СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.

Просмотр содержимого документа
«Материально-техническое обеспечение»



Учебно — методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса



  1. Учебные и методические пособия:

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Знакомство с фигурами: тетрадь по геометрии/ Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Плоскость и пространство: тетрадь по геометрии/Под. ред. Е.П. Бененсон. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004.

Бененсон Е.П., Вольнова Е.В., Итина Л.С. Мир линий: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. Самара :

Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2001.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Окружность и круг. Сфера и шар: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Корпорация «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2004.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Многогранники и многоугольники: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2006.

Бененсон Е.П., Итина Л.С. Площадь и объем: тетрадь по геометрии /Под ред. Е.П. Бененсон. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.

Кормишина С.Н. Геометрия вокруг нас: тетрадь для практических работ. 2, 3 класс/Под ред. И.И. Аргинской. Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Окружность и круг. Сфера и шар». Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2004.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Многогранники и многоугольники». Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.

Бененсон Е.П. Методическое пособие к тетради «Площадь и объем». Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2007.


Специальное сопровождение (оборудование):

- набор приспособлений для крепления таблиц;

демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (чертежные и измерительные линейки, циркули, транспортиры, набор угольников);

- демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических тел, подвижные модели геометрических фигур, развертки геометрических тел;

- детали игр «Удивительный треугольник», «Волшебный квадрат», «Танграм»;

- магнитная доска;

- компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.


  1. Интернет-ресурсы.

    • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:http://school-collection.edu.ru

    • КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www. km-school.ru

    • Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru

    • Презентация уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

    • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok







Просмотр содержимого документа
«Содержание программы»


Содержание учебного предмета

Раздел курса

Содержание учебного предмета (дидактические единицы)

Количество часов

Формы организации обучения

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Универсальные учебные действия

Формы, методы контроля

Предметные умения

Формы, методы контроля

Многогранники и многоугольники

Описание данных геометрических фигур, выделение сходств и различий. Формирование на их примерах понимания отношений «общее - частное». Анализ утверждений о свойствах фигур, выбор правильных, обоснование выбора. Сопоставление линий с их названиями. Достраивание незавершенных рисунков. Сопоставление пространственных фигур, выделение сходств и различий. Выделение среди них фигур, имеющих грани. Описание многогранников, многоугольников на примере этих фигур. Выделение многогранников,

многоугольников на рисунках, среди окружающих предметов.

Построение моделей многогранников из пластилина, счетных палочек. Изображение многогранников на плоскости.

Понятие диагонали многоугольника. Оценка верности логических рассуждений о свойствах многоугольника (многогранника).

Урок, занятие,

Коммуникативные

Допускают существование различ­ных точек зрения, учитывают позицию партнера в общении;

координируют различные мнения о математических явлениях в сотруд­ничестве; приходят к общему реше­нию в спорных вопросах;

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную за­дачу, понимают смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

планируют свои действия в соотве­тствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

Познавательные:

-анализирует информацию, выбирает рациональный способ решения задачи;

- находит сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;


Наблюдение Проектная задача



Проверочная работа

знают единицы измерения площади - квадратный миллиметр (мм2), квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2), квадратный

определить площадь прямоугольника по его длине и ширине, используя формулу;

Самостоятельная работа

по теме

Графический диктант

Проверочная работа

к/р

Периметр многоугольника

Понятие периметра многоугольника как длины замкнутой ломаной. Нахождение периметра по чертежам многоугольников. Конструирование моделей многоугольников из деталей

игры «Пентамино». Метр как основа метрической системы

мер, приведение в систему знаний о единицах длины метрической системы мер миллиметре, сантиметре, дециметре, метре, километре.

Урок, занятие,

Коммуникативные

используют правила вежливости в различных ситуациях;

адекватно используют речевые средства для решения различных ком­муникативных задач при изучении математики;

Регулятивные:

самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образ­ном уровне;

Познавательная:

выделяет в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулирует проблему;

-строит рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

Наблюдение







Проверочная работа Проектная задача

знают законы и свойства арифметических действий;
-таблицы сложения и умножения;
- порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок.

Проверочная работа


Устный опрос

Математический диктант

к/р

Прямоугольник и ромб

Упорядочение понятий от общих к частным: прямоугольник, ромб как частные случаи четырехугольника, квадрат- как частный случай четырехугольника, прямоугольника, ромба. Выделение прямоугольников, ромбов среди многоугольников, квадратов среди прямоугольников, ромбов. Нахождение периметра ромба, стороны ромба по его периметру. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Моделирование четырехугольников из счетных палочек. Решение задач на построение

Урок, занятие, игра,

Коммуникативные:

Принимают участие в работе парами и группами, используя речевые и дру­гие коммуникативные средства, стро­ят монологические высказывания, владеют диалогической формой ком­муникации;

Регулятивные:

Выполняют действия (в устной фор­ме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;

Осуществляют пошаговый контроль под руководством учителя и самостоя­тельно;

Познавательные:

анализирует объекты, выделяет их характерные признаки и свойства, узнаёт объекты по заданным признакам;

-анализирует информацию, выбирает рациональный способ решения задачи;

- находит сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

Проектная задача

Проверочная работа

наблюдение

Знают законы и свойства арифметических действий;
- таблицы сложения и умножения;
- порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок.

Проверочная работа


Математический диктант по теме

Призма

Описание призмы. Определение призмы, ее элементов. Виды призм. Высота прямой призмы. Выделение призмы среди

прочих фигур. Вид данного многогранника с разных сторон.

Призма в различных проекциях. Изготовление модели призмы из пластилина по чертежу. Вычисление высоты призмы по

данным периметрам основания и боковой грани. Развертки

многогранников, определение среди них разверток призмы.

Выделение на развертках элементов призмы (боковых граней, ребер, оснований).

Урок, занятие, игра

Коммуникативные:

задают вопросы, используют речь для передачи информации, для регу­ляции своего действия и действий партнера;

Регулятивные:

адекватно воспринимают оценку своей работы учителями;

осуществляют самооценку своего участия в разных видах учебной дея­тельности;

Познавательные:

- формулирует проблему;

-строит рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливает причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями

наблюдение, проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование






Знают свойство радиусов одной окружности;
- соотношение между радиусом и диаметром окружности.

Графический диктант

Проверочная работа

к/р

Прямоугольный параллелепипед

Понятие прямоугольного параллелепипеда как частного

случая шестигранника и прямой призмы. Понятие куба как

частного вида прямоугольного параллелепипеда. Выделение

прямоугольных параллелепипедов (кубов) в окружающих предметах. Работа с развертками прямоугольных параллелепипедов (кубов), выделение на них элементов фигуры (противоположных граней, соседних граней). Построение прямоугольного параллелепипеда (куба) по его развертке. Конструирование моделей многоугольников из деталей игры «Пентамино». Логические высказывания о свойствах квадрата, ромба и куба. Построение многогранников из кубиков.

Урок, занятие, игра

Коммуникативные:

понимают необходимость координа­ции совместных действий при выпол­нении учебных и творческих задач; стремятся к пониманию позиции другого человека

Регулятивные:

Принимают участие в групповой ра­боте;

выполняют учебные действия в уст­ной, письменной речи.

Осуществляют

самооценку своего участия в разных видах учебной дея­тельности

Познавательные:

- устанавливает зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

-осуществляет синтез как составление целого из частей;

-выделяет в тексте задания основную и второстепенную информацию

Наблюдение

проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование

Знают законы и свойства арифметических действий;
- таблицы сложения и умножения;
- порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок.

Творческая работа Графический диктант

Проверочная работа

к/р

Виды треугольников

Углы, виды углов. Треугольники, классификация треугольников по углам, соотношению сторон. Сопоставление треугольников с соответствующими описаниями. Выделение треугольников, образованных диагоналями прямоугольника, определение их вида. Логические высказывания об углах в треугольнике. Прямоугольный треугольник, элементы треугольника. Решение задач на построение треугольников. Подведение под понятие о сумме двух сторон треугольника и третьей его стороне. Построение треугольной призмы по данным проекциям. Конструирование треугольников из счетных палочек. Периметр треугольника.

Урок, занятие, игра

Коммуникативные:

задают вопросы, используют речь для передачи информации, для регу­ляции своего действия и действий партнера;

Регулятивные:

самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образ­ном уровне

Познавательные:

- находит сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

-классифицирует объекты по заданным критериям

и формулирует названия полученных групп;

- устанавливает зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

Наблюдение проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование

находят радиус окружности. Знают свойство радиусов окружности.
строят окружность при помощи циркуля.

Самостоятельная работа

Графический диктант

Проверочная работа

к/р

Пирамида

Понятие пирамиды. Названия пирамид (по многоугольнику, лежащему в основании). Выделение пирамид среди других фигур. Изображение ее на плоскости. Изготовление модели пирамиды из пластилина, палочек одинаковой длины, по чертежу. Сравнение и анализ свойств пирамиды и конуса. Развертка пирамиды. Связь количества граней, ребер пирамиды с количеством сторон многоугольника в основании. Понятие тетраэдра, октаэдра. Построение развертки тетраэдра (октаэдра).

Урок, занятие, игра

Коммуникативные:

Принимают участие в работе парами и группами, используя речевые и дру­гие коммуникативные средства, стро­ят монологические высказывания, владеют диалогической формой ком­муникации

Регулятивные:

Выполняют действия (в устной фор­ме), опираясь на заданный учителем или сверстниками ориентир;

Осуществляют пошаговый контроль под руководством учителя и самостоя­тельно

Познавательные:

- находит сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

-классифицирует объекты по заданным критериям

и формулирует названия полученных групп;

- устанавливает зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

-осуществляет синтез как составление целого из частей;

наблюдение, проектная задача, выставки, творческая работа, моделирование.

Знают термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл.

м/ д, графический диктант, тест, самостоятельная работа, творческая работа, проверочная работа, контрольная работа, устный опрос.

резерв








Просмотр содержимого документа
«календарное»

Календарно-тематическое планирование занятий по курсу «Мир геометрии»

Дата


Кол-во

Тема занятия

Виды деятельности обучающихся

примечание

план

факт

1



1

Повторение материала, изученного во класс (Игра Путешествие)

Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат»

Презентация

2



1

Решение топологических задач. Подготовка

учащихся к изучению объемных тел

Решение топологоческих задач. Отличие геометрических фигур от геометрических тел.

Презентация, коллекция дидактических игр для устного счета

3



1

Куб – игра. «кубики для всех»

Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор»

Презентация, тесты

4



1

Прямоугольный параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда.

Практическая работа. Развертка куба. Моделирование куба.

Презентация, тренажер

5



1

Каркасная модель куба. Развертка куба.

Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком»

Презентация, тренажер

6



1

Куб. Площадь полной поверхности куба.

Решение задание на смекалку.

Презентация, тренажер

7



1

Знакомство со свойствами игрального кубика.

Задания на развитее пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру».

Презентация, математическая игра

8



1

Равносторонний, равнобедренные треугольники.

Практическая работа. Графический диктант «Пирамида».

Презентация, электронная дидактическая игра.

9



1

Измерение углов. Транспартир.

Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач.

Презентация, электронное пособие « Занимательная математика»

10



1

Построение углов заданной градусной меры.

Алгоритм построения угла.

Презентация, тесты

11



1

Построение треугольника по трем заданным сторонам.

Задачи на развитие пространственного мышления. Составление четверостиший по геометрические фигуры.

Презентация, игровой тренажер

12



1

Построение равнобедренных и равнобедренных треугольников.

Алгоритм построения треугольников. Оригами.

Презентация, электронное пособие по математике».

13



1

Площадь. Измерение площади палеткой.

Написание графического диктанта «Белочка». Игра со спичками.

Презентация, тесты

14



1

Числовой луч.

Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор»

Презентация, тренажер

15



1

Числовой луч. Закрепление.

Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления.

Презентация, электронная игра.

16



1

Сетки. Игра «Морской бой»

Правила игры «Морской бой» Построение игрового поля.

Презентация, игровой тренажер

17



1

Сетки. Координатная плоскость.

Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра « Морской бой»

Презентация, урок- игра

18



1

Осевая симметрия.

Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ежик». Практическая работа «Кубик – рубик» Графический

диктант «Киска». Головоломка.

Презентация, электронное пособие

19



1

Симметрия

Моделирование параллелепипеда. Задания на сообразительность. Задачи на развитее воображения. Задания с координатной плоскостью.

Презентация, тесты

20



1

Симметрия. Закрепление.

Анимированная презентация

21



1

Поворотная симметрия.

Анимированная презентация

22



1

Прямоугольный параллелепипед.

Анимированная презентация

23



1

Прямоугольный параллелепипед. Закрепление.

Задания на развитие пространственного мышления. Составление стихотворения. Графический диктант «Кувшин».

Презентация, тренажер

24



1

Прямоугольный параллелепипед. Модель развертки параллелепипеда.

Презентация: урок - сказка

25



1

Цилиндр.

Презентация: урок - сказка

26



1

Цилиндр. Закрепление изученного.

Практическое задание. Зрительный диктант. Загадки .

Анимированная презентация

27



1

Конус.

Презентация: урок - сказка

28



1

Пирамида

Задание на развитие воображения. Моделирование пирамиды. Развертка. Графический диктант.

Презентация, тесты

29



1

Пирамида. Закрепление

Задание на развитие воображения. Моделирование пирамиды. Развертка. Графический диктант.

Анимированная презентация

30



1

Шар.

Решение логической задачи «Колумбово яйцо». Геометрическая разминка.

Презентация: урок - сказка

31



1

Обобщение изученного материала по теме «Геометрические тела»

Игра «Узнай по развертке». Контроль знаний.

Анимированная презентация

32



1

Мониторинг

Проверочные задания на сформированность геометрических понятий.

Презентация: урок - сказка

33



1

Итоговое занятие Геометрический КВН

Игра - КВН

Анимированная презентация

34



1

Подведение итогов

Презентация: урок - сказка



Просмотр содержимого документа
«пояснительная»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Мир геометрии» разработана на основе УМК по математике системы развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года и призвана расширить и углубить знания учащихся по математике.

Изучение геометрического материала в начальной школе играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой готовит учащегося к систематическому изучению курса геометрии. Кроме того, он развивает умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения, что способствует общему развитию личности ребенка и помогает в изучении математики и других школьных предметов.

Цель курса: расширение и углубление геометрических представлений младших школьников.

Задачи курса:

-формировать умение видеть геометрические формы в окружающей жизни;

-развивать пространственное воображение при совместном изучении элементов планиметрии и стереометрии;

- учить изображать простые геометрические формы;

- развивать навыки учебной деятельности, выявлять и развивать математические способности детей;

-воспитывать критичность мышления, интерес к умственному труду, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;

- развивать волю, настойчивость в преодолении трудностей, критическое отношение к своим и чужим суждениям.

Общая характеристика предмета:

Геометрические понятия у детей вырабатываются и формируются с опорой на их практический опыт, который как один из источников знаний должен быть многократным и многообразным. Опыт приобретается в процессе работы с разными материалами и инструментами: лепка из пластилина, вырезание и склеивание разверток, моделирование новых фигур из частей данной, черчение, измерение, образование фигур на подвижных моделях и т.д.

Ценностные ориентиры. Большое значение в развитии геометрических знаний принадлежит логическому мышлению. Выполняя задания, учащиеся учатся анализировать результаты наблюдений, устанавливать аналогии (на основании сходных черт объектов делать заключение о сходстве других характеристик этих объектов), делать обобщения (переходить от частных суждений к общим) и выводы, обосновывать их. На развитие логического мышления, а также пространственного воображения направлены задания, имеющие несколько вариантов решения, задания на конструирование, задания поискового характера.

Описание места предмета в учебном плане

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. Программа предназначена для учащихся 3 классов и рассчитана на 34 часа.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА



Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

Обучающийся получит возможность для формирования:

-Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

-умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

-представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно- познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/ не успешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные универсальные учебные действия

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

-различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

-анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

по ходу решения учебной задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

-анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

-классифицировать объекты по заданным критериям

и формулировать названия полученных групп;

- устанавливать зависимости, соотношения между объектами в процессе наблюдения и сравнения;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

-выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

-выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-принимать участие в совместной работе коллектива;

-вести диалог, работая в парах, группах;

-допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

-задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

-совершенствовать математическую речь;

-высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!