РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Полезная привычка»
2 класс
Григорович С.А.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Полезная привычка» реализуется по спортивно-оздоровительному направлению развития личности, разработана для обучающихся 2 аб классов средней общеобразовательной школы, срок реализации 1 год.
Курение является важнейшей медицинской, биологической, социальной, политической и экономической проблемой.
Курение − один из главных факторов риска для физического, психического и сексуального здоровья.
В настоящее время курение глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. Стремление подражать взрослым, желание казаться старше, любопытство способствует тому, что дети начинают курить. Те, кто пробует закурить или курит, не всегда задумывается над тем, к чему может привести эта вредная привычка.
Зависимость от ПАВ невозможно устранить медикаментозными методами. Поэтому основное усилие должно быть направлено на профилактику. Традиционные методы запугивания, морализирования, эмоциональный, информационный; организация досуга оказались мало эффективными. Наиболее приемлемыми оказались современные профилактические программы, разработанные с учетом социальных и психологических причин приобщения детей к ПАВ.
Основными психосоциальными подходами в превентивном обучении являются: психологическая прививка (повышение осознания детьми социальных влияний (давления окружающих); навыки сопротивления давлению (обучение способам отказа с помощью ролевых игр); развитие личностной и социальной компетентности (формирование навыков преодоления жизненных трудностей).
Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми – «Полезные привычки», составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта ХОУП», под редакцией кандидата психологических наук О.Л. Романовой, допущена Министерством образования Российской Федерации.
Программа курса внеурочной деятельности «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддитивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
Цель:
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Задачи:
Предоставить детям объективную информацию, соответствующую возрасту о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем связанных с табаком и алкоголем.
Учить обучающихся понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению обучающихся понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Учить школьников эффективно общаться;, делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Общая характеристика курса «Полезная привычка».
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
Рабочая программа составлена на основе нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») с изменениями, внесенными Минобразования РФ от 26.1. 2010 №1241, от 22.09.2011г №2357, от 18.12. 2012г №1060; от 29.12. 2014 г №1643.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
Учебный план МБОУ Школа № 98 на 2015-16 учебный год;
Устав МБОУ Школа № 98.
ООП НОО МБОУ Школа №98
Сведения о программе:
Программа курса внеурочной деятельности «Полезная привычка» реализуется по спортивно-оздоровительному направлению развития личности.
Программа составлена на основе программы «Проект ХОУП», допущена Министерством образования РФ.
Данная программа предназначена для учащихся 2 классов. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей и возможностей обучающихся. Эта программа по профилактике наркомании и алкоголизма.
Занятия не должны напоминать школьные уроки. Это – тренинги, семинары, круглые столы, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа. Программа реализуется в течение 4 лет (1-4 класс). Тематика занятий в каждом классе повторяется и позволяет рассматривать темы по мере развития учеников и соответствовать возрастному объему знаний и личностной и социальной компетенции.
Основные методы обучения.
Наиболее эффективным оказался метод обучения в группе, куда входят кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование, упражнения – энергизаторы.
Для лучшего усвоения материала целесообразно применять традиционные и групповые методы. Выступление в роли обучающего позволяет усвоить 90 % информации, в ролевых играх - 70%, при обсуждении в группах – 50% и лишь 10% при чтении и прослушивании лекции.
Кооперативное обучение. Это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики решают общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личной компетентности, помогает дружить.
Основные элементы кооперативного обучения:
- положительная взаимозависимость;
- личная ответственность за происходящее в группе;
- взаимодействие лицом к лицу;
- развитие навыков работы в группе.
Алгоритм кооперативного обучения:
- объединить учеников в небольшие группы, попросить их сесть лицом к лицу;
- наделить каждого определенной ролью (чтец, секретарь, докладчик, хронометрист);
- дать общее задание;
-предложить каждому поделиться информацией и материалами с остальными членами группы;
- предоставить каждому в группе возможность разъяснять непонятное, разрабатывать проблему, подвести итоги обсуждения.
- дать группе общую оценку (награду);
- в качестве контроля спрашивать по одному ученику в группе и в случайном порядке;
- способствовать рефлексии учеников или анализу событий, происходящих в группе в процессе работы.
Необходимо установить правила и выполнять их. Контролировать выполнение этих правил.
Мозговой штурм необходим для повышения настроения в группе, использования творческого потенциала для решения проблем, принятия решений.
Групповая дискуссия позволяет ученикам увидеть проблему со всех сторон, уточнить личные точки зрения учеников, сгладить скрытые конфликты, выработать общее решение класса, повысить, интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников, удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников. Групповую дискуссию можно использовать в начале урока и для подведения итогов.
Ролевое моделирование можно проводить в форме представлений, ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и др.
Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или так, как они хотели бы действовать в реальности. Учитель может раздать роли заранее, может подать детям идею для реализации.
Упражнения - энергизаторы проводятся для повышения активности группы, восстанавливает энергию класса, привлекает внимание к учителю, позволяет снова включиться в работу.
Форма контроля проводится в виде тестирования. В начале каждого курса проводится пре-тест, а на заключительном занятии пост-тест, которые позволяют выявить уровень осведомленности обучающихся по данной проблем.
Критерии оценивания знаний обучающихся по курсу внеурочной
деятельности «Полезная привычка»
По курсу внеурочной деятельности осуществляется безоценочная деятельность.
Ценностные ориентиры содержания курса
Курс «Полезная привычка» служит важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личной и социальной компетенции. Эта программа способствует формированию у школьников здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Внедрение данной программы инициирует потребность у детей в ЗОЖ: заботится о своем здоровье, соблюдать правила ЗОЖ, оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям ЗОЖ и корректировать несоответствие.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности «Полезная привычка» проводится в рамках занятий по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению развития личности.
Изучение курса «Полезная привычка» осуществляется во II полугодии учебного года. По учебному плану школы отводится 1 час в неделю, по календарному учебному графику во II полугодии 18 учебных недель, соответственно 18 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Полезная привычка»
Личностными результатами является формирование следующих умений:
получение знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование их в повседневной жизни;
понимание основ здорового образа жизни, выполнять элементарные правила здоровьесбережения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
уметь взаимодействовать в группе с другими обучающимися, уметь договариваться, решать совместно учебные задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Предметными результатами изучения являются формирование следующих умений:
Обучающийся узнает и научится:
узнает о природе фармакологических свойствах и вредных последствия употребления ПАВ;
узнает о факторах, влияющих на здоровье человека;
узнает источники влияния и давления;
безопасные интересные способы проведения времени.
Уметь:
делать здоровый выбор;.
Понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
Принимать рациональные решения;
Анализировать собственные качества.
Обладать навыками:
Сопротивления, давления и развития личностной и социальной компетентности
Критерии оценивания знаний по курсу внеурочной деятельности «Полезная привычка»
По курсу внеурочной деятельности осуществляется безоценочная деятельность.
Содержание курса «Полезная привычка»
2 КЛАСС – 18 часов
Вкусы и увлечения.
Тема: Положительный образ Я.
Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений учеников класса.
Содержание. Знание вкусов и увлечений помогает лучше узнать друг друга. Можно получить удовольствие от разных занятий, альтернативных употреблению табака и алкоголя. Полезные увлечения укрепляют здоровье.
Учись находить новых друзей и интересные занятия.
Тема: положительный образ Я.
Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться.
Содержание. Самовыражение ребенка через увлечения, развивающие его личность, - важный защитный фактор против употребления табака и алкоголя. Рядом с нами всегда есть интересные люди, у которых можно многому научиться. Лучше находиться рядом с интересными людьми, занимающимися делами, полезными для здоровья.
О пользе выразительных движений.
Тема: Общение.
Цель: познакомить детей с невербальными средствами общения.
Содержание. В процессе общения люди используют вербальные средства (словесные) и невербальные (выразительные движения). Эффективность общения развивается при различных способах общения и передаче информации. У человека при выражении чувств особую роль играют мышцы лица (мимические мышцы). Объясните смысл выражения: «Написано на лице». Выразительные движения говорят о чувствах, настроении человека и его отношении к собеседнику.
Учись понимать людей.
Тема: Общение.
Цель: показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения.
Содержание. Необходимым условием эффективного общения является использование одного языка и одинаковое понимание ситуации, в которой оно происходит. Совпадение вербальных и невербальных компонентов общения приводит к взаимопониманию. Общение должно быть искренним и правдивым.
Опасные и безопасные ситуации.
Тема: Принятие решений.
Цель: обсудить с детьми опасные и безопасные ситуации.
Содержание. Обучите детей навыкам ориентировки в опасных и безопасных ситуациях. Научите принимать рациональные решения, не совершать поступков, разрушающих здоровье. Предложите вспомнить опасную ситуацию и рассказать, как они ее разрешили. Научите шагам принятия решений: Остановись! Подумай! Выбери! Похвали себя! Объясните им пословицу: «Опасение – половина спасения» и «Берегись бед пока их нет».
Учись принимать решения в опасных ситуациях.
Тема: Принятие решений.
Цель: способствовать рациональному принятию решений.
Содержание. Обучить навыку принятия решений. Научить сделать осознанный выбор тех вариантов поведения, которые не приносят вреда здоровью. Навык принятия решений является важным условием неупотребления табака и алкоголя. В опасных для здоровья ситуациях люди поступают по-разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, придерживайся «шагов принятия решений».
Реклама табака и алкоголя. Правда об алкоголе.
Тема: Информация о табаке и алкоголе. Вредная реклама.
Цель: познакомить учеников с рекламными приемами.
Содержание. Мы живем в мире реклам, которые дают неправильную информацию о табачных изделиях и напитках, содержащих алкоголь. Убедите детей, что курение и употребление алкоголя не являются естественными потребностями человека, как пища или вода.
Кампании тратят огромные средства на рекламу для того, чтобы люди покупали табачные изделия и алкогольные напитки. При этом кампании обогащаются. Цель рекламы – продать потребителю товар. Наша цель – не совершать поступков, вредящих здоровью.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
2 аб класс
№ | Тема занятия | Виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты | Дата |
Метапредметные УУД | Личностные УУД |
1 | Вводное занятие | Пре-тест | Регулятивные; Обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). | |
2, 3 | Вкусы и увлечения. | Уметь себя оценивать. Знать, что такое самооценка. Уметь рассказывать о своих вкусах и увлечениях; перечислять здоровые увлечения. | Регулятивные; Уметь слушать, толковать и разграничивать значение звучащего слова. Познавательные: Относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные Учиться подтверждать аргументы фактами | Формирование мотива достижения и социального признания | |
4, 5 | Учись находить новых друзей и интересные занятия. | Уметь себя оценивать. Иметь понятие о богатых и развитых культурах мира. Понимать важность соблюдения культурных традиций России. Уметь находить друзей по интересам. | Регулятивные; Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Познавательные: Делать выводы в результате совместной работы обучающихся и педагога Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме | Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; | |
6, 7 | О пользе выразительных движений. | Уметь использовать в процессе общения как вербальные , так и невербальные средства. Пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации. | Регулятивные; Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Познавательные: Находить ответы в тексте. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме | Понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового | |
8, 9 | Учись понимать людей | Знать о том, что человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни .Уметь управлять своими чувствами; различать вербальные и невербальные компоненты общения для понимания сообщения. | Регулятивные; Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания- Познавательные: - выполнять анализ (выделение признаков), Коммуникативные Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; | |
10,11 | Опасные и безопасные ситуации. | Уметь ориентироваться в ситуации, принимать рациональные решения, которые способствуют предупреждению поступков, разрушающих здоровье. | Регулятивные; Проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные: Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные Пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова | Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: - культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность | |
12,13 | Учись принимать решения в опасных ситуациях. | Знать о вредном влиянии ряда поступков на организм. Уметь заботиться о своем здоровье. Уметь совершать осознанный выбор таких вариантов поведения, которые не причинят вреда здоровью. | Регулятивные; Обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: - культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность | |
14 | Учись принимать решения в опасных ситуациях. | Знать о вредном влиянии ряда поступков на организм. Уметь заботиться о своем здоровье. Уметь совершать осознанный выбор таких вариантов поведения, которые не причинят вреда здоровью. | Регулятивные; Обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе: - культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою пр | |
15-16 | Реклама табака и алкоголя. Правда об алкоголе. | Знать о вредном влиянии табачного дыма на организм. Последствия курения. Критическое отношение к курению. Способы безопасного и интересного проведения времени | Регулятивные Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи Познавательные Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом. Коммуникативные. Высказывать и обо-сновывать свою точку зрения | Умение извлекать информацию из текста, устанавливать границу своего знания | |
17 | Итоговое занятие. | Пост-тест. | Регулятивные; Обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные: относить объекты к известным понятиям. Коммуникативные Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | Объяснять самому себе: «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). | |
18 | Обобщение материала. | Уметь себя оценивать. Знать, что такое самооценка. Уметь рассказывать о своих вкусах и увлечениях; перечислять здоровые увлечения. | Регулятивные; Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; Познавательные: Делать выводы в результате совместной работы обучающихся и педагога Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме | Понимание важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового | |
По рабочей программе | 18 |
Фактически проведено | |
Методические рекомендации для учителя по оценке эффективности превентивного обучения
для учителя 2 класса
1. Раздайте ученикам вопросники.
2. Предложите подписать их.
Прочитайте инструкцию ученикам.
Если дети спрашивают вас о значении слов, дайте объяснение в
соответствии со словарем.
Если вопросы касаются содержания ответов на тест, предложите
ученикам оставить непонятные им вопросы без ответа
Для учеников 2 класса
Дорогие ребята!
1. Перед вами листок с вопросами. Подпишите его.
Внимательно читайте каждый вопрос, а затем отвечайте на него
так, как можете, или оставьте его без ответа.
Для ответа на некоторые вопросы нужно поставить галочку в
квадратик. Эта галочка означает, что вы согласны с данным ответом на вопрос.
Работайте самостоятельно.
Пре-тест и Пост-тест для 2 класса (одинаковые)
Дорогой друг!
Перед тобой листок с вопросами. Внимательно прочитай каждый вопрос. Подумай и запиши ответ. Для ответа на некоторые вопросы надо поставить галочку в квадратик. Вот так: [ ]. Если какой-то вопрос тебе непонятен, оставь его без ответа: [ ].
Имя____________________________Фамилия_________________________
Класс___________________________Дата_____________________________
1. Плавание и бег трусцой – полезные для здоровья занятия. Какое ещё полезное для здоровья занятие ты знаешь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Позы и жесты называются выразительными движениями. Какие еще
выразительные движения ты знаешь?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Принимая решение, сначала надо остановиться. Каковы следующие
шаги принятия решения? Отметь галочкой нужные квадратики:
[ ] представить, как отразится поступок на тебе и твоих близких;
[ ] выбрать безопасное занятие;
[ ] похвалить себя за правильный выбор.
Реклама табака и алкоголя советует людям покупать их. О чем она умалчивает? ______________________________________________________
_________________________________________________________________
Некоторые люди думают, что алкоголь безопасен. Как ты думаешь, правда это или ложь? Отметь галочкой нужный квадратик:
[ ] правда [ ] ложь.
6. Какое вредное для здоровья вещество содержится в пиве, вине
и водке? _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
7. Что ты скажешь человеку, предлагающему тебе попробовать пиво?_______________________________________________________________________________________________________________________________
8. Тебе понравились уроки «Полезные привычки»?
[ ] да [ ] нет.
Что тебе понравилось больше всего?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ
Приступая к анализу результатов, сверьте ответы детей с правильными ответами.
Анализируя и сравнивая результаты опроса в пре-тесте и пост-тесте, необходимо учитывать следующие общие закономерности:
- Дети лучше справляются с рисуночным тестом по сравнению
с теми тестами, где им приходится писать ответы.
- На закрытые вопросы, особенно если варианты ответа прилагаются, детям отвечать легче, чем на открытые вопросы.
- На традиционные для отечественной школы вопросы (например, первый вопрос в каждом вопроснике) дети отвечают лучше, чем на нетрадиционные (например, второй и/или третий).
Анализируя результаты опросов, помните, что даже незначительное в количественном выражении улучшение результатов пост-теста, по сравнению с пре-тестом, является объективным свидетельством эффективности проведенного превентивного обучения.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА
1. Правильный ответ на вопрос включает любые виды спорта, подвижные игры, танцы, прогулки, здоровое питание.
Мимика.
Три предложенных ответа являются правильными. О вреде табака и алкоголя для здоровья.
Ложь.
Алкоголь.
Нет.