«Волонтерство: особенности в деятельности наставника»
г. Иркутск, 2019г.
Волонтер – это доброволец
Волонтерство
(voluntarius - в переводе с латинского означает добровольно)
- это деятельность, которая осуществляется добровольно
на благо людям, без расчета на денежное вознаграждение.
Наставник
- это волонтер, сопровождающий любого человека, нуждающегося в помощи и поддержке, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
В слове « на ставник» отчетливо видны приставка «на» и глагол «ставить», т.е. наставить (к примеру) на путь, по которому дальше человек пойдет сам.
Качества, которыми должен обладать наставник
В первую очередь это личное желание, знания и умение передавать знания .
Но нужно помнить об ответственности и организованности , влиятельности , т. е авторитете .
Наставник может научить подростка :
- видеть и понимать проблему;
- принимать ее;
- разрешать ее;
- или осознавать неспособность справиться с ней самостоятельно и тогда обращаться за помощью.
«С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь! И научиться именно тому, что нужно для достижения успеха...»
Наставник подростка
- это новая роль старшего по отношению к подростку – возможность передачи личного опыта и знаний
через постоянное тесное и целенаправленное
взаимодействие.
Особенности наставника-волонтера
- Возможность передачи личного опыта и знаний через постоянное тесное и целенаправленное взаимодействие.
- Помочь подростку в жизненном самоопределении – выборе приоритетов, профессии, жизненного уклада.
- Помочь подростку осознать жизненные ценности и пробудить желание жить в соответствии с ними.
- Успешнее всего такое взаимодействие возможно по принципу «равный-равному».
Наставник
- это человек, готовый взять на себя ответственность за отношения с подростком,
и выдерживать сложности, неизбежные в общении с ним.
Наставничество предполагает долговременное участие в жизни подростка .
В чем конкретно помогать подростку?
- Помощь в представлении о реальном мире.
- Помощь в освоении навыков, повышающих уровень адаптации.
- Помощь в обучении.
- Помощь в профориентации.
- Гостевой режим использовать как выходы за пределы учреждения, в котором проживает подросток.
Завершение отношений
«Ты знаешь, иногда так трудно становится, когда приближается пора прощаться, что это не хочется переживать или показывать кому-то. Тогда люди делают вид, что им все равно. У меня тоже так бывало... А сейчас я чувствую, как мне грустно, что время нашего общения подходит к концу... В то же время я очень рад(а), что знаю тебя и что было столько интересного за время нашего с тобой общения.»
Впечатления, наставников-волонтеров благотворительных фондов
«Во время тренингов наставники узнают о том, как жизненный опыт детей-сирот отражается на их жизни, почему один подросток может не подпускать к себе никого, а другой может приклеиться к вам.»
«Чем мы только вместе ни занимаемся! Это и картинг совместный, и батуты, и футбол, просто сидим где-нибудь и общаемся, обсуждаем жизненные устои, ценности. Мы ничего специально не планируем, что его беспокоит, то и обсуждаем.»
Впечатления, наставников-волонтеров благотворительных фондов
"Куратор помогает увидеть победы в наставнической паре, даже те которые не связаны с основной целью. Бывает, что наставник через продолжительное время говорит: мы уже столько взаимодействуем, а ничего не меняется, и во время диалога выясняется, что мальчик, который раньше был замкнут, начинает интересоваться, как дела у наставника, через еще какое-то время начинает посещать групповые мероприятия, от которых раньше он прятался".
Впечатления, наставников-волонтеров благотворительных фондов
«У меня пока нет своих собственных детей, но я уже знаю, как нужно собраться, чтобы сводить ребенка в музей, как ответить на тот или иной вопрос. Так что это тоже великолепная возможность получить жизненный опыт.»
«Общение с ребенком мне лично дает позитивные эмоции, мы много смеемся, я о многом задумываюсь и личностно расту.»
Как стать наставником?
Наставником может быть любой человек, достигший 18 лет, предоставивший справки об отсутствии судимости, о психическом здоровье, и живущий в одном городе с будущим подопечным.
- Все кандидаты должны пройти серьёзный отбор(тесты, собеседование).
- Участвовать в тренинге, во время которого кураторы-психологи готовят их к различным ситуациям, а также объясняют, каких тем в общении касаться не стоит.
- Кураторы подбирают наставника под конкретного ребёнка, учитывая его психологические особенности и состояние здоровья.
Если вы решили стать волонтером-наставником:
- Обратитесь с этой просьбой к заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
- Пройдите тесты и обучение на тренингах.
- В соответствии с договором профессиональной образовательной организации с детской организацией станьте наставником для подростка.
За помощью можно обратиться в Государственное автономное учреждение Иркутской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», расположенное по адресу:
г. Иркутск, ул. Пискунова,42
контактный телефон: 8(3952)70-09-40
сайт: www. cpmss-irk.ru
e-mail: [email protected]
Наставниками всегда (вне зависимости от сферы деятельности)
называли тех, кто обучает других.
Ключевой целью наставничества является формирование у подростка ориентации на сотрудничество с наставником на основе деятельности, позволяющей достигать и целей наставника, и интересов подростка.
Многообразие форм и подходов к видам, моделям и типам наставничества указывает на то, что практическая реализация этой формы работы будет опираться на способности участников самого взаимодействия.
Спасибо за внимание !