СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Война глазами детей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне!

Просмотр содержимого документа
«Война глазами детей»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа имени В.Г. Солодовникова с. Черноречье

муниципального района Волжский Самарской области (ГБОУ СОШ с.Черноречье)









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

«УРОК ПОБЕДЫ»


«ВОЙНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»



Учитель русского языка и литературы

Бровякова Елена Владимировна





Конспект урока русского языка

«Война глазами детей»

Класс - 8

Цель урока: увековечение памяти о Победе в Великой Отечественной войне, повышение исторической грамотности, патриотическое воспитание обучающихся.

Задачи:

  • изучать историю своей страны, своего народа;

  • формировать патриотические чувства;

  • воспитывать уважение к прошлому и настоящему своей страны;

  • познакомить детей с судьбой девочки Майи, оказавшейся в блокадном Ленинграде ;

  • развивать коммуникативные навыки;

  • формировать умение работать в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, музыкальное сопровождение.


ХОД УРОКА

1) Организационный момент

Учитель: Приветствие учащихся.

Ребята, послушайте внимательно песню в исполнении Т. Гвердцители и подумайте, о ком говорится в музыкальном произведении.

1) Звучит песня

Тамара Гвердцители

Дети войны...
Смотрят в небо глаза воспаленные.
Дети войны...
В сердце маленьком горе бездонное.

В сердце, словно отчаянный гром,
Неумолчный гремит метроном.
Неумолчный гремит метроном.

Дети войны
Набивались в теплушки открытые.
Дети войны
Хоронили игрушки убитые.

Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.

Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас разлучив навсегда.

Дети войны -
В городках, в деревеньках бревенчатых...
Дети войны,
Нас баюкали добрые женщины...

Буду помнить я тысячи дней
Руки близких чужих матерей.
Руки близких чужих матерей.

Застилала глаза ночь кромешная,
Падал пепел опять и опять,
Но спасением и надеждою
Нам всегда была Родина-мать.

Дети войны,
Стали собственной памяти старше мы.
Наши сыны,
Этой страшной войны не видавшие,
Пусть счастливыми будут людьми!
Мир их дому!
Да сбудется мир!
Мир их дому!
Да сбудется мир!


2) Определение темы урока: «Война глазами детей» (формулируют дети).

Постановка дидактических целей урока.

Формирование 4 групп.



3) Ученикам предлагается для работы фрагмент прозаического произведения

Л. Никольской «Остаться живой»


Людмила Никольская пишет об одном блокадном месяце в жизни ленинградской девочки Майи — декабре 1941 года. О небольших, но важных моментах этого короткого периода здесь рассказывается очень подробно: как Майя находит чужую хлебную карточку и боится, что ее уличат в краже, как поддерживает маму и как вспоминает, увидев забытую надпись на стене, как хотела быть похожей на Женю из «Тимура и его команды». О чем она переживает, о чем думает и чего боится — все это приметы блокадного времени, которые мы видим детскими глазами.








Текст для работы групп.

Война идёт шестой месяц. Целую вечность. Всё резко разграничилось. До войны. В войну. Словно две жизни. Та промчалась, а эта длится целую вечность. Хочется плакать или замереть на месте и ждать, когда она кончится. Ведь должна же война кончиться?

— Успокоилась? Собирайся поживей. Не терзай мне Душу.

— Я в самом деле пила молоко, — начала Майя. — И каравай висел вместо солнца. Запах густой, тёплый. Всё вокруг стало жёлтым, нет, скорей, коричневым… Не веришь? И кот Валет с Узнаем разговаривали. Оказывается, он жив, а тётя Катя писала, что давно околел.

Мама помрачнела.

— Что-то с Катенькой. Там уже давно фашисты. Может, и живой нет… Писал Дмитрий, что там на дорогах делается… Дороги забиты беженцами. С детьми, в одних платьях, узлы и чемоданы в канавах валяются. А немцы бомбят, обстреливают!

— Как нас? Мамочка, парное молоко, оказывается, такое вкусное. Как я его не любила? Я пью, а оно не убавляется. Разве такое бывает?

— Во сне всё бывает. Вставай, одевайся, замёрзла вся.

— Рыба, мамочка, сама из речки высовывалась. Одна здоровая щука сама захотела залезть в ведро… Я подумала, не Емелина ли это щука. А лещ, тоже здоровый, таращил на меня глаза!

Майя видит, что мама думает о своём, но уже не может остановиться. Ей надо выговориться, она не может носить в себе одновременно горе и удивление.

Но мама отошла к топившейся «буржуйке».

Майя встала, натянула на бумажные чулки тёплые шерстяные, надела свою, потом мамину кофты и думает, что надо сегодня сходить к Мане. Уж ей-то она подробно расскажет свой удивительный сон.

В дверь осторожно постучали. Затем дверь отворилась, и на пороге встала соседка Софья Константиновна.

— Можно к вам, Наталья Васильевна?

— Войдите, пожалуйста, Софья Константиновна, — запоздало сказала мама. Она не пошла навстречу соседке, только зябко повела плечами.

— Извините, я прикрою дверь.

Мамины глаза прикованы к платью, аккуратно разложенному на диване. Это её лучшее платье. С вечера оно приготовлено для барахолки.

Майя видит, как маме нелегко с ним расстаться. Поняла это и Софья Константиновна, бросив мимолётный взгляд на маму и на диван.

— Отвлекитесь, милая. Я буквально на минутку. Я всех в очереди предупредила, что придёт девочка в красненьком пальтишке. Хорошенькая такая.

— Моё пальто красивого болотного цвета. А лицо вовсе не хорошенькое. Нос у меня как непропечённая картошка, — бурчит Майя.

— Правда? Ну, не важно, Майечка. Ты будешь стоять за женщиной в чёрном пальто. Оно буквально ей до пят. Знаете, чересчур длинное пальто. И с опущенными ушами.

— У неё уши опущенные? — удивилась Майя и поглядела на маму. Мама не улыбнулась.

— Ты не поняла меня. Буквально опущены уши у мужской шапки, которая на женщине. Какая непонятливая девочка. А может быть, эта дама — мужчина? Люди стали странным образом на себя непохожи. Все почему-то на одно лицо. Многие ходят немытыми. Да, о чём это я? Булочная закрыта, на улице темнотища. Вероятно, в ней хлеб отсутствует. Ты, Майечка, её или его разглядишь запросто. У тебя буквально кошачьи глазки.

— Кого разглядишь? Хлеб?

— Непонятливая девочка. Конечно, даму. А может быть, она всё-таки мужчина? Но сзади тебя определённо стоит дама. На её ногах фетровые ботики. Но дама почему-то в саже, ботики тоже. Может, у неё «буржуйка» коптит. Или зеркало разбомбили. Ведь не работает же она этим… как его…

Софья Константиновна задумалась.

— Печником, — развеселилась Майя. Она увидала на щеках и под носом Софьи Константиновны яркие сажевые дорожки. И как Софья Константиновна могла в темноте разглядеть сажу на ботиках дамы.

— Трубочистом, — рассеянно подсказала мама.

— Правильно, милая. Как есть трубочистка. А с виду такая интеллигентная дама. Не следить за чистотой — это потеря бдительности. Сколько предостерегают по радио, что надо быть начеку от происков врагов. Буквально уши все прожужжали…

Лицо мамы досадливо поскучнело. Майя поняла, что Софью Константиновну занесло не в «ту степь».

— Я немного отвлеклась. Ты всё поняла? Вам, Наталья Васильевна, жаль менять такую поэзию на кусок вульгарной конины. Или несъедобной дуранды. Надо бодриться, не веселить печалью наших врагов. Лично я не могу решиться что-либо променять. Дивные вещи отдавать за невесть что!

В лохматой заячьей шапочке, с лентами, болтающимися под подбородком, и в сером элегантном пальто, затянутом широким мужским ремнём, Софья Константиновна была неузнаваемой. И только ноги её в фетровых ботиках на каблучках были прежними — тонкими и маленькими. Как у козы.

Майя фыркнула и согнулась пополам в беззвучном смехе. Софья Константиновна подозрительно на неё поглядела, мама рассердилась:

— Только что плакала, а теперь смеётся. Странная, на себя стала непохожей. Что-то с нервами. А у кого они в порядке? Не стой в одних чулках на ледяном паркете. Не хватает воспаления лёгких.

— Не натопишься. У меня, к счастью, на одном окне стёкла целы.

Стёкла в Майиной комнате вылетели неожиданно.

В конце сентября под утро Майя с мамой возвратились из бомбоубежища. И замерли на пороге, не узнавая своей комнаты. После ночных бомбёжек, серые, не выспавшиеся, они боялись войти в комнату. Такой холодной, страшной, неуютной была их комната. Зияли провалы окон. Лёгкие карнизы с чёрной маскировочной шторой куда-то бесследно исчезли, словно их никогда и не было.

— Господи, как жить-то будем? — охнула мама.

— Вот это да, — озадаченно сказала Майя.

Мама, всхлипывая, бегала по комнате, а Майя обалдело стояла на пороге, не решаясь войти. У неё возникло жуткое ощущение, словно сама война заглянула в комнату. Раньше война оставалась за стёклами с полосками и за чёрной шторой. В комнате, особенно под одеялом, Майе было даже спокойнее, чем в бомбоубежище, набитом нервными невыспавшимися людьми.

— Как жить-то будем? — в который раз спрашивала мама.

Она то и дело на что-то натыкалась. Зацепившись ногой за чемодан, она неловко свалилась на пол. Осколок стекла тонко завизжал под каблуком.

Майя бросилась поднимать растерянную маму.

Ещё недавно война была как в кино. Где-то на границах с врагом бьются сильные весёлые бойцы. В промежутках между боями они распевают прекрасные мужественные песни. Там война, там стреляют и убивают. Дома же бойцов ждут с победой невесты и тоже поют песни. Нежные и грустные.

Всё перепуталось. Ленинград стал фронтом. Его бомбят, обстреливают. В нём убивают. Неожиданно началась блокада, а с ней в город змеёй вполз голод.

Неожиданно для всех и для неё самой, Майя обнаружила стойкую готовность долгими часами простаивать в очередях. В длинных, иногда вовсе безнадёжных блокадных очередях.

Плохо отоваривались продовольственные карточки. За хлебным пайком стояли молчаливые очереди, чуть не с ночи их занимали люди. И не были уверены, что паёк получат.

Всё чаще бывали дни, когда хлеба в булочную с утра не завозили. Окоченевшие голодные люди продолжали стоять или уходили в другие булочные, чтобы с пустыми руками не идти домой.

В булочных штамп прикрепления не требовался. Так было в декабрьские дни уходящего 1941 года.


Задание №1 (Прием «Зигзаг» -для групп)

1. Докажите, что это текст.

2. Определите стиль речи данного текста, докажите свою точку зрения.

3. Определите тип речи предложенного текста, докажите свою точку зрения.

4. На сколько частей можно разделить текст? Озаглавьте их.

5. Выпишите ключевые слова текста.


Задание №2 (коллективные задания – прием «Вопрос-ответ: ты мне, я тебе»)

1. Каким словом Майя определяет шестой месяц войны? (ВЕЧНОСТЬ) Подберите синоним к этому слову.

2. Найдите слова и словосочетания, характеризующие состояние девочки (хочется плакать, замереть на месте, хочется выговориться)

3.Определите лексическое значение слова замерли.

4. Объясните, как вы понимаете выражения:

- длится целую вечность

- не может носить в себе одновременно горе и удивление.

-голод змеей вполз в город

-словно сама война заглянула в комнату

- всё перепуталось.


Задание №3 («Разбор произведи, все подробно объясни»

1. Произведите синтаксический разбор предложения:

Раньше война оставалась за стёклами с полосками и за чёрной шторой.

2. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях:

- не терзай душу

- не веселить печалью

- жуткое ощущение

- окоченевшие люди

- неожиданно началась

- в безнадёжных очередях

- молчаливые очереди

Замените словосочетание осколок стекла, построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование (стеклянный осколок).

3. Выполните морфологический разбор слова невыспавшимися (людьми).


З

Не может носить в себе одновременно горе и удивление

адание №4

Составьте кластер – «Война глазами девочки Майи»

Всё резко разграничилось

Голод змеей вполз

в город



Война глазами девочки Майи



Целая вечность






Задание №5 (творческое)

Составьте синквейн, характеризующий главную героиню прочитанного фрагмента.

1) Девочка

2) Выносливая, стойкая

3) Выживает, стараясь, помогает.

4) Готовность часами простаивать в очередях.

5) Труженица


Итог урока.

1) Почему произведение называется «Должна остаться живой»?

2) Кому вы бы рекомендовали прочитать это произведение? Почему?

3) Каково ваше отношение к девочке Майе?


Домашнее задание: (на выбор)

  1. Напишите сочинение - описание «Какой вы представляете девочку Майю»?

  2. Напишите сочинение – рассуждение «Почему девочка проходит так стойко испытания войны»?

  3. Напишите сочинение «Письмо - признание девочке Майе».

  4. Напишите сочинение «Война глазами детей»