захватом, приближая ногу к голове

- равновесие с захватом рукой ноги и доведением до положения шпагата

-равновесие кольцом с захватом двумя руками

-равновесие с захватом двумя руками и доведения ноги до шпагата

Все равновесия изучаются и на правой и на левой ноге.

6.Стойки.

- стойки силой из полустойки. Полустойка – одно из основных подводящих упражнений для приобретения навыков балансирования в стойке.

- стойка силой согнув ноги.

- стойка силой согнувшись.

Подводящие упражнения:

А. наклон вперёд до касания грудью колен без помощи рук

В. Неоднократные поднимания и опускания прямых ног в стойке на голове на стуле

С. Медленное опускание прямых ног из стойки на руках

7.Перевороты вперёд с вальсета.

Перевороты вперёд выполняются обычно с небольшого разбега и подскока, махом одной и толчком другой ноги, прогнувшись, через стойку на руках, с приземлением на одну или обе ноги.

Подводящие упражнения:

- быстрый выход в стойку на руках махом. Выполнять у стены

- освоение толчка руками у стены.

- то же , стоя спиной к стене, после наклона назад, делая толчок в прогнутом положении.

- быстрые махи ногами назад, стоя лицом к гимнастической стенке и держась за неё руками.

-шпагаты правой и левой ногой.

8.Фляк и рондат.

Подводящие упражнения:

- стойка махом и опускание прямых ноги в упор стоя согнувшись с последующим быстрым выпрямление тела и махом прямыми руками вверх ( влево с поворотом налево).

- колесо по прямой линии, без отклонений влево и право.

- колесо с поворотом в одноимённую сторону.

- курбет ( прыжок из стойки на руках на ноги, выполняемым быстрым, хлестообразным движением ног и толчком руками).

9. Итоговое занятие. Подведение итогов.



Ожидаемый результат

Одарённые дети должны знать



- элементы акробатики: равновесия, стойка на груди, шпагат, рондат,фляк, перевороты вперёд с вальсета, равновесия в шпагат

- теорию правильного выполнения их

-правила страховки при исполнении акробатических элементов

Уметь:

- самостоятельно провести занятие

- правильно выполнять элементы акробатики

-применять на практике правильную страховку.

Методическое обеспечение.

Образовательная программа студии гимнастики и акробатики составлена в соответствии с основополагающими принципами валеологии.

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися, делает акцент на самостоятельное эксперементирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями ( тренинг, оздоровительные минутки- упражнения для глаз. Для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребёнка.

Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребёнка сформировалось настроение особой радости , нежности к самому себе, а от себя – к другим.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы , основным элементом которого является игровая педагогика. Игра - это одно из способов развития в ребёнке его интеллекта, подражание, движение, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.

Прежде чем приступить к основной части занятия, нужно приготовиться к движению. Готовность к движению – психофизическое состояние несколько повышенного эмоционально-моторного тонуса , внутренней двигательной активности, которое предшествует началу движения. Каждый урок начинается с работы над развитием мышц ребёнка, причём на первом году обучения этому посвящается основная часть занятий.

Итоговые занятия по закреплению полученных занятий рекомендуется проводить в форме праздников, показательных выступлений.



Условия для реализации программы:

Спортивный зал;

маты, скакалки, утяжелители, гинастические скамейки и палки, и др.

магнитофон;

аудиозаписи;

видеозаписи выступления спортсменов



Литература, используемая при составлении программы


  1. Зациорский В.М. Физическое качество спортсмена. М.,1992 г.


  2. Озолин Н.Г. Современные основы спортивной тренировки. М.,1990 г


  3. Правила судейства по гимнастике. М., 1995 г.


  4. Юный гимнаст/под.ред.А.М.Шлемина М., 1994 г


  5. Белова В.В., Кульпединова М.Е. « Дополнительное образование: требование к содержанию» М., 2001 г.


  6. Сабиров Ю.А. Программа « Спортивная гимнастика» 


  7. Пряхина О.В.. Программа « Пластика движений»


  8. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования.


    Литература для педагога

    1.Свиридов Н.И. « Движение, сон, здоровье».

    2.Куничев Л.А. « Лечебный массаж».

    3.Иванов Ю.М. « Йога, гимнастика, психотренинг»

    4.Фадеев М.Г. « Найти здоровье»

    5.Маслов А.А. « Уроки китайской гимнастики»

    Литература для учащихся

    1.Фадеев М.Г. « Найти здоровье».

    2.Основы анатомии и физиологии ( в пределах школьной программы).

    3.Оказание первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, кровотечениях из носа ( школьный учебник ОБЖ).