История России. 8 класс
Внутренняя политика Павла I
Михайлова Надежда Михайловна
Последние годы правления Екатерины II характеризовались заметным разложением государственного аппарата. Взяточничество, произвол, безответственность стали характерны для чиновников всех рангов, и особенно самых высших. Поместное дворянство, в свою очередь, творило произвол по отношению к основной массе трудового населения – крестьянству. Стареющая императрица явно теряла контроль над дворянством и бюрократией, все в большей степени относившимися к народу и государству лишь как к источнику собственного благополучия. Страна нуждалась в наведении порядка.
Сын Екатерины Павел I, взошедший на престол в 1796 г., попытался сделать это.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
Павел I - своеобразная и трагическая фигура на русском престоле.
Долгое время исследователи на основании свидетельств современников представляли Павла I неуравновешенным деспотом на троне, всё правление которого сводилось к требованию запретить ношение французских шляп и употребление слова гражданин.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
Павел I (1 октября 1754—23 марта 1801) —
император России (1796—1801)
из династии Романовых, сын Екатерины II и Петра III.
Будущий император
Павел I
родился в 1754 году
и был сразу отнят
от родителей
и взят на воспитание
императрицей
Елизаветой Петровной.
Петр III и Екатерина II
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
Изоляция мальчика от родителей привела к тому, что между ними сложились очень прохладные отношения.
После вступления на престол Пётр III хотел лишить Павла права престолонаследия.
Портреты Павла в детстве
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
С воцарением Екатерины II в 1762 г. Павел Петрович был удалён от двора и жил в Гатчине.
Воспитателем наследника престола был Никита Иванович Панин.
Он был сторонником ограничения власти монархов.
Панин старался внушить Павлу, что невозможно править без твёрдой законодательной опоры,
стремился воспитать наследника в духе идей Просвещения.
Панин Никита Иванович
1718-1783
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
С 1760 года Павла стали обучать грамоте, истории, географии, математике, иностранным языкам и другим наукам.
От природы он был одарённым, добрым, сердечным. Павел был
способным, стремящимся
к знаниям, романтически
настроенным мальчиком,
верившим в идеалы
добра и справедливости.
Граф Н.И. Панин мечтал воспитать из Павла
идеального государя. Он с детства внушал ему мысли о его высоком предназначении и готовил к престолу.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
В детстве и юности Павел I не был избалован родительской любовью.
Петр III сомневался в том, что Павел – его сын, и почти не замечал его.
Екатерина II, у которой сына почти сразу после рождения отобрала Елизавета, так и не прониклась настоящими материнскими чувствами и никогда не уделяла сыну большого внимания.
Павел I рос нервным, впечатлительным, романтичным и мечтательным.
Павел I детстве.
Худ. А.П. Лосенко.
1763.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Фрейлина Екатерины II о характере Павла и об отношении Екатерины к своему сыну
«Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала.
В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодностию…»
М.И. Голенищев-Кутузов
«Родная мать была ему мачехой, а судьба оказалась злее мачехи»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
Павел благоговел перед памятью отца, а мать считал похитительницей престола, по праву принадлежавшего ему .
Павла оскорбляла бесконечная череда екатерининских фаворитов.
По словам Д.И. Фонвизина, Павел сочувственно относился к конституционным замыслам Панина, который связывал их с восшествием своего воспитанника на престол по достижении им совершеннолетия.
Но Павлу и после совершеннолетия пришлось ждать престола еще 22 года.
Портрет великого князя Павла Петровича.
Худ. В. Аравицкий.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
В 1773 г. Павел женился
на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской .
Но спустя 3 года она умерла при родах. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской.
Мария
Федоровна
(1795-1828)
Наталья
Алексеевна
(1755 -1776)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
Екатерина не допускала его к делам управления и предпочитала держать его подальше от двора, для чего подарила ему имение Гатчину , где и расположился «малый двор».
Ко времени вступления на трон Павлу было уже 42 года.
Император Павел I .
Худ. С.С. Щукин.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
- Павел Петрович заботился и о гатчинских крестьянах: облегчил повинности, давал ссуды, увеличивал участки малоземельных.
- Он создал госпиталь для солдат и крестьян, их дети обучались в гатчинском училище и сиротском доме.
- Были построены православная, лютеранская и католическая церкви, открыты стеклянный и фарфоровый заводы, суконная фабрика .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
Французская революция потрясла Павла.
Он видел в ней результат распространения «подрывных» идей Просвещения .
В России, считал Павел, эти идеи породили распущенность и потерю уважения к власти.
Отвергая просвещенный абсолютизм, Павел стремился противопоставить ему идею обожествления монаршей власти и средневекового рыцарского служения государю.
Император Павел I .
Худ. С.С. Щукин.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Романтический император». Личность Павла I
Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в кабинете императрицы и вышел из себя.
Что они все там толкуют!
Я тотчас бы все прекратил пушками
Вы жестокая тварь, или ты не понимаешь, что пушки не могут воевать с идеями. Если ты так будешь царствовать, то недолго продлится твое царствование.
Как этот эпизод характеризует Павла I ?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Изменение порядка престолонаследия
В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на престол взошел император Павел I .
Началось короткое, но важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.
В день коронации Павел I зачитал перед собравшимися текст Акта о престолонаследии .
Этот документ исключал возможность отстранения от власти наследников Павла.
Павел I в коронационном наряде.
Художник В.Л. Боровиковский
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Изменение порядка престолонаследия
Восстановил систему коллегий.
Репрессировал ближайшее окружение Екатерины II.
Вернул из ссылки А.Н. Радищева и Н.И. Новикова.
Почему Павел l освободил Н.И. Новикова, А.Н. Радищева ?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Изменение порядка престолонаследия
Павел I извлек прах своего отца из могилы на кладбище Александро – Невского монастыря, одел в императорскую одежду, короновал, поставил гроб отца с гробом матери для прощания.
Через месяц захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
2. Изменение порядка престолонаследия
1797 г. – новый указ о порядке престолонаследия : престол переходит представителю царствующей династии мужского пола (сыновьям или братьям в порядке старшинства)
Женщина могла занимать престол только при пресечении мужской линии.
Это предотвращало возможность дворцовых переворотов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Заполните таблицу « Внутренняя политика Павла I »
Дата
Реформа
5 апреля 1797 год
Основное содержание
Закон о порядке престолонаследия
Ввел строгий порядок престолонаследия. Трон передавался по мужской линии, старшему сыну царствующего императора, и только при отсутствии у него детей мужского пола – следующему по старшинству брату
2. Изменение порядка престолонаследия
Павел I вознаградил
своих сподвижников,
деливших с ним долгие годы
в Гатчине:
А.А. Аракчеев, П.А. Палена,
И.П. Кутайсова.
На ключевые должности в
государстве были назначены
его доверенные лица и
смещены ставленники
Екатерины II.
Своё царствование Павел
начал с изменения всех порядков
екатерининского правления.
А.А. Аракчеев
П.А. Пален
И.П. Кутайсов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Преобразования в армии
Преобразования в армии Павел I начал с Военной коллегии.
Военная коллегия была освобождена от административных, хозяйственных, судебных функций.
Она должна была заниматься комплектованием, вооружением, боевой и строевой подготовкой войск.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Преобразования в армии
Страдала дисциплина в полках.
Звания раздавались не заслуженно — так, дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку.
Многие офицеры, имея чин и получая жалование, не служили
Процветало воровство и казнокрадство генералов в армии.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Преобразования в армии
За основу – принята
модель прусской армии
Жесточайшая дисциплина .
За нерадивость, грубое
обращение с солдатами
император лично срывал
эполеты с офицеров
и генералов и отправлял их
в Сибирь .
Образец государственного
устройства
Павел видел в армии :
четкий порядок ,
беспрекословное подчинение
приказу .
Павел I одел русских солдат в немецкие мундиры и парики с косами и буклями .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
3. Преобразования в армии
- Разработка новых уставов
- Новая форма одежды (шинель)
- Введена прусская форма
- Ужесточение военной дисциплины
- Вычеркнуты из армейских списков младенцы и дети из дворянских семей
- Запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами
«Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился…при Императрице мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрутов». Граф Е.Ф. Комаровский.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Усиление бюрократизма
В сфере государственного управления при Павле произошло усиление бюрократизма.
Таким образом Павел стремился навести порядок среди чиновников, изжить волокиту.
Но результат оказался прямо противоположным.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Усиление бюрократизма
Главным направлением во внутренней политике Павла I стало укрепление, возвышение принципа самодержавия и централизация управления страной.
Были реорганизованы высшие учреждения в государстве.
В 1796 г. Павел I восстановил его Императорского величества Совет и придал ему статус Высочайшего Государственного .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Усиление бюрократизма
Бюрократизм
Бюрократизм - система управления чиновнической администрации, оторванной от народа и защищающей интересы господствующего класса.
Вопрос : как Павел I боролся с данным явлением?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Усиление бюрократизма
Павел I хотел «прорубить духовное окно в Европу», соединив две ветви христианства.
1800 год – Указ
«О дозволении старообрядцам
строить церкви».
При Павле I обязали вернуть
старообрядцам изъятые
у них книги.
18 декабря 1797 г. выходит указ «о благоустройстве училищ и умножении в семинариях учеников», согласно которому (помимо существовавших в Москве и Киеве) учреждаются Духовные академии в Петербурге и Казани из бывших там семинарий, а также увеличиваются суммы на содержание всех духовных училищ.
Павел в короне и знаках Мальтийского ордена. Худ. В.Л. Боровиковский
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
4. Усиление бюрократизма
Павел I был убежден, что он должен не только управлять своими подданными, но регламентировать их жизнь, хозяйство, быт.
По указам Павла I в Петербурге было запрещено носить круглые шляпы, фраки, носить башмаки с лентами, «а иметь оные с пряжками, также сапогов, ботинками именуемых, и коротких, стягиваемых впереди снурками и с отворотами».
Запрещается танцевать вальс и носить бакенбарды.
Петербург по указам должен был засыпать в 10 часов вечера и просыпаться в 6 утра.
Как вы считаете, с чем связана такая мелочная регламентация всех сторон жизни подданных со стороны Павла? Только ли особенностями его характера?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
5. Полицейский произвол
За 34 года правления
Екатерины II через Тайную канцелярию прошло 862 дела, то за 4 года правления Павла – 721 ( в 7 раз больше)
- Произвольные аресты
- Обыски
- Конфискации имущества
«В России велик лишь тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Крестьянский вопрос
При Павле I произошли перемены
в крестьянской политике
России.
Они не затрагивали самой сути крепостничества.
Но были направлены на защиту крестьянских хозяйств, которые были основой благосостояния государства.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Из Манифеста Павла I 1797 года
Объявляем всем нашим верноподданным. Закон Божий научает нас седьмый день посвящать Ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное миропомазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердить во всей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделе шесть дней, по равному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении, достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.
Чем объяснял Павел необходимость запрета привлечения крестьян к работам в выходные дни?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Крестьянский вопрос
1797 г. – Манифест об ограничении барщины тремя днями в неделю и запрещено привлекать крестьян к работам в воскресные и праздничные дни.
Были запрещены телесные наказания для лиц, достигших 70-летнего возраста
Манифест – первый шаг по ограничению крепостное право
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Крестьянский вопрос
- В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю.
- Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли.
- За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Крестьянский вопрос
- В 1797 году крестьянам разрешено подавать жалобы на притеснения помещиков и управителей.
- Но! вскоре был издан указ, предписывающий крепостным крестьянам под страхом наказания повиноваться своим помещикам.
- Пожаловано с землями дворянам 600 тыс. душ крестьян.
«Из 36 миллионов людей по крайней мере 33 миллиона имели повод благословлять императора, хотя и не все осознавали это». А. Коцебу.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Крестьянский вопрос
Право присягать императору вместе с другими сословиями
Списание недоимок по подушной подати
Контроль за отношением помещиков к крестьянам
«Манифест о трёхдневной барщине»
Отмена хлебной, подводной повинностей
Право подавать жалобы на помещиков
Предписание повиноваться помещикам
Запрет на продажу крестьян без земли
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
6. Крестьянский вопрос
- Отмена запрета крепостным жаловаться на дворян
- Приёмные дни для крестьян
- Запрет телесных наказаний в отношении лиц, достигших 70-лет
- Душевые наделы (15 десятин) для казённых крестьян
- Замена хлебной подати денежным сбором
- Списание недоимок (долгов) с крестьян
- 1797 г. - Ограничение барщины 3 днями в неделю, запрет для крестьян работать в воскресенье и праздники
- Запрет на продаж дворовых крестьян без земли
Проанализируйте политику Павла I по крестьянскому вопросу. Можно ли считать её противоречивой?
Свою точку зрения аргументируйте.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7.«Разжалованная грамота» дворянству
Император Павел I пытался ограничить власть дворянства, получившего почти неограниченные права при Екатерине II.
- 24 апреля (5 мая) 1797 года Павел I лишил дворянство права предоставления коллективных жалоб государю, Сенату и губернаторам областей.
- В 1798 году Павел I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.
- Указом от 18 (29) декабря 1797 г. дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления в губерниях.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7.«Разжалованная грамота» дворянству
Ограничение перехода с военной службы на гражданскую
Налог на содержание местной администрации
Ликвидация губернских дворянских собраний
Подать в 20 рублей с дворянина
Подача дворянских прошений только с согласия губернатора
Телесные наказания за преступления
Фактическая отмена свободы от обязательной службы
Сокращение выборщиков от дворян в городах и губерниях
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
7.«Разжалованная грамота» дворянству
- Запретил выезд молодых людей за границу на учёбу.
- Закрыл частные типографии.
- Из русского языка изымались слова «гражданин», «отечество» и др. Запретил импорт книг, вплоть до нот.
Что изменилось в положении правящего сословия при Павле I?
Какую роль сыграли эти изменения в судьбе императора?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
8. Экономические реформы
- Предпринял попытки стабилизировать финансовое положение страны (в том числе знаменитая акция по переплавке дворцовых сервизов в монеты).
- Создание Вспомогательного дворянского банка (1797).
- Создание Государственного казначейства (1796). Его обязанности - составление смет государственных расходов и доходов.
- Ревизии государственных учреждений и служб.
- Но! Растет госдолг, падает курс рубля, увеличиваются налоги.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- «Сын Екатерины мог быть строгим и заслужить благодарность отечества, к неизъяснимому удивлению россиян, он начал господствовать всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти; считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг, отнял стыд у казни, у награды – прелесть, унизил чины и ленты расточительностью в оных; легкомысленно истреблял плоды государственной мудрости, ненавидя в них дело своей матери… Героев, приученных к победам, учил маршировать… имея, как человек, природную склонность к благотворению, питался желчью зла: ежедневно вымышлял способы устрашать людей и сам всех более страшился; думал соорудить себе неприступный дворец и соорудил гробницу» Н. Карамзин
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом просвещенным, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих».
Я.И. Санглен
«Исполненный самых лучших намерений, он стремился всей душой к благу государства, но отсутствие правительственных навыков мешало ему действовать удачно. Недовольный системою управления, он не мог найти вокруг себя талантливых людей, чтобы заменить ими прежнюю администрацию, он громко осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с такою строгостью, что оно всем казалось горше старого».
С.Ф. Платонов - российский историк
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Деспотизм, поглощая все, истребляет, наконец, и деспота самого» Павел I
В. Боровиковский. Портрет Павла I
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§24
- Заполните таблицу «Внутренняя политика Павла I»
- Ответить на проблемный вопрос урока:
Почему деятельность императора Павла I невозможно оценить однозначно?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»