СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочный курс "Занимательная биология"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для 4,5 классов разного уровня подготовки. Содержание курса направлено на формирование уневерсальных учебных действий, обеспечивающих развитие позновательных и коммуникативных качеств личности.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочный курс "Занимательная биология"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данный факультативный курс разработан в соответствии с нормативно-методическими документами, регламентирующими деятельность учителя биологии и осуществляющих преподавание предмета по ФГОС:

Федеральным законом от 29.12. 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в РФ»», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 29,12. 2014 № 1644)), постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2. 4. 2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03. 2014 г.№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», Уставом муниципального казённого общеобразовательного учреждения Новогольеланской средней общеобразовательной школы, Основной образовательной программой основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Новогольеланской СОТ (ФГОС ООО), Положением о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога на учебный год, реализующего ФГОС (НОО) ООО, учебным планом МКОУ Новогольеланской СОШ на 2016 - 2017 учебный год. Программа рассчитана на 35 часов. Материал в ней подобран с учетом возрастных возможностей и уровня знаний учащихся четвёртого и пятого класса. Сроки реализации рабочей программы: 2016-2017 учебный год.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА В ДАННОМ КЛАССЕ

Данная рабочая программа разработана для учащихся 4 - 5 классов разного уровня подготовки. На занятиях применяются физминутки: динамические и зрительные.

В системе предметов основной общеобразовательной школы курс «Занимательная биология» реализует следующие цели:

  • создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

  • обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:

Образовательные:

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; прово­дить наблюдения за культурными растениями.

  • Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

  • Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

- Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  • Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.

  • Развитие монологической устной речи.

  • Развитие коммуникативных умений.

  • Развитие нравственных и эстетических чувств.

  • Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

  • Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

  • Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика. Программа ориентирована на обучающихся 4-5 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Программа реализуется в постоянном составе учащихся как одновозрастных, так и разновозрастных. Программа ориентирована на реализацию в группе (10 человек) Режим занятий- 35 часов, 1 раз в неделю.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Биологическая лаборатория

6

2

4

2

Занимательные опыты и эксперименты по биологии

11

7

4

3

Интересный мир биологии

11

8

3

4

Познаем себя

7

2

5


Итого:

35

19

16


МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. В учебном плане МКОУ Новогольеланской СОШ на освоение программы отводится 1 час в неделю, в год – 35 часов.


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.


ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающиеся должны знать:

  • определение основных экологических понятий;

  • о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

  • наиболее типичных представителей животного и растительного мира Хакасии;

  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

  • какую пользу приносят представители животного мира;

  • съедобные и ядовитые растения своей местности;

  • лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

  • редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;

  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

  • современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

Обучающиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;

  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

  • наблюдать предметы и явления природы;

  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

  • подготовить доклад, презентацию;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками основной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения биологии

Личностные результаты обучения:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различение съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.

5. В эстетической сфере:

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

Формы контроля знаний: Фронтальный и индивидуальный опрос. Отчеты по лабораторным работам. Творческие задания. Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ.

Основной инструментарий для оценивания результатов: Творческие работы. Лабораторные и практические работы.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел «Биологическая лаборатория»(6 часа)

История открытия прибора открывающего «невидимое». Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Исследования природы с помощью микроскопа. Устройство микроскопа. Электронный микроскоп. Правила работы с микроскопом. Рассматривание готовых микропрепаратов. Клетки одноклеточных животных. Клетки многоклеточных животных. Тест ««Устройство увеличительного прибора».

Экскурсия. «Золотая осень».

Практическая работа №1. «Работа с увеличительными приборами».

Практическая работа №2. «Изучение микропрепаратов по ботанике».

Практическая работа № 3. «Изучение зоологических микропрепаратов».


Раздел «Занимательные опыты и эксперименты по биологии» (11 часов)

Выращивание плесневых грибов. Выращивание лука в воде на свету и в темноте. Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни». Особенности растительного организма Выращивание пшеницы в комнатных условиях. Организм и среда обитания. Биологическая викторина. «Винегрет – шоу».

Лабораторная работа №1. «Строение клеток плесневых грибов».

Лабораторная работа №2 «Определение крахмала в листьях».

Лабораторная работа №3. «Наблюдение за выращенным луком в разных условиях».

Лабораторная работа №4. «Наблюдение за выращенной пшеницей».


Раздел «Интересный мир биологии» (12 часов)

Культурные растения. Съедобные и ядовитые растения. Комнатные растения. Легенды о цветах. Викторина «Час цветов». Лекарственные растения. Виртуальная экскурсия в заповедник «Новохопёрский». Викторина о птицах. Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Самые «печальные» страницы из жизни животных. По страницам Красной книги. Презентация журналов о животных: «Мир животных», «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Филя». Великаны и лилипуты животного мира. Экологический турнир «В содружестве с природой». Игра «В биологии мы ассы».


Раздел «Познаём себя» (6 часов)

Определение норм рационального питания. Определение темперамента. Оказание первой медицинской помощи. Приготовление фитонапитков. Итоговое занятие «Мой биологический интерес». Круглый стол «Я и биология».

Экскурсия. «Изучение состояния деревьев на пришкольном участке».


Тематическое планирование по внеурочной деятельности - «Занимательная биология» 5 класс


Название раздела

Кол-во часов

урока

Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Биологическая лаборатория


6

1

Экскурсия. «Золотая осень».




2

Прибор, открывающий невидимое.




3

Практическая работа №1. «Работа с увеличительными приборами».




4

Практическая работа №2. «Изучение микропрепаратов по ботанике».




5

Практическая работа № 3. «Изучение зоологических микропрепаратов».




6

Тест ««Устройство увеличительного прибора».




Занимательные опыты и эксперименты по биологии

11

7

Выращивание плесневых грибов.




8

Лабораторная работа №1. «Строение клеток плесневых грибов».




9

Лабораторная работа №2 «Определение крахмала в листьях».




10

Выращивание лука в воде на свету и в темноте.




11

Конкурс лозунгов и плакатов «Мы за здоровый образ жизни».




12

Особенности растительного организма.




13

Лабораторная работа №3. «Наблюдение за выращенным луком в разных условиях».




14

Выращивание пшеницы в комнатных условиях.




15

Организм и среда обитания.




16

Лабораторная работа №4. «Наблюдение за выращенной пшеницей»




17

Биологическая викторина. «Винегрет – шоу».




Интересный мир биологии


11

18

Культурные растения. Съедобные и ядовитые растения.




19

Комнатные растения (занятие - практикум).




20

Легенды о цветах. Викторина «Час цветов».




21

Лекарственные растения (занятие – практикум).




22

Виртуальная экскурсия в заповедник «Новохопёрский».




23

Викторина о птицах.




24

Оформление коллажа «Братья наши меньшие».




25

Самые «печальные» страницы из жизни животных. По страницам Красной книги.




26

Презентация журналов о животных: «Мир животных», «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Филя».




27

Великаны и лилипуты животного мира. Экологический турнир «В содружестве с природой».




28

Игра «В биологии мы ассы».




Познаём себя

7

29

Определение норм рационального питания.




30

Определение темперамента.




31

Экскурсия. «Изучение состояния деревьев на пришкольном участке».




32

Оказание первой медицинской помощи.




33

Приготовление фитонапитков.




34

Итоговое занятие «Мой биологический интерес».




35

Круглый стол «Я и биология».






МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».


Натуральные объекты

Гербарии. Основные группы растений

Комплекты микропрепаратов Ботаника, Зоология.

Наборы муляжей. Грибы


Приборы

Раздаточные. Микроскоп

Демонстрационные. Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ. Лупа ручная.

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»


Технические средства обучения

  1. Компьютер.

  2. Телевизор.

  3. Настенная доска.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно – методический комплекс:

Биология в основной школе. Программы / сост. И.Н. Пономарева и др. – М.: Вентана - Граф, 2010.

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко: учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н.Пономаревой.- М.,: Вентана - Граф, 2010.

Методическое пособие: Пономарева И.Н., Кучменко В.С, Корнилова О.А. Биология, 6 класс, Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники - М.: «Волгоград», 173 с.

Дополнительная литература:

Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов пед. Вузов /И.Н. Пономарёва, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельников; под ред. И.Н. Пономарёвой. -3-е изд.. стер.- М.: «Академия», 2008. - 280 с.

Школьная биологическая лаборатория: учебное пособие /Т.П. Буренина/

Большая иллюстрированная энциклопедия. География. 496 с.

Полная энциклопедия. Растения. Ю.К. Школьник-М.: Эксмо, 2011. - 256 с.: ил.

Стрельникова Л.Н. Рассказы о веществах. - М.: Яуза-пресс, 2011. - 208 с.

Тихонов А. В. Растения России. Красная книга. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРНСС», 2011. - 172 с.: ил.

Мультимедийные средства обучения

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы.

Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/). «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

www.bio.1september.ru – газета «Биология».

www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.

О растениях и животных. Сайт: http://www.floranimal/ru/

В помощь учителю биологии Сайт: http://fns.nspu.ru/resurs/nat/pedpract.php.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!