Тема: Вопросы нравственности в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Цель: помочь ученикам прийти от непосредственных эмоционально-образных впечатлений к размышлениям о судьбах станционного смотрителя и его дочери; рассмотреть проблему отцов и детей, библейские мотивы произведения и их пушкинское переосмысление; увлечь открытием прозы Пушкина, показав многозначность его образов, неоднозначность героев и и их оценки; обучать исследовательской и творческой работе с текстом; развивать духовные начала личности учеников; воспитывать уважение к родителям, чувство ответственности за принятые решения.
Слово учителя.
И в поэзии, и в прозе Пушкина неслучайно возникает тема дороги, её образ и как вариант выбора пути, и как лик судьбы, и самой жизни. Великому поэту немало довелось путешествовать по доброй и недоброй воле. Из двадцати послелицейских лет Пушкин около восьми лет провёл вне дома и изъездил тридцать четыре тысячи вёрст. Перекладные, прогоны, подорожные, почтовые тракты, ямщики и неизменная фигура станционного смотрителя...
Индивидуальная работа ученика.
В августе 1830 года Пушкин отправляется из Петербурга через Москву в Нижегородскую губернию, в родовое имение отца Болдино. 31 августа, в день отъезда, Пушкин пишет Плетнёву: «Осень подходит. Это любимое моё время — здоровье моё обыкновенно крепнет — пора моих литературных трудов настаёт». Сентябрь, октябрь и ноябрь 1830 войдут в историю мировой литературы под названием «Болдинской осени», прославленной гениальными творениями поэта. Это творчество настолько огромно, такого многообразия и художественного совершенства, что его можно считать вершиной созданного великим поэтом за всю его жизнь.
Приехав в Болдино по хозяйственным делам, Пушкин оказался отрезанным от мира: с юга надвигалась эпидемия холеры, и Болдино было оцеплено карантином. Но судьба повернула беду оборотной стороной... Вынужденное бездействие вызвало в нём прилив творческих сил.
Выразительное чтение наизусть (звучит музыка В.А. Моцарта).
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Учитель.
Среди пушкинских шедевров, созданных в Болдинскую осень, и первые реалистические повести в русской литературе - «Повести Белкина»: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел» и «Метель».
Устами Ивана Петровича Белкина — образом рассказчика, который объединяет весь цикл, Пушкин рассказывает о жизни — такой, какой она была на самом деле, ничего не выдумывая и не украшая её. Рассказывает о судьбах простых людей — о мелких чиновниках, провинциальном дворянстве и городской бедноте. Но то, о чём написал гениальный автор, в литературе скоро назовут «вечными вопросами»: любовь, честь и долг, смерть и бессмертие. Как решены они в повести «Станционный смотритель»?
Её, как и некоторые другие произведения великого автора, можно отнести к числу «дорожных» произведений. Как представлен образ дороги в повести? На что способен человек? Подвластна ли ему судьба или он всего лишь следует за обстоятельствами? А если окажется на перепутье — какой дорогой пойдёт?
В центре повести - судьба станционного смотрителя и его дочери, а в русской литературе с появлением образа Самсона Вырина рождается тема «маленького человека».
Проблемный вопрос.
Могли ли судьбы главных героев сложиться иначе? Или - «что суждено, тому не миновать...?»
Как вы думаете, почему в первых трёх предложениях повести четыре раза повторяется одно и то же слово «кто»? Прочитайте начало текста. Кто же они — эти «кто» для смотрителя Вырина? (Никто не считает его равным себе: он всего лишь чиновник четырнадцатого класса). Но ведь у «кто» нет лица. Для кого? Для автора? Или их Вырин забывает? Сутолока, суета? Каждый день новые люди? Как Пушкин называет дом смотрителя? Почему «бедное его жилище»? Он же не стоит с протянутой рукой на паперти. Какие слова помогут найти ответ? Прочитайте. («Проезжающий смотрит на него как на врага ... - постояльца). Говорят: мой дом — моя крепость. А Вырин — хозяин в своём доме? (Вокруг - «непрошеные гости и раздражённые, постояльцы», а почтовая станция, которая для проезжающих всего лишь одна из остановок в пути, для него дом, в котором живёт его семья и растёт дочь).
«Мученик четырнадцатого класса, ограждённый своим чином от побоев и то не всегда...» Мученик... Всё равно что святой? Я несу свой крест и не могу роптать на судьбу? Почему же «кто»? (Бог с ними, были — и нет, лучше поскорее забыть, не помнить об обидах и несправедливости).
Как спастись? Всё, что есть у смотрителя в жизни — его единственная дочь.
Какое впечатление у вас сложилось о ней?
Портрет Дуни, нарисованный ученицей. Рассказ о героине. «Почему я нарисовала её именно такой?»
Красавица дочь. Разумная, проворная, с большими голубыми глазами и такой же бездонной душой?
При каких обстоятельствах рассказчик знакомится с ней? Прочитайте. (В трёх верстах … - в сени). Отец и дочь понимают друг друга? Почему Вырин закричал? Он ведь знал, что она в нескольких шагах от него. Иначе не стал бы продолжать: «Поставь самовар да сходи за сливками». Да и Дуня «побежала» в сени. Он разве не любит её? (Смотритель всем сердцем, как как душу, любит своё дитя, но считает, что дочь нужно держать в строгости, на почтительном расстоянии).
Чем можно объяснить поступок смотрителя, когда он разрешил и чуит ли не настоял, чтобы его дочь прогулялась с гусаром до церкви? (Он простодушный и доверчивый человек не мог даже представить, что за все заботы Минский отплатит такой «чёрной» неблагодарностью.) Вспомните, с каким видом Вырин представлял дочь рассказчику. («С видом довольного самолюбия».)
В своих черновиках Пушкин настойчиво перебирал варианты: «каким образом мог он дойти до того», «как мог он впасть». А что сказано в окончательном варианте о том, как смотритель «благословляет» дочь на прогулку с почти незнакомым человеком? («Как нашло на него ослепление»). Чем был «ослеплён» смотритель? (Вырин будто чем загипнотизирован собственной уверенностью в том, что жизнь и счастье дочери в его руках, что всякий шаг по его указке — благо для неё).
Он знает, чем она живёт, о чём мечтает? (Он не ведает ни о невинных поцелуях в сенях, не подозревает о её чувстве к Минскому.) Его всё устраивает в сложившейся жизни. Ему нечего больше желать. «Уж ей ли было не житьё?- говорит смотритель. А он прав? Что думаете вы?
Почему Дуня говорила с Белкиным, как «девушка, видевшая свет»? Где она могла этому научиться? (Она выросла в доме у дороги, и если для её отца проезжающие — только постояльцы, предмет его хлопот и забот, то для неё они как бы «окно» в другой мир, а дом её отца — театр, где каждый день актёры сменяют друг друга и разыгрывается новая пьеса.) И ей ли, с её умом и рассудительностью не выучиться игре? Какие слова подтвердят это предположение? («Маленькая кокетка... - безо всякой робости».)Она ведь умница, ею дом держится — и вдруг «маленькая кокетка»... Она знает цену своей красоте и уму? Только ли соблазны большого мира перед ней? (Она понимает, что где-то, совсем недалеко — целый мир, который кажется ей ярким и прекрасным. У неё же нет ни денег, ни влиятельных родственников. Зато она умна и красива. Так почему бы не попытаться изменить привычный порядок вещей и добиться в жизни успеха?) А вы осуждаете её за это?
Почему же она уехала с Минским? Успела его полюбить? Что это — предательство, потеря доброго имени или произошло то, что было неизбежным: она должна была отправиться по дороге своей судьбы? Любовь или расчёт?
Почему Минский приезжает на почтовую станцию в зимний вечер? Это случайность? Вспомним. Смотритель «разлиновывал» новую книгу, а его дочь шила себе платье... И тройка просто «подъехала». Мы это слышим или видим? (Скорее всего, это можно увидеть, чем услышать: не слышно перезвона колокольчиков, скрипа снега под ногами, звуков шагов.) Каким мы увидели Минского? (Он в черкесской шапке, в шинели и окутанный шалью.) Ещё говорят: окутан тайнами... Кто увидел его таким? Но её пока нет в комнате. Она, помним, шила себе платье... Просто так, ещё одно?
Представьте. За окном — ветер и летит снег, в комнате тепло и уютно, трещат дрова, на столе у окна горит свеча... И Дуня склонилась над шитьём. О чём она думает сейчас? Как далеко её мысли и мечты? Вслушайтесь в звуки музыки Моцарта и попытайтесь это увидеть.
Звучит концерт для виолончели Моцарта.
Что вы «увидели» и почувствовали? (Она мечтает о встрече, которая изменит её судьбу, о романтичном герое, красивом человеке, мечтает о любви, о семье, о благополучии, о своём доме.) Конечно же, мы видим Минского глазами героини. Кажется, что он явился из её снов...
Так Дуня влюблена? Она теперь в той же комнате, что и гость, и может получше его рассмотреть. И вдруг читаем: «Минский снял мокрую косматую шапку, отпутал шаль и сдёрнул шинель». Как это прозвучало? Как и прежде? А как он требует лошадей? Как всё происходит? (Всё слишком обычно, всё так, как и всегда. Наваждение развеяно, как дым. Он такой же, как и все. Вряд ли можно представить, что в её сердце с первого взгляда вспыхнула его любовь к человеку, который посмел не только кричать, но и замахнуться нагайкой на беззащитного человека, её отца.)
А может быть, ей всё равно? Ведь могла же она его бросить, сбежать, не сказав ни слова, не подав о себе вести? Как она могла рассуждать? (Всё проходит, молодость и красота не вечны, а жить так, как отец, нельзя. Упустить, может быть, единственную возможность изменить свою судьбу?)
Легко ли был сделан выбор? «Дуня стояла в недоумении...» Всего одно слово и многоточие, но что скрывается за этой немногословностью? (Сейчас, в эту минуту, окончательно решается её судьба и судьба отца. Как трудно решиться покинуть дом. Она тревожится об отце и чувствует с вою вину перед ним.) Какие слова могут подтвердить это предположение? («Всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте».)
Всю жизнь оставаться в доме у дороги? Молодость и красоту принести в жертву отцу? И она сделала свой выбор... Что победило?
А что же Самсон Вырин? Он чуть не умер от горя. Проболев, а потом собравшись с силами, пешком идёт за своей дочерью в Петербург. Смотритель решил сделать всё, чтобы спасти дочь от грозящей ей участи и вернуть домой свою «заблудшую овечку». Но почему он так уверен в её злосчастной судьбе? И идёт он спасать её. Но, может, и себя?
Почему, уже зная, где живёт Минский, смотритель не сразу «решился к нему явиться»? Но решение принято. Рано утром Самсон Вырин у дома ротмистра. Он пришёл требовать? Взывать к справедливости? Какие слова вас удивили? («Он просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться».) Почему «старый солдат»? Для Минского он отец Дуни! Почему так происходит? (Даже сейчас он не может себя изменить. Привычка берёт верх.) Как об этом говорит автор? («Сердце старика закипело … - милость.)
Значит, всё дело в неравенстве? Дуня не пара богатому гусару? Поиграет и бросит? Почему Минский не узнал старика? «Что, брат, тебе надобно?». Как прозвучало здесь это слово - «брат»? Перед Минским стоит человек почтенного возраста с медалями на сюртуке, а тот его будто и не видит вовсе? Так и в самом деле не видит! Он не удостоил вошедшего даже взглядом, у него и в мыслях нет проявить внимание. Какой-то проситель, эка важность!..
Может ли Дуня быть с ним счастлива? Смотритель читает Минского бесчестным человеком, а что думаете вы? Ротмистр «взглянул на него быстро, вспыхнул». Почему? Это заговорившая совесть? Тогда почему он «взял его за руку, повёл в кабинет и запер за собой дверь»? Как автор называет гусара теперь? («Молодой человек») Почему? Чего он так испугался? (Об этой истории узнают, ему, может быть, придётся отвечать, в глазах друзей, знакомых офицеров это будет иметь неприглядный вид.) Кто хозяин положения? (Минский. Да, ему неприятна эта сцена, он даже опасается: какие это может иметь последствия, но он знает, что нужно делать.) Так он и в самом деле человек без чести и совести? (По законам чести поступают с равными, а кто такой станционный смотритель?)
Но ведь Дуня его дочь! Почему же к ней он будет относиться иначе? «Она будет счастлива, даю тебе честное слово». Вы бы поверили? Говорят: люди как реки, и то, что было для них важно прежде, может со временем оказаться пустым и никчемным. Но Минский знает всё наперёд: он и только он — всё что нужно Дуне, чтобы быть счастливой! «Зачем тебе её? Она меня любит!» Вас ничего не настораживает? (Он говорит только о себе, других для Минского просто нет. И зачем Дуне знать, что её отец в Петербурге?)
А что значат слова: «... она отвыкла от прежнего своего состояния»? Как резко и грубо это прозвучало! О каком уважении к ней может идти речь, если он одним словом перечёркивает всю её жизнь в доме отца. Не так, недостойно, забыть! И как он избавляется от смотрителя? Прочитайте.( Ни ты, ни она — на улице.)
Каждый совершает ошибки, и, наверное, многим рано или поздно суждено покинуть своих родителей. Но почему каждый будто рвёт по живому? Почему они не слышат друг друга? Кто в этом виноват?
На чьей же стороне Пушкин? Как он рассудит главных героев? Помните, в «смиренной обители» Вырина Белкин увидел картинки с историей блудного сына. Зачем они здесь?
Благодаря своему назидательному характеру и обилию драматических поворотов эта история постоянно привлекала внимание художников. В 1668 году великий голландский живописец Рембрандт написал знаменитую картину «Возвращение блудного сына». Младший сын в лохмотьях стоит на коленях перед отцом. Всмотритесь, каким вы видите библейского отца? (Он мудрый, смиренный, терпеливый, добрый, всё понимающий, прощающий, жалеющий своего сына и бесконечно его любящий.)
Творческая группа
Ответ на вопрос: «Почему Самсон Вырин и его дочь своими судьбами не повторили библейской истории?»
Сравнивая повесть «Станционный смотритель» и притчу о блудном сыне, мы увидели, что в библейской истории отец отпускает сына, благословив его. Каждый день он ждал его возвращения, не теряя надежды. А в повести Вырин, сам того не ведая, подтолкнул дочь к бегству с Минским. Смотритель вместо того, чтобы терпеливо ждать, как святой отец, отправился на поиски дочери. Он не смирился с судьбой, но когда вернуть Дуню не удалось, утратил веру и даже пожелал дочери смерти. Самсону Вырину не хватило христианского смирения, любви и мудрости библейского отца. Когда блудный сын вернулся домой, он покаялся перед отцом. Дуня, приехав домой в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, хотела доказать отцу, что он был не прав, не позволяя ей жить так, как она хочет. Но она не понимала, как виновата перед отцом. Главная её вина в том, что она думала только о своём счастье. Дуня осознала свою вину только тогда, когда приехала к отцу объяснить, что он ошибался, но объяснить было уже некому. И как бы не сложилась судьба героини, никакое благополучие или даже счастье не поможет ей забыть о своей вине перед отцом и не оправдает молчания все годы разлуки. Она поступила жестоко, а жестокость ничем нельзя оправдать.
Наверное, у каждого из них и своя правда, и своя беда, и своя вина друг перед другом. Дуня стремилась к счастью, как говорят, во что бы то ни стало, а Вырин, конечно, никакой не библейский отец, а бедный, слабый человек. Но вы осуждаете его за это?
Как изменили его эти три года после бегства дочери? Прочитайте, каким увидел смотрителя рассказчик. (Вошёл в комнату … - в хилого старика). Почему Белкин сразу увидел те же картинки на стене? Почему они всё ещё здесь? Разве не больно смотреть на них старику? (Теперь ему всё равно, из него теперь будто вынули душу, и осталась только пустота. Смотритель умер раньше, чем сказал мальчик, он умер тогда, когда один, без Дуни, вернулся из Петербурга, просто люди этого не заметили.)
О чём предупреждает Пушкин в финальной сцене повести? Что нужно, чтобы быть счастливым?
Так прав ли был станционный смотритель, когда говорил Белкину: «от беды не отбожишься. Что суждено, тому не миновать»? Вам жаль смотрителя? Что же в жизни нужно понять вовремя? Так о чём эта повесть?
Домашнее задание.
О чём плакала Дуня на могиле отца?
Кто виноват в трагической судьбе смотрителя?