СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Павла Первого

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Павла Первого»

История России. 8 класс Внутренняя политика Павла I Михайлова Надежда Михайловна

История России. 8 класс

Внутренняя политика Павла I

Михайлова Надежда Михайловна

Последние годы правления Екатерины II характеризовались заметным разложением государственного аппарата. Взяточничество, произвол, безответственность стали характерны для чиновников всех рангов, и особенно самых высших. Поместное дворянство, в свою очередь, творило произвол по отношению к основной массе трудового населения – крестьянству. Стареющая императрица явно теряла контроль над дворянством и бюрократией, все в большей степени относившимися к народу и государству лишь как к источнику собственного благополучия. Страна нуждалась в наведении порядка. Сын Екатерины Павел I, взошедший на престол в 1796 г., попытался сделать это. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Последние годы правления Екатерины II характеризовались заметным разложением государственного аппарата. Взяточничество, произвол, безответственность стали характерны для чиновников всех рангов, и особенно самых высших. Поместное дворянство, в свою очередь, творило произвол по отношению к основной массе трудового населения – крестьянству. Стареющая императрица явно теряла контроль над дворянством и бюрократией, все в большей степени относившимися к народу и государству лишь как к источнику собственного благополучия. Страна нуждалась в наведении порядка.

Сын Екатерины Павел I, взошедший на престол в 1796 г., попытался сделать это.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Павел I - своеобразная и трагическая фигура на русском престоле. Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп и употребление слова гражданин. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

Павел I - своеобразная и трагическая фигура на русском престоле.

Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп и употребление слова гражданин.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Павел I (1 октября 1754—23 марта 1801) — император России (1796—1801) из династии Романовых, сын Екатерины II и Петра III. Будущий император Павел I родился в 1754 году  и был сразу отнят от родителей  и взят на воспитание императрицей Елизаветой Петровной. Петр III и Екатерина II Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

Павел I (1 октября 1754—23 марта 1801)

император России (1796—1801)

из династии Романовых, сын Екатерины II и Петра III.

Будущий император

Павел I

родился в 1754 году

и был сразу отнят

от родителей

и взят на воспитание

императрицей

Елизаветой Петровной.

Петр III и Екатерина II

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Изоляция мальчика от родителей привела к тому, что между ними сложились очень прохладные отношения. После вступления на престол Пётр III хотел лишить Павла права престолонаследия. Портреты Павла в детстве Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

Изоляция мальчика от родителей привела к тому, что между ними сложились очень прохладные отношения.

После вступления на престол Пётр III хотел лишить Павла права престолонаследия.

Портреты Павла в детстве

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  С воцарением Екатерины II в 1762 г. Павел Петрович был удалён от двора и жил в Гатчине. Воспитателем наследника престола был Никита Иванович Панин. Он был сторонником ограничения власти монархов. Панин старался внушить Павлу, что невозможно править без твёрдой законодательной опоры, стремился воспитать наследника в духе идей Просвещения. Панин Никита Иванович 1718-1783 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

С воцарением Екатерины II в 1762 г. Павел Петрович был удалён от двора и жил в Гатчине.

Воспитателем наследника престола был Никита Иванович Панин.

Он был сторонником ограничения власти монархов.

Панин старался внушить Павлу, что невозможно править без твёрдой законодательной опоры,

стремился воспитать наследника в духе идей Просвещения.

Панин Никита Иванович

1718-1783

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  С 1760 года Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам. От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Павел был способным, стремящимся  к знаниям, романтически настроенным мальчиком, верившим в идеалы добра и справедливости. Граф Н.И. Панин мечтал воспитать из Павла идеального государя. Он с детства внушал ему мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

С 1760 года Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам.

От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Павел был

способным, стремящимся

к знаниям, романтически

настроенным мальчиком,

верившим в идеалы

добра и справедливости.

Граф Н.И. Панин мечтал воспитать из Павла

идеального государя. Он с детства внушал ему мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  В детстве и юности Павел I не был избалован родительской любовью. Петр III сомневался в том, что Павел – его сын, и почти не замечал его. Екатерина II, у которой сына почти сразу после рождения отобрала Елизавета, так и не прониклась настоящими материнскими чувствами и никогда не уделяла сыну большого внимания. Павел I рос нервным, впечатлительным, романтичным и мечтательным. Павел I детстве. Худ. А.П. Лосенко. 1763. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

В детстве и юности Павел I не был избалован родительской любовью.

Петр III сомневался в том, что Павел – его сын, и почти не замечал его.

Екатерина II, у которой сына почти сразу после рождения отобрала Елизавета, так и не прониклась настоящими материнскими чувствами и никогда не уделяла сыну большого внимания.

Павел I рос нервным, впечатлительным, романтичным и мечтательным.

Павел I детстве.

Худ. А.П. Лосенко.

1763.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну «Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала. В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодностию…» М.И. Голенищев-Кутузов «Родная мать была ему мачехой, а судьба оказалась злее мачехи» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну

«Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала.

В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодностию…»

М.И. Голенищев-Кутузов

«Родная мать была ему мачехой, а судьба оказалась злее мачехи»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Павел благоговел перед памятью отца, а мать считал похитительницей престола, по праву принадлежавшего ему . Павла  оскорбляла бесконечная череда екатерининских фаворитов. По словам Д.И. Фонвизина, Павел сочувственно относился  к конституционным замыслам Панина, который связывал их с восшествием своего воспитанника на престол по достижении им совершеннолетия. Но  Павлу и после совершеннолетия пришлось ждать престола  еще 22 года. Портрет великого князя  Павла Петровича. Худ. В. Аравицкий. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

Павел благоговел перед памятью отца, а мать считал похитительницей престола, по праву принадлежавшего ему .

Павла оскорбляла бесконечная череда екатерининских фаворитов.

По словам Д.И. Фонвизина, Павел сочувственно относился к конституционным замыслам Панина, который связывал их с восшествием своего воспитанника на престол по достижении им совершеннолетия.

Но Павлу и после совершеннолетия пришлось ждать престола еще 22 года.

Портрет великого князя Павла Петровича.

Худ. В. Аравицкий.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской .  Но спустя 3 года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской. Мария  Федоровна (1795-1828) Наталья  Алексеевна (1755 -1776) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

В 1773 г. Павел женился

на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской .

Но спустя 3 года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской.

Мария

Федоровна

(1795-1828)

Наталья

Алексеевна

(1755 -1776)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Екатерина не допускала его к делам управления и предпочитала держать его подальше от двора, для чего подарила ему  имение Гатчину , где и расположился «малый двор». Ко времени вступления на трон  Павлу было уже 42 года. Император Павел I . Худ. С.С. Щукин. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

Екатерина не допускала его к делам управления и предпочитала держать его подальше от двора, для чего подарила ему имение Гатчину , где и расположился «малый двор».

Ко времени вступления на трон Павлу было уже 42 года.

Император Павел I .

Худ. С.С. Щукин.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных. Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме.  Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика .  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

  • Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных.
  • Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме.
  • Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Французская революция потрясла Павла. Он видел в ней результат распространения  «подрывных» идей Просвещения . В России, считал Павел, эти идеи  породили распущенность и потерю уважения к власти. Отвергая просвещенный абсолютизм, Павел стремился противопоставить ему идею обожествления монаршей власти и средневекового рыцарского  служения государю. Император Павел I . Худ. С.С. Щукин. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

Французская революция потрясла Павла.

Он видел в ней результат распространения «подрывных» идей Просвещения .

В России, считал Павел, эти идеи породили распущенность и потерю уважения к власти.

Отвергая просвещенный абсолютизм, Павел стремился противопоставить ему идею обожествления монаршей власти и средневекового рыцарского служения государю.

Император Павел I .

Худ. С.С. Щукин.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Романтический император». Личность Павла I  Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в кабинете императрицы и вышел из себя. Что они все там толкуют! Я тотчас бы все прекратил пушками Вы жестокая тварь, или ты не понимаешь, что пушки не могут воевать с идеями. Если ты так будешь царствовать, то недолго продлится твое царствование. Как этот эпизод характеризует Павла I ? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Романтический император». Личность Павла I

Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в кабинете императрицы и вышел из себя.

Что они все там толкуют!

Я тотчас бы все прекратил пушками

Вы жестокая тварь, или ты не понимаешь, что пушки не могут воевать с идеями. Если ты так будешь царствовать, то недолго продлится твое царствование.

Как этот эпизод характеризует Павла I ?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на престол взошел император Павел I . Началось короткое, но важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории. В день коронации Павел I зачитал  перед собравшимися  текст Акта о престолонаследии . Этот документ исключал возможность отстранения от власти наследников Павла. Павел I  в коронационном наряде. Художник В.Л. Боровиковский Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на престол взошел император Павел I .

Началось короткое, но важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

В день коронации Павел I зачитал перед собравшимися текст Акта о престолонаследии .

Этот документ исключал возможность отстранения от власти наследников Павла.

Павел I в коронационном наряде.

Художник В.Л. Боровиковский

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия Восстановил систему коллегий. Репрессировал ближайшее окружение Екатерины II. Вернул из ссылки А.Н. Радищева и Н.И. Новикова. Почему Павел l освободил Н.И.  Новикова, А.Н.  Радищева ? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия

Восстановил систему коллегий.

Репрессировал ближайшее окружение Екатерины II.

Вернул из ссылки А.Н. Радищева и Н.И. Новикова.

Почему Павел l освободил Н.И. Новикова, А.Н. Радищева ?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия Павел I извлек прах своего отца из могилы на кладбище Александро – Невского монастыря, одел в императорскую одежду, короновал, поставил гроб отца с гробом матери для прощания. Через месяц захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия

Павел I извлек прах своего отца из могилы на кладбище Александро – Невского монастыря, одел в императорскую одежду, короновал, поставил гроб отца с гробом матери для прощания.

Через месяц захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия 1797 г.  – новый указ о порядке престолонаследия : престол переходит представителю царствующей династии мужского пола (сыновьям или братьям в порядке старшинства) Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии. Это предотвращало возможность дворцовых переворотов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия

1797 г. – новый указ о порядке престолонаследия : престол переходит представителю царствующей династии мужского пола (сыновьям или братьям в порядке старшинства)

Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии.

Это предотвращало возможность дворцовых переворотов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Заполните таблицу « Внутренняя политика Павла I » Дата Реформа 5 апреля 1797 год Основное содержание Закон о порядке престолонаследия     Ввел строгий порядок престолонаследия. Трон передавался по мужской линии, старшему сыну царствующего императора, и только при отсутствии у него детей мужского пола – следующему по старшинству брату              

Заполните таблицу « Внутренняя политика Павла I »

Дата

Реформа

5 апреля 1797 год

Основное содержание

Закон о порядке престолонаследия

 

 

Ввел строгий порядок престолонаследия. Трон передавался по мужской линии, старшему сыну царствующего императора, и только при отсутствии у него детей мужского пола – следующему по старшинству брату

 

 

 

 

 

 

 

2. Изменение порядка престолонаследия Павел I вознаградил своих сподвижников, деливших с ним долгие годы в Гатчине: А.А. Аракчеев, П.А. Палена, И.П. Кутайсова. На ключевые должности в государстве были назначены его доверенные лица и смещены ставленники Екатерины II. Своё царствование Павел начал с изменения всех порядков  екатерининского правления. А.А. Аракчеев П.А. Пален И.П. Кутайсов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Изменение порядка престолонаследия

Павел I вознаградил

своих сподвижников,

деливших с ним долгие годы

в Гатчине:

А.А. Аракчеев, П.А. Палена,

И.П. Кутайсова.

На ключевые должности в

государстве были назначены

его доверенные лица и

смещены ставленники

Екатерины II.

Своё царствование Павел

начал с изменения всех порядков

екатерининского правления.

А.А. Аракчеев

П.А. Пален

И.П. Кутайсов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии Преобразования в армии Павел I начал с Военной коллегии.  Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций. Она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой войск. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии

Преобразования в армии Павел I начал с Военной коллегии.

Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций.

Она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой войск.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии Страдала дисциплина в полках. Звания раздавались не заслуженно — так, дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. Многие офицеры, имея чин и получая жалование, не служили Процветало воровство и казнокрадство генералов в армии. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии

Страдала дисциплина в полках.

Звания раздавались не заслуженно — так, дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку.

Многие офицеры, имея чин и получая жалование, не служили

Процветало воровство и казнокрадство генералов в армии.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии За основу – принята модель прусской армии Жесточайшая дисциплина . За нерадивость, грубое  обращение с солдатами император лично срывал  эполеты с офицеров  и генералов и отправлял их  в Сибирь . Образец государственного  устройства  Павел видел в армии : четкий порядок ,  беспрекословное подчинение  приказу . Павел I  одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии

За основу – принята

модель прусской армии

Жесточайшая дисциплина .

За нерадивость, грубое

обращение с солдатами

император лично срывал

эполеты с офицеров

и генералов и отправлял их

в Сибирь .

Образец государственного

устройства

Павел видел в армии :

четкий порядок ,

беспрекословное подчинение

приказу .

Павел I одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии Разработка новых уставов Новая форма одежды (шинель) Введена прусская форма Ужесточение военной дисциплины Вычеркнуты из армейских списков младенцы и дети из дворянских семей Запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами «Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился…при Императрице мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрутов». Граф Е.Ф. Комаровский. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Преобразования в армии

  • Разработка новых уставов
  • Новая форма одежды (шинель)
  • Введена прусская форма
  • Ужесточение военной дисциплины
  • Вычеркнуты из армейских списков младенцы и дети из дворянских семей
  • Запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами

«Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился…при Императрице мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрутов». Граф Е.Ф. Комаровский.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма В сфере государственного управления при Павле произошло усиление бюрократизма. Таким образом Павел стремился навести порядок среди чиновников, изжить волокиту. Но результат оказался прямо противоположным. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма

В сфере государственного управления при Павле произошло усиление бюрократизма.

Таким образом Павел стремился навести порядок среди чиновников, изжить волокиту.

Но результат оказался прямо противоположным.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной. Были реорганизованы высшие учреждения в государстве.  В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного . Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма

Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной.

Были реорганизованы высшие учреждения в государстве.

В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного .

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма Бюрократизм  Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса. Вопрос : как Павел I боролся с данным явлением? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма

Бюрократизм

Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса.

Вопрос : как Павел I боролся с данным явлением?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства. 1800 год – Указ «О дозволении старообрядцам строить церкви». При Павле I обязали вернуть старообрядцам изъятые у них книги. 18 декабря 1797 г. выходит указ «о благоустройстве училищ и умножении в семинариях учеников», согласно которому (помимо существовавших в Москве и Киеве) учреждаются Духовные академии в Петербурге и Казани из бывших там семинарий, а также увеличиваются суммы на содержание всех духовных училищ. Павел в короне и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковский Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма

Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства.

1800 год – Указ

«О дозволении старообрядцам

строить церкви».

При Павле I обязали вернуть

старообрядцам изъятые

у них книги.

18 декабря 1797 г. выходит указ «о благоустройстве училищ и умножении в семинариях учеников», согласно которому (помимо существовавших в Москве и Киеве) учреждаются Духовные академии в Петербурге и Казани из бывших там семинарий, а также увеличиваются суммы на содержание всех духовных училищ.

Павел в короне и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковский

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт. По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, носить башмаки с лентами, «а иметь оные с пряжками, также сапогов, ботинками именуемых, и коротких, стягиваемых впереди снурками и с отворотами». Запрещается танцевать вальс и носить бакенбарды. Петербург по указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра. Как вы считаете, с чем связана такая мелочная регламентация всех сторон жизни подданных со стороны Павла? Только ли особенностями его характера? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Усиление бюрократизма

Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт.

По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, носить башмаки с лентами, «а иметь оные с пряжками, также сапогов, ботинками именуемых, и коротких, стягиваемых впереди снурками и с отворотами».

Запрещается танцевать вальс и носить бакенбарды.

Петербург по указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра.

Как вы считаете, с чем связана такая мелочная регламентация всех сторон жизни подданных со стороны Павла? Только ли особенностями его характера?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Полицейский произвол За 34 года правления Екатерины II через Тайную канцелярию прошло 862 дела, то за 4 года правления Павла – 721 ( в 7 раз больше) Произвольные аресты Обыски Конфискации имущества     «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Полицейский произвол

За 34 года правления

Екатерины II через Тайную канцелярию прошло 862 дела, то за 4 года правления Павла – 721 ( в 7 раз больше)

  • Произвольные аресты
  • Обыски
  • Конфискации имущества

«В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос При Павле I произошли перемены в крестьянской политике России. Они не затрагивали самой сути крепостничества. Но были направлены на защиту крестьянских хозяйств, которые были основой благосостояния государства. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос

При Павле I произошли перемены

в крестьянской политике

России.

Они не затрагивали самой сути крепостничества.

Но были направлены на защиту крестьянских хозяйств, которые были основой благосостояния государства.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Из Манифеста Павла I 1797 года Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям. Чем объяснял Павел необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Из Манифеста Павла I 1797 года

Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

Чем объяснял Павел необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос 1797 г. – Манифест об ограничении барщины тремя днями в неделю и запрещено привлекать крестьян к работам в воскресные и праздничные дни. Были запрещены телесные наказания для лиц, достигших 70-летнего возраста Манифест – первый шаг по ограничению крепостное право Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос

1797 г. – Манифест об ограничении барщины тремя днями в неделю и запрещено привлекать крестьян к работам в воскресные и праздничные дни.

Были запрещены телесные наказания для лиц, достигших 70-летнего возраста

Манифест – первый шаг по ограничению крепостное право

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю. Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос

  • В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю.
  • Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.
  • За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос - В 1797 году крестьянам разрешено подавать жалобы на притеснения помещиков и управителей. Но! вскоре был издан указ, предписывающий крепостным крестьянам под страхом наказания повиноваться своим помещикам. Пожаловано с землями дворянам 600 тыс. душ крестьян. «Из 36 миллионов людей по крайней мере 33 миллиона имели повод благословлять императора, хотя и не все осознавали это». А. Коцебу. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос

- В 1797 году крестьянам разрешено подавать жалобы на притеснения помещиков и управителей.

  • Но! вскоре был издан указ, предписывающий крепостным крестьянам под страхом наказания повиноваться своим помещикам.
  • Пожаловано с землями дворянам 600 тыс. душ крестьян.

«Из 36 миллионов людей по крайней мере 33 миллиона имели повод благословлять императора, хотя и не все осознавали это». А. Коцебу.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос Право присягать императору вместе с другими сословиями Списание недоимок по подушной подати Контроль за отношением помещиков к крестьянам «Манифест о трёхдневной барщине» Отмена хлебной, подводной повинностей Право подавать жалобы на помещиков Предписание повиноваться помещикам Запрет на продажу крестьян без земли Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос

Право присягать императору вместе с другими сословиями

Списание недоимок по подушной подати

Контроль за отношением помещиков к крестьянам

«Манифест о трёхдневной барщине»

Отмена хлебной, подводной повинностей

Право подавать жалобы на помещиков

Предписание повиноваться помещикам

Запрет на продажу крестьян без земли

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос Отмена запрета крепостным жаловаться на дворян Приёмные дни для крестьян Запрет телесных наказаний в отношении лиц, достигших 70-лет Душевые наделы (15 десятин) для казённых крестьян Замена хлебной подати денежным сбором Списание недоимок (долгов) с крестьян 1797 г. - Ограничение барщины 3 днями в неделю, запрет для крестьян работать в воскресенье и праздники Запрет на продаж дворовых крестьян без земли  Проанализируйте политику Павла I по крестьянскому вопросу. Можно ли считать её противоречивой? Свою точку зрения аргументируйте. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Крестьянский вопрос

  • Отмена запрета крепостным жаловаться на дворян
  • Приёмные дни для крестьян
  • Запрет телесных наказаний в отношении лиц, достигших 70-лет
  • Душевые наделы (15 десятин) для казённых крестьян
  • Замена хлебной подати денежным сбором
  • Списание недоимок (долгов) с крестьян
  • 1797 г. - Ограничение барщины 3 днями в неделю, запрет для крестьян работать в воскресенье и праздники
  • Запрет на продаж дворовых крестьян без земли

Проанализируйте политику Павла I по крестьянскому вопросу. Можно ли считать её противоречивой?

Свою точку зрения аргументируйте.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7.«Разжалованная грамота» дворянству Император Павел I пытался ограничить власть дворянства, получившего почти неограниченные права при Екатерине II. 24 апреля (5 мая) 1797 года Павел I лишил дворянство права предоставления коллективных жалоб государю, Сенату и губернаторам областей. В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку. Указом от 18 (29) декабря 1797 г. дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления в губерниях.  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7.«Разжалованная грамота» дворянству

Император Павел I пытался ограничить власть дворянства, получившего почти неограниченные права при Екатерине II.

  • 24 апреля (5 мая) 1797 года Павел I лишил дворянство права предоставления коллективных жалоб государю, Сенату и губернаторам областей.
  • В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.
  • Указом от 18 (29) декабря 1797 г. дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления в губерниях.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7.«Разжалованная грамота» дворянству Ограничение перехода с военной службы на гражданскую Налог на содержание местной администрации Ликвидация губернских дворянских собраний Подать в 20 рублей с дворянина Подача дворянских прошений только с согласия губернатора Телесные наказания за преступления Фактическая отмена свободы от обязательной службы Сокращение выборщиков от дворян в городах и губерниях Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7.«Разжалованная грамота» дворянству

Ограничение перехода с военной службы на гражданскую

Налог на содержание местной администрации

Ликвидация губернских дворянских собраний

Подать в 20 рублей с дворянина

Подача дворянских прошений только с согласия губернатора

Телесные наказания за преступления

Фактическая отмена свободы от обязательной службы

Сокращение выборщиков от дворян в городах и губерниях

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7.«Разжалованная грамота» дворянству Запретил выезд молодых людей за границу на учёбу. Закрыл частные типографии. Из русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др. Запретил импорт книг, вплоть до нот.    Что изменилось в положении правящего сословия при Павле I? Какую роль сыграли эти изменения в судьбе императора? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7.«Разжалованная грамота» дворянству

  • Запретил выезд молодых людей за границу на учёбу.
  • Закрыл частные типографии.
  • Из русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др. Запретил импорт книг, вплоть до нот.

Что изменилось в положении правящего сословия при Павле I?

Какую роль сыграли эти изменения в судьбе императора?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

8. Экономические реформы Предпринял попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты). - Создание Вспомогательного дворянского банка (1797). - Создание Государственного казначейства (1796). Его обязанности - составление смет государственных расходов и доходов. Ревизии государственных учреждений и служб. Но!  Растет госдолг, падает курс рубля, увеличиваются налоги. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

8. Экономические реформы

  • Предпринял попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты).

- Создание Вспомогательного дворянского банка (1797).

- Создание Государственного казначейства (1796). Его обязанности - составление смет государственных расходов и доходов.

  • Ревизии государственных учреждений и служб.
  • Но! Растет госдолг, падает курс рубля, увеличиваются налоги.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества, к неизъяснимому удивлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды – прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных; легкомысленно истреблял плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери… Героев, приученных к победам, учил маршировать… имея, как человек, природную склонность к благотворению, питался желчью зла: ежедневно вымышлял способы устрашать людей и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец и соорудил гробницу» Н. Карамзин Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
  • «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества, к неизъяснимому удивлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды – прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных; легкомысленно истреблял плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери… Героев, приученных к победам, учил маршировать… имея, как человек, природную склонность к благотворению, питался желчью зла: ежедневно вымышлял способы устрашать людей и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец и соорудил гробницу» Н. Карамзин

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом просвещенным, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих».  Я.И. Санглен «Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать удачно. Недовольный системою управления, он не мог найти вокруг себя талантливых людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такою строгостью, что оно всем казалось горше старого». С.Ф. Платонов - российский историк Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом просвещенным, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих».

Я.И. Санглен

«Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать удачно. Недовольный системою управления, он не мог найти вокруг себя талантливых людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такою строгостью, что оно всем казалось горше старого».

С.Ф. Платонов - российский историк

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Деспотизм, поглощая все, истребляет, наконец, и деспота самого» Павел I В. Боровиковский. Портрет Павла I Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Деспотизм, поглощая все, истребляет, наконец, и деспота самого» Павел I

В. Боровиковский. Портрет Павла I

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание §24 Заполните таблицу «Внутренняя политика Павла I» Ответить на проблемный вопрос урока: Почему деятельность императора Павла I невозможно оценить однозначно?  Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§24

  • Заполните таблицу «Внутренняя политика Павла I»
  • Ответить на проблемный вопрос урока:

Почему деятельность императора Павла I невозможно оценить однозначно?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!