Внеклассное мероприятие
для 3 класса
«Золотая волшебница - осень»
Подготовила: Долголикова И.Ю.
Цели: обобщить знания обучающихся о приметах и красках осени, об изменениях в жизни растений и животных, развивать их творчество, фантазию, воспитывать бережное отношение к природе, вовлечь воспитателей к подготовке к празднику.
Оборудование: плакаты «Осень», «Урожай», выставка овощей, иллюстрации животных, птиц, насекомых, грибов, корзинки и грибы разного цвета, текст стихотворения об осени, аудиозапись «Осенние листья» (Муз. Б.Мокроусова).
Ход занятия
1-й обуч. : Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград
Все поспело для ребят!
2-й обуч.: И арбуз увидев важный,
Оживится детвора
И радушно скажет каждый:
Вместе: «Здравствуй, осени пора!»
Учитель: Ребята, сегодня на занятии у нас необычная гостья – это осень. Давайте покажем и расскажем, что мы знаем о ней, о том, какие сюрпризы и изменения она с собой приносит.
Звучит вальс «Осенние листья» (Муз. Б. Мокроусова)
Дети под музыку читают стихи об осени.
1-й обуч.: Наша осень, правда, золотая.
Как ее иначе назову?
Листья, потихоньку облетая,
Устилают золотом траву?
2-й обуч.: Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах!
3-й обуч.: У калины и рябины
Вьются стаями дрозды
Под окошком георгины
Красотой своей горды!
4-й обуч.: Утром мы во двор идем,
Листья сыплются дождем!
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
5-й обуч.: Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетают журавли.
6-й обуч.: Все летит, должно быть это
Улетает наше лето!
Учитель: Ребята, а какое время года было перед осенью?
- Какое будет после нее?
- Почему мы говорим «Золотая осень»?
- Какие изменения происходят с природой осенью?
- Молодцы, действительно, деревья меняют свой наряд, осень, словно разноцветными красками, раскрашивает их листья, травка начинает увядать, но вместе с тем зацветают осенние цветы: георгины, хризантемы. Эту красоту осень дарит людям на прощание, напоминая о теплых летних днях в преддверии предстоящей длинной и холодной зимы. Помимо ярких красок «золотая осень» приносит людям щедрые дары. А кто знает, какие?
Учитель: Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости после всех трудов.
Осень мы встречаем богатым урожаем!
Урожай у нас хорош, родился густо!
И морковка, и картошка, белая капуста.
Баклажаны синие, красный помидор,
Затевают длинный и серьезный спор!
Начинается инсценировка «Спор овощей» по Н. Семеновой.
Учитель: Кто из вас из овощей
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Кабачок: Я такой хорошенький, зелененький мальчишка,
Если только захочу кабачком всех угощу!
Свекла: Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Свеклу нужно для борща и для винегрета.
Кушай сам и угощай, лучше свеклы нету!
Капуста: Ты уж свекла помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
А уж свежий огурчик
Всем понравится, конечно!
Морковь: Про меня рассказ не длинный
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку,
Будешь ты всегда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
Картошка: Я картошка так скромна,
Слова не сказала,
Но картошка так нужна
И большим и малым!
Баклажан: Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…
Учитель: Спор давно кончать пора,
Спорить бесполезно.
Баклажан: Мы прекрасны и вкусны,
Людям очень мы нужны.
Организм мы укрепляем
И здоровье прибавляем!
Мойте чище нас всегда,
Не болейте никогда!
Учитель: Но на смену теплой золотой осени приходят пасмурные дни. Облетает с деревьев листва, вянут осенние цветы, солнышко редко нас радует, часто идут дожди. Но и поздняя осень приносит нам свои дары.
- В лес грибной тебя зову тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву нам деревья бросили.
Было лето и прошло песенное, знойное.
А теперь в лесу светло, строже и спокойнее.
Только белка на виду все углы облазила,
Витаминную еду запасая на зиму.
Под стволами двух дубов помолчим немножко,
Принесем домой грибов целое лукошко.
- Какие же дары еще приносит осень?
Дети читают стихотворения и загадки о грибах.
- А сейчас поиграем в игру «Собери грибочки». У нас на доске три корзины разного цвета. Три команды будут собирать в лесу грибы. Но в корзинку можно положить только гриб такого же цвета. Но смотрите, не ошибитесь, не принесите домой ядовитые грибы.
(дети, разделенные на команды, выбирают гриб нужного цвета, на обратной стороне которых написано его название)
- Молодцы, давайте проверим, какие грибы принесла каждая команда.
(учитель показывает, какие грибы собрала команда, читая их названия, дети проверяют, соответствует ли цвет грибка цвету корзинки и нет ли среди названных грибов несъедобных).
- Ребята, не только природа меняется осенью, но и в жизни животных и птиц происходят серьезные изменения. Давайте вспомним, какие рассказы об этом мы читали?
- Как же изменяется жизнь птиц?
- Как меняется жизнь насекомых?
- Какие изменения в жизни животных происходят осенью?
(дети говорят об изменениях в живой природе осенью, учитель дополняет и обобщает их ответы).
Рефлексия.
- Ребята, что мы делали сегодня на занятии?
- О чем говорили?
- Наша гостья- осень бывает разная – веселая и грустная, яркая и серая,
солнечная и пасмурная, с богатым урожаем, с дождичком и мокрым снегом, с холодным ветром и заморозками. Но, все же, осень – прекрасная и удивительная пора, ведь не в одно время года не происходит столько удивительных изменений в природе! И она очень рада, что вы так много о ней знаете! На память она дарит вам эти яркие листочки, чтобы в холодный дождливый день они напоминали вам о теплых ярких красках осени!