Студия Гимнастики и Акробатики
Пояснительная записка.
В системе физического воспитания, гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья и физического совершенствования учащихся.
Данная программа нацелена на спортивное развитие ребёнка, она должна воспитать в нём стремление к творчеству и красоте. Процесс спортивного воспитания предполагает и самовоспитание, а также преодоление нежелательных стремлений наклонностей. В учебную группу гимнастики принимаются учащиеся с 6 лет, изъявивших желание заниматься спортивной гимнастикой по заявлению родителей и получивших разрешение от врача.
Учебные группы комплектуются с учетом возраста, пола и спортивной подготовленности.
Цель: создать условия для развития спортивных и творческих способностей, воспитания здорового поколения, пропаганда здорового образа жизни, укрепления здоровья.
Задачи:
1.Организация спортивного воспитания детей.
2.Сформировать культуру общения и организацию повседневного быта.
3.Способствовать развитию познавательного интереса к спортивным достижениям своего народа.
4.Научить детей работать в коллективе.
5.Укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития, формирование навыков и умений, содействие высокого уровня умственного и физического; работоспособности, воспитание морально-волевых качеств, воспитание интереса к организованным и самостоятельным занятиям.
В спортивную группу принимаются учащиеся с 5 лет, которые изъявили заниматься гимнастикой и акробатикой и получивших разрешение врача. Учебные группы комплектуются с учётом возрастных особенностей ребёнка, основной формы работы является групповые учебно-тренировочные занятия по расписанию, а также индивидуальные занятия с одарёнными детьми.
Формы и методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседы.
-наглядные методы: видеокассеты.
- личный пример: показ
Форма:
- практические занятия: коллективные , индивидуальные.
-игровые занятия.
-беседа (теоритические занятия- беседа).
Занятия в группе предполагают включение учащихся в организацию «огоньков» , праздников с целью формирования и сплочения коллектива, установления традиций в коллективе.
В процессе работы осуществляется контроль учащихся в форме ролевых игр, показательных выступлений и сдачи президентских тестов.
Формы работы с родителями.
1.Родительские собрания.
2.Проведение индивидуальных встреч.
3.Посещение родителями занятий с целью ознакомления с процессом , в который вовлечены их дети.
Первый год обучения.
Цель: знакомство с основами акробатики и гимнастики.
Задача:
1.развить заинтересованность к гимнастики.
2.развить спортивные навыки.
3.Разить целеустремлённость.
4.Научить нормам поведения в группе.
5.Разить спортивные традиции в группе.
6.Развить координацию движений, овладеть основами техники и стилями выполнения гимнастических упражнений.
Учебно-тематический план
1 года обучения Темы | Всего часов | Из них | теория | практика | 1.вводное занятие | 1 | 1 |
| 2.Основы физиологии человека | 3 | 3 |
| 3.Основы техники гимнастических упражнений | 12 | 3 | 9 | 4.Первая доврачебная помощь | 2 | 2 |
| 5.Подвижные игры | 6 |
| 5 | 6.Соревнования | 5 |
| 5 | 7.Итоговые занятия | 4 | 1 | 4 | ИТОГО: | 33 | 10 | 23 | Содержание.
1.Вводное занятие: знакомство с программой коллектива, правило техники безопасности, входной контроль ( проверка на гибкость, выносливость, силовые качества).
2.Основы физиологии человека
Как устроен человек? Скелет и мышцы.
Царственная осанка- залог здоровье.
Дневник здоровья. Гигиена человека.
3.Основы техники гимнастических упражнений.
Особенности техники упражнений спортивной гимнастики ( целостность, динамичность, выразительность). Понятие о гимнастическом стиле выполнения упражнений. Краткая характеристика и классификация статических, силовых и маховых упражнений. Профилирующие элементы в гимнастике.
Практические занятия: Упражнения в висах и упорах. Вис согнув ноги. Из виса на гимнастической стенке махом ног вперёд соскок. Вис лёжа согнувшись ( низкая перекладина, нижняя жердь брусьев, бревно), быстрое прогибание тела, опираясь ногами в пол и возвращение в исходное положение. Размахивание в висе с согнутыми ногами на низкой перекладине, нижней жерди; то же, с выпрямлением ног на махе вперёд. Вис на согнутых руках; то же с согнутыми ногами. Размахивание изгибами. Из виса согнувшись опускание в вис, стоя сзади( низкая перекладина, нижняя жердь, низкие кольца).
Упор лёжа, то же на возвышении. Сгибание и выпрямление рук в упоре лёжа. Упор лёжа сзади. Упор. Из упора медленное опускание вперёд в вис лёжа. Подъём переворотом на брусьях разной высоты с опорой ног о верхнюю жердь и на низкой перекладине.
Упражнения на бревне ( гимнастической скамейке).Ходьба, ходьба с закрытыми глазами, ходьба на носках, стойка на одной ноге. Приставной шаг, переменный шаг, шаги галопа(девочки).Приседания и переход в упор присев. Повороты на 90,180 градусов на носках, на одной ноге. Равновесие на одной ноге. Соскок, прогнувшись вперёд с бревна в сторону.
Прыжки. Прыжки в длину с места. Уметь определить длину выполненного прыжка. Прыжки с длинной скакалкой. Изучение техники устойчивого приземления. Разбег. Прыжки на горку гимнастических матов в упор на коленях, в упор присев; наскок в упор присев и соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь через гимнастического козла.
Акробатика. Группировки. Перекаты. Кувырки вперёд и назад. Длинный кувырок вперёд. Содержание нескольких кувырков вперёд и назад. Стойка на лопатках. Стойка на голове. Стойка на руках. «Мост». «Шпагат» . Поворот в сторону, вправо, влево. Переворот вперёд с опорой в сторону. Переворот вперёд.
4.Первая доврачебная помощь.
- остановка носового кровотечения;
- головокружение;
-первая помощь при растяжении связок;
-травмы конечностей.
Ожидаемый результат
Учащиеся 1-го года обучения должны
1.Знать:
- основные элементы акробатики и гимнастики ( мост с положения стоя, рыбка, шпагат, стойка на голове и кистях, ласточка).
- теорию правильного использования.
- технику безопасности при исполнении элементов акробатики, во избежании травматизма.
- знать основы анатомии и физиологии, как устроен человек.
- как оказать первую доврачебную помощь.
2.Уметь:
- уметь провести разминку.
-уметь применять на практике правильную страховку.
- уметь правильно выполнять элементы акробатики ( мост с положения стоя, подъём с моста, шпагат, стойка на голове, кувырок вперёд-назад.
- оказать доврачебную помощь: (остановить носовое кровотечение, первая помощь при головокружении, растяжении связок, при травмах конечностей).
II год обучения
Цель:
Совершенствование всесторонней физической подготовленности в спортивной гимнастике и в спортивной акробатике .
Задача:
Укрепление здоровья учащихся, совершенствования в основных упражнениях спортивной гимнастики и акробатики , воспитание культуры движений, их красота и выразительность с учётом усложнения техники выполнения. Учебно-тематический план II года обучения. тема | Всего часов | Из них |
|
| теория | практика | 1.Вводное занятие | 1 | 1 |
| 2.сведения о строении функции организма | 2 | 2 |
| 3.Акробатика | 14 | 5
| 9 | 4.Основы техники гимнастических упражнений | 6 | 2 | 4 | 5.Меры предупреждения травм | 2 | 2
|
| 6.Коллективно-творческие дела | 4 |
| 4 | 7.Итоговые занятия | 4 |
| 4 | ИТОГО: | 33 | 12 | 21
| Содержание.
2-ой год обучения.
1.Вводное занятие: знакомство с коллективом, правила страховки и самостраховки при исполнении гимнастических упражнений, меры предупреждения травм.
Теоретические занятия: значение гимнастики для укрепления организма.
2.Сведения о строении и функциях организма.
Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о кровообращении, значение крови. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен. Лёгкие. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения. Нервная система. Ведущая роль центральной нервной системы в деятельности всего организма.
3.Акробатика.
Кувырки вперёд и назад с заданной скоростью в различных условиях и вариантах; перевороты в сторону (вправо и влево) с места, с разбега, предварительного подскока(вальсета) ; перевороты с опорой и без опоры головой ( с заданием увеличить и уменьшить полёт тела). Переворот на двух – трёх гимнастических матах, положенных друг на друга. Переворот вперёд на одну ногу. Переворот в сторону на 90 градусов в направлении движения. Переворот вперёд (колесом) с последовательной опорой рук. Прыжок с рук на ного ( курбет). Переворот с поворотом ( рондат), переворот назад с места. Медленный поворот вперёд.
4. Основы техники гимнастических упражнений.
Характеристика средств и упражнений для повышения уровня общей и специальной физической подготовки и развития двигательных качеств на различных этапах подготовки. Требования к развитию двигательных качеств гимнастов и средства для совершенствования. Ведущие двигательные качества гимнастов: быстрота, сила, прыгучесть, гибкость, равновесие, ориентировка в пространстве, координация, специальная выносливость.
Подвижные игры. Эстафеты с гимнастическими элементами. Спортивные игры: ручной мяч. Преодоление полос препятствий.
Общеразвивающие упражнения. Упражнения для развития гибкости. Наклон вперёд , сидя ноги вместе; то же ноги врозь; то же с помощью партнёра. « Мост» с различных положений. Поднимание прямой ноги в сторону, вперёд, назад. Стоя у стенки поднимать прямую ногу вперёд, назад с помощью партнёра ( не допускать болевых ощущений при поднимании ноги). Выкрут в плечевых суставах с гимнастической палкой. « Шпагат»( правую, левую вперёд, прямой).
Упражнения для развития быстроты и ловкости. Прыжки в длину с места: 2-3 небольших прыжка 1 высокий со взмахом рук вверх ( по 5-6 повторений подряд).
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств . Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа( быстро). Сгибание и выпрямление рук стоя с набивным мячом. В упоре лёжа сзади ( руки на гимнастической скамейке), сгибание и выпрямление рук. Сгибание и выпрямление рук в упоре. Поднимание прямых ног вперёд в висе на гимнастической стенке ; то же держать 3-4 с ( повторить 3-4 раза). Из виса стоя сзади спиной к гимнастической стенке силой вис прогнувшись с прямыми ногами. Сгибание и выпрямление туловища из положения лёжа бёдрами на коне , ноги закреплены , руки за головой ( 10-12 раз подряд) ; то же с набивным мячом.
Упражнения на координацию. Последовательные и одновременные разнонаправленные движения, т.е. движения двух рук и ноги в разных направлениях; разноритмичные направления ( во время выполнения одна рука и нога прекращает движения, а затем вновь включается в него), упражнения с переключением с одних движений на другие.
Элементы вольных упражнений. Стоя у гимнастической стенки с опорой руки ( рук0 о рейку , полуприседание и приседание в стойке ноги врозь , носки на одной линии снаружи ( IIпозиция ); то же, пятки вместе ( I позиция). Выставление ноги вперёд на носок , в сторону, назад из I,II,III позиции; то же с полуприседанием на одной ноге. Поднимание ноги вперёд, назад и в сторону на 45,90 и 110 градусов; то же с полуприседанием. Сгибание ноги вперёд, в сторону и назад. Наклоны вперёд с прямой спиной, держась руками за рейку; в мост и вернуться обратно. Приседание, выпады( руки на пояс, вперёд, в стороны, вверх; упор присев, упор лёжа. Из стойки ноги врозь падение вперёд в упор лёжа на согнутых руках. Седы, сед на пятках, сед углом. Поднимание и опускание ног в седе. Повороты на двух и одной ноге; поворот в упоре на одном колене. Равновесие. Поднимание и опускание рук в лицевой и боковой плоскостях. Одновременные и разноименные движения рук в лицевой и боковой плоскостях. Движение согнутых рук, мягкое движение кистей. Волнообразные движения рук.
Танцевальные шаги и элементы народного танца. Мягкий шаг с носка вперёд, в сторону, назад. Приставной шаг вперёд, в сторону, назад. Переменный шаг вперёд, в сторону, назад; то же поднимая ногу вперёд , в сторону. Сочетание шагов в танцевальных комбинациях. Совершенствование навыков и выполнение ранее изученных упражнений.
5.Меры предупреждения травм.
Причины травматизма. Необходимость соблюдения правильной организации занятий и методики обучения упражнениям. Воспитание и поддержание высокой сознательной дисциплины занимающихся. Значение и применение помощи страховки для предупреждения травм и облегчения обучения новым упражнениям. Требования. Предъявляемые страховке. Виды страховки и помощи. Пояса для страховки и помощи. Практические приёмы страховки и помощи при выполнении упражнений.
6.Коллективно-творческие дела.
- игры;
- участия в концертах;
- соревнования.
7. Итоговое занятие: подведение итогов.
Ожидаемый результат
Учащиеся II года должны:
Знать:
- элементы акробатики: подъём с моста с переворотом, шпагат прямой, стойка на кистях. Перекат через мост. Ласточка с переворотом на 360 градусов, « киса»
-теорию правильного исполнения их.
-технику безопасности при исполнении сложных гимнастических упражнений.
-правила страховки при исполнении акробатических элементов.
-гигиена гимнастики и акробатики.
- как оказать I первую доврачебную помощь.
Уметь:
- самостоятельно провести занятие
- уметь применять на практике правильную страховку
-уметь правильно выполнять элементы акробатики, 3 шпагата, подъём с моста переворотом, перекат через мост, стойка на кистях, ласточка с поворотом на 360 градусов, « киса».
Остановить носовое кровотечение; самомассаж при растяжении мышц, связок, суставов; первая помощь при ушибах.
Одарённые дети
Цель: создать условия для развития у детей способностей к самостоятельному изучению акробатических упражнений, возможности достигать высот спортивного мастерства при участии педагога.
Учебно-тематический план. тема | Всего часов | Из них |
|
| теория | практика | 1.Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | 2.Равновесия | 4 | 1 | 3 | 3.Стойка на груди | 4 |
| 4 | 4.Шпагаты | 4 |
| 4 | 5.Равновесия в шпагат | 4 |
| 4
| 6.Стойки | 4 |
| 4
| 7.Перевороты вперёд с вальсета | 4 |
| 4
| 8.Рондат и фляк | 4 |
| 4
| 9.итоговые занятия | 3 |
| 3
| ИТОГО: | 33
| 2
| 31
|
Содержание
1.Вводное занятие: правила страховки и самостраховки при исполнении гимнастических упражнений, меры предупреждения травм.
2.Равновесия.
Последовательность разучивания:
- высокое равновесие;
-равновесие;
- равновесие высоко подняв ногу.
С целью самосовершенствования увеличивается время удержания до 10-20 сек., выполняется с закрытыми глазами, стоя на носке.
3.Стойка на груди.
Стойка выполняется из упора лёжа прогнувшись перекатом вперёд. Опора о пол выпрямленными или слегка согнутыми руками, ладони вниз.
4.Шпагаты.
Последовательность разучивания:
- полушпагат
- шпагат правой и левой ногой
- шпагат кольцом
- прямой шпагат.
Перед выполнением шпагатов проводится специальная разминка ( покачивание в выпаде, седы с широко разведёнными ногами, махи ногами).
5.Равновесия в шпагат.
Последовательность разучивания:
- фронтальное равновесие с захватом, приближая ногу к голове
- равновесие с захватом рукой ноги и доведением до положения шпагата
-равновесие кольцом с захватом двумя руками
-равновесие с захватом двумя руками и доведения ноги до шпагата
Все равновесия изучаются и на правой и на левой ноге.
6.Стойки.
- стойки силой из полустойки. Полустойка – одно из основных подводящих упражнений для приобретения навыков балансирования в стойке.
- стойка силой согнув ноги.
- стойка силой согнувшись.
Подводящие упражнения:
А. наклон вперёд до касания грудью колен без помощи рук
В. Неоднократные поднимания и опускания прямых ног в стойке на голове на стуле
С. Медленное опускание прямых ног из стойки на руках
7.Перевороты вперёд с вальсета.
Перевороты вперёд выполняются обычно с небольшого разбега и подскока, махом одной и толчком другой ноги, прогнувшись, через стойку на руках, с приземлением на одну или обе ноги.
Подводящие упражнения:
- быстрый выход в стойку на руках махом. Выполнять у стены
- освоение толчка руками у стены.
- то же , стоя спиной к стене, после наклона назад, делая толчок в прогнутом положении.
- быстрые махи ногами назад, стоя лицом к гимнастической стенке и держась за неё руками.
-шпагаты правой и левой ногой.
8.Фляк и рондат.
Подводящие упражнения:
- стойка махом и опускание прямых ноги в упор стоя согнувшись с последующим быстрым выпрямление тела и махом прямыми руками вверх ( влево с поворотом налево).
- колесо по прямой линии, без отклонений влево и право.
- колесо с поворотом в одноимённую сторону.
- курбет ( прыжок из стойки на руках на ноги, выполняемым быстрым, хлестообразным движением ног и толчком руками).
9. Итоговое занятие. Подведение итогов.
Ожидаемый результат
Одарённые дети должны знать
- элементы акробатики: равновесия, стойка на груди, шпагат, рондат,фляк, перевороты вперёд с вальсета, равновесия в шпагат
- теорию правильного выполнения их
-правила страховки при исполнении акробатических элементов
Уметь:
- самостоятельно провести занятие
- правильно выполнять элементы акробатики
-применять на практике правильную страховку.
Методическое обеспечение.
Образовательная программа студии гимнастики и акробатики составлена в соответствии с основополагающими принципами валеологии.
Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с учащимися, делает акцент на самостоятельное эксперементирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями ( тренинг, оздоровительные минутки- упражнения для глаз. Для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития ребёнка.
Важно, чтобы в учебном процессе у каждого ребёнка сформировалось настроение особой радости , нежности к самому себе, а от себя – к другим.
При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы , основным элементом которого является игровая педагогика. Игра - это одно из способов развития в ребёнке его интеллекта, подражание, движение, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий.
Прежде чем приступить к основной части занятия, нужно приготовиться к движению. Готовность к движению – психофизическое состояние несколько повышенного эмоционально-моторного тонуса , внутренней двигательной активности, которое предшествует началу движения. Каждый урок начинается с работы над развитием мышц ребёнка, причём на первом году обучения этому посвящается основная часть занятий.
Итоговые занятия по закреплению полученных занятий рекомендуется проводить в форме праздников, показательных выступлений.
Условия для реализации программы:
Спортивный зал;
маты, скакалки, утяжелители, гинастические скамейки и палки, и др.
магнитофон;
аудиозаписи;
видеозаписи выступления спортсменов
Литература, используемая при составлении программы Зациорский В.М. Физическое качество спортсмена. М.,1992 г. Озолин Н.Г. Современные основы спортивной тренировки. М.,1990 г Правила судейства по гимнастике. М., 1995 г. Юный гимнаст/под.ред.А.М.Шлемина М., 1994 г Белова В.В., Кульпединова М.Е. « Дополнительное образование: требование к содержанию» М., 2001 г. Сабиров Ю.А. Программа « Спортивная гимнастика» Пряхина О.В.. Программа « Пластика движений» Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования.
Литература для педагога
1.Свиридов Н.И. « Движение, сон, здоровье».
2.Куничев Л.А. « Лечебный массаж».
3.Иванов Ю.М. « Йога, гимнастика, психотренинг»
4.Фадеев М.Г. « Найти здоровье»
5.Маслов А.А. « Уроки китайской гимнастики»
Литература для учащихся
1.Фадеев М.Г. « Найти здоровье».
2.Основы анатомии и физиологии ( в пределах школьной программы).
3.Оказание первой медицинской помощи при ушибах, растяжениях, кровотечениях из носа ( школьный учебник ОБЖ). |