СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водоросли разнообразие

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Водоросли разнообразие»

План- конспект урока биологии в 6 классе по теме:

« Водоросли, их разнообразие и значение в природе».

Цели: познакомить учащихся с характерными признаками строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и приспособления к ней донных и плавучих водорослей.

Предметные результаты:

– формировать умение отличать водоросли от других растений (по таблице);

– формировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, водоросли.

Метапредметные и личностные результаты:

Коммуникативные УУД

  1. Работа в группе, как формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие для достижения общей цели.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

2. Сформировать умение работать по плану проблемы группы, сверять свои действия с целью, стоящей перед группой и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Сформировать умение в диалоге между учащимися, учащимися и учителем самостоятельно выработанные критерии оценки для достижения общей цели и совершенствовать их.

Познавательные УУД

1.Сформировать умение у группы учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Сформировать умение у группы учащихся строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей.

  1. Выяснить особенности внешнего строения водорослей;

  2. Показать особенности клеточного строения водорослей;

  3. Формировать умение вести научный диалог в группах;

  4. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, видеоматериалом, фотографиями.

Оборудование: таблицы, фотографии, гербарии «Водоросли», учебник И.Н. Пономарева “Биология. 6 класс» (Изд. Вентана-Граф), технологическая карта урока, видеоролик.

Термины и понятия урока: таллом, слоевище, автотрофное питание, планктон, бентос.

Тип урока: Изучение нового материала.

Водоросли

Водоросли — вне таксономическая группа, включающая несколько отделов и насчитывающая более 100 тыс. видов. Водоросли называют также низшими растениями, так как им не свойственно разделение тела на ткани и органы. 

Водоросли являются самой древней группой растений. Они прошли длительный эволюционный путь, приспосабливаясь к различным сменявшимся условиям на Земле. 

Раздел биологии, изучающий водоросли, называется альгологией.

Строение водорослей

По строению тела водоросли делятся на одноклеточные, колониальные и многоклеточные. Тело водорослей называется талломом, или слоевищем. У многоклеточных форм оно не разделяется на ткани и органы, но у некоторых водорослей можно обнаружить на талломе особые нитевидные выросты — ризоиды. Они служат в основном для прикрепления, но могут также выполнять функцию всасывания воды и минеральных веществ.



Низшие растения

К низшим растениям относят водоросли, так как они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Это сборная группа самых древних растений на Земле.

Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения (рис. 33). Несмотря на сравнительно простое строение, различные группы водорослей имеют свои особенности и происходят от различных предков.

Зелёные водоросли Одноклеточные зелёные водоросли содержат хлоропласты с хлорофиллом, который и придаёт им зелёную окраску. Эти водоросли живут в основном в воде — пресной или солёной, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.

У многоклеточных зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. Эти зелёные водоросли живут как в пресной, так и солёной воде.

Наиболее сложное строение среди водорослей имеют харовые водоросли, обитающие в пресных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. У харовых имеются образования, которые по форме и выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений (рис. 34).

Бурые водоросли — многоклеточные, в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей — желтоватобурая окраска слоевищ (рис. 35, а). Слоевища бурых водорослей бывают нитевидной, шаровидной, пластинчатой, кустообразной формы, а их размеры колеблются от микроскопических до гигантских (несколько десятков метров).

Красные водоросли, или багрянки, в основном многоклеточные морские растения (рис. 35, б). В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и даже жёлтой.

Красные водоросли весьма разнообразны и очень красивы. Они имеют причудливые формы: пластинчатые, цилиндрические, нитевидные и кораллоподобные, в разной мере разветвлённые и рассечённые. В морях багрянки встречаются повсеместно. Благодаря тому что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, они могут расти на глубине 100—200 м. Многие багрянки служат пищей для морских животных, используются они и в пищу человека.

Новые понятия

Низшие растения. Водоросли: зелёные, бурые, красные.

Ответьте на вопросы

1. Почему водоросли относят к низшим растениям?

2. Какое строение имеют зелёные водоросли?

3. Где обитают и какое строение имеют бурые водоросли?

4. В чём особенности строения красных водорослей?

ПОДУМАЙТЕ!

Можно ли все растения, обитающие в воде, относить к водорослям?