СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с  видами самооценки и влияние личных качеств на осознанный выбор прфессии

Просмотр содержимого документа
««Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение»»

План-конспект открытого урока

по дисциплине «Технология»

в 8 классе МОБУ «СОШ п. Керамкомбинат»

на тему «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение»








Разработала: Епишева Н.В.






















Технологическая карта урока

Учебный  предмет:  технология

Учитель: Епишева Наталья Владимировна, МБОУ «СОШ п.Керамкомбинат»

Класс: 8

Тема урока: «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение».

Ресурсы: Учебник «Технология 8 класс» рекомендованным МО РФ, издание второе переработанное /М., Вентана-Граф – 2014г./под редакцией В.Д.Симоненко.

Тип урока: комплексный

Цель урока: сформировать представление о “Я - концепции”, ее основных структурных компонентах, акцентировать внимание на личностных качествах, необходимых для осознанного выбора профессии.

Задачи:

Предметные:

  • дать начальное представление об самосознании, самооценки, я-концепции;

  • познакомить с видами самооценки, научить сопоставлять «Я-реальное» «я-идеальному»;

  • Научить соотносить требования профессии к человеку с собственными личными интересами, склонностями и способностями.

Метапредметные:

  • развивать навыки учебного труда – наблюдение, запоминание;

  • мыслительные операции – сравнение, классификация.

  • выявление причинно-следственные связи, явлений.

Личностные:

  • Реализация творческих способностей, пространственного воображения;

Методы обучения:

Формы организации познавательной деятельности учащихся: рассказ, беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, практическая работа, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, обсуждение.









Структура и ход урока:

Этап урока

Действия  учителя

Действия  учащихся

УУД

Время в мин.

Организационная часть, повторение пройденного материала.

Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока;

проверка готовности рабочих мест;

создание положительного настроя учащихся на урок

Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствия учащихся.

- Вступительная беседа.

Презентация( Слайд1)

Давайте мысленно перенесемся в эпоху Средневековья. Мы бредем по вымощенным мостовым, узким улочкам, разглядываем дома. Вот на одном из них мы видим вывеску: огромный крендель и пара булочек. Из открытого окна аппетитно пахнет свежей выпечкой, да так, что кружится голова и хочется есть.

А вот над входом красуется сапог - великан и из дома доносится мерный стук мастера. Здесь нам помогут, если сломался каблук или оторвалась подошва.

Недалеко видна знакомая эмблема: чаша, вокруг которой обвилась змея. Значит, здесь опытный аптекарь приготовит лекарство, которое поможет от головной боли.

И чаще всего у детей ремесленников не существовало другого выбора, как продолжить дело своих отцов: сын банкира будет преумножать капиталы отца, сын врача – лечить людей, используя опыт предшествующих поколений, сын лавочника – торговать разными товарами.

А теперь вернемся в наше время.

С раннего детства вам задавали вопрос: "Кем ты хочешь быть?" или же: "Кем ты хочешь стать?" Ответ на него зависел и от вашего возраста, от настроения в тот момент и степени серьезности отношения к данной проблеме.

Как же найти единственно верный, правильный жизненный путь, определиться в профессиональной деятельности?

А что значит правильный выбор? (Как вы думаете?)

Что влияет на правильный выбор профессии?











Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем.





Предполагаемые ответы:

- Первый компонент – получение знаний о мире профессионального труда, т. е. анализ профессиональной деятельности.

- Второй – получение знаний о себе, т. е. «образ «Я».

- Третий – соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности.






































(Чтобы профессия нравилась, соответствовала интересам, способностям человека, приносила доход, давала возможность развиваться, расти профессионально)

(Мода, престижность, семейные династии, советы значимых людей, информация о профессиях)





Коммуникативные

умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем



5


Мотивация. Определение темы урока.

Постановка цели

Цель этапа:

подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели



Вспомните и назовите составляющие выбора профессии


- «Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь,

чтоб в делах успешный был конец.» (И. А.Крылов)

- Как вы думаете к какой составляющей это относится и что это значит?



С вашей точки зрения, какие качества личности мы должны учитывать при выборе профессии?


-Правильно, поэтому сегодня поговорим о качествах человека, данных природой.

Записываем тему урока: «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение».

Цель: «Акцентировать внимание на личностных качествах, необходимых для выбора профессии»

Задачи:

- выяснить, какие направления профессиональной деятельности подходят именно вашим индивидуальным особенностям.

-узнаем, что такое внутренний мир человека и как он влияет на выбор профессии.

-научитесь определять свою самооценку, узнаете какие качества необходимо воспитывать в себе для того, чтобы достигнуть успеха.

И сегодня мы постараемся для себя открыть самого себя.



«Хочу» « Могу» « Надо»


Предполагаемые ответы:

-к составляющей «Могу»

- Необходимо заниматься тем к чему есть склонности, интерес, чтобы работа была в радость и приносила усп


- себя, определить свои интересы, склонности, способности

(Темперамент, характер, интеллект, коммуникативные способности, интересы)


Познавательные

формирование логических действий

Регулятивные

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно.

Коммуникативные: 

Умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли


5

Изложение нового материала, осмысление

Цель этапа: Ознакомление с новым материалом, осмысление учащимися важности материала для каждого из них.

Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в ваш внутренний мир и попробуем сделать несколько открытий.

Сейчас мы выполним работу, которая поможет вам сделать первое открытие.

(Слайд 4)

Практическая работа № 1 (записать в тетради)

А название работы мы пока не запишем (оставьте ниже пустую строчку), вы сформулируете его в конце работы самостоятельно.

Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями.

Есть ли у кого-то точно такой же?

Какое же первое открытие можно сделать?





Каждый человек пытается на себя вз глянуть со стороны, понять какой он, добрый или злой, умный или глупый? Интересный? Красивый? И т.д Этот процесс оценки своих качеств, способности, внешности, социальной значимости называется самосознанием.

Как вы думаете, самосознание дается нам от рождения или формируется в процессе развития?

- Да, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, представление о окружающем мире, о себе. Как вы считаете самосознание связано с самооценкой?

- Почему?


- Правильно, самосознание теснейшем образом связано с самооценкой. Поработаем с текстом учебника, находим и списываем определение «Самооценка» Вы с ним согласны?

- Какие виды самооценки вы знаете?


-Зарисуем схему

Помогаем мне, пользуясь текстом учебника, что такое заниженная самооценка?


- Завышенная?


- Адекватная и нормальная?



На основе самооценки формируется представление о себе, или образ «я». Познавать свое «Я» весьма не просто. Я человека состоит из нескольких составляющих, выделим и запишем основные : Я-реальное – каков я есть, Я-идеальное – каким мне хотелось бы быть.

- Если я считаю себя одним, а обнаруживаю, что я другой, то во мне пораждаются соответствующие эмоции : приятные или неприятные. Если вы считаете себя человеком пунктуальным, но стал неоднократно опаздывать, какие это вызовет ощущения?

- А если ты был уверен, что не сможешь выполнить к/р на отлично,но смог?

- Если рассогласование устраняется или становится меньше, возникает чувство удовлетворения, когда возрастает и человек усилиями своего «я» не может сократить расхождение, то возникает страх, чувство неудовлетворенности или даже тяжелая депрессия.

- Я идеальное еще называется Я-концепцией личности, запишем. Внесение изменений в свою я-концепцию для достижения своей цели будет служить развитием личности?

- Да, но нужно знать, что слишком жестки требования к себе – приведут к переживаниям и самонеудовлетворенности, а слишком слабые, делают нас бесхарактерными.

- Как вы думаете, как же наше собственное « я» влияет на выбор профессии?

- Выбирая профессию нужно четко определить, каким нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с я-концепцией человека, то работа вам подойдет и принесет самоудовлетворение и успех, в случаи несовпадения основных положений, что необходимо сделать?

- Оба ответа правильных. Если изменений внести нельзя, то нужно отказаться.





















Вывод. У каждого из вас получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Все мы разные (самостоятельно запишите вывод в тетради, а затем сформулируйте и напишите название нашей работы)“Учимся ценить индивидуальность”.









Предполагаемые ответы:

- Формируется в процессе развития









- Связано.


- Т.к. у человека меняются взгляды и представления о себе





-да


Предполагаемые ответы:

-Завышенная

- Заниженная

- Средняя



- Это недооценивание своих возможностей, как результат неуверенности в себе, чувство тревоги, робости, акцентрирование внимания на неудачах

- преувеличение своих заслуг, успехов, знаний.

- объективный анализ своих личностных качеств, способностей.






















- Неприятные.




- очень приятные


















- да, потому что это будет делать меня лучше и сильнее.







- От того какой я человек, какие качества я имею и какую самооценку зависит какая работа мне подойдет.




















Предполагаемые ответы:

- отказаться от данной профессии

- внести изменения в я-концепцию



Коммуникативные: 

-формулиро

вание и аргументация своего мнения и позиции;

- высказывать публично свою позицию

Личностные УУД:

- осознание важности знаний по теме.


15

Применение знаний и формирование умений и навыков

Практическая работа 

Цель этапа: закрепить  полученные знания (применение нового знания в задании)


Каждый из нас рано или поздно начинает задавать себе вопросы: “Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным “Я”? Чем я похож на других? Чем я от них отличаюсь?

(Слайд 7)

III. Практическая работа

1. Практическая работа № 2 “Кто Я?”. (Записать в тетради)

И сейчас мы с Вами сделаем второе открытие, выполнив практическую работу по методике американских психологов Куна и Мак-Портленда “Кто Я?”

В течение 5 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 10 слов или предложений. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важных или неважных. Пишите их так, как они приходят вам в голову.

(Слайд 8)

Обработка результатов практической работы № 2:

- выберите социальные роли, которые вы выполняете (отметьте их любым знаком);

- личностные характеристики (интересы, привычки, умения);

- выберите характеристики, которые вам в себе нравятся (+) и не нравятся (-);

- посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся.

Давайте сделаем вывод:

Как вы себя воспринимаете: как носителя социальных ролей или личных индивидуальных качеств, как вы к этому относитесь? Запишите его в тетрадь.

На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы как раз и определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.








Самостоятельная работа учащихся.















































Класс делится на 2 команды выбираются профессии одна команда называет плюсы и минусы профессии








.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала.

Личностные

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха деятельности.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности



Как вы думаете, для чего нужно человеку осознавать себя? Что это ему дает?

Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности:

  • узнать себя;

  • оценить себя;

  • изменить себя;

  • принять себя

- К прошлому уроку каждый из вас готовил профессиограмму нравившейся ему профессии, один из пунктов в ней был «требования профессии к человеку». Ваша задача сопоставить положения своей «я-концепции» с требованиями профессии. И при несовпадении важных компонентов, определить, возможно ли внесение изменений в свою «я-концепцию», либо вам стоит задуматься о выборе другой профессии. Написать выводы.


IV. Подведение итогов

Вывод. Самопознание – это необходимость при выборе профессии. Человек должен уметь разбираться в себе, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, правильно выбрать профессию, достичь своих целей в жизни.

(А теперь сформулируйте вывод самостоятельно, записав его в тетради)

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Выскажите свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли вас посетили?

(Слайд 16)


- Домашнее задание, пройти тест на определение самооценки по учебнику, оформить в тетрадь с выводами.

















соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности

Регулятивные

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

-подведени

е  итогов своей познавательной, учебной, практической         деятельности.


10