Внеурочная деятельность на уроках английского языка
На современном этапе развития образования в методике обучения преобладает гуманистический подход. В центре педагогического процесса находится ученик. Внеклассная работа в сочетании с урочной деятельностью открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и формирования мировоззрения студентов за счёт усвоения языка, как элемента национальной культуры и средства общения. Там, где внеклассная работа выступает как естественное продолжение системы уроков, создаётся подлинная педагогическая среда непринуждённого общения. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, утренников, тематических вечеров и т.д.) способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка, улучшению качества знаний, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению раннее изученных слов и выражений, расширению словарного запаса. Такая работа ставит не только учебные, но и воспитательные задачи; учащиеся знакомятся с традициями, обычаями и культурой другого народа, его литературным наследием. Внеклассные мероприятия также важны при обучении иностранному языку, как и работа на уроке.
Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается в отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места, формы их проведения и в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.
Подготовка и проведение внеклассных мероприятий повышает интерес учащихся к изучению языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика.
Внеклассная работа строится на следующих принципах: [1, с. 154].
1) Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности учащегося.
2) Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке.
3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.
Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса студентов к иноязычной деятельности.
4) Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов.
6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям.
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит как от учета указанных выше принципов, так и от соблюдения следующих условий:
-добровольность участия;
-сочетание инициативы учащихся с направляющей ролью преподавателя;
-занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
-эстетичность всех проводимых мероприятий;
-четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
-наличие целевых установок и перспектив деятельности;
-широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
-гласность.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
-расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
-стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
-всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. [4, c. 167 ]
В методической литературе и в практике обычно различают три формы внеклассной работы: личные, групповые и массовые. В базу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как интернациональные клубы, фестивали, конкурсы, олимпиады, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически. Целесообразно, чтобы массовые мероприятия строились на основе широкого использования самодеятельности и творческой активности учащихся. Для того, чтобы указанные мероприятия стали подлинно массовыми, необходимо широкое оповещение учащихся и тщательная подготовка.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К данной форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для всех учащихся разговорные и хоровые кружки. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр фильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно. Кружковые занятия должны строиться на строго добровольных началах; кружки должны быть немногочисленными(12-15 членов), так как в большой аудитории труднее развивать разговорные навыки.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учащимися, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. [4, c.101]. Индивидуальные формы работы представляют собой обязательную подготовительную ступень к массовой и кружковой работе.
Отметим те виды мотивации, развитие которых способствует повышению эффективности в обучении иностранному языку:
1)целевая коммуникативная мотивация, когда главная внутренняя установка – это общение со сверстниками и взрослыми;
2)инвентаризационная мотивация, вытекающая из осознания достигнутого учащимся прогресса в изучении языка;
3)страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения специфического, эмоционально-личностного интереса студента к стране изучаемого языка, её культуре, народу;
4)лингво-познавательная мотивация, вытекающая из интереса к самой языковой форме (например, к этимологии, приращению лексического запаса, работе с контекстом);
5)компенсаторная мотивация – стремление к системности, полноте, нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков;
6)инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определённых видов работы;
7)эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического удовольствия, наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка, от участия в различных формах внеклассной работы.
Внеклассная работа является важным звеном в обучении языку и культуре, способствует активному участию обучаемых в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности на иностранном языке. Преподаватель, в свою очередь, является не только носителем знаний, но и яркой интересной личностью, которая не только передаёт знания, но и совместно с учащимися принимает участие в «малых открытиях», увлекательно и интересно организует их учебный труд. Далее хотелось бы описать собственный опыт участия во внеклассных мероприятиях.
В моей практике получило широкое распространение проведение массовых внеклассных мероприятий, групповых, а также индивидуальная внеклассная работа. Одна из основных задач, стоящих передо мной – задача поддержания высокого уровня мотивации учащегося при организации таких мероприятий.
С учащимся младших классов в рамках недели английского языка ставили сказку "Clumsy and his friends". Это мероприятие носило и массовый характер, так как выступающие были еще и с других параллелей и у всех были свои номера. Дети с удовольствием ходили на репетиции, активно участвовали во всех вопросах постановки, вносили свои предложения и получили огромное удовольствие от выступления. На мой взгляд, постановка подобных учебных спектаклей в начальной школе способствует развитию эмоциональной сферы детей, развитию личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в ходе овладения языковым материалом, приобщению младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей , развитию познавательных способностей, овладению умением взаимодействовать со сверстниками в малой учебной группе. Также проводится проектная работа с отдельными учащимися или в группах. Я считаю, что метод проектного исследования наиболее удачная форма контроля, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Каждый проект - это результат большой и трудной работы учащихся. Авторы проекта ищут информацию, собирают материал, рисуют иллюстрации, пишут текст. По характеру конечного продукта проектной деятельности могут быть творческие работы – сочинение, литературный перевод произведения на родной язык Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать аудио- и видеозаписи. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.
Итак, в процессе подготовки и проведения нашей внеклассной работы были достигнуты основные её цели: развитие коммуникативных навыков, повышение интереса к изучению языка, культуре стран изучаемого языка, расширение словарного запаса, развитие навыков вести дискуссию, а также умение работать в группе.
Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении студенты получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает положительное воздействие на взаимоотношения преподавателя и студентов.
Можно с уверенностью сказать, что благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы учащихся, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования. Это позволяет нам сделать вывод, что разработка и проведение внеклассных мероприятий необходимы для повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.
Список литературы
Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. – 2005. – № 5.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полак – М.,2009.
Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., Просвещение, 1990.
Смирнова А.Н., Фадеева Е.А. Нетрадиционные формы организации внеклассной работы – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2011.
Формирование интереса к учению у школьников [Текст] /Под ред. А.К. Марковой. - М., 2006