Организационная часть, повторение пройденного материала. Цель этапа: организовать направленное внимание на начало урока; проверка готовности рабочих мест; создание положительного настроя учащихся на урок | Приветствие, проверка готовности к уроку, присутствия учащихся. - Вступительная беседа. Презентация( Слайд1) Давайте мысленно перенесемся в эпоху Средневековья. Мы бредем по вымощенным мостовым, узким улочкам, разглядываем дома. Вот на одном из них мы видим вывеску: огромный крендель и пара булочек. Из открытого окна аппетитно пахнет свежей выпечкой, да так, что кружится голова и хочется есть. А вот над входом красуется сапог - великан и из дома доносится мерный стук мастера. Здесь нам помогут, если сломался каблук или оторвалась подошва. Недалеко видна знакомая эмблема: чаша, вокруг которой обвилась змея. Значит, здесь опытный аптекарь приготовит лекарство, которое поможет от головной боли. И чаще всего у детей ремесленников не существовало другого выбора, как продолжить дело своих отцов: сын банкира будет преумножать капиталы отца, сын врача – лечить людей, используя опыт предшествующих поколений, сын лавочника – торговать разными товарами. А теперь вернемся в наше время. С раннего детства вам задавали вопрос: "Кем ты хочешь быть?" или же: "Кем ты хочешь стать?" Ответ на него зависел и от вашего возраста, от настроения в тот момент и степени серьезности отношения к данной проблеме. Как же найти единственно верный, правильный жизненный путь, определиться в профессиональной деятельности? А что значит правильный выбор? (Как вы думаете?) Что влияет на правильный выбор профессии? | Подготовка класса к работе. Включаются в урок, во взаимодействие с учителем. Предполагаемые ответы: - Первый компонент – получение знаний о мире профессионального труда, т. е. анализ профессиональной деятельности. - Второй – получение знаний о себе, т. е. «образ «Я». - Третий – соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности. (Чтобы профессия нравилась, соответствовала интересам, способностям человека, приносила доход, давала возможность развиваться, расти профессионально) (Мода, престижность, семейные династии, советы значимых людей, информация о профессиях) | Коммуникативные умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем | 5 |
Мотивация. Определение темы урока. Постановка цели Цель этапа: подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели | Вспомните и назовите составляющие выбора профессии - «Берись за то, чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.» (И. А.Крылов) - Как вы думаете к какой составляющей это относится и что это значит? С вашей точки зрения, какие качества личности мы должны учитывать при выборе профессии? -Правильно, поэтому сегодня поговорим о качествах человека, данных природой. Записываем тему урока: «Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение». Цель: «Акцентировать внимание на личностных качествах, необходимых для выбора профессии» Задачи: - выяснить, какие направления профессиональной деятельности подходят именно вашим индивидуальным особенностям. -узнаем, что такое внутренний мир человека и как он влияет на выбор профессии. -научитесь определять свою самооценку, узнаете какие качества необходимо воспитывать в себе для того, чтобы достигнуть успеха. И сегодня мы постараемся для себя открыть самого себя. | «Хочу» « Могу» « Надо» Предполагаемые ответы: -к составляющей «Могу» - Необходимо заниматься тем к чему есть склонности, интерес, чтобы работа была в радость и приносила усп - себя, определить свои интересы, склонности, способности (Темперамент, характер, интеллект, коммуникативные способности, интересы) | Познавательные формирование логических действий Регулятивные Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно, и того, что неизвестно. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли | 5 |
Изложение нового материала, осмысление Цель этапа: Ознакомление с новым материалом, осмысление учащимися важности материала для каждого из них. | Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в ваш внутренний мир и попробуем сделать несколько открытий. Сейчас мы выполним работу, которая поможет вам сделать первое открытие. (Слайд 4) Практическая работа № 1 (записать в тетради) А название работы мы пока не запишем (оставьте ниже пустую строчку), вы сформулируете его в конце работы самостоятельно. Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Затем - кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? Какое же первое открытие можно сделать? Каждый человек пытается на себя вз глянуть со стороны, понять какой он, добрый или злой, умный или глупый? Интересный? Красивый? И т.д Этот процесс оценки своих качеств, способности, внешности, социальной значимости называется самосознанием. Как вы думаете, самосознание дается нам от рождения или формируется в процессе развития? - Да, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, в его сознании происходит переосмысление прежних взглядов, представление о окружающем мире, о себе. Как вы считаете самосознание связано с самооценкой? - Почему? - Правильно, самосознание теснейшем образом связано с самооценкой. Поработаем с текстом учебника, находим и списываем определение «Самооценка» Вы с ним согласны? - Какие виды самооценки вы знаете? -Зарисуем схему Помогаем мне, пользуясь текстом учебника, что такое заниженная самооценка? - Завышенная? - Адекватная и нормальная? На основе самооценки формируется представление о себе, или образ «я». Познавать свое «Я» весьма не просто. Я человека состоит из нескольких составляющих, выделим и запишем основные : Я-реальное – каков я есть, Я-идеальное – каким мне хотелось бы быть. - Если я считаю себя одним, а обнаруживаю, что я другой, то во мне пораждаются соответствующие эмоции : приятные или неприятные. Если вы считаете себя человеком пунктуальным, но стал неоднократно опаздывать, какие это вызовет ощущения? - А если ты был уверен, что не сможешь выполнить к/р на отлично,но смог? - Если рассогласование устраняется или становится меньше, возникает чувство удовлетворения, когда возрастает и человек усилиями своего «я» не может сократить расхождение, то возникает страх, чувство неудовлетворенности или даже тяжелая депрессия. - Я идеальное еще называется Я-концепцией личности, запишем. Внесение изменений в свою я-концепцию для достижения своей цели будет служить развитием личности? - Да, но нужно знать, что слишком жестки требования к себе – приведут к переживаниям и самонеудовлетворенности, а слишком слабые, делают нас бесхарактерными. - Как вы думаете, как же наше собственное « я» влияет на выбор профессии? - Выбирая профессию нужно четко определить, каким нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с я-концепцией человека, то работа вам подойдет и принесет самоудовлетворение и успех, в случаи несовпадения основных положений, что необходимо сделать? - Оба ответа правильных. Если изменений внести нельзя, то нужно отказаться. | Вывод. У каждого из вас получилось что-то свое. Так и в жизни: каждый человек - это неповторимая личность, и на всей земле больше такой не существует. Все мы разные (самостоятельно запишите вывод в тетради, а затем сформулируйте и напишите название нашей работы): “Учимся ценить индивидуальность”. Предполагаемые ответы: - Формируется в процессе развития - Связано. - Т.к. у человека меняются взгляды и представления о себе -да Предполагаемые ответы: -Завышенная - Заниженная - Средняя - Это недооценивание своих возможностей, как результат неуверенности в себе, чувство тревоги, робости, акцентрирование внимания на неудачах - преувеличение своих заслуг, успехов, знаний. - объективный анализ своих личностных качеств, способностей. - Неприятные. - очень приятные - да, потому что это будет делать меня лучше и сильнее. - От того какой я человек, какие качества я имею и какую самооценку зависит какая работа мне подойдет. Предполагаемые ответы: - отказаться от данной профессии - внести изменения в я-концепцию | Коммуникативные: -формулиро вание и аргументация своего мнения и позиции; - высказывать публично свою позицию Личностные УУД: - осознание важности знаний по теме. | 15 |
Применение знаний и формирование умений и навыков Практическая работа Цель этапа: закрепить полученные знания (применение нового знания в задании) | Каждый из нас рано или поздно начинает задавать себе вопросы: “Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным “Я”? Чем я похож на других? Чем я от них отличаюсь? (Слайд 7) III. Практическая работа 1. Практическая работа № 2 “Кто Я?”. (Записать в тетради) И сейчас мы с Вами сделаем второе открытие, выполнив практическую работу по методике американских психологов Куна и Мак-Портленда “Кто Я?” В течение 5 минут вы должны ответить на вопрос: “Кто Я?”, использовав для этой цели 10 слов или предложений. Здесь нет правильных или неправильных ответов, важных или неважных. Пишите их так, как они приходят вам в голову. (Слайд 8) Обработка результатов практической работы № 2: - выберите социальные роли, которые вы выполняете (отметьте их любым знаком); - личностные характеристики (интересы, привычки, умения); - выберите характеристики, которые вам в себе нравятся (+) и не нравятся (-); - посмотрите на свои ответы с точки зрения того, к какому времени они относятся. Давайте сделаем вывод: Как вы себя воспринимаете: как носителя социальных ролей или личных индивидуальных качеств, как вы к этому относитесь? Запишите его в тетрадь. На первый взгляд очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы как раз и определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом. | Самостоятельная работа учащихся. Класс делится на 2 команды выбираются профессии одна команда называет плюсы и минусы профессии . | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка - выделение и осознание усвоенного материала. Личностные - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха деятельности. | 10 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Как вы думаете, для чего нужно человеку осознавать себя? Что это ему дает? Осознание себя открывает перед ним как минимум четыре удивительные возможности: узнать себя; оценить себя; изменить себя; принять себя - К прошлому уроку каждый из вас готовил профессиограмму нравившейся ему профессии, один из пунктов в ней был «требования профессии к человеку». Ваша задача сопоставить положения своей «я-концепции» с требованиями профессии. И при несовпадении важных компонентов, определить, возможно ли внесение изменений в свою «я-концепцию», либо вам стоит задуматься о выборе другой профессии. Написать выводы. IV. Подведение итогов Вывод. Самопознание – это необходимость при выборе профессии. Человек должен уметь разбираться в себе, чтобы обрести уверенность, реализовать свои способности, правильно выбрать профессию, достичь своих целей в жизни. (А теперь сформулируйте вывод самостоятельно, записав его в тетради) Рефлексия. Что нового вы сегодня узнали? Выскажите свои ощущения от сегодняшнего занятия, что понравилось, запомнилось, какие мысли вас посетили? (Слайд 16) - Домашнее задание, пройти тест на определение самооценки по учебнику, оформить в тетрадь с выводами. | соотнесение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности | Регулятивные -умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию -подведени е итогов своей познавательной, учебной, практической деятельности. | 10 |