СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезная привычка" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса с КТП.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Полезная привычка" 1 класс»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 98»






Рассмотрена на заседании

Согласована

Утверждена приказом

ШМО начальных классов

зам. директора по УВР

директора школы

Пр. №___ «____»________2019 г.

__________

пр.№____ «___»______2019г


«____»_________2019 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


воспитательной направленности

по спортивно-оздоровительному направлению

«Полезная привычка»

1б класс





Миридонкина И.В.

учитель начальных классов








г. Железногорск

2019-2020 учебный год

Данная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Полезная привычка» по спортивно-оздоровительному направлению развития личности для обучающихся 1б класса средней общеобразовательной школы разработана на основе требований к результатам ООП НОО МБОУ «Школа № 98» на 2019-2020гг., в соответствии с ФГОС НОО.

Цель:

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.

Задачи:

  • Предоставить детям объективную информацию, соответствующую возрасту о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить обучающихся понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению обучающихся понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  • Учить школьников эффективно общаться: делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Полезная привычка»

Личностные результаты:

  • получение знаний, умений и навыков здорового образа жизни, использование их в повседневной жизни;

  • понимание основ здорового образа жизни, выполнять элементарные правила здоровьесбережения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • уметь взаимодействовать в группе с другими обучающимися, уметь договариваться, решать совместно учебные задачи;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • делать здоровый выбор;

  • понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;

  • принимать рациональные решения;

  • анализировать собственные качества;

  • обладать навыками сопротивления, давления и развития личностной и социальной компетентности.

Контроль и оценка планируемых результатов

На этих занятиях не ставятся отметки, хотя оценивание (устное) осуществляется. К тому же обучающийся на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Промежуточная аттестация представлена в виде пост-теста.

Критерии оценивания:

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Зависимость от ПАВ невозможно устранить медикаментозными методами. Поэтому основное усилие должно быть направлено на профилактику. Традиционные методы запугивания, морализирования, эмоциональный, информационный; организация досуга оказались мало эффективными. Наиболее приемлемыми оказались современные профилактические программы, разработанные с учетом социальных и психологических причин приобщения детей к ПАВ.

Основными психосоциальными подходами в превентивном обучении являются: психологическая прививка (повышение осознания детьми социальных влияний (давления окружающих); навыки сопротивления давлению (обучение способам отказа с помощью ролевых игр); развитие личностной и социальной компетентности (формирование навыков преодоления жизненных трудностей).

Школьная программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми – «Полезные привычки», составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта ХОУП», под редакцией кандидата психологических наук О.Л. Романовой, допущена Министерством образования Российской Федерации.

Программа курса внеурочной деятельности «Полезные привычки» придерживается концепции ранней профилактики аддитивного поведения детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

Данная программа направлена на формирование установок ЗОЖ

Формы: тренинги, ролевые игры, инсценировки, интерактивные занятия с преобладанием вопросов открытого типа.

Основные методы обучения: групповая работа, мозговой штурм, ролевое моделирование, упражнения-энергизаторы.

Необходимо установить правила работы в группе и выполнять их. Контролировать выполнение этих правил.

Мозговой штурм необходим для повышения настроения в группе, использования творческого потенциала для решения проблем, принятия решений.

Групповая дискуссия позволяет ученикам увидеть проблему со всех сторон, уточнить личные точки зре­ния учеников, сгладить скрытые конфликты, выработать общее решение класса, повысить, интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников, удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников. Групповую дискуссию можно использовать в начале урока и для подведения итогов.

Ролевое моделирование можно проводить в форме представлений, ролевых игр, радиопередач, телевизионных шоу и др.

Ученики пытаются действовать так, как в реальной жизни, или так, как они хотели бы действовать в реальности. Учитель может раздать роли заранее, может подать детям идею для реализации.

Упражнения - энергизаторы проводятся для повышения активности группы, восстанавливает энергию класса, привлекает внимание к учителю, позволяет снова включиться в работу.

Форма контроля проводится в виде тестирования. В начале каждого курса проводится пре-тест, а на заключительном занятии пост-тест, которые позволяют выявить уровень осведомленности обучающихся по данной проблем.

Курс внеурочной деятельности «Полезная привычка» реализуется по спортивно-оздоровительному направлению развития личности в I полугодии учебного года, по календарному учебному графику в 1 классе 16 учебных недель. В учебном плане МБОУ Школа № 98 на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, 16 часов в год.




Содержание курса внеурочной деятельности «Полезная привычка»

Название раздела/

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Теоретических

Практических (активны)

1

Вводное занятие

0

1

2

Положительный образ Я

5 ч



3

Общение

4 ч.



4

Принятие решений

4 ч



5

Информация о курении



6

Итоговое занятие

0

1


Итого:

16ч



Содержание

Вводное занятие – 1 ч.

Тема 1. Пре-тест

Выполнение теста.

Положительный образ Я -5ч.

Тема 2 - 3. Я-неповторимый человек.

Положительное отношение к себе – важное условие полноценного развития личности. Для его формирования детям необходимо ощутить собственную значимость в глазах других людей. Благодаря своей неповторимости каждый ученик дополняет класс. Неповторимость каждого ученика ценна для класса.

Тема 4-6. Культура моей страны и я.

Ребенок приобщается к культурным ценностям через семью, являющуюся носительницей национальных традиций, традиций общества. Культура России – одна из самых богатых и развитых культур мира. Формирование у детей чувства гордости за свою культуру. Знание куль­турных традиций здорового образа жизни важно для становления личности. Одна из традиций, которую мы должны продолжить - это традиция здорового образа жизни.

Общение -4ч.

Тема 7 – 8. Чувства.

Необходимо различать эмоции и чувства. Чувства меньше зависят от ситуации и более продолжительны, чем эмоции. Работа в группах. Инсценирование различных ситуаций.

Тема 9 – 10. О чем говорят чувства.

Умение распознавать эмоции и чувства окружающих и правильно выражать свои повы­шает социальную компетентность детей. Каждый человек может научиться управлять своими чувствами. Неприятных чувств можно избежать, если думать о последствиях своих поступков.

Принятие решений - 4ч.

Тема 11 – 12. Множество решений.

Умение ориентироваться в ситуации, принимать рациональные решения, которые способствуют предупреждению поступков, разрушающих здоровье. Работа в паре и группе.

Тема 13. Решения и здоровье.

Знание о вредном влиянии ряда поступков на организм. Умение заботиться о своем здоровье. Умение совершать осознанный выбор таких вариантов поведения, которые не причинят вреда здоровью.

Тема 14. Нужные и ненужные тебе лекарства.

В зависимости от ситуации лекарства могут быть нужными и ненужными: одно и то же вещество может быть и лекарством, и ядом. Дети не должны принимать лекарства и пробовать незнакомые самостоятельно, а также брать их у незнакомых людей.

Информация о курении - 1ч.

Тема 15. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Вредное влияние табачного дыма на организм. Цена курения для успешной учебы. Курение и здоровье. Курение и спорт. Знание о вредном влиянии табачного дыма на организм, последствиях курения.

Итоговое занятие – 1 ч.

Тема 16. Пост-тест

Обобщение всего изученного. Выполнение теста.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

1 класс

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Дата

1

Вводное занятие

Пре-тест


2, 3

Я-неповторимый человек.

Уметь себя оценивать. Знать, что такое самооценка. Уметь отличать способности от черт характера.


4, 5

Культура моей страны и я.

Уметь себя оценивать. Жать детям понятие о богатых и развитых культурах мира. Понимать важность соблюдения культурных традиций России.


6, 7

Чувства.

Знать о том, что человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни .Уметь управлять своими чувствами.


8, 9

О чем говорят чувства.

Знать о том, что человек переживает разные чувства в разных ситуациях своей жизни .Уметь управлять своими чувствами. Уметь избегать неприятные чувства, думать о последствиях своих поступков.


10,11

Множество решений.


12,13

Решения и здоровье.

Знать о вредном влиянии ряда поступков на организм. Уметь заботиться о своем здоровье. Способы безопасного и интересного проведения времени.


14

Нужные и ненужные тебе лекарства.

Знать о пользе и вреде лекарственных препаратов в зависимости от ситуации. Уметь принимать лекарства под руководством родителей или мед.персонала.


15

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

Знать о вредном влиянии табачного дыма на организм. Последствия курения. Критическое отношение к курению. Способы безопасного и интересного проведения времени


16

Итоговое занятие.

Пост-тест.


Итого : 16ч.


Методические рекомендации для учителя по оценке эффективности превентивного обучения

Инструкции

для учителя 1 класса

1. Если ученики не умеют писать, раздайте подписанные вопросни­ки.

  1. Если ученики умеют писать, предложите им подписать вопросники, указав свою фамилию, имя, класс.

  2. Зачитайте ученикам инструкцию.

  3. Подготовьте заранее картинки, на которых мальчик играет на гитаре, дышит табачным дымом, девочка чистит зубы, ребенок лезет в аптечку, папа и сын поздравляют маму и дочку с праздником 8 Марта, мальчик делает зарядку. Рисунки для учеников 1 класса (пре-тест и пост-тест) одинаковые.

  4. Дайте детям время рассмотреть картинки.

Для учеников 1 класса

Дорогие ребята!

1. Перед вами картинки, на которых нарисованы полезные и вред­ные для здоровья поступки. Внимательно рассмотрите каждый ри­сунок.

  1. Работайте самостоятельно.

  2. Выберите рисунки с полезными для здоровья поступками.

  3. Выберите рисунки с вредными для здоровья поступками.

для учителя 2 класса

1. Раздайте ученикам вопросники.

2. Предложите подписать их.

  1. Прочитайте инструкцию ученикам.

  2. Если дети спрашивают вас о значении слов, дайте объяснение в
    соответствии со словарем.

Если вопросы касаются содержания ответов на тест, предложите
ученикам оставить непонятные им вопросы без ответа

Для учеников 2 класса

Дорогие ребята!

1. Перед вами листок с вопросами. Подпишите его.

  1. Внимательно читайте каждый вопрос, а затем отвечайте на него
    так, как можете, или оставьте его без ответа.

  2. Для ответа на некоторые вопросы нужно поставить галочку в
    квадратик. Эта галочка означает, что вы согласны с данным ответом на вопрос.

  3. Работайте самостоятельно.

для учителя 3 класса

  1. Раздайте ученикам вопросники.

  2. Предложите подписать их.

  3. Прочитайте инструкцию ученикам.

  4. Если вопросы касаются содержания ответов, предложите ученикам оставить непонятные им вопросы без ответа.

Дорогие ребята!

1. Перед вами листок с вопросами. Подпишите его.

  1. Внимательно читайте каждый вопрос, а затем отвечайте на него
    так, как можете, или оставьте его без ответа.

  2. Для ответа на некоторые вопросы нужно поставить галочку в
    квадратик, что означает, что вы согласны с данным ответом на вопрос.

4. Работайте самостоятельно.


Пре-тест и Пост-тест для 2 класса (одинаковые)

Дорогой друг!

Перед тобой листок с вопросами. Внимательно прочитай каж­дый вопрос. Подумай и запиши ответ. Для ответа на некоторые во­просы надо поставить галочку в квадратик. Вот так: [ ]. Если ка­кой-то вопрос тебе непонятен, оставь его без ответа: [ ].

Имя____________________________Фамилия_________________________


Класс___________________________Дата_____________________________

1. Плавание и бег трусцой – полезные для здоровья занятия. Какое ещё полезное для здоровья занятие ты знаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Позы и жесты называются выразительными движениями. Какие еще
выразительные движения ты знаешь?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Принимая решение, сначала надо остановиться. Каковы следующие
шаги принятия решения? Отметь галочкой нужные квадратики:

[ ] представить, как отразится поступок на тебе и твоих близких;

[ ] выбрать безопасное занятие;

[ ] похвалить себя за правильный выбор.

  1. Реклама табака и алкоголя советует людям покупать их. О чем она умалчивает? ______________________________________________________

_________________________________________________________________

  1. Некоторые люди думают, что алкоголь безопасен. Как ты думаешь, правда это или ложь? Отметь галочкой нужный квадратик:

[ ] правда [ ] ложь.

6. Какое вредное для здоровья вещество содержится в пиве, вине
и водке? _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Что ты скажешь человеку, предлагающему тебе попробовать пиво?_______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Тебе понравились уроки «Полезные привычки»?

[ ] да [ ] нет.

  1. Что тебе понравилось больше всего?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Пре-тест и Пост-тест для 3 класса

Дорогой друг!

Перед тобой листок с вопросами. Внимательно прочитай каждый вопрос, подумай и запиши ответ. Для ответа на некоторые вопросы надо поставить галочку в квадратик: [ ]. Если какой-то вопрос тебе непонятен, оставь его без ответа: [ ].

Имя____________________________Фамилия_________________________

Класс___________________________Дата____________________________

1. Чтобы хорошо учиться, надо быть аккуратным. Какое еще качество хорошего ученика ты знаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Взаимодействие – это когда человек делает что-то вместе с другими людьми, например: учится или работает. Какое еще взаимодействие ты знаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каждый ученик может стать уверенным в себе. Отметь галочкой
поведение уверенного ученика:

[ ] держится прямо, не сутулится;

[ ] смотрит в глаза собеседнику;

[ ] говорит четко, спокойно, громким голосом.

4. Иногда ученики сомневаются, правду ли им говорят. Отметь галочкой, что надо делать, если возникли сомнения:

[ ] задать уточняющие вопросы;

[ ] проверить сведения/информацию.

  1. Какое вредное вещество содержится в табачном дыме?

_________________________________________________________________

  1. Курение вредно влияет на сердце и мозг. На какой еще орган
    тела вредно влияет табачный дым?

_________________________________________________________________ _________________________________________________________________

7. От табачного дыма портится аппетит, желтеют пальцы рук и зубы. Какое еще неприятное последствие курения ты знаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Тебе понравились уроки «Полезные привычки»?

[ ] да [ ] нет.

9. Что тебе понравилось больше всего?_________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Пре-тест и Пост –тест для 4 класса

Дорогой друг!

Перед тобой листок с вопросами. Внимательно прочитай каждый вопрос. Подумай и запиши ответ. Для ответа на некоторые вопросы поставь галочку в квадратик: [ ]. Если какой-то вопрос тебе непонятен, оставь его без ответа: [ ].

Имя____________________________Фамилия__________________________

Класс___________________________Дата______________________________

I. Чистить зубы и делать зарядку по утрам - полезные привычки.

Какую еще полезную привычку ты знаешь?

_________________________________________________________________

2. Дружба зависит от качеств друзей. Отметь галочкой, от чего зависит дружба:

[ ] уважение прав друг друга;

[ ] конструктивная критика.

3. Когда один человек угрожает другому, его поведение называется давлением. Отметь галочкой, какое еще поведение является давлением:

[ ] лесть;

[ ] попытка вызвать чувство вины.

4. Что ты скажешь подросткам, которые предлагают тебе покурить?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Некоторые люди думают, что подвыпивший человек становится бо­лее общительным и дружелюбным. Как ты думаешь, правда это или ложь?

[ ] правда [ ] ложь.

6. Подростки употребляют алкоголь в компании по разным причинам. Отметь галочкой возможные причины:

[ ] казаться старше своего возраста;

[ ] повеселиться;

[ ] понравиться окружающим, выглядеть своим человеком.

7. Что бы ты не купил(а), несмотря на рекламу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Тебе понравились уроки "Полезные привычки"?

[ ] да [ ] нет.

  1. Что тебе понравилось больше всего?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ

Приступая к анализу результатов, сверьте ответы детей с правильными ответами.

Анализируя и сравнивая результаты опроса в пре-тесте и пост-тесте, необходимо учитывать следующие общие закономерности:

- Дети лучше справляются с рисуночным тестом по сравнению
с теми тестами, где им приходится писать ответы.

- На закрытые вопросы, особенно если варианты ответа прилагаются, детям отвечать легче, чем на открытые вопросы.

- На традиционные для отечественной школы вопросы (например, первый вопрос в каждом вопроснике) дети отвечают лучше, чем на нетрадиционные (например, второй и/или третий).

Анализируя результаты опросов, помните, что даже незначительное в количественном выражении улучшение результатов пост-­теста, по сравнению с пре-тестом, является объективным свидете­льством эффективности проведенного превентивного обучения.

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА

Здоровые виды деятельности или поступки: мальчик играет на гитаре; девочка чистит зубы; папа и сын поздравляют маму и дочку с праздником 8 Марта; подросток занимается физкультурой.

Нездоровые виды деятельности или поступки: подросток курит, мальчик лезет в аптечку; девочка берет у бабушки лекарство; девочка открывает аптечку; ребенок дышит табачным дымом.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ВТОРОГО КЛАССА

1. Правильный ответ на вопрос включает любые виды спорта, подвижные игры, танцы, прогулки, здоровое питание.

  1. Мимика.

  2. Три предложенных ответа являются правильными. О вреде табака и алкоголя для здоровья.

  1. Ложь.

  2. Алкоголь.

  3. Нет.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА

1. Правильный ответ - любые качества психически, нравственно и физически здорового человека.

  1. Игра.

  2. Три предложенных ответа правильные.

4. Два предложенных ответа правильные.

5. Никотин.

6. Лёгкие.

7. Неприятный запах изо рта, кашель, раздражительность, пожар в квартире.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА

  1. Правильным ответом являются примеры любых полезных для здоровья привычек.

  2. Два предложенных ответа являются правильными.

  3. Два предложенных ответа являются правильными.

  4. Нет.

  5. Ложь.

  6. Три предложенных ответа являются правильными.

  7. Ответом на вопрос могут быть примеры любых широко рекламируемых товаров.