СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Войдем в православный храм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 - 5 классах, на занятиях внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Войдем в православный храм.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мало-Вяземская средняя общеобразовательная школа















Методическая разработка урока на тему:

ВОЙДЕМ В ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ











Автор: Кривич Ольга Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ Мало-Вяземская СОШ











Февраль 2019 г.

Аннотация


Данный урок представляет собой урок – экскурсию. Он способствует формированию у учащихся представлений о православном храме, его устройстве, архитектуре. В процессе урока учащиеся изучают учебный материал, опираясь на личный опыт и различные источники знаний, коллективно обсуждают результаты наблюдений. Данная форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию у них умений самостоятельной работы, в том числе самостоятельной работы с информацией. Учащиеся знакомятся с внутренним строением храма, с историей храмовой культуры. Данная работа помогает познакомить, расширить, углубить знания детей и позволяет учителю использовать данный материал на уроках окружающего мира, литературного чтения и др.



Модуль: «Основы православной культуры»

УМК: учебник Н.Ф.Виноградовой «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2018.

Тип урока: изученного нового материала.

Вид урока: урок-исследование, заочное путешествие в храм.



Форма работы: фронтальная работа, работа в парах, в группах, индивидуальная, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Методы работы: словесный – беседа с использованием проблемных и репродуктивных вопросов, рассказ – сообщение, наглядно-демонстрационный – работа с учебником, презентация, исследовательский метод.



Цели: создать условия для формирования сознательного представления о православном храме как настоящем шедевре архитектуры и центре духовной жизни православных христиан, его внутреннем и внешнем устройстве, правилах поведения в храме.



Задачи урока:

предметные – дать представление о назначении и устройстве православного храма, его строении, значимости в жизни людей; ознакомить с новыми понятиями (храм, крестное знамение, иконостас, царские врата, алтарь);

метапредметные – повышать познавательную активность; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самооценку; развивать устную диалоговую и монологическую речь, зрительную память, внимание, творческие способности; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами; обогащать, активизировать словарь обучающихся;

личностные – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, готовность слушать собеседника, вести диалог, доказывать свою точку зрения; воспитывать интерес и любовь к нравственно-духовным ценностям своей Родины; формировать культуру поведения в общественных местах; развивать коммуникативные качества обучающихся через организацию совместной (групповой, работа в паре) работы; проявление самостоятельности  в разных видах деятельности,  умение оценивать себя с точки зрения православных ценностей; развитие навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.



Основные термины и понятия: храм, крест, купол, свеча, притвор, алтарь, Царские врата, солея, паперть, правила поведения в храме.



Методическое оснащение урока:

оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран;

дидактическое обеспечение: учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2018, мультимедийная презентация по теме урока, таблица, карточки с основными терминами и понятиями;

программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.

Ход урока:

  1. Орг. момент.



  1. Введение в тему и постановка цели урока.

Ученик читает стихотворение-загадку.

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

Сиянье золотое,

И, кажется, что он поёт

Застывшей красотою.

(Татьяна Шорохова)


- О чем пойдет речь на уроке?


Слайд №1


- Поднимите руку, кто из вас посещал храм?

- Что вам больше всего запомнилось?

- С кем вы ходили в храм?

- Готовились ли вы к посещению храма? (Как?)

- А кто из вас никогда не был в храме?

- Как вы думаете, для чего люди ходят в храм?

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока?


Слайд № 2


- Что бы вы хотели узнать о храме?


- Сегодня в процессе урока каждый из вас заполнит таблицу, которая позволит систематизировать наши знания по теме урока.



Я знаю…

Я хочу узнать…

Я узнал…






Самостоятельная работа: заполнить первый столбик таблицы.


Работа в парах: заполнить второй столбик таблицы.




  1. Открытие новых знаний.


- Сегодня на уроке мы совершим виртуальную экскурсию в храм, ознакомимся с внутренним убранством храма, правилами поведения в храме.





Словарная работа.



- У каждого из вас есть конверт с карточками, на которых записаны новые термины и понятия. Ваша задача найти краткое объяснение данным словам в процессе моего рассказа и записать его на карточку.



Рассказ учителя.



Православный храм, Православная церковь, любая, даже в маленькой деревеньке, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, купола, золотые одежды священнослужителей – все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти.



- Подумайте, от какого старинного слова происходит слово «храм»?



Само слово «храм» происходит от славянского «хоромы»; храмы строились по принципу царских палат, для них выбирались самые красивые и высокие места, для его украшения использовались лучшие материалы.



Слайд № 3



Во внешнем и внутреннем убранстве храма нет ничего лишнего, каждая деталь, каждый предмет несет глубокий и возвышенный смысл. Исторически сложилось так, что христианские храмы имеют различную внешнюю форму. Чаще храмы строят крестообразными (крест – это знак победы жизни над смертью). Обычно храм покрывается куполом в виде шатра либо луковицы – все это образы горящей свечи, символизирующей переход от земли к небу, от физического к духовному, от мирского к божественному. Венчает купол крест.



Слайд № 4

Православный храм всегда обращен алтарной частью навстречу восходящему солнцу (на восток), т.к. сад Эдемский был расположен на востоке. Входная дверь в храм расположена с западной стороны. Человек подходит к храму с запада (со стороны смерти и греха). Он поднимается по ступеням и оказывается на паперти – церковном крыльце, небольшой площадке перед входом в церковь, символизирующей возвышенное положение Церкви среди окружающего мира. С давних времен принято нищим, больным и убогим людям, сидящим на паперти, подавать милостыню.



Слайд № 5, № 6, № 7



Храм, как правило, делится на 3 основные части: алтарь, притвор и собственно храм.



Слайд № 8



Притворпристройка перед входом в храм, является местом подготовки человека к вхождению собственно в храм. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.



Слайд № 9



Минуя притвор, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения. Это центральная часть здания. Посмотрев по сторонам, человек видит лики святых, взирающих на него со стен храма. Создается впечатление, что человек попал в другой мир, в жилище ангелов и святых, каковым и считается в духовном смысле внутреннее храмовое пространство.

Алтарь – самое сакральное место в храме, место пребывания господа Иисуса Христа, символизирует собой Царствие Небесное. Алтарь – это греческое слово. Оно означает "возвышенный жертвенник". Алтарь, действительно, устраивается на небольшом возвышении.



Слайд № 10



Это священное место, где является людям Сам Господь Иисус Христос. Это бывает во время Божественной Литургии — Богослужения. Это очень радостное и вместе с тем страшное своим неземным величием Богослужение. Поэтому входить в алтарь разрешается не всем людям, но только лишь тем, кто совершает Божественные службы, т.е. священнослужителям. Женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с благословения (позволения) священника (например, во время крещения).

Перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма называется Иконостасом.



Слайд № 11



Она состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти. В середине нижнего яруса находятся Царские врата.



Слайд № 12



Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священнослужителей. Царские врата символизируют собой врата Рая. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.



К иконостасу примыкает солея. Солея возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того, сам алтарь находится на возвышении, и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. На нее нельзя ступать вне особых случаев (например, Причастие).



Слайд № 13



Таким образом, можно подытожить, что прихожанам можно находиться только в притворе и собственно храме, а как только начинается возвышенная площадка (солея), то дальше нам нельзя.



Словарная работа.

- Давайте дадим объяснение новым терминам, которые встретились вам в моем рассказе.

Дети читают свои записи на карточках, объясняя новые понятия.



Работа в группах.

- На предыдущем уроке вы разделились на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание и материал, который поможет вам найти ответ на заданный вопрос и даст возможность познакомить одноклассников с новыми знаниями.

1 группа – поведение в храме (приложение 1).

2 группа – обращение к ближнему, благословение (приложение 2).

3 группа – крестное знамение, поклоны, свечи (приложение 3).

(Обучающиеся работают в группах: читают текст, выбирают тот материал, который соответствует заданию группы, т.е. самое главное, с чем нужно ознакомить одноклассников, назначают выступающих).



Выступление групп.

1 группа – слайд №14

2 группа – слайд № 15, № 16

3 группа – слайд №17, № 18

Слайд № 19



  1. Закрепление изученного материала.

- Мы совершили виртуальную экскурсию по православному храму. Давайте заполним третий столбик нашей таблицы, что нового мы узнали на уроке.

Индивидуальная работа.



  1. Рефлексия.

-Поднимите руку, кому понравилась наша виртуальная экскурсия?

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Остались ли вопросы, на которые мы не нашли ответа на сегодняшнем уроке? (из колонки номер 2 в таблице)

Вопросы записываем на доске (листы с заполненной таблицей подписывают и сдают учителю).



  1. Домашнее задание.

- Прочитать в учебнике материал по нашей теме (записываем страницы).

- Выберите любой вопрос (на доске), на который вам бы хотелось найти ответ, подготовьте небольшое сообщение по этому вопросу.







Список использованных источников и литературы


  1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2018 г.

  2. Резник Е.В., Чудина Ю.Ю., Религии мира. Православие. М.: ООО «ТД Издательство Мир книги», 2006 г.

  3. https://ru.wikipedia.org/

  4. http://kolpino-orthodoxy.ru/id=25

  5. http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravila-povedeniya-v-hrame-dlya-rebenka.html

  6. http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/pervieshagi03.htm

  7. http://spirovo.ortox.ru/poleznaya-informaciya/pravila-povedeniya-v-xrame/

  8. http://zsoborkem.cerkov.ru/pravila-povedeniya-v-xrame/

  9. http://zsoborkem.cerkov.ru/pravila-povedeniya-v-xrame/

  10. https://pravoslavie.fm/interested/25-sovetov-o-tom-kak-vesti-sebya-v-pravoslavnom-hrame/

  11. https://www.blagodrevo.com/vnutrennie-dokumenty/pravila-povedeniya-v-khrame.php

  12. https://pravoslavie.guru/nuzhno-znat/pravila-povedeniya-v-tserkvi-sovety-nachinayushhim.html Pravoslavie.Guru © Энциклопедия веры

  13. http://xram-orbeli.ru/bogosluzhenie/pravila-povedeniya-v-xrame

 









Приложения

Приложение 1.



ПОВЕДЕНИЕ ВО ХРАМЕ



Истинно православные люди обязательно должны посещать храм Божий, но не каждый знает все нюансы поведения в церкви, освящен­ные традицией. И поэтому случается, что пришедший в храм чувствует дискомфорт, мешающий ему ощутить духовную радость и благодать Божию.

Православный храм считается особым, святым местом, поэтому вести себя там нужно соответственно, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий. К посещению храма следует заблаговременно подгото­виться, при этом важно все — от настроения до одежды.

Собираясь в храм, обратите внимание на свою одежду: она не должна выглядеть кричащей и быть слишком открытой. То, что считается нормальным и модным, не всегда приемлемо для православных христиан, и при подборе одежды необходимо руководствоваться здравым смыслом.

Женщинам запрещается заходить в храм в шортах или брю­ках. И мужчинам, и женщинам даже в жаркое время желательно посещать церковь в одежде с длинным рукавом. Чрезвычайно не­уместно смотрятся в храме спортивные костюмы. Нельзя входить в храм в майках без рукавов.

При входе в церковь мужчины обязаны снять головной убор. Внешний вид при посещении храма должен быть опрятным и аккуратным. Желательно перед посещением храма не курить и чисто побриться. Недопустимо появление в храме в нетрезвом состоянии.

Женщинам принято находиться в храме с покрытой готовой (это может быть платочек, шарф или просто верхний головной убор), в юбке ниже колен и в кофте с длинными рукавами. Считается, что платок является символом скромности, а согласно словам апосто­ла Павла, покрытая голова у женщины — знак для ангелов. Не стоит пользоваться косметикой. Тем более не стоит красить губы, ведь вы будете прикладываться к кресту и святым образам. Потом служащим церкви придётся стирать с икон остатки вашей помады. Да и у других прихожан следы помады на святыне не вызовут приятных ассоциаций. Не стоит также обильно пользоваться парфюмом. Вы будете долгое время находиться в ограниченном помещении с большим количеством людей. Не всем может понравиться вдыхать этот аромат. К тому же, в церковь ходят и маленькие дети, и люди с ослабленным здоровьем. У людей может развиться аллергическая реакция. Христианин должен всегда носить на себе нательный крест.

Помните, что на церковной паперти запрещается курить, в храм нельзя заходить с животными.

Дети приходят в православный храм по разным причинам. В основном, в первый раз их приводят родители. Вера для ребенка должна быть не обузой, не пониманием того, что он должен угодить Богу или родителям, а понимание того, что посещение храма — это радость общения с Богом, это праздник, это поощрение за послушание и хорошее поведение. Необходимо приучать детей ходить в храм, давать им пример молитвы и благоговейного поведения.

Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, следует выйти с ребенком из храма.

Приходить к службе следует заранее, за 5 — 10 минут до ее начала. При входе не забудьте перекреститься, то есть осенить себя крест­ным знамением, а затем поклониться в пояс. При этом произне­сите молитву «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». В храме прежде всего подойдите к храмовой или праздничной иконе, ле­жащей на аналое посреди церкви, дважды перекреститесь с по­клоном, приложитесь и еще раз перекреститесь.

Разговаривать в храме следует только вполголоса и то только в крайнем случае, при этом ни в коем случае нельзя держать ру­ки в карманах, жевать жевательную резинку. Если нет необхо­димости, лучше оставаться на одном месте, чтобы не мешать ос­тальным прихожанам. По этой же причине следует очень осто­рожно устанавливать свечи и прикладываться к иконам. Разговоры в храме нужно ограничить до предела. Знакомых кратко поприветствовать, отложив беседы на потом и за порогом храма.

Сидеть в храме дозволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

При выходе из храма следует три раза перекреститься.




Приложение 2.

ОБРАЩЕНИЕ К БЛИЖНЕМУ

Человеку, переступившему церковный порог впервые, труд­но найти подходящее обращение к ближнему. Однако следует помнить, что христиане — это одна семья, где все друг другу род­ные, и здесь не нужны условности.

«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. «Ба­тюшка» или «отец» — так называют священников как соверши­телей таинств, посредством которых люди возрождаются к жиз­ни духовной. Обычно после слова «отец» добавляют имя, напри­мер «отец Петр». К диакону можно обращаться «отец диакон», к настоятелю храма (монастыря) — «отец настоятель».

В разговорах православных людей часто слышится слово «отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать «ме­ня благословил отче Владимир», это неграмотно.

Обращаться к священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается после его смерти.

Жен служителей алтаря, а также пожилых женщин мы назы­ваем ласковым словом «матушка».

К архиереям — епископам, митрополитам, патриарху — нуж­но обращаться «владыка», как к облеченным церковной властью.



БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Всякий верующий человек хочет при встрече с батюшкой попросить у него пастырское благословение — осенение крест­ным знамением.

Когда священник благословляет, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Iс. Хс., то есть «Иисус Христос». Это значит, что через священника нас благословляет Сам Иисус Христос. Поэтому такое благословение вы должны принимать с особым благоговением. Для этого, подходя за благословением, вы должны совершить поясной поклон и сложить руки крестом— правую на левую, ладонями вверх. Получив благословение, поце­луйте благословившую вас руку.

Благословение имеет много значений. Первое из них — при­ветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение.

Второй смысл священнического благословения — это разре­шение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответ­ственного дела, перед путешествием, а также в любых затрудни­тельных обстоятельствах мы можем просить у священника сове­та и благословения.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной служ­бы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Гос­подне на вас...», «Благодать Господа нашего...», осеняет молящих­ся крестным знамением. В ответ вы должны смиренно прекло­нить голову, не складывая рук.

Если же священник осеняет вас священными предметами (крестом, Евангелием, Чашей, иконой), вы долж­ны сначала перекреститься, а потом отдать поклон.





























Приложение 3.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ, ПОКЛОНЫ, СВЕЧИ

Как известно, крест в христианстве — символ спасения и веч­ной жизни, кресты стоят на куполах всех православных храмов, крест сопровождает нас от крещения и до смерти, без креста не должна проходить ни одна молитва. Крестное знамение было установлено апостолами в знак того, что люди помнят и почитают то, что сделал для них Спаситель. Когда мы молимся и крестимся при этом, мы привлекаем на себя благодать Духа Святого.

Крестное знамение нужно совершать неторопливо, благоговей­но, осознавая его смысл. Церковью установлено несколько правил совершения крестного знамения. Большой, указательный и сред­ний пальцы нужно соединить, остальные пригнуть к ладони. Это говорит о нашей вере в то, что Бог есть Троица, что это не одно ли­цо, а три, но в то же время это не три разных бога, а один истинный Бог. Пригнутые же пальцы символизируют две сути Христа — Бо­жественную и человеческую. Во время крестного знамения следу­ет произнести: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Христианство знает пять разновидностей крестного знаме­ния: одноперстное, двуперстное, троеперстное, херословное, пя­типерстное.

Одноперстным крестным знамением и сегодня пользуется Католическая Церковь, оно же является и самым старшим из всех известных. Как правило, это знамение делают священники перед тем, как начать читать Евангелие. При этом большим паль­цем правой руки делаются три маленьких крестика на лбу, на гу­бах, на груди, что означает присутствие Бога в наших мыслях, словах и сердце.

Двуперстное крестное знамение символизирует Божествен­ную и человеческую сущности Христа.

Троеперстное крестное знамение на сегодняшний день явля­ется самым известным, оно было утверждено в церковной тради­ции Русской Православной Церкви в 1666 г.

Херословное знамение выглядит так: указательный и сред­ний пальцы правой руки скрещивают таким образом, чтобы об­разовалась буква «X», большой и безымянный пальцы образо­вывают букву «С», мизинец образует букву «И». Ладонь в це­лом образует имя Господне — Иисус Христос. Этот вид благос­ловения никогда не использовался в Католической Церкви.

Пятиперстное крестное знамение используется католиками. Пять пальцев символизируют пять ран Христа.

У некоторых возникает вопрос: какое же из этих крестных зна­мений можно считать единственно правильным? Как учит Пра­вославная Церковь, способ крестного знамения (по утверждению многих священников) второстепенен, а при совершении крестно­го знамения самым главным является глубокая вера в Бога.

Молитва, крестное знамение всегда должны сопровождаться поклонами, — это знак нашего смирения перед Господом, осо­знания своей греховности, преклонения перед Его величием. Поклон следует делать только после осенения крестным зна­мением и опустив правую руку. Нельзя одновременно крестить­ся и кланяться.

Поклоны бывают земные (нужно встать на колени и коснуть­ся земли головой) и поясные (нужно наклониться так, чтобы ру­кой достать до земли). Поклоны нужно делать только тогда, когда это нужно: кла­няться следует после каждого молитвословия, а также когда свя­щенник произносит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми ва­ми», нужно делать поясной поклон без осенения крестом.

Невозможно представить себе церковную службу без возжи­гания свечей. Свеча — это наша добровольная малая жертва Бо­гу, ее можно назвать и проводником нашей молитвы к Богу, Бого­родице или к кому-либо из святых. Но для того чтобы молитва бы­ла услышана, необходимы любовь и почитание к Господу, любовь к ближним и смирение, без этого наша жертва напрасна. И не имеет значения цена свечи: дешевая свеча, поставленная со сми­рением и благоговением, имеет большее значение, чем дорогая, поставленная без веры.

Нет четких правил, к какой иконе нужно ставить свечи и в ка­ком количестве, но существуют некоторые традиции. Сначала ставят свечу у наиболее чтимой храмовой иконы, затем к святым мощам (если они есть в храме), после этого свечу ставят к иконе святого, имя которого вы носите, или к иконе Всех святых, в по­следнюю очередь ставят свечи о здравии или упокоении.

О здравии ставят свечи перед иконами Спасителя, Богороди­цы, святого великомученика и целителя Пантелеймона и других святых, которым Бог дал благодать исцелять от болезней. После того как перед образом поставлена свеча, следует мысленно про­изнести: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (грешной)» или назвать имя того, о ком молитесь.

За усопших свечи ставят на специальный четырехугольный стол, который называется канон или канун. При этом мысленно следует произнести: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имярек), и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

Следует помнить, что свечи нужно ставить до или после богослужения, в противном случае нарушается тишина и порядок в храме во время богослужения.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.