СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как нравственно воспитывать школьников в урочное и внеурочное время.
Тема: "Вопросы и проблемы нравственного воспитания в младшей школе»
Программа переподготовки: Психолого-педагогическая и учебно-методическая деятельность учителя предметной подготовки в условиях реализации ФГОС (учитель начальных классов) 350 часов
Выполнил:
Савенкова Ирина Васильевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с. Чернава
Измалковского района
Липецкой области
СОДЕРЖАНИЕ
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………3 стр.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………… 5 стр.
Что такое нравственное воспитание
1.2 «Мораль» – основная категория нравственного воспитания
1.3 Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников
1.4 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования о духовно-нравственном воспитании
Раздел 2
2.1 Нравственное воспитание младших школьников в урочной деятельности
2.2 Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ……………………………………33 стр.
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………… 36 стр.
V. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………… 38 стр.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
«Покинут счастьем будет тот,
кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
сухую ветвь один огонь исправит».
Саади
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
Проблема нашего исследования актуальна. На рубеже XX – XXI веков на первый план вышло не нравственное, не духовное, а материальное, бездушное. Педагогам предстоит осуществлять нравственное воспитание
зачастую вопреки общественным установкам. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов и методика их преподавания,
но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.
Объект исследования - учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной и внеурочной деятельности.
Цель исследования: выявить проблемы нравственного воспитания в современной начальной школе.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1) определить понятия «нравственность», «нравственное воспитание», «мораль».
2) дать анализ состояния нравственного воспитания младших школьников в современной школе.
3) выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ практического осуществления нравственного воспитания на уроке и во внеурочное время.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое нравственное воспитание
Одной из важных проблем современной школы в осуществлении нравственного воспитания является ответ на вопрос: что такое «нравственность»?
«Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение»1, – определяет современное толкование нравственности С. И. Ожегов.
«Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»2.
Современная литература также отражает понятия нравственности. «Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование данному понятию: «Нравственность – 1.особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличии от простых норм и традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.; 2.система внутренних прав человека, в основе которой гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность придти на помощь».3
Педагогический энциклопедический словарь дает следующее толкование этого понятия: «НРАВСТВЕННОСТЬ, термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину мораль, реже - этика. Так же как понятия «этика» в греческом, «мораль» в латинском, русское слово «Н.» этимологически восходит к слову «нрав» (характер) и лексически закреплено в Словаре Академии Российской (1793). Концептуальное различие между понятиями морали и Н. проводил Гегель в «Философии права» (1821). Н. представлена как завершающий этап развития объективного духа в отличие от абстрактного права и морали. Абстрактное право - это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра; мораль – это сфера реальной свободы: Н. - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над мнением и желанием. Непосредственными проявлениями Н. являются, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство. В советской этической литературе также предпринимались попытки смыслового разделения понятий, во многом близкие гегелевскому. Например, под Н. понимались: а) нравы как практикуемые формы поведения, б) мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой, в) мораль на уровне её общественных проявлений - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т. п.»1
Итак, «нравственность» - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 основные традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (Н.в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н.в. как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); коммунитарная (Н.в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус — ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности в общем направлении Н.в. В то же время мн. концепции, в которых (как, например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые воспитательные программы и методики, оказывались утопическими. Сложность трансформации обшей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия «Н.в.».
… Существует буквальное понимание Н.в. как обучения нравственности, что является не совсем адекватным: обучить нравственности нельзя; Н.в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.
Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до ритуалов почитания богов. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и
самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего.
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.
Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность – граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх – духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание – ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания»1.
Нравственному воспитанию многие великие педагоги придавали большое значение.
«Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Однако из педагогов – классиков прошлого столетия наиболее полно ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании » он писал: «Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания … могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…».
Зарубежные педагоги по-разному смотрели на нравственное воспитание.
«В своей работе «Новые вводные лекции по психоанализу». Фрейд пишет о том, что в человеке все определяется бессознательным началом — инстинктами, наследственностью. Именно бессознательное роднит психику животных и человека ... Опираясь на этот вывод, он считает, что воспитание бес сильно что-либо изменить. Но Фрейду, человек — существо чувственное, сексуальное и нравственность в его жизни не играет решающей роли. В соответствии с этой теорией, поведение ребенка таинственно и регулируется
глубинными мутационными, неуправляемыми процессами, в связи с чем не подлежит нравственно регуляции и саморегуляции»1.
«Крупный представитель бихевиоризма — Б. Скиннер считает, что личность не опосредует свои поступки мотивами и целями, а поведение человека контролирует социальная среда. В итог поступки теряют нравственный смысл для личности, поскольку оценка дается внешней средой, а не ею самой … Б. Скиннер утверждает, что человек, подобно машине, подчиняется строгим законам»2.
Однако следует понять, почему один человек нравственный, а другой – нет. «Что побуждает человека к нравственным поступкам? Его сознание, убеждения и выработанная привычка. … Нравственные убеждения – это синтез знаний о должном и ценностном, эмоций и чувств, т.е. нравственных переживаний поступков, связанных с нравственным (или, наоборот, безнравственным) поведением. В этой триаде … именно эмоциональная составляющая – центральное связующее звено. Ибо знания о нравственной культуре усваиваются, если они переживаются как ценность… В основе эмоционально-нравственной культуры – нравственные чувства»1.
Итак, нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.
При осуществлении нравственного воспитания возникает ряд проблем. « … Попытки интерпретировать Н.в. как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим и другим воспитанием иными словами,
профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд непреодолимых трудностей. Прежде всего это касается участников процесса Н. в. Логично считать, что применительно к Н.в. воспитатели должны выделяться среди остальных людей своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.
Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя вверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии: нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразно «повивальное» искусство (Сократ. И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнении и т д.). Н. в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств: ее скорее
можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность, можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства», как нет средств, которые ведут к нравственности, так и нравственность не может быть средством ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.
Возникает ещё одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по её дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ её реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н. в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики музыки и др.) учат добродетели.
Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю гл. о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные
качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность.
«Н.в., может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путем навязывания им через жёсткую регламентацию определенных правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности)». Такая форма нравственного воспитания неправильная, даже опасная.
1.2 «Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».1
«Словарь по педагогике» Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. дает следующее толкование морали: «Мораль – совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. Особенность ее состоит в том, что моральные принципы, нормы, правила, к-рыми руководствуются люди в своей жизнедеятельности, принимают форму безличностного ко всему, ни от кого не исходящего поведения, причем выполнение их – внутренняя потребность человека, контролируемая общественным мнением. Слагается из трех основных сторон: 1.нравственная деятельность – поведение людей, особым образом мотивированные поступки; 2.моральные отношения людей: характерный для нравственности способ регулирования поведения, проявляющийся в различных формах долженствования, требований к человеку; 3.моральное (нравственное) сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений. М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности»2.
Педагогический энциклопедический словарь говорит о морали следующее: «МОРАЛЬ (лат. Moralis – относящийся к характеру, складу души, привычкам: от mos, множественное число mores - традиции, обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни; предмет изучения этики. В ряде европейских языков наряду с термином «М.» имеются собственные обозначения, например, в русском языке – нравственность. М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остаётся в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их общественная форма. Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением. Т.о. – это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми. Сущность М., связанная с идеями всечеловечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название золотого правила нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». М. не является последней высшей духовной реальностью в жизни человека. Высшая цель человеческой деятельности, названная в древней философии высшим благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высшему благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но ее, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высшей цели, т.к. М.
непосредственно входит в содержание высшего блага. Так, например, принято считать, что М. приближает человека к богу, вместе с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведет человека к счастью, но и само счастье не мыслимо без нее. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.
По отношению к человеку М. является целью, перспективой самосовершенствования и требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, которые имеют всеобщий обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека но всех сферах жизни). Моральные принципы поддерживают (или наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни. М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них.
Например, в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями, нравственные требования складываются в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок общественного мнения, воспитываемых в человеке убеждений.
Моральные оценки опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравственного поступка, сила личного примера и пр.). Исторически сложились системы М. (например, конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская и пр.), имеющие мировоззренческую определенность. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистическую перспективу развития человечества, определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.
Нормы М. получают идейное выражение в общих зафиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в различных ситуациях. Наряду с золотым правилом сложились общегуманистические принципы: «не убий», «не лги», «не кради». В М. оцениваются не только поступки людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и др. (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу.
Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Моральные нормы – выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
«А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ». В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие
от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь»1.
Итак, мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль». «Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы»1. Следовательно, не всегда человек, соблюдающий все нормы морали, является нравственным человеком. Мораль также не всегда нравственна, например, мораль фашистской Германии действовала разлагающе, развращающе и разрушала все общечеловеческие ценности.
Мораль – основная категория нравственного воспитания. Мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».
1.3 Методы, формы, средства и содержание нравственного воспитания школьников
«Форма воспитательного процесса – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми»2
Для осуществления нравственного воспитания можно использовать как классно-урочную форму, тесно переплетая элементы нравственного воспитания с материалом, рассматриваемом на уроке, так и внеклассную: классный час, ролевая игра, викторина, семинар и т.д. Нравственное воспитание может осуществляться в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.
Средство воспитательного процесса – то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.
Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы. Средством нравственного воспитания может служить любой предмет, все зависит лишь от усилий воспитателя.
«Методы воспитания – это педагогическая проекция объективных факторов социальной действительности, обладающих формирующим влиянием на личность».
При осуществлении нравственного воспитания наиболее часто используюттакие методы формирования сознания, как внушение, призыв,
диалог, доказательства, но можно использовать все воспитательные методы, которыми оперирует современная педагогическая наука.
Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.
Один из самых действенных методов воспитания – этическая беседа. «Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.
Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему. Целый ряд бесед, целый цикл таких бесед производил просто большое философское оздоровление в моем коллективе».
Этическая беседа, по мнению Л.Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.
Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным …
Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом»1.
Так М. Адрианов в своей статье «Беседы о прекрасном и добром» приводит программу этических бесед, прививающих воспитанникам понятия «культура», «красота души», «ответственность», «забота» и др. Беседы строятся в игровой форме, что способствует появлению личного отношения детей к тем или иным нравственным нормам.
Содержание нравственного воспитания определяется концепцией, общими целями воспитания и моралью общества.
Цели нравственного воспитания: формирование духовных запасов личности каждого воспитанника, развитие чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, основы гражданского самосознания.
Как уже было отмечено ранее, нравственное воспитание не отделимо от морали общества, в связи с этим можно выделить следующие задачи нравственного воспитания:
отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
2) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;
3) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
4) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
5) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность;
6) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов.
При осуществлении нравственного воспитания необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В связи с этим изменяется основная задача воспитания эмоционально-нравственной культуры:
«1-й класс – развитие эмоциональной сферы как отзывчивости ко всему живому:
2-й класс – развитие гуманистических отношений к человеку;
3-й класс – формирование ценностного отношения к культуре;
4-й класс – развитие эмоционально-волевой саморегуляции и культуры желаний;
В настоящее время перед педагогами стоит проблема: что следует включать в содержание нравственного воспитания?
Наша страна долгое время находилась под влиянием марксистско-ленинской идеологии. Учащимся прививались трудовая и жизненная закалка, у воспитанников вырабатывали активное стремление участвовать в решении
общенародных задач и принимать на себя ответственность за будущее страны. Общество воспринималось важнее индивида. Нравственное воспитание осуществлялось постоянно: в школе, в семье. Тому же способствовали СМИ.
В период перестройки мораль общества изменилась, перестала быть нравственной. СМИ того периода, так же как и в настоящее время, пропагандируют мораль «хищников», думающих только о личной, сиюминутной выгоде.
Некоторые современные педагоги предлагают осуществлять нравственное воспитание на основе ценностей православной церкви. С одной стороны, христианские ценности были традиционны на Руси и в Российской Империи, они, безусловно, несут в только положительное; но с другой стороны – в школах современной России обучаются представители разных религий, и давление православной церкви не корректно. Следовательно, православная педагогика может выступать в современной школе лишь как вспомогательная.
Учителю сложно выбрать, какие же качества прививать учащимся, чему учить его. На наш взгляд, наиболее полно и правильно подобраны эти качества в приведенных ранее задачах, отраженных в статье М. Яновской.
Еще одной проблемой современной школы является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?
Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.
Я же придерживаюсь мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.
1.3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования о духовно-нравственном воспитании
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). В п. 8. отмечается, что в соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития и воспитания, выделяя его для конкретных условий осуществления образовательного процесса как ведущее. Однако в качестве важнейшей цели образования остается духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. Также стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, характеризующих его духовно-нравственное развитие («портрет выпускника начальной школы». Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании»
понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. В п. 12.4. Стандарта сформулированы основы духовно-нравственной культуры народов России.
В п. 19.6. ФГОС НО отмечено, что «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества ». Особенность программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования - это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. Содержание урочной деятельности представлено следующими предметными областями: филология (уроки русского языка, литературного чтения), обществознание и естествознание (уроки окружающего мира), искусство (уроки музыки и изобразительного искусства), технология (уроки технологии), а также основы духовно-нравственной культуры России.
Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создает условия для применения полученных знаний в разнообразной деятельности созидательного характера. Духовно-нравственное воспитания продолжается в процессе внешкольной деятельности, прежде всего, системы дополнительного образования. Необходима и интеграция воспитательных усилий семьи и школы. Приобщение к культурологическим и историческим основам российских религий рассматривается как важный компонент программ воспитания и социализации школьников.
Можно сделать вывод, что Стандарт раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов и определяет пути реализации Программы духовно-нравственного развития детей школьного возраста - это единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, совместная педагогическая работа образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
2.1 Нравственное воспитание младших школьников в урочной деятельности
Для учителя школы по любому учебному предмету основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Нравственная обстановка на уроках — это сильнейшая, среди прочих, формирующая среда, которая должна рассматриваться как важнейший инструмент, т.е. педагогическое средство учителя в достижении целей нравственного развития и формирования личности.
Большие возможности нравственного воспитания несут в себе уроки литературного чтения. В настоящее время литературное чтение и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь школьников.
Я считаю, что на каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые учеником, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель здесь становится мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, в том, что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся получают нравственный урок, обогащают свой эстетический опыт.
Таким образом, цель литературного чтения состоит в том, чтобы воспитать читателя, научить школьника размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге – помочь становлению и формированию личности.
Формировать нравственные понятия на уроках литературного чтения (добро и зло, честь, долг, совесть, правда и ложь и т.д.) помогают методы, выявляющие нравственное содержание произведений. К ним относятся: аналитическая беседа, творческое чтение, исследовательский метод, игровые ситуации, создание иллюстраций и мн. др. (Приложение 1)
В своей работе по нравственному воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка особое место отвожу работе над пословицами, поговоркам, фразеологизмами. Обращаю внимание на их воспитательную значимость, а также нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка.
Пословицы учат ценить добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым, понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют каждого ребёнка задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в поколения.
Огромные возможности для нравственного воспитания представляют различные виды уроков, в частности, урок-игра. Помимо знакомства с новым учебным материалом или его закреплением, игра учит ребенка: достигай своей цели по правилам игры, а именно: умей подчиняться установленным нормам, наберись терпения, побеждай, не мешая другим, иначе выйдешь из игры. Бесспорно, человеку, привыкшему считаться с правилами любой игры, не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны.
Школьники очень любят уроки изобразительного искусства и технологии. Организуя работу по созданию небольших творческих работ, я нередко предлагаю изготовить открытку или поделку в подарок своим близким (или друзьям) к празднику (или дню рождения). Таким образом, я учу не только проявлять внимание к близким людям, но и показываю ценность ручной работы, воспитываю уважение к умелым рукам.
На любых комбинированных уроках (по любому предмету) школьники работают парами или группами — учатся работать сообща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников. Потом им будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. (Приложение 2)
И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением
2.2 Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.
В своей педагогической деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, – охвачены 2 класса, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы (выставки разных жанров, тематические стенды и др.).
В таблице представлена классификация форм и педагогических средств нравственного воспитания учащихся, которые используются в системе урочной и внеурочной деятельности:
Таблица 1
Система | Форма | Педагогические средства |
У Р О Ч Н А Я | Урок-путешествие Урок-презентация Урок-ролевая игра Урок-беседа Дидактические игры | Прием комментирования и раскрытия аспектов нравственности в процессе объяснения урока, выполнения заданий. Прием сочетания содержания образовательной программы с контекстом, содержащим аспекты нравственности. Использование дидактических материалов и форм занятий, способствующих усвоению базовых ценностей нравственности. |
Совмещенные уроки Классный час Викторина | Прием совмещения уроков внутри одной возрастной группы и между группами разного возраста. Средства формирования положения мотивации обучения, связанные с предоставлением учащемуся возможности свободного выбора материалов, форм и техник. | |
В Н Е
У Р
О Ч Н А Я | Художественно-творческие проекты. Викторина. Экскурсия. Мероприятие. Праздник класса. Конкурс и выставка работ. | Применение вариативных форм занятий (приглашение специалиста и т. п.). Организация совместной деятельности по художественной подготовке мероприятий. Использование приемов и форм занятий, способствующих выстраиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества. Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций и ритуалов, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) в урочной и внеурочной деятельности. Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на олимпиадах, выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности. |
Кружок. Дискуссии. Театрализованные представления. Школьный праздник. | Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности. Педагогические средства содействия социализации учащихся (вовлечение в общественно-полезную деятельность). | |
М О Н И Т О Р И Н Г | Анкетирование. Опрос. Беседа. Наблюдение. Тестирование.
| Социологические измерения и диагностика запросов и притязаний учащихся с целью наполнения их досуга. Социологические измерения характеристик образовательной среды, диагностика уровней воспитанности и самоактуализации с целью корректировки педагогической практики. |
Основные коллективные формы и методы нравственного просвещения и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.
Классный час - наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В 2-4 классах обычно провожу беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.
Тематика классных часов: «О невежах и вежливости», «Что значит быть ответственным», «О лени и лентяях», «Об обидах и причинах обид», «Эгоисты. Кто они такие?», «О жадности и жадных», «Лучшее слово о дружбе», «Честность – прежде всего», «Не стесняйся доброты своей» и мн. др. (Приложение 3)
Наряду с систематическими беседами провожу и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.
В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников. Например, провожу с ребятами беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице и т.д. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать, а рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.
Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности.
В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей.
Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности, – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности.
Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны, прежде всего, с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, ответственный за классный журнал и т.д. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это – осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами убеждения.
Мною используются методы воспитывающих ситуаций.
Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
Нравственное воспитание необходимо осуществлять в условиях современной школы.
Нравственность - осознание, принятие и выполнение положительных духовных и душевных качеств.
Нравственное воспитание – это систематическое формирование у ребенка знаний о нравственном и безнравственном, о добре и зле, о хорошем и плохом, помощь в эмоциональном переживании нравственных ценностей, чтобы те стали личностно значимыми для воспитанника.
Мораль – основная категория нравственного воспитания. Мораль – это те нормы, принципы, правила поведения людей, которые предписывает человеку общество. Следует разграничивать понятия «нравственность» и «мораль».
Основные проблемы нравственного воспитания в современной школе:
Проблема содержания нравственного воспитания на уроке и во внеурочное время.
Проблема личностных качеств воспитателя.
Место и время нравственного воспитания в современной школе: на уроке, во внеурочное время.
Работая над проблемой нравственного воспитания младших школьников, я изучила психолого–педагогическую литературу по данной проблеме, рассмотрела сущность, содержание и основные понятия нравственного воспитания, изучила методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности пришла к следующим выводам:
Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.
Я пришла к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
Личный пример учителя;
Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе.
Нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Важное значение для нравственного воспитания школьников имеет не только содержание, но и организация учебного и вне учебного процесса. Для этого необходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗАВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андрианов, М. Беседы о прекрасном и добром: этическое воспитание // Воспитание школьников. – 2002. - №9 – с. 26 – 36.
Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002.
Богданова, О. С., Черепкова, С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.
Бразговка, Л. Формирование нравственной установки младших подростков // Воспитание школьников. – 2008. - №6. – с. 38 – 42.
Вартанова, И. Формирование у школьников опыта эмоционально-ценностного отношения к миру // Воспитание школьников. – 2002. – №2 – с. 59 – 62.
Воробьев, Н. Е., Шачкина, А. Ю. Система нравственного воспитания И. Канта // Педагогика. – 2005. - №5 – с. 109 – 117.
Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – 136 с.
Даль, В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка: В 4 т. Т. 2: И – О. – М.: Терра, 1995. – 800 с.
Зелинский, К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский // Народное образование. – 2008. - №1 – с. 213 – 219.
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448.
Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [авт.-сост. В.П. Полухина и др.]; под ред. В.Я. Коровиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 319 с.: ил
Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: Академия, - 1995.
Остапенко, А. Как разобраться воспитателю в вопросе о духовном и нравственном? //Духовно-нравственное воспитание. – 2008 - №6 – с. 20 – 22.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с: ил.
Пионковский, В. Нравственная культура как педагогическая проблема // Учитель. – 2004 - №4 – с. 67 – 70.
Соблиров, А. Нравственное воспитание.
Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987.
Тучкова, Т. Русская нравственная традиция в воспитании: программа курса // Народное образование. – 2001. - №1 – с. 213 – 215.
Франк, С. Взращивание добра: духовно-нравственное воспитание // Воспитание школьников – 2001. - №7 – с. 67 – 69.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (утвержден приказом Минобрнауки России от «17» декабря 2010 г. № 1897) Последнее изменение: 22 июня 2015 года
22.Храмова, Р. «Добро не терпит промедленья» // Воспитание школьников. – 2002. – №2 – с. 55 – 58.
23. Югай, А. Коллективное составление «словаря этики» (из опыта работы воспитателя) // Учитель. – 2006. - №5. – с. 68 -70.
24.Яновская, М. Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Формирование нравственных понятий на уроках литературного чтения.
Тема: Произведения Л.Н.Толстого «Два товарища», «Отец и сыновья».
Цели:
1. Учить детей определять смысл произведения, тему и идею.
2. Продолжать учить анализу произведений.
3. Сформулировать нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал эти произведения.
4. Формировать у учащихся сплочённость, коллективизм, заботу и помощь в семье – нравственные уроки и убеждения.
Ход урока:
1. Вступительное слово об авторе
2. Объявление темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с двумя его произведениями «Два товарища» и «Отец и сыновья». Это басни. Кто из вас знает, чем басня отличается от рассказа? Что такое басня?
Басня – краткий иносказательный рассказ, стихотворение, поучительное повествование (работа с «Толковым словарём»).
3. Работа над басней «Два товарища» (анализ произведения).
1) чтение учителем;
2) вопросы по содержанию;
- Что случилось в лесу?
- Что предпринял первый мальчик?
- Что сделал другой мальчик?
- Как повёл себя медведь?
3) чтение «цепочкой» учащихся;
4) воспитание добрых чувств;
- Как Вы думаете, стало ли стыдно сбежавшему от страха товарищу?
- А как бы Вы поступили на его месте?
5) в каких строках заключена главная мысль? (выборочное чтение)
– Зачем Л.Н. Толстой рассказал эту историю?
6) повторное чтение;
7) речевая зарядка: Почему именно так назвал своё произведение автор?
- Придумайте другие новые названия басни.
(«Встреча с медведем», «Вот так встреча!», «Повезло!» и др.)
- Пошлём срочную телеграмму. Какому мальчику? Что в ней будет написано?
8) экологическая направленность:
- Почему же медведь не тронул мальчика?
9) чтение пословицы с доски по номерам слов:
- Подходит ли она к нашему произведению? Почему Вы так думаете?
10) составление картинного плана басни (в тетрадях):
- Что было сначала? Потом? Чем всё закончилось?
1.Два товарища идут.
2. Медведь.
3. Один товарищ на дереве, другой товарищ лежит на земле.
4. Два товарища рядом.
11) – Дополните словосочетания словами из текста:
Бросился ______________________
Притворился ___________________ (доска)
Плохие ________________________
12) – Давайте составим и начертим схему произведения. Кто герои басни? Вспомним поступки героев.
м
едведь
Страх и
испуг
1 товарищ 2 товарищ
13) Работа по карточке: Что главное?
От медведя можно спрятаться на дереве.
Не бросай в беде товарища.
Медведя можно перехитрить.
(в парах)
- Что главное? Подумайте и обведите верный номер (2).
Проверка: Почему Вы так решили? Чему же учит эта басня?
14) связь с математикой:
- В каких ещё произведениях встречается число 2.
(Л. Пантелеев «Две лягушки», Л.Н. Толстой «Две лягушки», венгерская сказка «Два жадных, медвежонка»).
- А в жизни?
(2 уха, 2 руки, 2 глаза и т.д.).
15) Д.З.
1) подготовить пересказ:
1 ряд: от имени медведя;
2 ряд: от имени 1 товарища;
3.ФИЗМИНУТКА
4. Работа над басней «Отец и сыновья» (анализ произведения).
1) чтение учителем;
2) вопросы по содержанию:
- Что приказал отец сыновьям?
- Чему он их учил?
- А они?
- Как отец убеждал сыновей?
- Что он сделал?
3) Чтение «цепочкой» учащимися;
4) словарная работа:
(по карточке) (2)
- Как можно сказать по-другому? Запишите. (коллективная работа, учитель пишет на доске)
Жить в согласии – дружно, вместе.
Жить врозь – отдельно, ссорясь друг с другом.
Бились – очень старались.
5) подбор определений:
- Какой отец? Сыновья?
6) выборочное чтение:
- Найдите и прочитайте, какой наказ дал отец сыновьям.
7) Дополните словосочетания словами из текста:
Приказал ______________________
Развязал _______________________
Легко __________________________ (доска)
8) Чтение пословицы с доски по стрелкам:
да нужды и |
- Что значит нужды? (горя)
- Подходит ли она к данной басне?
9) Определение смысла произведения, идеи.
- Чему учит эта басня?
10) Экологическая направленность:
- Почему сыновья не смогли сломать веник?
11) Связь с математикой:
- Сколько прутиков в венике? Как можно ответить различными словами? Придумайте подходящее сравнение (так много, как деревьев в лесу и т.д.).
12) чтение с доски:
Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь!
- Что вы прочитали? В чём смысл пословицы?
13) Д.З.
1) приведите примеры дружбы братьев и сестёр;
2) работа по карточке (3):
Собери пословицу и запиши.
- Соберите пословицу и запишите
14) Итог урока:
- Какой нравственный урок вы извлекли и усвоили, читая эти басни? Прочитайте пословицы на карточке (5).
Без беды друга не узнаешь.
Согласного стада и волк не берёт.
Друзья познаются в беде.
Век живи, век учись.
Один за всех и все за одного.
- Подумайте, какие из них подходят к басне «Два товарища», а какие – к басне «Отец и сыновья»? Почему?
Приложение 2
Формирование нравственных понятий на уроках окружающего мира и математики.
Тема урока: «Береги природу, человек!»
Цели урока:
Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
Учить правильному поведению в природе.
Воспитывать любовь к природе.
ХОД УРОКА
Самоопределение к учебной деятельности
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Сегодня на уроке мы узнаем, что даёт человеку природа. И как человек должен платить природе за её дары. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли нашу Землю сравнить с цветком?»
Актуализация знаний
Дома вы готовили рассказы о своих любимых домашних питомцах. Кто желает нам рассказать о них? (заслушиваются рассказы детей)
Беседа.
Ребята, а что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
III. Изучение нового материала
Какое значение имеет природа в жизни человека?
Работа по учебнику
Работа по тетради в парах.
Откройте рабочие тетради и рассмотрите рисунок. Что дети делают правильно? Закрасьте кружок зелёным цветом. Какие же правила поведения в природе мы должны соблюдать?
Прочитайте те правила, которые мы не назвали.
Ребята, послушайте стихотворение, которое нам приготовила
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас много – а она одна!
Человек должен разумно использовать природные богатства. Мы должны помнить о тех, кто будет жить на Земле после нас. В современном мире природе приходиться трудно, потому что человек использует в своей хозяйственной деятельности мощную технику и современные технологии. При этом, совершенно не заботясь о том, что он безжалостно уничтожает всё вокруг. Какое влияние может оказывать на природу человек?
на животных;
на растения;
на почву;
на лес;
на воду;
на воздух.
В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие – мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «лёгкими» нашей планеты, нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей, заводы загрязняют воздух, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы. А ведь, чтобы появился один сантиметр плодородного слоя почвы нужно ждать 70 лет!
А теперь давайте отдохнём. ФИЗМИНУТКА
Но не все люди относятся небрежно к природе. Есть такие люди, которые хотят сохранить природу для будущих поколений. Они создают заповедники.
Работа со справочником в учебнике с.141.
- Найдите в справочнике слово заповедник. Что оно означает?
Байкальский заповедник.
Красная книга.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красную книгу.
Работа со справочником.
Найдите в справочнике значение словосочетания Красная книга.
Как вы думаете, почему выбрали именно красный цвет книги? А теперь послушаем ребят.
Ученики читают стихотворение «Красная книга»
II. Рефлексия учебной деятельности
Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.
И сейчас попробуйте ответить на вопрос, который мы озвучили в начале урока «Можно ли нашу Землю сравнить с цветком?»
Фрагменты урока по математике
Устный счет на уроке
Учитель читает задачу: “Саша шел по лесу. Под одним из деревьев он увидел двух маленьких птенцов, которые лежали в траве. А на дереве, в гнезде пищали еще птенцы. Саша поднял птенцов, залез на дерево и положил птенцов в гнездо. Всего в гнезде стало 6 птенцов. Сколько птенцов было в гнезде до того, как Саша положил еще 2-х, и правильно ли Саша поступил?” “Отвечает Люба”.
Девочка Люба не отвечает.
Учитель: “Кто поможет Любе? Наташа”.
Наташа: “В гнезде было 4 птенца”.
Учитель: “А как ты- то узнала?”
Наташа: “Я из 6-ти отняла 2, и получилось 4”.
Учитель: “ А кто скажет, правильно ли поступил Саша? И почему?”
Вадим: “Мальчик поступил правильно. Он спас двух птенцов, так как на земле им грозила опасность. Этот мальчик добрый”.
Учитель: “Молодец. Спасибо”.
Задача
Класс для украшения школы в праздник должен был сдать 75 рисунков. В классе 25 учеников. Учитель попросила всех нарисовать по 3 рисунка. На следующий день, когда собирали рисунки, оказалось, что Витя и Люба не нарисовали. Сколько рисунков собрал учитель.
Учитель – давайте составим план наших действий.
Петя – сначала найдем сумму рисунков, которые мы не нарисовали.
Сергей – затем из общей суммы вычтем сумму недостающих рисунков.
Учитель – Совершенно верно. Марина идет решать на доске.
И какой же ответ?
Марина (на доске) – 1)3+3=6; 2)75-6=69 (рис.); Собрала 69 рисунков.
Учитель – Правильно. Витя, ты почему не пишешь?
Витя – нет ручки.
Учитель – Ребята, а скажите, можно ли так поступать, как поступили Витя и Люба?
Ученики – нет. Они подвели учителя.
Ребята, кто поможет Вите и даст ему ручку?
Дал Алексей.
Витя – спасибо.
Учитель – а за что спасибо? За ручку? Значит, как поступил Алеша, по-товарищески или нет?
Учитель – как вы думаете, ответственные дети Люба и Витя или нет?
Ученики – нет, не ответственные.
Учитель – а как вы думаете, правильно ли это?
Ученики – это неправильно. Надо быть ответственными.
Приложение 3
Формирование нравственных понятий на классных часах.
Классный час «Дорогою добра»
Задачи:
- воспитывать у детей чувство дружбы и товарищества;
- развивать коммуникативные навыки, речь;
- учить отличать хорошее от плохого. Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
Ход занятия.
Дети рассаживаются полукругом. У каждого из ребят есть набор вырезанных из бумаги фигурок: семечко, капля воды, дерево, цветок.
- Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для всех нас, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песенка кота Леопольда»).
- Итак, кто назовет тему нашего занятия? (Доброта.)
- Правильно. Но мы с вами не просто будем говорить о доброте, а совершим путешествие по дороге добра. (Учитель открывает рисунок на доске.)
- Что вы здесь видите? (Пустыню.)
- Попробуем эту безжизненную знойную пустыню превратить в прекрасный, цветущий и благоухающий сад. Итак, отправимся в путь!
- Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто ответит, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)
- Верно. Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими.
- А что вы при этом чувствовали?
- Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было? (Да.)
- Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны подумать, как лучше это сделать. А лучше - это обратиться по ... (Имени.)
- Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т.е. посадите его в землю.
- Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)
- Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».
Дети показывают инсценировку.
- Давайте вместе порассуждаем. Почему, когда Павлик просил что-либо в первый раз, ему все отказывали? (Он был грубый, дерзкий,)
- Почему же все изменилось после встречи со старичком? (Павлик понял, что надо быть приветливым, вежливым, .)
- Сделаем вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).
- Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.
- Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет происходить с семечком? (Оно будет прорастать.)
- Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку, но дважды одному и тому же -нельзя).
- Итак, мы сейчас еще раз убедились в том, что хорошее не забывается и всегда возвращается добром. Я считаю, что после этой игры каждый из вас достоин выйти к доске и «посадить» свое дерево.
- Еще минуту назад мы здесь видели один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
- У вас еще остались цветочки. Напишите в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке - черту своего характера.
- А сейчас переверните цветочки и с обратной стороны на каждом лепестке напишите такую черту характера, какую вы хотели бы в себе видеть.
- Кто не постесняется назвать эти качества?
- А что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?
- Прикрепите эти цветочки на деревья.
- У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так сегодня мы с вами еще раз убедились в том, что человек своими добрыми поступками, добрым отношением к людям способен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чудесный сад.
- А закончить наш классный час мне хочется старой доброй детской песенкой, которая также будет и моим пожеланием всем вам, - «Дорогою добра».
1 Ожегов, С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: Академия, - 1995. - с 144
2 Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru
3 Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю, Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». - 2005. – с. 206.
1 Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. П24Б. м. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – с. 171.
1 Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. – М., 1987. – С. 92
1 Гурин, В. Г. В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – с. 17.
2 Гурин, В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (Педагогическая наука – реформе школы). – М.: Педагогика, 1988. – с. 17 – 18.
1 Яновская, М. . Воспитание эмоционально-нравственной культуры школьников // Народное образование – 2005 - №7 – с. 166 – 169.
1 Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru
2 Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – с. 196.
1 Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru
1 Соблиров, , А. Нравственное воспитание. [электр. ресурс] // www.lib.ru
2 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – с. 483 – 484.
1 Артамохина, А. О. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе. – М. – 2002. [электр. ресурс] // www.lib.ru
51