СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волшебный мир бумаги

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП художественной направленности по внеурочной деятельности/кружок

Просмотр содержимого документа
«Волшебный мир бумаги»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №20»

___________________________________________________________________________

Московская обл., г. о. Балашиха



СОГЛАСОВАНО

Методический совет

МАОУ СОШ №20


Протокол

от «___» _____ 202__ г. № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ СОШ №20


________________ Н.А. Галицына


«______» _____ 202__ г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности



«Волшебный мир бумаги»



стартовый уровень


Возраст обучающихся: 6-9 лет

Срок реализации: 1 год




Составитель:

учитель начальных классов

Афанасьева Алёна Сергеевна











Городской округ Балашиха Московской области, 2023



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир бумаги» (далее - Программа) реализует художественную направленность.

Тип Программы – модифицированная.

Уровень Программы – стартовый.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими педагогический процесс в области дополнительного образования.

Нормативно-правовые основания

  1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999.

  2. Конституция РФ.

  3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

  6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  7. Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040).

  8. Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

  9. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  10. Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07 «Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области».

  11. Устав МАОУ «СОШ №20».

Программы составлена на основе программно - методических материалов: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования тетьего поколения, на основе методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика».

Актуальность и педагогическая целесообразность программы в сфере художественного творчества ставит перед учителем задачу научить понимать язык искусства через выполнение творческих работ в разных художественных техниках, используя доступные материалы. Лист бумаги – самый доступный материал. Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Этот вид деятельности близок любому ребенку. Занятия бумажной пластикой позволяют детям удовлетворить свои интересы к творчеству, а главное испытать свои возможности и проявить свои способности.

Занимаясь в кружке, ребёнок получит возможность открыть для себя волшебный мир листа бумаги, овладеть различными приёмами и способами действий с бумагой.


Научившись мять бумагу, рвать, резать, закручивать в жгуты, сгибать в разных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, шаблонами, ребёнок сумеет выполнить самые разнообразные изделия – игрушки, сувениры, плоскостные и объёмные композиции.

Увлекательные занятия позволяют ребёнку открыть в себе творческие способности, развить воображение, развить пространственное мышление, чувство прекрасного, воспитывают умение наблюдать, стимулируют развитие памяти, мелкой моторики, глазомера, чувства цвета, композиции.

Процесс изготовления каждой вещи, помимо работы руками, предполагает восприятие предмета или его изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями; анализ и синтез; поиск вариантов достижения цели; определение последовательности выполнения действий; сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом; их корректировку.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы.

Ручная умелость развивается в процессе обработки бумаги. Чем шире круг операций, которыми овладевают дети, тем лучше и многостороннее развита координация движений, тем проще ребенку овладевать новыми видами деятельности, еще не встречавшимися.

Именно поэтому содержание программы характеризуется многообразием ручных операций, таких, как вырезывание разных видов, сминание, скручивание, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, гофрирование.

Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции не в одинаковой степени, но внимание развивается при любых движениях.


Новизна и отличительные особенности Программы

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.

Можно научиться не просто замечать чудеса вокруг себя, но и творить их своими руками, превращая бумажный листок в незабываемый подарок или в загадочную головоломку, в уникальный предмет декора или развивающую игрушку, а при желании – в целую сказку, которая однажды станет реальностью.

Уникальные и объёмные модели оригами и другие оригинальные поделки из бумаги не только интересны детям, но и полезны: занятие рукоделием совершенствуют речь и память, позволяют каждому проявлять творческое воображение, способствуют снятию стресса и напряжения, поднимают настроение и помогают воплотить в жизнь самые заветные мечты.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.


Педагогическая целесообразность

1. Учить детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

2. Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.

3. Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

4. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

5. Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать рабочее место в порядке.

6. Почувствовать себя настоящим волшебником.


Адресат Программы, возрастные особенности

Данная программа рассчитана на один од обучения. Объём программы–34 часа.

Учебный процесс данной образовательной программы ориентирован на учащихся 1х-2х классов, не требующий особой подготовки. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы - 15 человек. Главным критерием отбора в объединение является желание ребёнка заниматься этими видами деятельности. Ребёнок сам, возможно при содействии друзей или родителей, принимает решение о вхождении в коллектив, но также может принять решение и о выходе из объединения.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю, во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз.


Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.


Задачи

Образовательные:

  1. Познакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  2. Сформировать умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  3. Обучить различным приемам работы с бумагой.

  4. Научить применять знания, полученные на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.



Воспитательные:

  1. Воспитание интереса к искусству оригами, целеустремлённость, аккуратность.

  2. Расширение коммуникативных способностей детей.

  3. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

  4. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

  5. Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.



Развивающие:

  1. Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  2. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  3. Развитие художественного вкуса, коммуникативных навыков взаимодействия со сверстниками, творческих способностей и фантазии детей.

Особенности организации образовательного процесса



Режим реализации Программы

Срок реализации Программы

  • 1 год

Язык преподавания

  • русский

Форма организации педагогического процесса

  • занятие

Форма обучения

  • очная

Возраст обучающихся

  • 6-9 лет

Количественный состав группы

  • 15 человек

Состав группы

  • постоянный, разновозрастный

Количество учебных часов

в неделю

в год

  • 1

  • 36



Формы организации образовательного процесса

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Занятия носят в основном групповой характер, но могут проводиться и индивидуальные занятия при подготовке воспитанниками экспонатов к выставкам различных уровней. По программе допустимы занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки воспитанников. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объёму задания.

Типы занятий:

Программа предусматривает использование теоретических, практических и комбинированных занятий.

Формы организации учебного занятия:

В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

- собеседование;

- дискуссия;

- «творческий день» (самостоятельное изготовление изделия по выбору);



- учебная игра (воспитанники выступают в роли педагога);

- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков.

На каждом занятии, в каждом задании детям даётся возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона и привнесение в каждую работу собственных образов.

Формирование контингента - контингент формируется без предварительного отбора

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной реализации программы необходимы: аудио и видеоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор.

Оборудование: бумага различной плотности (ватман, картон,

металлизированная, гофрированная, жатая, калька, многослойные салфетки,

декупажные карты), фольга, тонкая накрахмаленная ткань, двусторонняя цветная бумага для оригами, ножницы, канцелярский нож, клей, фломастеры, линейка, простые карандаши, ластик.

Интернет ресурсы

1. www:origami.kulichki.ru

2. www:origami.ru

3. www:origami.ramot.ru

4. www:origami.by.ru


КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия ведет педагог дополнительного образования Афанасьева Алёна Сергеевна.

Образование: высшее (психолого-педагогическое, учитель начальных классов)


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НА КАЖДЫЙ ГОД ПРОГРАММЫ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ

  • Учебно-тематический план

  • Содержание

  • Прогнозируемые результаты освоения Программы

  • Формы контроля реализации Программы


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






ТЕМА

количество

учебных часов


формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие. Знакомство с оригами.

1

1

-

Стартовая аттестация

2

Виды бумаги и её основные свойства. Беседа по охране труда.

1

1

-

Опрос

3

Знакомство с базовой фигурой «треугольник». Изготовление моделей: яхта, щенок, котенок, стакан, салфетка «Лилия»

2

1

1

Задание


Наблюдение

4

Знакомство с базовой фигурой «воздушный змей».


Изготовление моделей: парусник, гномик, кот. Изготовление модулей: листок, декоративный цветок, колосок.


Составление композиций из модулей

6

1

5

Задание


Наблюдение

5

Знакомство с базовой фигурой «книга». Изготовление моделей: лодка, цветочек.

2

1

1

Задание


Наблюдение

6

Знакомство с базовой фигурой «дверь». Изготовление моделей: поросенок, автомобиль, лиса.

2

1

1

Задание


Наблюдение


Опрос

7

Знакомство с базовой фигурой «дом». Изготовление моделей: кресло, говорящая лиса.

2

1

1

Задание


Наблюдение

8

Знакомство с базовой фигурой «блин». Изготовление моделей: игрушка-раскладушка, коробочка

3

1

2

Задание


Наблюдение

9

Знакомство с базовой фигурой «катамаран». Изготовление моделей: парусная лодка, бабочка, маска.



Модуль для кусудамы «Цветок».

3

1

2

Задание


Наблюдение


Опрос

10

Знакомство с базовой фигурой «рыба». Изготовление моделей: карп, морской котик, кит, слон, шкатулка, верблюд.

4

1

3

Задание


Наблюдение

11

Знакомство с базовой фигурой «двойной треугольник».


Изготовление моделей: ходячий гном, надувная рыбка, водяная бомбочка, прыгающая лягушка, летучая мышь, ракета, бабочка, змей Горыныч.

3

1

2

Задание


Наблюдение


Промежуточная аттестация

12

Знакомство с базовой фигурой «двойной квадрат».


Изготовление моделей: тюльпан, корзинка, заснеженная елочка, кенгуру.

3

1

2

Задание


Наблюдение

13

Знакомство с базовой фигурой «птица». Изготовление моделей на основе базовой формы «птица»: ворон, цапля, журавлик счастья, ласточка, улитка, мышь, летящий журавль, журавль на гнезде.

4

1

3

Задание


Наблюдение


Итоговая аттестация


Итого

36

13

23









СОДЕРЖАНИЕ

1. Вводное занятие. Знакомство с оригами. (1ч.)

Теория: Знакомство с программой теоретического и практического обучения. Проведение Сказка – оригами «шапка капитана». История оригами. Знакомство с японским искусством складывания из бумаги. Правила безопасного труда.

Знания:

- из истории оригами;

- условные знаки, принятые в оригами;

- термины, принятые в оригами;

- упражнения по отработке основных элементов складывания;


2. Виды бумаги и её основные свойства. Беседа по охране труда. (1 ч.)

Теория: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Из истории возникновения бумаги.


3. Базовая форма ТРЕУГОЛЬНИК (2 ч.)


Теория: Что такое базовые формы? Рассказ о базовых формах оригами. Знакомство с базовой фигурой «треугольник».

Практика: Сказка-оригами «Хитрый зверь». Изготовление моделей на основе базовой формы «треугольник»: яхта, щенок, котенок, стакан, салфетка «Лилия».

Знания:

- условные знаки, принятые в оригами;

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

- базовые формы: треугольник;

Умения:

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны;

- складывать основную базовую форму: треугольник;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;


4. Базовая форма ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ (6 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «воздушный змей». Беседа «Что такое модуль?» Изготовление модулей: листок, декоративный цветок, колосок. Последовательность выполнения модулей.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «воздушный змей»: парусник, гномик, кот. Изготовление модулей: листок, декоративный цветок, колосок. Составление композиций из модулей

Знания:

- условные знаки, принятые в оригами;

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

- базовые формы: воздушный змей;

Умения:

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны;

- складывать основную базовую форму: воздушный змей;

- выполнять операции гофрирования;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;


5. Базовая форма КНИГА (2 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «книга». Последовательность выполнения базовой фигуры. Модуль: лепесток астры, последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «книга»: лодка, цветочек. Изготовление модуля: лепесток астры.

Знания:

- базовые формы: книга;

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: набрызгом, тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения:

- складывать более сложные базовые формы: книга;

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.


6. Базовая форма ДВЕРЬ (2 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «дверь». Последовательность выполнения базовой фигуры.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «дверь»: поросенок, автомобиль, лиса.

Знания:

- базовые формы: дверь;

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения:

- складывать более сложные базовые формы: дверь;

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.


7. Базовая форма ДОМ (2 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «дом». Последовательность выполнения базовой фигуры.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «дом»: пианино, кресло, говорящая лиса.

Знания:

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения:

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны, оставшуюся часть листа отгибать и отрезать ножницами по расправленному фальцу;

- складывать основную базовую форму: дом,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;


8. Базовая форма БЛИН (3 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «блин». Модуль: виноградинка. Последовательность выполнения базовой фигуры «блин» и модуля виноградинка.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «блин»: игрушка-раскладушка, коробочка «санбо», корона. Изготовление модуля: виноградинка

Знания:

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения:

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны;

- складывать основную базовую форму: блин,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

- складывать квадрат, деля его на треугольники, прямоугольники и квадраты меньшей площади, каждый раз разворачивая лист в исходное положение.


9. Базовая форма КАТАМАРАН (3 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «катамаран». Модуль для кусудамы «Цветок». Последовательность выполнения базовой фигуры «катамаран»и модуля для кусудамы «Цветок».

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «катамаран»: парусная лодка, бабочка, маска. Изготовление модуля для кусудамы «Цветок».

Знания:

- базовые формы: катамаран

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: набрызгом, тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения:

- складывать более сложные базовые формы: катамаран

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.


10. Базовая форма РЫБА (4 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «рыба», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «рыба»: карп, морской котик, кит, слон, шкатулка, верблюд.

Знания:

- базовые формы: рыба

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения:

- складывать более сложные базовые формы: рыба

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.


11. Базовая форма ДВОЙНОЙ ТРЕУГОЛЬНИК (3 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «двойной треугольник», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «двойной треугольник»: ходячий гном, надувная рыбка, водяная бомбочка, прыгающая лягушка, летучая мышь, ракета, бабочка, змей Горыныч.

Знания:

- базовые формы: двойной треугольник

- основные упражнения по складыванию;

- окраска бумаги: набрызгом, тиснением;

- изготовление поделок по предметным инструкционным картам;

Умения:

- складывать более сложные базовые формы: двойной треугольник

- дорисовывать фломастером на глаз отделочные элементы;

- вырезать ножницами круглые и овальные детали.


12. Базовая форма ДВОЙНОЙ КВАДРАТ (3 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «двойной квадрат», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «двойной квадрат»: коробочка, коробочка «Звезда», цветок, тюльпан, корзинка, заснеженная елочка, кенгуру.

Знания:

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения:

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны, оставшуюся часть листа отгибать и отрезать ножницами по расправленному фальцу;

- складывать основную базовую форму: двойной квадрат,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- выполнять операции гофрирования;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;

- складывать квадрат, деля его на треугольники, прямоугольники и квадраты меньшей площади, каждый раз разворачивая лист в исходное положение.


13. Базовая форма ПТИЦА (4 ч.)

Теория: Знакомство с базовой фигурой «птица», последовательность выполнения.

Практика: Изготовление моделей на основе базовой формы «птица»: ворон, цапля, журавлик счастья, ласточка, улитка, мышь, летящий журавль, журавль на гнезде.

Знания:

- упражнения по отработке основных элементов складывания;

Умения:

- размечать квадрат, сгибая прямоугольную заготовку и совмещая смежные стороны, оставшуюся часть листа отгибать и отрезать ножницами по расправленному фальцу;

- складывать основную базовую форму: птица,

- находить центр квадрата при помощи диагоналей складыванием;

- выполнять операции гофрирования;

- размечать заготовку на глаз и по шаблону;


Прогнозируемые результаты освоения Программы

По прохождении полного курса обучающиеся

Должны знать:

• Что такое оригами;

• Историю возникновения оригами;

• Основные приемы складывания;

• Основные базовые формы;

• Название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;

• Простейшие модули;

• Правила техники безопасности.


Должны уметь:

• Подбирать бумагу нужного цвета;

• Пользоваться чертежными инструментами, ножницами:

• Выполнять разметку листа бумаги;

• Различать и складывать базовые формы;

• Выполнять на основе базовых форм различные модели;

• Пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;

• Собирать игрушки – «оригамушки»;

• Анализировать образец, анализировать свою работу;

• Составлять композицию из готовых поделок.

• Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку.


Сформированные универсальные учебные действия

Личностные

Обучающийся научится:

- развитие абстрактно-логического и образного мышления

- развитие познавательного и исследовательского интереса

- владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- уважительное отношение к собственной семье, ее членам, традициям;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, а такжевнутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- уважение к труду людей родного края;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- гражданской позиции;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

- наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;

- сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);

- ориентироваться в материале в книгах, презентациях;

- находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

- делать выводы о результате совместной работы всего класса;

- с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

– работать с учебной и научно-популярной литературой, находить и использовать информацию для практической работы.- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве сети интернет;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- устанавливать аналогии;

- владеть рядом общих приемов решения задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

– принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

– понимать важность коллективной работы;

– контролировать свои действия при совместной работе;

– допускать существование различных точек зрения;

– договариваться с партнерами и приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

– проявлять инициативу в коллективных творческих работах;

– следить за действиями других участников совместной деятельности;

– принимать другое мнение и позицию;

– строить понятные для партнера высказывания.

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что

партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы.

Регулятивные

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать

предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Формой контроля сформированности представлений о различных способах работы с бумагой являются творческие отчёты, изобразительные работы, выставки.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников. Участие в выставке детского прикладного и технического творчества. Составление альбома лучших работ.

ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ И МЕТОДИКИ

Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года

Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».


Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

• умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

• умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.


II. Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

• умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.

• умение сделать изделие по инструкционной карте.

• умение сделать несложное изделие по схеме.

• умение зарисовать схему сборки несложного изделия.

- Высокий уровень – делает самостоятельно,

- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,

- Низкий уровень – не может сделать.


III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера

• умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.

• умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.

• умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.

• умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;

- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.


IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.


V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков


• Оцениваются умения:

– организовать свое рабочее место,

– рационально использовать необходимые материалы,

– аккуратность выполнения работы.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

На занятиях используются следующие дидактические материалы: инструкции по безопасным условиям труда, справочная и специальная литература, видеоматериалы, фото, презентации.

Методы обучения

В процессе реализации программы применяются методы и приемы обучения, основанные на общении, диалоге педагога и учащихся, развитии творческих способностей детей:

- наглядно-слуховой метод (личный показ педагога с комментариями);

- наглядно-зрительный метод (личный показ педагога, просмотр фото- и видеоматериалов);

- словесный метод (рассказ, объяснение);

- практический метод (совместная работа);

- репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);

- метод формирования интереса к учению (создание ситуаций успеха, приёмы занимательности);

- метод творческих заданий (творческие задания по теме занятия)

- проблемный (поиск способов разрешения проблемных ситуаций);

- метод самоконтроля, формирования ответственности в обучении (самостоятельная работа учащихся,

подготовка к выставкам);

- метод контроля (индивидуальный опрос, творческие задания);

- метод самоконтроля для учащихся (самопроверка, самооценка результатов).

Методы воспитания

В образовательном процессе применяется ряд важных методов воспитания: убеждение, поощрение, поддержка, стимулирование, коллективное мнение, положительная мотивация, создание ситуации успеха.

Формы организации учебного занятия

На учебных занятиях используются различные формы организации учебного процесса. При этом оптимальным является применение нескольких форм на одном занятии по выбору педагога.

В зависимости от темы можно использовать следующие формы организации занятия – как в совокупности, так и в отдельности: наблюдение, беседа, мини-лекция, практическое занятие, соединение теории и практики, выставка.

Педагогические технологии

В образовательном процессе используются следующие инновационные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технологии сотрудничества, технология разноуровневого обучения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, технология коллективных обсуждений, технология создания ситуации успеха.

Алгоритм учебного занятия

  1. Организационный этап

Организация учащихся на занятии. Сообщение темы, цели и задач занятия. Беседа. Подготовка рабочего места к безопасной работе.

  1. Основной этап

Теоретическая часть. Сообщение и обсуждение нового материала. Тематическая беседа.

Практическая часть. Подготовка к работе. Изготовление изделия. Самостоятельная работа учащихся по окончательной доработке изделий в свободное время (по желанию учащихся). Физкультминутка.

  1. Завершающий этап

Анализ готовых работ. Коррекция готовых работ при необходимости. Само рефлексия учащихся. Мини-выставка. Обсуждение результатов работы.


ЛИТЕРАТУРА

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: бумажный зоопарк. – С.-Пб., Литера, 2003

2. Биддл С., Биддл М. Искусство оригами. – М.: Мой мир, 2005

3. Выгонов В.В. Трехмерное оригами. – М.: МСП, 2005.

4. Выгонов В.В. Игрушки и поделки из бумаги. - М.: МСП, 2006.

5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2004

6. Дорогова Е.Ю., Дорогов Ю.И. Секреты оригами для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2008.

7. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2000

8. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: Айрис-пресс,2006.

9. Щеглова А.В. Оригами для детей и взрослых. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону: ИД «Владис», М.: ИД «Рипол Классик», 2007

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1. И. Агапова «Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона». М.. Лада, 2008

2. Т.Б Сержантова «Оригами. Лучшие модели». М.. Айрис-Пресс, 2006

3. Афонькин С.Ю, Афонькина Е.Ю. Все об оригами, изд. Кристалл, 2004

4. Афонькина С.Ю., Афонькина Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома»,изд. Кристалл, 2004

Соколова С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика»,

изд. Азимут СП, 2002

6. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.

7. Выгонов В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.

8. Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996.

9. Выгонов В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.



КАЛЕНДАРНЫ Й УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебный мир бумаги»

Уровень программы – стартовый на 1 год

Год обучения – 2323-2024

Педагог дополнительного образования - Афанасьева Алёна Сергеевна



п/п

Месяц

Неделя месяца


Форма занятия

Кол-во часов



Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

сентябрь

1

Рассказ

1

Знакомство с искусством оригами. Рассматривание поделок и иллюстраций. Знакомство с условными знаками и приемами.

МАОУ СОШ №20

Анкетирование

2

Рассказ.Беседа

1

Виды бумаги и её основные свойства.Техника безопасности на занятиях.


Тест

3

Рассказ. Беседа

1

Знакомство с базовой фигурой «треугольник».


Викторина

4

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: яхта, щенок, котенок, стакан, салфетка «Лилия»


Наблюдение. Анализ работ

октябрь

1

Рассказ. Беседа

1

Знакомство с базовой фигурой «воздушный змей».


Опрос

3

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: парусник


Наблюдение. Анализ работ

4

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: гномик, кот.


Наблюдение. Анализ работ

ноябрь

1

Практическое занятие

1

Изготовление модулей: листок,


Наблюдение. Анализ работ

2

Практическое занятие

1

Изготовление модулей: декоративный цветок, колосок.


Наблюдение. Анализ работ

3

Рассказ. Практическое задание

1

Составление композиций из модулей


Организация выставки в классе

4

Рассказ. Беседа

1

Знакомство с базовой фигурой «книга».


Опрос

декабрь

1

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: лодка, цветочек.


Наблюдение.

Анализ работ

2

Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «дверь».


Опрос

3

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: поросенок, автомобиль, лиса.


Наблюдение. Анализ работ

4

Беседа. Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «дом».


Опрос

январь

2

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: кресло, говорящая лиса.


Наблюдение. Анализ работ

3

Беседа. Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «блин».


Опрос

4

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: игрушка-раскладушка, коробочка


Наблюдение. Анализ работ

февраль

1

Беседа. Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «катамаран».


Игра «В мире оригами»

2

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: парусная лодка, бабочка, маска.


Наблюдение. Анализ работ

3

Практическое занятие

1

Модуль для кусудамы «Цветок».


Наблюдение. Анализ работ

март

1

Беседа. Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «рыба». Промежуточный контроль.


Анализ выполненных моделей. Демонстрация удачных работ

2

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: карп, морской котик.


Наблюдение. Анализ работ

3

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: кит, слон.


Наблюдение. Анализ работ

4

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: шкатулка, верблюд.


Наблюдение. Анализ работ

апрель

1

Беседа. Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «двойной треугольник».


Организация выставки в классе

2

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: ходячий гном, надувная рыбка, водяная бомбочка.


Наблюдение. Анализ работ

3

Практическое занятие

1

Изготовление моделей: прыгающая лягушка, летучая мышь, ракета, бабочка, змей Горыныч.


Наблюдение. Анализ работ

4

Беседа. Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «двойной квадрат».


Опрос

май

1

Практическое занятие

2

Изготовление моделей: тюльпан, корзинка, кенгуру.


Наблюдение. Анализ работ

2

Беседа. Рассказ

1

Знакомство с базовой фигурой «птица».


Опрос

3

Практическое занятие


Выставка

1

Изготовление моделей на основе базовой формы «птица»: ворон, цапля, журавлик счастья, ласточка, улитка, мышь, летящий журавль, журавль на гнезде.


Анализ выполненных моделей. Демонстрация удачных работ

4

Беседа

1

Что узнали? Чему научились?


Опрос. Викторина

ИТОГО

36









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!