Аннотация
Терпимость, уважение, умение общаться и сотрудничать – необходимые условия для жизни человека. Учителю важно уделить особое внимание развитию этих качеств у учащихся. Помочь в этом могут игры и мероприятия, улучшающие навыки общения и взаимодействия между детьми. Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного мероприятия и способствует формированию детского коллектива, развитию навыков сотрудничества.
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Введение
Способность делать выводы о мыслях, ожиданиях, чувствах и намерениях других людей играет центральную роль в понимании того, что значит быть другом. Дети, которые могут посмотреть на вещи глазами окружающих, обладают лучшей способностью к формированию крепких близких отношений с людьми. Дружба для детей есть не что иное, как первый опыт душевной близости. Выстраивая дружеские отношения, дети учатся общаться с другими людьми на равных, справляться с собственным эгоизмом, проявлять уважение к мнению других людей, приходить на помощь, прощать и просить прощения, делиться вниманием и заботой. Психологи отмечают, что от того, как складываются отношения ребенка с друзьями, во много зависит его психическое, физическое, умственное и эмоциональное развитие. Если ребенок не может найти друзей, то целый пласт человеческих отношений остается для него недоступным, тайной остается огромный мир, наполненный совместными секретами, выдумками, играми, восторгами и ссорами, которые каждый раз происходят «навсегда».
Актуальность
Тема дружбы является одним из вечно актуальных вопросов. Что же она собой представляет? В чем кроется ее необходимость? Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Младшие школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, чертами характера, степенью общительности. Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную деятельность, которая воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и организует. Огромную роль в создании и сплочении коллектива играет умение детей дружить, общаться и договариваться между собой.
Целесообразность данной темы заключается в том, что именно в начальной школе очень остро стоит вопрос дружбы в классе. В это время психологический климат коллектива очень важен. Помочь детям подружиться между собой - важная задача.
Проблема сплочения детей, обучающихся вместе, волнует и классного руководителя, и родителей. От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся.
Данная методическая разработка может быть использована во внеурочной деятельности или при проведении классного часа. Мероприятие способствует успешному протеканию процессов самопознания личностей учащихся, формированию дружного коллектива, а также выявлению представлений о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг.
Основная часть
«Я и мои друзья»
(внеурочное занятие)
Цель мероприятия:
Задачи:
Аудитория:
Данное мероприятие предназначено для учащихся 2-3-х классов. Его можно провести с отдельной группой детей или со всем классом.
Подготовка к мероприятию:
За несколько дней до проведения мероприятия детям необходимо посетить библиотеку, подобрать пословицы о дружбе, вспомнить название книг и мультипликационных фильмов, рассказывающих о дружбе.
Оборудование:
конверты с заданиями для каждой команды (цвет каждого конверта соответствует определенному цвету радуги);
семь флажков с названиями станций, по цвету совпадающие с конвертами с заданиями;
рисунок, на котором изображено дерево с листьями
презентация;
морская соль семи цветов (в соответствии с цветами радуги);
толковый словарь Ожегова С.И.;
два сосуда для заполнения солью
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
(Звучит песня «Дружба крепкая не сломается»..)
Учитель. Ребята, вы прослушали песню, Как вы думаете, о чем пойдет речь? ( О дружбе). А для чего нам нужны друзья? (Помощь, игра, путешествие).
Верно, какая же будет тема нашего занятия? («Я и мои друзья»).
( На доске появляется тема занятия)
Сегодня вы отправитесь в очень интересное путешествие по стране Агудар (на доске записано название страны). Почему она так называется и кто в ней живет, вы узнаете, выполнив ряд заданий. Но перед тем как наше путешествие начнётся, прочитайте основной закон, который подскажет вам, кто будет ваш самый главный помощник при выполнении всех заданий.
(Слайд 1) Дружба - сила!
Дружба-смех! Дружба вам сулит успех!
Самые главные помощники - это ваши друзья. Только вместе вы сможете преодолеть все трудности, которые вам встретятся на пути.
Я желаю вам удачного путешествия и хорошего настроения. Ведь это так важно!
2.Работа по теме занятия.
На доске надпись «АГУДАР», два бумажных паровоза с лицами детей и рельсы, на которых установлены цветные флажки-остановки в соответствии с цветами радуги. Каждая остановка - определенное задание. После выполнения задания возле названия страны появляется один спектр радуги в соответствии с цветом флажка. К концу занятия выстраивается вся радуга).
Учитель. Итак, звучит гудок и мы отправляемся в путь .Звучит гудок паровоза. (Слайд 2)
Дети делятся на две команды и работают в группе.
Учитель. Перед тем как начнем работать, давайте вспомним основные правила работы в группе. (Думай, слушай, высказывайся. Уважай мнение других и т.д.).
Учитель. Наша первая станция называется « Знайкино». У вас на столе лежат фиолетовые конверты с пословицами. Первая их часть записана на доске (Слайд 3). В конверте лежит вторая часть к пословицам, вы должны найти, к какой пословице относятся ваши части. Составить из частей целую пословицу и объяснить ее смысл.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Дружба и братство дороже богатства.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Плохо без друга, который потерян, но плохо и с другом, который неверен.
Дети зачитывают пословицы, которые у них получились.
Учитель (после выполнения задания). Молодцы, вы справились. А станция так называлась неспроста, (на доске появляется первый спектр радуги - фиолетовый). Вот появился наш первый ключик к отгадке. Фиолетовый цвет- это символ знания. Ваши знания помогли сейчас вам справиться с этим заданием.
Прочитайте название второй станции. Вторая станция - «Верность» (слайд 4).
Как вы понимаете значение этого слова? (Ответы детей).
В синих конвертах лежат задания. На каждую букву слова вам необходимо придумать слова, которые ассоциируются с этим словом.
Д- добросовестность Д-доброжелательность
Р-радость Р- радушие
У-успех У-ум
Ж-жизнерадостность З-знающий
Б-бодрый Ь-сила( на ь знак можно записать любое слово)
А-активный Я-яркий
Учитель. Вы очень хорошо справились и с этим заданием. Вы прошли и второе испытание (появляется синий спектр радуги). Как вы думаете, что символизирует синий цвет? ( Синий цвет символизирует верность). Как высчитаете, необходимо ли это качество в дружбе? (Ответы детей).
Мы продолжаем наш путь, передвигаем паровозы к следующей станции, которая носит название «Постоянство». Кто из вас может сказать, что обозначает это слово?
(Дети объясняют значение данного слова, используя толковый словарь).
Откройте голубые конверты и прочитайте задание.
Дети выясняют, что им необходимо вспомнить и назвать песни, книги, мультфильмы, в которых бы рассказывалось о дружбе. Учащиеся приводят примеры. В дополнении к ответам детей на доске появляется (слайд 5). Примеры: «Приключения кота Леопольда», «Крокодил Гена и его друзья», «Бременские музыканты», «Незнайка и его друзья», «Винни-пух и все, все, все» « Маленький принц» и т.д.)
Учитель. Ребята, мы очень успешно двигаемся вперед и вперед, а как вы думаете, что вам помогает в этом? (Взаимопомощь, сплоченность, доброжелательность). Верно, все то, что нужно настоящим друзьям.. И на нашей доске появляется следующий цвет радуги-голубой. Он символизирует постоянство. А как важно это качество в дружбе! Как вы думаете, почему? (На друга можно положиться в трудную минуту, он тебе верен и никогда не подведет)
Мы уже долго в пути и на следующей остановке под названием «Мир» мы делаем привал. Спешу вас обрадовать, наступило время физминутки. (Слайд 6). Звучит музыка, вы должны стать в круг и взять за руки друг друга, затем прикоснуться друг к другу ногами, затем плечом, потом носом.
На доске появляется следующий спектр радуги - зеленый. Зеленый цвет – цвет мира и жизни.
На следующей станции «Свет» нам необходимо очень потрудиться. Прочитайте запись на доске. (Дерево сильно корнями, а человек друзьями).
Учитель. Как вы думаете, почему дерево сильно корнями? (ответы детей). Почему друзей сравнивают с корнями? (Чем больше корней у дерева, тем оно прочнее и сильнее. Так и человек, чем больше у него друзей, тем он сильнее).
Вам нужно на корнях дерева написать имена друзей - это ваша сила, а на листьях деревьев, качества, которыми обладают настоящие друзья.
Дети выполняют работу и зачитывают результаты.
Учитель. Пребывание на станции завершено. Какого цвета была эта станция? (Эта станция была желтого цвета, и обозначает он свет). На доске появляется желтый спектр радуги.
Учитель. Станция «Теплота» встречает нас своим теплом и радостью. Загляните в свои конверты и прочитайте задание. (Необходимо сформулировать законы дружбы). Учащиеся советуются в командах, записывают законы на листах и зачитывают свои ответы.
Учитель. Эти законы мы повесим на стенд в классе. Прощаемся с этой станцией, она символизировала теплоту. Это оранжевый спектр, который появляется на доске.
Учитель. Как выдумаете, зачем человеку нужна теплота друга? (Ответы учащихся). Наверное, вы догадались, куда мы приближаемся и что это за страна АГУДАР? Прочитайте ее название наоборот. ( Радуга).
Разве дружба не похожа на радугу? Как вы думаете, чем? (Дружба пестрит всеми цветами радуги. Приносит радость, свет и тепло).
Послушайте стихотворение Нуры Байрамова (один из учащихся читает стихотворение наизусть)
- Радуга, скажи,
Какая сила
Все твои цвета
Соединила?
- Это дружба, -
Радуга в ответ.-
Дружат краски в радуге,
Ребята.
Крепкой дружбой
Радуга богата,
Ясный излучающая свет.
Учитель. Наше путешествие походит к концу, и мы приехали на последнюю станцию,
которая носит название « Любовь». На нашем столе в стаканчиках находится соль всех цветов радуги. Неспроста именно соль, потому что еще в древности люди считали соль символом богатства.
Учитель. Как вы думаете, что является самым большим богатством для человека? ( Верные друзья - это самое большое богатство для человека).
Учитель. Символическое значение «договора соли» — верности и дружбы имел древнеславянский обычай подношения каравая хлеба с солонкой соли князьям, царям, боярам, помещикам, хозяевам, гостям.[1]
Вот и сегодня мы с вами соединим все цветовые значение радуги в нашем едином сосуде. Вспомните, какие станции мы посетили? (Дети называют станции).
Учитель. Каждый из вас насыплет в сосуд частицу знаний, верности и постоянства, а также мира, света, тепла и любви. Ведь именно все это нам так необходимо и нужно для дружбы.
Звучит лирическая мелодия, и дети заполняют сосуд разными цветами соли, после сосуд запечатывают.
Учитель: Этот сосуд дружбы мы будем хранить в классе. Он будет нашим талисманом.
Дружба-это лучшее из того, что может быть у человека.
Один из учащихся зачитывает стихотворение.
Дружба - это дар
Дружба – это дар нам свыше,
Дружба – это свет в окне;
Друг всегда тебя услышит,
Он не бросит и в беде.
Но не каждому дано
Знать, что дружба есть на свете,
Что с друзьями жить легко,
Веселее с ними вместе.
Кто без друга прошагал
По дороге жизни этой,
Тот не жил – существовал.
Дружба – это мир планеты.
(Юлия Белоусова)
Литература и другие источники
[1] http://o-soli.ru/sol-v-kulture/khleb-sol