СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью обучения программы внеурочной деятельности «Занимательная информатика» является пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме. 

Содержание программы курса «Занимательная информатика» направлено на воспитание интереса к предмету «Информатика», развитие познавательной сферы школьников, наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать. Курс «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.   

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска

«Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»



РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ШМО учителей математического цикла МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой


Протокол № ___

от «___» ______ 201__ г.


Руководитель ШМО

__________ Е.М. Сафонова


СОГЛАСОВАНО


Зам. директора по УВР


____________ Л.П. Акимова


«___» ___________ 201__ г.

УТВЕРЖДАЮ


Директор МБОУ КШ № 7

им. В.В. Кашкадамовой


__________ И.А. Маллямова


«___» __________ 201__ г.


Рабочая программа

внеурочной деятельности



Название программы Занимательная информатика

Направление развития личности школьника общеинтеллектуальное

Количество часов на реализацию программы 35

Класс 5

Срок реализации программы 1 год

Планирование составлено на основе авторской программы авторов М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы» - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013


Рабочую программу внеурочной деятельности разработала

учитель информатики Л.П. Акимова









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по информатике.

Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897);

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897»;

5. СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011 № 19993;

6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

7. Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области от 26.08.2014 № иогв-010201/5553 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС ООО»;

8. Учебный план МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой;

9. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой;

10. Положение об организации внеурочной деятельности МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой.

Целью обучения программы внеурочной деятельности «Занимательная информатика» является пропедевтика основных тем курса информатики в занимательной форме.

Задачи обучения:

1) Развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, наиболее типичных и распространённых в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если – то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если...и…, то...»;

  • алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент, ставится на умении приложения даже самых простых знаний.

3) Развитие у учащихся навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Содержание программы курса «Занимательная информатика» направлено на воспитание интереса к предмету «Информатика», развитие познавательной сферы школьников, наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать.

Курс «Занимательная информатика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем – более сложные задания.

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему – подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Систематическое овладение азами информатики невозможно без решения логических задач. Задача учителя заключается в привитии учащимся привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, вырабатывать у них умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, можно отнести процесс решения нестандартных логических задач.

Решение задач – практическое искусство. Научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

Данная рабочая программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся 5 класса. На обучение курса «Занимательная информатика» отводится один час в неделю, общее количество часов за учебный год 35.

Срок реализации программы 1 год.

Формы организации работы: постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, практические работы.

По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, парная.

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса


Личностные результаты:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты:

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.






Содержание курса обучения


Введение (1 час)

«Весёлая разминка». Инструктаж по ТБ.


Логические задачи (18 часов)

Закономерности. Упорядочение. Взаимно однозначное соответствие. Задачи о лжецах. Логические выводы. Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о взвешиваниях.


Комбинаторные задачи (4 часа)

Сочетания. Перестановки. Размещения. Перечисления.


Круги Эйлера (2 часа)

Использование метода кругов Эйлера. Решение задач с помощью кругов Эйлера.


Математические основы информатики (6 часов)

Арифметические задачи. Общие сведения о системах счисления. Компьютерные системы счисления. Перевод чисел в различные системы счисления.


Игровые стратегии (2 часа)

Игровые стратегии. Определение выигрышной стратегии.


Лингвистические задачи (2 часа)

Простые лингвистические задачи. Логико-лингвистические задачи.










Планируемые результаты


Данная программа направлена на достижение второго уровня воспитательных результатов, то есть на получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, а также получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

  • планировать пути достижения целей;

  • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • давать определение понятиям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  • строить логические рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.







































Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Занимательная информатика»

5 класс

35 часов (1 час в неделю)


п/п

Темы занятий

Дата

по плану

по факту

1

2

3

4

Введение (1 час)

1.

«Весёлая разминка». Инструктаж по ТБ



Логические задачи (18 часов)

2.

Закономерности



3.

Закономерности



4.

Упорядочение



5.

Упорядочение



6.

Взаимно однозначное соответствие



7.

Взаимно однозначное соответствие



8.

Задачи о лжецах



9.

Задачи о лжецах



10.

Логические выводы



11.

Логические выводы



12.

Задачи о переправах



13.

Задачи о переправах



14.

Задачи о разъездах



15.

Задачи о разъездах



16.

Задачи о переливаниях



17.

Задачи о переливаниях



18.

Задачи о взвешиваниях



19.

Задачи о взвешиваниях



Комбинаторные задачи (4 часа)

20.

Сочетания



21.

Перестановки



22.

Размещения



23.

Перечисления



Круги Эйлера (2 часа)

24.

Использование метода кругов Эйлера



1

2

3

4

25.

Решение задач с помощью кругов Эйлера



Математические основы информатики (6 часов)

26.

Арифметические задачи



27.

Арифметические задачи



28.

Общие сведения о системах счисления



29.

Компьютерные системы счисления



30.

Перевод чисел в различные системы счисления



31.

Перевод чисел в различные системы счисления



Игровые стратегии (2 часа)

32.

Игровые стратегии



33.

Определение выигрышной стратегии



Лингвистические задачи (2 часа)

34.

Простые лингвистические задачи



35.

Логико-лингвистические задачи





Литература


  1. Цветкова М.С. Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности для начальной и основной школы: 3-6 классы. / М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 128 с.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Богомолова О.Б. Логические задачи / О.Б. Богомолова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 277 с.

  4. Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008 (соответствующий ЦОР на портале http://sc.edu.ru или по ссылке на сайте Методической службы издательства БИНОМ: http://lbz.ru/files/5799).

  5. Ресурсы сети Интернет:

  • Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  • http://tat-ni.edusite.ru/p8aa1.html

  • http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/Book_ZZ_Inf.pdf

  • http://www.metod-kopilka.ru/page-5.html