Вопросы и задания к анализу произведений
о Великой Отечественной войне.
В.Распутин «Живи и помни»
1. Изложите историю Андрея Гуськова, передайте его психологическое состояние в разные моменты жизни. Один из эпизодов перескажите близко к тексту с использованием художественных деталей, имеющих психологический смысл (отпугивание волка, похищение бычка и др.). Проследите за эпизодами, связанными с топором. В чем его символический смысл?
2. Опишите образ Настены, ее переживания. Чем и когда подготавливалась ее трагедия. Какова роль снов в повести? Какие художественные средства (композиционные и изобразительно-выразительные) использует писатель, предрешая трагическую развязку?
3. Как в повести (во взглядах, намерениях и судьбах героев) отражена тема дома, семьи, рода?
Г.Бакланов «Навеки-девятнадцатилетние»
1. Определить тему повести и ее основную мысль
2. Как раскрывается характер лейтенанта Третьякова по пути следования в Ясеневку?
3. Как автор решает проблему исторической памяти в повести?
4. Как философские размышления вводятся в текст повести? Как они соотносятся с нашими сегодняшними проблемами?
5. Какие мысли одолевают Третьякова в госпитале? К какой главной мысли приводит автор своего героя? Как она соотносится с идеей повести «Навеки –девятнадцатилетние»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
Что такое фашизм (по роману-эпопее Гроссмана)? «Главный враг фашизма - человек» (гл. 19,42,43 ч.)
Смысл параллельного изображения двух концлагерей – сталинского и немецкого (гл. 1-4, 39,69-71, ч.1, гл.15,ч.2)
Идейно-композиционная роль гл. 11,12,32,44 ч.2
Почему вслед за рассказом о фашистских газовых камерах идут главы, посвященные травле советского ученого Штурма, еврея, в Советском же Союзе (гл.52 и др., ч.2)
Рассуждения о свободе ученого Чепыжина (гл. 25, ч.3). Образ этого героя, его судьба. Смысл противопоставления свободы (жизни) и рабства («неживой материи»0. А в гл.37, ч.3. – «человеческого» и «государственного».
Кто же из героев сохранил в себе свободу, а значит – человеческое? Софья Осиповна Левинтон (гл. 57, ч.2) меньшевик Дрелинг (гл. 6 ч.3), Иконников (гл.69, ч.1). А Греков? Его дом – отдельное государство, построенное по другим, нежели советские, принципам. Но система отомстила ему посмертно.
Образ Кати Венгровой, ее судьба (гл. 58 ч.1). Роль художественной детали – маленького парализованного котенка (гл.59 ч.1)
Что такое «судьба» в понимании Гроссмана? Гл. 44, ч.2, гл.51, ч2, гл.4, ч.3, гл.61, ч.3
Ю.Бондарев «Горячий снег»
Роман Ю.Бондарева «Горячий снег» (1969) посвящен истории одного из больших сражений Великой Отечественной войны.
Какова композиция произведения?
Найдите экспозицию и развязку в развитии действия.
Как четкость и простота в построении романа содействуют драматизации повествования, позволяют показать испытание возможностей человеческого духа в критической ситуации
С каких точек зрения ведется повествование?
Как сочетаются в произведении картины, изображающие общий разворот событий, монументальные сцены, и исследование психологии отдельного участника событий?
Как соотносится в романе изображение боевых действий артиллерийской бригады, командного пункта армии, ставки?
В.Астафьев «Где-то гремит война»
В описании избы Дарьи Михайловны есть такая деталь: керосиновая лампа, всю ночь горящая на подоконнике. Раскройте символический смысл этой художественной детали в повести
В приведенном выше высказывании критика взрыв ярости героя с сцене охоты на коз назван «гневом мирного человека, вынужденного убивать врага». Объясните поведение героя в этой сцене. Какова Роль этой сцены в повести?
Герой-рассказчик в повести произносит такие слова: «Этой ночью я стал взрослым». Как автор повести объясняет в ней, что значит стать взрослым, с чего начинается взросление человека?
Повесть В.Астафьева «Перевал» завершается следующим фразой: «Если в жизни будет трудно. Если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям». Как эта мысль писателя воплотилась и в повести «Где-то гремит война».
В.Быков «Сотников»
Повесть «Сотников» также о выборе, который делает человек в критической ситуации. Кульминация повести – момент, когда два партизана, посланных, чтобы добыть продукты, силою обстоятельств оказываются в плену.
Как они ведут себя перед лицом смерти.
Как ведет себя перед лицом смерти Сотников? Как ведет себя Рыбак?
В чем подвиг Сотникова? В чем падение Рыбака? Повесть написана ради этого кульминационного момента. Цель ее – объяснить мотивы поведения Сотникова и Рыбака. В создании их образов большую роль играет не только развитие действия, но и психологический анализ.
Какие формы психологического анализа использует В.Быков?
Проследите, как герои ведут себя в критических ситуациях? Какие это ситуации? Какова линия поведения Рыбака?
Что открывает в Рыбаке обращение к его внутреннему миру?
Как с помощью приема несобственно-прямой речи В.Быков показывает падение героя и вершит над ним суд?
Что Быков открывает нам с помощью психологического анализа в Сотникове?
В чем он видит истоки его героизма?
В.Быков «Дожить до рассвета»
Почему Ивановский сам вызвался уничтожить вражеский склад? Виноват ли в неудаче задуманной им операции?
Как объясняет автор песни, с чего начинается героизм отдельного человека? Можно ли называть поведение и смерть Ивановского героическими?
В одной из статей писатель так оценивает своего героя: «Ивановский, разумеется, был побежден и погиб на своем маленьком поле боя, не но если он из тех людей, о которых сказано, что их можно убить, но нельзя победить, то его поражение явственно превращается в иное, противоположное качество» Почему писатель считает гибель Ивановского и его поражением, и его победой? Согласны ли вы с этой оценкой героя автором повести?
Как связаны с нашим временем повести В.Быкова, рассказывающие о событиях военных лет? Как объяснена эта связь в приведенных выше материалах о творчестве писателя?
А. Лиханов «Последние холода»
1. От чьего имени ведется рассказ в повести?
2. Какие отношения сложились у Коли с мамой и бабушкой, к чему он привык, живя в своем доме?
3. С какого момента изменяются взгляды мальчика на жизнь, когда он начинает ощущать по-настоящему беду?
4.Что помогло Вадику и Маше выстоять, выжить? Какие качества характера спасли их?
5.Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?
6.Почему повесть называется «Последние холода»?
7.В чем сходство героев повести Астафьева «Где-то гремит война» и героев повести «Последние холода»? В чем своеобразие этих произведений в постановке вопроса о взрослении человека?
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
1. А.Приставкин и судьба его книги.
2. Война и дети. Трагический мир военного, голодного, бездомного детства в повести.
3. Война лишила многих детства. Но только ли война?
4. Как складываются в нечеловеческих условиях судьбы братьев-близнецов Кузьминичной?
Братство Кольки и чечена Алхузура – символично ли оно?
Почему повесть названа «Ночевала тучка золотая»?
О чем заставила задуматься вас эта книга?
Темы рефератов
Тема исторической правды в повестях К.Воробьева «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!»
Суровая правда войны.
«У войны не женское лицо» (По произведениям Б.Васильева, С.Алексиевич, Ю.Друниной)
Нравственный выбор героев в произведениях о Великой Отечественной войне.
Роман В.Астафьева «Прокляты и убиты» - суровая правда о войне.
Тема войны и нравственности в произведениях русских писателей.
Традиции классической литературы в современной военной прозе.
Тема исторической правды в произведениях фронтовой прозы II половины XX века.
Образ молодого солдата в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне (Г.Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние»,
В.Кондратьев «Сашка», М.Карим «Помилование», В.Астафьев «Прокляты и убиты»).
10. Художественное исследование духовных истоков массового героизма
народа в защите Отечества. (По произведениям русских писателей о
Великой Отечественной войне).
Темы сочинений
1. Остаться человеком в пламени войны (По 1-2 произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне).
Изображение ратного подвига в произведениях русских писателей о Великой Отечественной войне.
«Фронт и тыл – родные братья» (А.Т.Твардовский) (По одному или нескольким произведениям о Великой Отечественной войне).
«Устарела» ли военная тема в литературе? (сочинение-размышление).
«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой». (А.С.Пушкин).
«Сапогами не вытоптать душу!» (По произведениям русских писателей о Великой Отечественной войне)