СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Война глазами очевидцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Война глазами очевидцев"»

  Война  глазами  очевидцев Авторы: обучающиеся 11 А класса Слабосницкая Л., Величко Д., учащиеся 7 Д класса Руководитель: Денисова Н.А.  Дети войны.  Чтобы помнили…  Чтобы знали… МБОУ Гимназия №21 Г. Батайск

Война

глазами

очевидцев

Авторы: обучающиеся 11 А класса

Слабосницкая Л., Величко Д., учащиеся 7 Д класса

Руководитель: Денисова Н.А.

Дети войны.

Чтобы помнили…

Чтобы знали…

МБОУ Гимназия №21

Г. Батайск

На протяжении четырех лет наш молодой волонтерский отряд «Добрые дела», раскрывает тему мира, войны и детей в своих делах.

- Мы провели на городском уровне открытое классное мероприятие «Дети войны. Чтобы помнили…

Чтобы знали…».

- Исследовательская и поисковая работа, которую проделывают ребята, дает возможность самостоятельно расширить границы своих знаний и умений, развивают способность проявлять инициативу, ответственность.

  • Ребята очень серьезно подошли к этому мероприятию. На нем они узнали как дети наравне со взрослыми ковали победу в тылу, надрывались на заводах и полях, как воевали на фронтах Великой Отечественной и партизанских отрядах. Война в жестокой слепоте своей соединяет  несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Об этом очень много написано в литературных произведениях, созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но, ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается, и слезы на глазах. История судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания. На нашем мероприятии мы создали первые страницы книги памяти, в которые внесли истории своих семей и семей учителей нашей гимназии. Мы обещали, что этот проект будет иметь продолжение, и что книга памяти будет пополняться новыми сюжетами.
  • Нами были организованы различные выставки «Стена памяти», «Дети блокадного Ленинграда»,

«Война глазами детей».

- Проведены экскурсии по отдельным страницам книги.

- У нас появился социальный партнер газета Вперед, корреспонденты которой с радостью предоставили

нам свои накопленные материалы о детях войны.

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Об этом очень много написано в литературных произведениях, созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но, ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается, и слезы на глазах. История судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.  Дети войны…  Смотрят в небо  глаза воспаленные. Дети войны…  В сердце  маленьком Горе бездонное…

Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Об этом очень много написано в литературных произведениях, созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но, ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается, и слезы на глазах. История судеб детей войны одновременно похожа и не похожа друг на друга, и каждая заслуживает особого внимания.

Дети войны…

Смотрят в небо

глаза воспаленные.

Дети войны…

В сердце

маленьком

Горе бездонное…

«Дети войны». Автор картины: Гугель Адольф Самуилович.

«Дети войны». Автор картины: Гугель Адольф Самуилович.

Дети- фронта,  сыны полка Есть поговорка: «На войне детей не бывает».   Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством, им пришлось вместе со взрослыми встать на защиту нашей Родины. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти,  учиться и жить.

Дети- фронта,

сыны полка

Есть поговорка: «На войне детей не бывает».  

Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством, им пришлось вместе со взрослыми встать на защиту нашей Родины. Они рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Стояли в одном строю с отцами и старшими братьями. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, отдавали жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти,  учиться и жить.

"За боевые заслуги«. Автор картины: П.Смукрович

Родилась 15 июля 1928 года в Смоленской области, Понизовский район, деревня Новомышково. Из воспоминаний о войне: «В 14 лет меня забрали немцы в город Ярцево, Смоленской области копать окопы, как и многих детей с моей деревни. Там мы пробыли несколько месяцев. Я с другими детьми пытались сбежать, но через некоторое время нас поймали немцы. Условия были ужасными… Голод и холод… От холода мы прилипали к друг другу волосами. Вши сыпались с головы, и из-за этого нас побрили налысо. Есть нам не давали, и тогда мы решили бежать во второй раз. Нам это удалось, мы спрятались в деревне. Потом началось освобождение Смоленской области, и я ушла вместе с действующей армией на фронт. Я была в действующей армии с 43 по 45 год и дошла до Кенигсберга, до нынешнего Калининграда».  Воспоминания мамы учителя музыки Гимназии №21 Красновой Натальи Евгеньевны.  Ковалёва  Пелагея  Васильевна

Родилась 15 июля 1928 года в Смоленской области, Понизовский район, деревня Новомышково. Из воспоминаний о войне: «В 14 лет меня забрали немцы в город Ярцево, Смоленской области копать окопы, как и многих детей с моей деревни. Там мы пробыли несколько месяцев. Я с другими детьми пытались сбежать, но через некоторое время нас поймали немцы. Условия были ужасными… Голод и холод… От холода мы прилипали к друг другу волосами. Вши сыпались с головы, и из-за этого нас побрили налысо. Есть нам не давали, и тогда мы решили бежать во второй раз. Нам это удалось, мы спрятались в деревне. Потом началось освобождение Смоленской области, и я ушла вместе с действующей армией на фронт. Я была в действующей армии с 43 по 45 год и дошла до Кенигсберга, до нынешнего Калининграда».

Воспоминания мамы учителя музыки Гимназии №21 Красновой Натальи Евгеньевны.

Ковалёва

Пелагея

Васильевна

"Часовой. Детство отменённое войной". Автор картины: Толочко В.И

Дети тыла Нелегче на войне было и детям, оставшимся дома. В тылу дети дежурили на крышах во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, помогали в госпиталях, работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Наравне со взрослыми они пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта. Детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети ходили в школу, играли на улице, дружили и ссорились. Из воспоминаний нашей учительницы ветерана педагогического труда Шипоши Анны Ивановны : «Несмотря на то, что Батайск был оккупирован фашистами, взрослые сделали все, чтобы у детей была новогодняя елка». И поэтому, военные дети очень быстро  взрослели. Взрослели их глаза, их души, их восприятие мира. 

Дети тыла

Нелегче на войне было и детям, оставшимся дома. В тылу дети дежурили на крышах во время вражеских налетов, строили оборонительные укрепления, помогали в госпиталях, работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Наравне со взрослыми они пахали в поле, сеяли хлеб, ждали возвращения родных с фронта.

Детство – это такая пора, когда человек тянется к миру и радости. Поэтому, несмотря ни на что, дети ходили в школу, играли на улице, дружили и ссорились. Из воспоминаний нашей учительницы ветерана педагогического труда Шипоши Анны Ивановны : «Несмотря на то, что Батайск был оккупирован фашистами, взрослые сделали все, чтобы у детей была новогодняя елка».

И поэтому, военные дети очень быстро

взрослели. Взрослели их глаза,

их души, их восприятие мира. 

«Колоски (Трудные годы)». Автор картины: Алатов Станислав Иосифович

«Колоски (Трудные годы)». Автор картины: Алатов Станислав Иосифович

  • «На начало войны мне было 4 года. Вместе с двоюродной сестрёнкой и старшим двоюродным братом отправились в город Батайск, к своей бабушке. Здесь мы провели всю войну и две оккупации. В одной из бомбёжек, когда зазвучали сирены, и все люди побежали в поисках убежища, я со своей младшей сестрой отстали от своих родных. Потому что мы были вечно голодными детьми. Увидели поваленную от взрыва вишню, на которой были целые ягоды, и стали есть».

Алла Алексеевна говорит, что до сих пор помнит вкус этой вишни. Можно сказать, что чувство голода спасло их, так как люди, которые спрятались в подвале единственного уцелевшего дома, погибли из-за бомбы.

«Иногда мы придумывали самые невероятные «блюда», знали что съедобно, а что нет. Например, ели дикий лук, из всевозможной травы варили щи. Не смотря ни на что, мы верили в победу своего народа. Чтобы выжить, работали пастушками, пасли ту живность, которая у нас осталась. Когда была возможность найти что-нибудь съедобное, я вместе с другими женщинами относили эту еду нашим солдатам, попавшим в плен. Уговаривали немецких смотрителей разрешить покормить пленных».

Одного из раненых бабушка Аллы Алексеевны «выкупила», собрав все драгоценности, которые уцелели. Женщины выходили его, и он опять пошел на фронт. Когда солдаты пришли освобождать Батайск, у них была новая белая форма. Поэтому, по словам Аллы Алексеевны, на фоне черных танков, они выглядели словно богатыри, а женщины постарше называли их «ангелами, спустившимися с неба».

Исаева

Алла

Алексеевна

Воспоминания мамы учителя истории

Гимназии №21 Степанковой Нины Степановны.

8.09.1929 21.01.2019 г

«Война застала меня в селе Пселец Курской области. Двенадцатилетней девочкой уже наравне со взрослыми работала и помогала своим родителям, так как была старшей дочерью. На тот момент в моей семье было семеро детей. Четверо из них умерли в военные годы от голода и болезней.

Мой отец с первых дней войны ушел на фронт и вернулся только, когда война закончилась. Село оккупировали фашисты, которые забрали всё хозяйство. Это были тяжелые, голодные годы. Некоторые немцы были добры к детям и подкармливали нас своими пайками, иногда даже перепадали сладости. Но на мальчиков они смотрели как на потенциальных солдат и были с ними жестокими, поэтому своего младшего брата я переодевала в девочку, чтобы немцы его не трогали. В то время, когда наши солдаты наступали, подростки и женщины помогали рыть окопы по многу часов подряд».

Прабабушка рассказывала, как после танкового сражения под Прохоровкой, они ходили смотреть на оставшуюся технику и может быть помочь раненым. Это было ужасное зрелище! На изрытой земле стояли лужи крови. Как говорила бабушка: « Кровь лилась рекой! » . Она не любила вспоминать военные годы и всегда говорила: « Лишь бы не было войны! » .

Варавина

(Чуйкова)

Александра

Ивановна

Воспоминания прабабушки ученика 4 Г класса Гимназии №21 Пыркова Андрея.

Автор картины: Скульбашевский

Автор картины: Скульбашевский

10.01.1928- 11.02.2004 г.

В годы Великой Отечественной войны все трудности и тяготы несли не только взрослые, но и дети. Моя прабабушка в военные годы была взрослой девочкой. Семья состояла из восьмерых детей и мамы, отец был на фронте.

Кушать было нечего. Варили веточки с дерева, добавляли горсточку крупы, такой был суп. Чтобы протопить печь, собирали хворост и сухие ветки. Их семья жила в хуторе Казинка, Морозовский район. В 1942 году там проходили тяжёлые бои. И после отступления нашей армии, прабабушка с другими детьми нашла в поле раненного красноармейца. Они притащили его домой, и спрятали в погребе.

Немцы заняли населённый пункт и стали ходить по домам, отбирать последние продукты. Было очень страшно и опасно, если бы нашли раненого, расстреляли бы всю семью. Дети по ночам спускались в погреб, кормили солдата и перевязывали его. Потом появилась возможность отправить солдата к партизанам. По пути встретились немцы, наставили автомат. Девочка стала плакать и говорить, что это брат больной тифом, нужен врач, и немцы отпустили.

Фильцева

Мария

Трофимовна

Воспоминания о прабабушке ученика 9В класса Гимназии №21 Фильцева Кирилла

Купин

Василий

Николаевич

Медведев

Георгий

Никитьевич

На момент начала Великой Отечественной войны моему прадедушке было 13 лет.

В первые дни войны его и других детей захватили немцы, после чего закрыли их всех на Таганрогском заводе, чтобы они становились за станки и изготавливали запчасти для боевого оружия и танков. Прадедушка и все остальные дети работали целыми сутками без отдыха, и их только иногда могли покормить или напоить водой .

Почти всю войну мой дедушка находился в оккупации у немцев, и только в 44-м году русские войска освободили детей, расстреляв всех немцев.

После этого мой прадедушка и другие дети получили ордена за отвагу.

Умер прадедушка за два года до моего рождения, в апреле 2002 года.

15.02.1927 – 29.06.2018 г.

Когда началась Великая Отечественная война, моему прадедушке исполнилось 14 лет. В эту жуткую пору дети испытывали постоянное чувство голода и страха от бомбёжек …

Моему прадедушке повезло: его семья жила за линией фронта.

Отец прадедушки, Николай, и его братья: Иван и Кузьма, ушли на войну. Однажды дедушка со своим товарищем решили сбежать на войну. В то время были распространены побеги на войну среди подростков. Но его с его другом вернули обратно домой. Тогда дедушка пошел работать в депо: он учился ремонтировать поезда, на которых перевозили людей и оружие. Так и остался мой дедушка до конца своих дней работать в депо в городе Белореченск, Краснодарского края. Сёстры дедушки: Маруся, Лена, Тоня, Нина и его мама, Христя, работали в поле: выращивали хлеб, овощи, которые отправлялись на фронт для наших воинов.

В прошлом году моего дедушки не стало … Но мне запомнилось, когда я приезжала к нему в гости, как он быстрее всех нас ел: ел так быстро, как будто чего-то боялся …

Я набралась смелости и спросила его: « Зачем ты так быстро ешь? » . Прадедушка мне ответил: « Это привычка, внученька. Ели мы все из одного котелка, я должен был успеть хоть что-нибудь съесть … А потом нас ждала работа » . Прадедушка засмеялся, а мне стало очень грустно от того, что так рано прадедушке пришлось испытать лишения и трудности, которые нам, даст Бог, никогда не придётся испытать.

Воспоминания прадедушки ученицы 8 « В » класса

Величко Дарьи.

Воспоминания прадедушки ученицы 8 «А» Гимназии №21 Гусак Варвары

12.11.1939 г.

Валентина Захаровна коренная батайчанка. Во время войны, отец прабабушки Вали ушёл на фронт и воевал под Сталинградом, где его и настигла смерть в 1942 году. Прабабушка Валя с её братом и матерью вынуждены были переехать жить к её бабушке (матери её мамы). Жили они только в одной части дома, потому что в другую попала бомба. Дом был полуразрушен. Как вспоминала и рассказывала прабабушка, было очень страшно. Когда происходила очередная бомбёжка они прятались в подвале.

Зимой когда зашли солдаты советской армии в Батайск, то остановились они в прабабушкином дворе.

Как помнит прабабушка Валя, солдаты были одеты в полушубки, были вооружены, а за ними шёл обоз с продуктами. В прабабушкином дворе было много детей, и солдаты частенько делились с ним своим пайком.

Голод. Страшный голод преследовал их. Считалось счастьем, если была возможность съесть картошку или крупу. Их мать с другими женщинами брали вещи или отрезы тканей, которые были приобретены ещё в довоенные времена и уходили в деревни, меняли их на еду.

Заболотнева

Валентина

Захаровна

Воспоминания прабабушки ученицы 9 В класса Гимназии №21 Дисенко Алины

Увидеть войну и пережить ее, тем более глазами ребенка – это большое жизненное потрясение, это невозможно забыть никогда. Своими воспоминаниями о тех страшных днях поделился батайчанин Николай Михайлович Тригубов. Когда немцы вошли в хутор Подпольный, что вблизи станицы Старочеркасской, ему было всего 9 лет. В семье было 11 детей. Четверо детей умерли во время войны от голода. Старшую сестру на глазах матери и остальных детей расстреляли фашисты. Корову единственную кормилицу увели, бросив взамен буханку хлеба. И тогда еще маленький Коля поднял эту буханку и целовал ее со слезами на глазах. Но разве мог хлеб восполнить ту потерю, которую они понесли? Фашисты часто во время налетов сбрасывали на хутор снаряды, дети называли их «зажигалками». Осколком снаряда Николай Михайлович был ранен в ногу. Этот шрам он несет с собой через всю свою жизнь, болью и страшной памятью напоминающий о той войне. Тригубов  Николай  Михайлович  «Родительская газета». Статья Елены Остапенко, заместителя заведующей МДОУ №13

Увидеть войну и пережить ее, тем более глазами ребенка – это большое жизненное потрясение, это невозможно забыть никогда.

Своими воспоминаниями о тех страшных днях поделился батайчанин Николай Михайлович Тригубов. Когда немцы вошли в хутор Подпольный, что вблизи станицы Старочеркасской, ему было всего 9 лет.

В семье было 11 детей. Четверо детей умерли во время войны от голода. Старшую сестру на глазах матери и остальных детей расстреляли фашисты. Корову единственную кормилицу увели, бросив взамен буханку хлеба. И тогда еще маленький Коля поднял эту буханку и целовал ее со слезами на глазах. Но разве мог хлеб восполнить ту потерю, которую они понесли?

Фашисты часто во время налетов сбрасывали на хутор снаряды, дети называли их «зажигалками». Осколком снаряда Николай Михайлович был ранен в ногу. Этот шрам он несет с собой через всю свою жизнь, болью и страшной памятью напоминающий о той войне.

Тригубов

Николай

Михайлович

«Родительская газета». Статья Елены Остапенко, заместителя заведующей

МДОУ №13

«Прощание». Автор картины: Билан П.И.

«Прощание». Автор картины: Билан П.И.

Коржов

Александр

Алексеевич

В четыре года стал инвалидом Великой Отечественной.

Война Саше запомнилась так: он на руках у папы, тот его целует, сдерживая слезы,

мама и старший брат повисли у папы на плече. На школьном дворе очень много

людей. Что к чему, Саша тогда не понял. А происходило это прощание с отцом летом

1942 года.

Мама мальчика почти не появлялась дома, её канатный цех в Кущевке работал круглосуточно. Старший брат ловил рыбу, это была их основная еда, и вел домашнее хозяйство.

Летом 1942-го шли ожесточенные бои на южном направлении за ворота на Кавказ. Обстрелы, бомбежки. Разбиты фабрика, станция, мост. Люди в панике прятались, кто где мог. Но чаще всего бежали к реке Ея и скрывались под крутым яром. В одну из бомбежек мама схватила Сашу на руки и побежала к реке. Толпа в поисках спасения множество раз падала. И в очередной раз упав, мать телом накрыла мальчика, но не успела прикрыть его ножки. Левую задело слегка, а вот правую покалечило основательно. Оторвав подол юбки, мама перевязала конечность, чтобы остановить кровотечение. В эту бомбежку Коржовы лишились своего дома, нужно было искать пристанище. Вместе с другими покидали Кущевку.

Нога у Саши сильно разбухла, стала черной. Мать, уложив Сашу в тачку, добралась в Койсуг к родственникам. Там, на оккупированной территории, в школе №6 расположился немецкий госпиталь. Матери ничего не оставалось, как вести умирающего сына туда. Нога его почернела, температура поднялась, начиналась гангрена. Осмотрев рану, немецкий медик вынес приговор: ампутировать! Мать поползла к врачу на коленях и стала в слезах умолять не делать этого. Немец и русская женщина говорили каждый на своем языке, но они отлично понимали друг друга. И врач сжалился, пошел на риск. Обработал рану, удалил осколки, собрал косточки и потом еще долго наблюдал за мальчиком, пока не убедился, что ампутация не нужна. Конечно же врач рисковал, занимаясь лечением русского ребенка. Но, к счастью, это оказался немец, а не фашист. Скорее всего у него тоже были дети в далекой Германии, и вряд ли он был согласен с захватнической войной.

Прошло время, Саша выздоровел, окреп. Прихрамывает на правую ногу, закончил 10й класс, потом РИИЖТ. Александр

Алексеевич общителен, приветлив, сложилась хорошая семья. А от той, родительской семьи осталась лишь

пожелтевшая фотография, где все живы, все вместе… И нет войны.

«Родительская газета». Статья Г. Оставненко

Г. Батайск

Г. Батайск

Воспоминания об оккупации

- Когда немцы зашли в г. Батайск, все это сразу почувствовали, - рассказывает Надежда Михайловна.

  • На улицах стало очень тихо, безлюдно, как будто все вымерло. В нашем доме на улице Московской находился немецкий штаб. Нас в доме жило семь человек. Мне было тогда 10 лет. Они пришли и стали здесь хозяевами.
  • При виде немцев, которые бесцеремонно зашли в дом и стали располагаться, я испугалась. На кровати лежала больная тетя. Немцы объяснили, что если она за три дня не выздоровеет, ее убьют. Но, к счастью, она поправилась.

Надежда Михайловна рассказывает, что немцы забрали себе большую часть дома, семья ютилась в двух маленьких комнатах.

  • Есть нам особо было нечего – ячмень да картошка. Немцы, увидев мешок ячменя в углу комнаты, забрали его себе. Дедушка пытался объяснить, что ячмень семье нужен, в доме маленькие дети, но немцы молча направили на него дуло автомата. Немцы выкопали всю картошку в огороде, а мы потом собирали все, что осталось.
  • Немцы, человек их десять было, жили у нас полгода, вплоть до освобождения. Случилось это зимой 1943 года. Я до сих пор помню ту ночь. Было слышно, как немцы впопыхах собирают свои вещи и уходят. Когда закончилась война, мой отец, единственный со всей улицы, вернулся домой. Долго еще не уходило это ощущение войны, бедствия, пустоты.

Смородина

Надежда

Михайловна

Дети- узники фашистских лагерей  Самые обездоленные дети войны малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти. Стоит ребенок в стертых башмаках,  К военным тянет голую ручонку,  Он голоден в глазенках страх,  А на руке огнем горит наколка,  Наколка- номер, больше ничего,  Нет имени, фамилии, нет мамы.  Концлагерем зовется жизнь его,  Но тянет  ручку к людям он упрямо.  Смотрите люди, и запомните навек  И больше никогда не повторите  Гулаг, Освенцим, Майданек.  В глаза ребенку этому, смотрите.

Дети- узники фашистских лагерей

Самые обездоленные дети войны малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли родину и свободу. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, представить даже маленькую долю того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации и в лагерях смерти.

Стоит ребенок в стертых башмаках, К военным тянет голую ручонку, Он голоден в глазенках страх, А на руке огнем горит наколка, Наколка- номер, больше ничего, Нет имени, фамилии, нет мамы. Концлагерем зовется жизнь его, Но тянет  ручку к людям он упрямо. Смотрите люди, и запомните навек И больше никогда не повторите Гулаг, Освенцим, Майданек. В глаза ребенку этому, смотрите.

Трехлетняя Галя Филановская попала в один их многочисленных фашистских концлагерей в июле 1943 года, когда фашисты захватили ее родной город Крымск. Одиннадцать человек из ее дружной семьи куда-то увезли, больше она их никогда не видела. Ее забрали вместе с мамой. Как безродную скотину, женщин и детей гнали пешком до самого украинского Херсона, затем посадили в товарный поезд. Не давали ни еды, ни даже воды. Люди изнывали от зноя, кричали, умирали от жажды и издевательств. Мертвых складывали тут же рядом с живыми.

Встречало узников помещение похожее на каменный мешок, через который мог пройти только один человек. Пленных осматривали, проверяли зубы, общее состояние здоровья и сил. Негодных к работе отправляли сразу в крематорий. Детей держали в отдельном от матерей бараке. Женщин отправляли на работу, детей держали на голодном пайке, давая раз в день баланду из брюквы. У некоторых охранников лагеря было «развлечение»: они накалывали на автоматный штык кусок хлеба так, чтобы лезвие не было видно, и протягивали ребенку. Доверчивое и голодное дитя хватало кусок и … тут же оставалось без пальцев. Детей использовали как расходный материал, кого на кровь, кого на органы или на опыты.

В апреле 1945 г. пленные были освобождены. Галина наконец встретилась со своей мамой, которая чудом смогла выжить в этих нечеловеческих условиях. Назад добирались на поезде вместе с советскими солдатами. Они пели песни, кричали «Ура!», обнимались. Родина встретила измученных, но свободных узников не совсем дружелюбно. Первым делом необходимо было пройти проверку, которую контрразведка вчиняла каждому, вернувшемуся из плена.

Галина выросла, окончила торговый техникум и всю жизнь проработала в родном Крымске. В Батайск переехала в 2000 году.

- Как хорошо, что на старости лет можно пожить спокойно, - улыбается Галина. Я довольна сегодняшней мирной жизнью. На сколько было тяжелым детство, настолько хорошая у меня старость.

Камший

(Филановская)

Галина

Анатольевна

Газета «Вперед». Статья Киры Самусевич.

Работая над проектом, мы изучили много литературы о детях ВОВ. Эта исследовательская работа началась в прошлом году, и в результате в наши руки попали книги, в которых описывались невероятные и будоражащие сознание истории детей, которые мужественно выдерживали все трудности войны. Яркое впечатление на нас произвела книга нашего

земляка, Юрия Васильевича Планидина: заслуженного учителя, художника,

писателя , и что самое главное - узника концлагеря.

«Мы – дети страшных лет России – забыть не в силах ничего»…

9 февраля 1930 года в Ростове-на-Дону в большой семье на свет появился маленький Юра. «Наша предвоенная жизнь была интересной. Вечерами Большая Садовая наполнялась народом, люди пели, веселились, танцевали под гармошку. Всюду продавали мороженое в круглых вафлях, газированную с красным сиропом воду, а также сельтерскую с монпасье, пряниками и бубликами, – вспоминает свое детство Юрий Васильевич, – мы с ребятами играли в айданы, лапту, ловили рыбу и искали раков в кустах речушки Ерика, что брала начало под Батайском, а впадала в Дон неподалеку от деревянного моста на Буденновском».

И вот эта беззаботная и светлая, счастливая пора была навсегда перечеркнута в жизни мальчика летом 1941 года. Последнее утро мира он встретил в глуши Кавказского предгорья. Поднявшись на заре, Юрий был поражен красотой пейзажа.

– Волной перекатывались темно-синие горы, а за ними, золотясь в лучах невидимого солнца, гордым исполином сиял шпиль Эльбруса. Я любовался этим сказочным зрелищем, мир казался необъятно большим и добрым.

Но мирную картину разорвало появление всадника, принесшего

страшную весть – Германия напала на нашу страну.

Планидин

Юрий

Васильевич

Юрий Васильевич увидел страшное лицо войны в самом юном возрасте.

Резцом оставила в памяти след оккупация Ростова фашистами. Взрывы, пожары,

выстрелы. И первое потрясение, когда прямо на него двигался немецкий танк.

Громада застыла в каких-нибудь метрах перед ним. Из люка высунулись немцы.

Он оцепенел от страха и не сразу бросился бежать, а вслед доносился хохот

потешающихся танкистов. Позже – угон в Германию с детьми-детдомовцами.  

- В вагоне полно людей, мы – словно согнанное стадо. Куда, зачем везут?! Все лежат,

прижавшись друг к другу, холодно, неудобно.

Через двое суток их привезли в лагерь под Варшавой. Прошла жестокая и унизительная процедура дезинфекции и разделения узников. Детей определили в лагерь для военнопленных. Здесь подростки носили доски, проволоку, известь, убирали территорию. Дети жили в нечеловеческих условиях жестокости, холода и голода – кормили похлебкой да эрзац-хлебом, наполовину состоящим из опилок. Но именно здесь, в пристанище смерти и мучений, Юрий встретил своего первого учителя. Это был военнопленный художник. Художник давал мальчику уроки рисования.

Через несколько дней Юру и других детей переместили в другой лагерь – под Лейпцигом. - Третьи сутки мы ехали голодные, терзаемые мучительными думами. Въехали на территорию Германии. Проезжая нашу страну, мы видели сожженные села, разрушенные города, а здесь – тихая, спокойная и красивая жизнь. В огромном лагере отсортировали и пронумеровали пленных. Эти страшные цифры, заменившие людям имена, Юрию Васильевичу не забыть. «Мой номер был 10401», – говорит он.

Когда Юрий вместе с пленными сел в поезд третий раз, вагон взорвался. Его друг, Петька, был смертельно ранен. – Я сижу рядом с Петькой и не в силах удержать слезы. Воды бы ему, но ее нет. Как спасти его, облегчить его страдания? Мы бессильны. Я смотрю и вижу, как замирает его тело…

Детей переместили в лагерь в Дрездене. В темных помещениях фабрик они очищали отливки, а шлак относили в небольшой карьер. - В помещениях было темно, грязно и душно, поэтому мы старались больше задержаться на воздухе, за что немки-надсмотрщицы нас били.

После лагеря в Дрездене Юрия и других детей привезли в город Пирна, где немцы покупали их для работ. Юрий работал на хозяина малярной мастерской. Часто приезжали они работать в Дрезден. Мальчик был поражен красотой этого города художников, музыкантов, писателей и поэтов, его неповторимой атмосферой. Как человек поистине творческий, он даже в этот страшный период своей жизни остро чувствовал красоту мира. «Первые лучи солнца освещают кромки гор и пронизывают кроны лесов, а внизу дымка утреннего тумана расстилается в огромной впадине между двух круто спускающихся пригорков, где голубовато-серым блеском извивается Эльба», – такие картины рисует он в своих воспоминаниях. В Пирне судьба свела Юрия со стариком-немцем, который показывал мальчику свои этюды, изображающие пейзажи Пирны, и коллекцию чудесных ярких бабочек из Африки, Кавказа. Юрий

видел, что не все немцы поддерживают фашизм.

Но впереди юного художника ждало еще одно страшное испытание. В ночь на 13 февраля он оказался

в загородном районе Дрездена. Раздалась долгая воздушная тревога, и Юрий вместе с товарищем

Василием укрылся в подвале жилого дома. Здесь же спрятались и жильцы – дети, женщины, старики.

Кто-то из немцев стал обвинять их: «Русские свиньи, из-за вас тут сидим». Кто-то говорил, что это

возмездие за то, что фашисты творили в России и концлагерях. Все считали, что налет на Дрезден

совершают советские войска. Девочка с ясными голубыми глазами испуганно прижалась к матери.

Тогда Юрий и Василий покинули убежище. И тут началась бомбежка . Более тысячи американских и

английских самолетов летали над городом сутки, заправлялись и снова продолжали смертоносный

полет. Бросали бомбы, напалм, который прожигал землю на полметра. Кто уцелел в подвалах, задыхаясь

от удушья чада, а выбежав, попадал в кипящую лаву и погибал. Обезумев от страха, в сумасшедшем,

ненормальном состоянии люди в агонии лавиной хлынули к воде, за город, прячась в балки. Когда

ребятам удалось выбежать из города, они оглянулись – издали Дрезден напоминал кипящий огненный

котел. Юрий был серьезно ранен, но в пылу бегства не ощущал этого.

- В этот день погибли 173 тысячи мирных жителей. Бомбили таких детей, как эта девочка, – я до сих

пор не могу забыть ее голубые глаза, – говорит Юрий Васильевич. Для него, как художника,

большую боль принесло и уничтожение Дрездена как великого культурного центра.

Страшное бессмысленное уничтожение целого мирного города в самом конце войны

стало очередным незаживаемым кровоточащим рубцом на сердце Юрия Васильевича. Через несколько месяцев в Пирну пришла армия освободителей.

- По улице двигалась колонна военной техники, а рядом – группа солдат. Мы бросились

к одному – высокому, запыленному, с голубыми глазами, гурьбой обнимали его со всех

сторон. В глазах мальчишек горели благодарность, гордость, счастье. Мы заново

родились, как и все вышедшие из концлагерей, лагерей военнопленных.

  • Огромного роста солдат взял шестилетнего Вовку на руки и сказал: «Кончилось твое страдание», – вспоминает Юрий Васильевич. После освобождения Юрий Планидин был зачислен в часть, которая вела бои на Эльбе. Освобождал концлагерь Освенцим, видел полуживых узников, газовые печи, бараки с детской обувью. В дальнейшем он был награжден медалью «За победу над Германией», юбилейными наградами и многими другими.
  • Послевоенные годы были трудными. Голод, неразбериха, житейские невзгоды.

До войны успел закончить лишь три класса образования. После упорной подготовительной учебы и получения семилетнего образования всего за год он успешно сдал вступительные экзамены в художественное училище имени М.Б. Грекова. Но там узнали, что Юрий был в плену,

и его отчислили. Тогда он поступил в архитектурно-строительный техникум, теперь скрывая свое прошлое.

Со второго курса в 1950 году Юрий был призван в армию. Четыре года прослужил в Батайском летном училище. За время службы закончил с отличием Московский заочный Дом народного творчества – Университет искусств на отделении рисунка и живописи. Несмотря на то, что Юрий Васильевич был очевидцем самых страшных событий в истории человечества, он не зачерствел душой – всегда в нем будет жить маленький Юрий, которого война лишила счастливого детства. Поэтому ему так хочется защитить всех детей мира. В 1954 году Юрий поступил на

должность учителя рисования в средней школе № 82 в Ростове-на-Дону. Десять лет Юрий

Васильевич проработал в этой школе. Был он и преподавателем начертательной геометрии в

институте. Позже переезжает в поселок Рассвет Аксайского района и начинает работать в

средней школе поселка.

  • Плен – воистину великое человеческое мученическое страдание, где жизнь и смерть клубком переплетались. На чужой и жестокой земле или же на нашей, родной, но стонущей в оккупации бесчеловечного врага, мы все испытывали нравственное и моральное страдание. Но еще страшнее, когда эти страдания выпадают на долю детей. Никто не сможет вычеркнуть это из памяти. Как и историческую память о Великой Победе советского народа над фашизмом.

Всю жизнь он пытается выразить, описать, донести весь ужас войны через свое творчество. С сотни его картин, иллюстраций, графических работ безмолвно взирают детские лица, беззащитные, молящие, с огромными глазами, полными боли и горя. Полотна Юрия Планидина были представлены на многочисленных выставках, неоднократно выставлялись в галереях, музеях, библиотеках. Полотна нашли оклик и за рубежом – были организованы совместные выставки двух художников-немцев из Дрездена, бывших солдат вермахта и военнопленных, и Юрия Васильевича.

Невозможно описать, что значит беседовать с таким человеком. Смотреть в эти добрые, живые глаза и знать, что пережил этот сильный человек. Сердце переполняется невысказанной благодарностью и гордостью за то, что он – твой земляк и соотечественник.

Информационный портал Аксайского района «Победа». Статья Екатерины Вишникиной.

Блокада глазами ребенка Блокада…. Далеко как это слово От наших мирных светлых дней. Произношу его и вижу снова – Голодных умирающих детей

Блокада

глазами ребенка

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей

"Блокадный хлеб". Авторы картины - Константин Мирошник и Наталья Кургузова-Мирошник

 Валя  Тонск    Блокада – часть  моей жизни…  Валя Тонск - ровесница Тани Савичевой смогла пережить весь ужас блокады и выжить. Валя Тонск отразила весь ужас блокады цветными карандашами на тетрадных листочках. Герои ее рисунков - реальные люди: соседи, родственники и она сама. Главная тема - голод. Рисунки Валентины Тонск, неожиданно появившиеся в Выставочном зале Союза художников Петербурга на «Блокадной выставке», по сути – живописный аналог знаменитого дневника Тани Савичевой.

Валя

Тонск

Блокада – часть

моей жизни…

Валя Тонск - ровесница Тани Савичевой смогла пережить весь ужас блокады и выжить. Валя Тонск отразила весь ужас блокады цветными карандашами на тетрадных листочках. Герои ее рисунков - реальные люди: соседи, родственники и она сама. Главная тема - голод. Рисунки Валентины Тонск, неожиданно появившиеся в Выставочном зале Союза художников Петербурга на «Блокадной выставке», по сути – живописный аналог знаменитого дневника Тани Савичевой.

Петр Архипович (отец учителя Гимназии №21 Березкиной А.П.)

и Федор Архипович Зиновьевы

запечатлели детские воспоминания и воспоминания своего отца о той страшной войне в своих стихах.

Все, как один, фашизм клеймили,

Дождаться б братьев и отцов! И про разруху, что в колхозах…

Про лошадей и про коров,

Что править надо по хозяйски,

Не наломать бы лишних дров.

В толпе друг друга поздравляют.

Никто слёз радости не прячет.

А у меня щемит в груди -

Ведь в классе учительница плачет…

Вот много лет подряд с тех пор

Меня вопрос тот беспокоит:

А мог ли я её тогда

Хоть как-то, чем-то

успокоить?

20-летия ПОБЕДЫ,

Мной отмечалось в ГДР.

В день празднования, над стадионом,

Прошёл звеном парадным строем.

Там в воздухе, под облаками,

Я вспомнил сельский 3-ий класс.

И как объявлена победа,

Как в сельсовет бежали вскачь…

И тихий, жуткий для подростка,

Вдовы-учительницы плач.

Я не карабкаюсь в поэты

И не ищу средь них родство;

А вспомнил первый день Победы,

Народов мирных торжество.

В селе ходил я в третий класс,

А был тогда уже подростком.

Из-за суровых дней войны,

Учился в школе переростком.

Один учебник на весь класс,

Потрёпан, старого изданья.

И каждый списывал с доски

Тяжёлым был тот бой за город…

Вздымалась вверх земля кругом.

Сплошной огонь и сильный холод,

взять заставлял его рывком.

Пошли мы мощною лавиной,

со всех сторон на стан врага.

Хвалясь своею грозной силой,

он отступал, кляня себя.

Окончен бой…. И две старушки

во двор к себе солдат зовут.

Руками прямо из кадушки

Бойцам капусту раздают.

В войсках давно я не служу,

Шестой годок-майор запаса.

Чем занят? Загляни, проверь!

Я просто дедушка теперь.

Алёша ходит в третий класс,

По сути, он уже подросток.

И счастлив дед, что нет войны,

Что в школе внук - не переросток.

Наташе, шесть – она художник.

С большими мастерами кисти

Соревноваться не рискует,

Себе домашнее заданье.

Вдруг распахнулась настежь дверь

Кто объявил? И не припомню…

Но ликованье его слов

Я на всю жизнь свою запомню!

Ура! Победа! Нет войны!

Быстрей на митинг! К сельсовету!

И тут же убежал от нас

Оповестить соседний класс.

Наш класс стал пуст молниеносно.

И только мой сосед по парте

Сурово, тупо смотрит вниз,

Тетрадь в портфель поспешно прячет,

А рядом, стоя у окна,

Вдова-учительница плачет

В 10 класс вечерней школы

Пошёл я ровно в 23,

Когда последствия стихии

Для многих были позади.

Был в классе самым молодым,

Широкоплеч, с немалым ростом.

А средь участников войны, за партой,

Был для них подростком.

Уж лейтенантом был в то время,

С значком пилота на груди.

И сел за парту, как когда-то,

Чтоб наверстать пробел войны .

Вдруг подошла ко мне девчонка…

На взгляд, ей было лет пять-

шесть…

Давала маленькой ручонкой

кусочек хлеба мне поесть.

Не смог я справиться с волненьем,

не ждал поступка я того.

И сняв с плеча, серой шинелью

укутал бережно её.

Да…. Не забыть нам помощь тыла.

Все вместе мы спасли страну!

И наша память не забыла,

Как трудно было в ту войну.

А на асфальте и в блокноте,

Одно лишь солнышко рисует.

А Жене годик был вчера,

Они всегда смеются, скачут.

Пусть им не видеть никогда,

Как их учительница плачет.

Я не карабкаюсь в поэты

И не ищу средь них родство.

А вспомнил первый день Победы,

Народов мирных торжество.

Мы убежали к сельсовету,

Оставив плачущей вдову.

Мне было жаль, что слёз печальных

С ней разделить я не могу

Про всё с трибуны говорили…

Про храбрость русских молодцов

Да будет сила простить,  Да будет вера понять,  Да будет воля  испытания пройти  и принять.  Да будут в памяти дни,  и пусть уроком они на вечно в сердце остаются,  как надежды огни, Чтобы забыть не смогли  детей войны…

Да будет сила простить,

Да будет вера понять,

Да будет воля

испытания пройти

и принять.

Да будут в памяти дни,

и пусть уроком они

на вечно в сердце остаются,

как надежды огни,

Чтобы забыть не смогли

детей войны…

Час общения «Дети войны. Чтобы помнили…Чтобы знали …

Час общения «Дети войны. Чтобы помнили…Чтобы знали

Встреча с корреспондентом газеты «Вперед»

Встреча с корреспондентом газеты «Вперед»

Экскурсии по отдельным страницам книги «Дети войны»

Экскурсии по отдельным страницам книги «Дети войны»

Организация выставки «Стена памяти. Война глазами детей».

Организация выставки «Стена памяти. Война глазами детей».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!