Разработка урока
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»
Микросфера . «Гражданская позиция»
Тема 10 «Человек и социум. Выбор гражданской позиции».
Цель урока: воспитание нравственности, способствовать развитию критического осмысления своих социальных установок. формирование активной жизненной позиции.
Форма занятия. Дискуссия
Оборудование мультимедийный проектор.
Ход урока.
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Эпиграф к уроку.
Нравственность – это разум сердца
Г. Гейне
На доске рисунок сердца. На первой парте маркеры и фломастеры.
Учитель. Сегодня наш урок мне хотелось бы начать с вопроса «Что такое сердце?», а точнее его составляющие. Составляющие не с точки зрения биологии, т.е. предсердия, клапаны, желудочек и т.д. Меня интересуют нравственные ценности . А теперь давайте попробуем наполнить наше сердце теми качествами, которые присущи современному молодому человеку – гражданину, патриоту своей семьи, школы, города, республики .
Дети выходят к доске и заполняют сердце такими составляющими как например : любовь к Родине, доброта, сердечность, сострадание, милосердие, мир, справедливость, честь, достоинство, чувство долга , активная жизненная позиция и т.д..
Учитель. Наше сердце наполнено замечательными качествами. Сегодня речь пойдет о нравственности и тех нормах жизни в обществе, без которых само существование невозможно. Основная проблема нравственности заключается в обретении человеком целостности единства:
1.мотивов и поступков
2.воли и действия
3.слова и дела
4.мысли и поведения
5.рассудка и чувства.
Гейне утверждал, что если бы мир раскололся , то трещина прошла бы через сердце поэта. Если говорить о расколе нравственности, то здесь трещина пролегает между сердцем и разумом. В человеке постоянно ведут свою борьбу разум и сердце. Нравственность связывает и примеряет их.
Еще легендарный мудрец царь Соломон говорил, что желал бы иметь превыше всего «сердце, чтобы различать , что добро и что зло». Такой подход помогал ему очень мудро править. Давайте ознакомимся с одной из известных притчей. Внимание на экран.
Учитель: не зря период правления царя Соломона вошел в историю, как «Золотой век». Нормы жизни в обществе при Соломоне были эталоном и образцом социальных норм.
Учитель: Что такое социальные нормы?
Дети отвечают (предполагаемы ответ) Социальные нормы - это как люди ведут себя в окружении своих близких, знакомых, друзей или просто рядом с другими людьми.
Учитель. Социальные нормы - это правила поведения в обществе. Существуют несколько видов социальных норм, предлагаю рассмотреть схему
В
иды социальных норм
Нормы религиозные нормы корпоративные обычаи и
Морали нормы права нормы традиции
Учитель: Чаще всего в жизни мы имеем дело с двумя видами социальных норм – нормами морали и права. Давайте сравним эти виды социальных норм. Внимание на таблицу (слайд-таблица)
Нормы права | Нормы морали |
Возникают вместе с государством | 1.Существуют в любом обществе, в том числе и догосударственном |
Устанавливаются или санкционируются государством | 2.Устанавливаются другими субъектами |
Выражают волю руководящей части общества | 3.Выражают волю различных слоев населения |
Образуют систему | 4.Могут существовать бессистемно |
Формируют правила поведения в виде прав и обязанностей | 5.Существуют не только в виде прав и обязанностей, но и в виде общих принципов, целей, лозунгов и т.п. |
Точно определены границы во времени , в пространстве и по кругу лиц | 6.Не всегда имеют точно определенные границы действия |
Обеспечиваются государственным принуждением | 7.Обеспечиваются привычкой, внутренним убеждением, моральным, общественным влиянием и другими негосударственными методами. |
| |
| |
Эта таблица показала нам различие норм морали и права, но они характеризуются также рядом общих черт :
Регулируют общественные отношения
Формулируют права и обязанности
Противостоят отрицательным проявлениям в поведении личности
Воспитывают уважение к правам и свободам личности.
Необходимо отметить, что мораль является опорой права, его фундаментом. В свою очередь основополагающей категорией является нравственность.
Хотелось бы чтобы вы вспомнили эпиграф нашего урока .
Дети (Нравственность – это разум сердца)
Учитель
Как вы представляете себе сочетание разума и сердца? Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю выполнить следующее задание.
Задание: попробуйте подобрать прилагательные к словам : разум (ум) и сердце . (Заслушиваем ответы детей)
Вывод после ответов детей. Вы обратили внимание, что прилагательные к слову разум более расчетливые и холодные. А от прилагательных к слову «сердце» веет теплом.
Мне кажется, что сердце обладает каким-то особенным разумом , который часто уму не подвластен .
Человек осознает пределы своего ума , а вот пределы человеческого сердца, по-моему, безграничны. Где-то в глубине человеческого сердца может храниться такое , о чем ты и сам не подозреваешь.
Когда человек совершает безнравственные поступки, когда он жесток, никто не говорит, что у него злой ум. Говорят, что у него «злое сердце».
Русский мыслитель и публицист П. Я. Чаадаев писал, что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств.
Если разум сердца не участвует в твоих мыслях, то результат твоего поступка может не устроить не только тех, на кого он направлен, но прежде всего тебя самого.
То, что рождается в сердце, обретает затем мысли в нашем уме и помогает превратить в соответствующий поступок. Т.е. выходит , что нравственность проходит через наше сердце? Проходит и определяет наши поступки.
Задание 2. Что же такое нравственность?Попробуйте ответить и на это вопрос (заслушиваем ответы).
Употребляя термин «нравственность» , мы обычно говорим об определенных характерных чертах морали .
Стремление к нравственности, к выполнению морального долга должно стать нормой жизни каждого человека. Именно этим сильна личность.
Конфуций , китайский мудрец, утверждал, что человеку все остальное становится ясным тогда, когда он поймет , в чем заключается истинная нравственность.
Задание 3. Какие исторические события построены на нравственных и безнравственных силах?
Приведите примеры (заслушиваем ответы).
Конечно в первую очередь – это война. Война - это один из лучших примеров человеческой безнравственности. О чем свидетельствуют факты, которые стали близки и понятны нам. Поговорим о событиях в нашей республике. В мае 2014 года граждане нашей республики сделали выбор, по каким нормам будут они жить. И большинство проголосовало за отказ от идеологии насилия, унижения, за мир и процветание родного Донбасса. И это становится нормой жизни. Нормой, которая исходит от нашей активной жизненной позиции.
Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, современное молодое поколение так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца, так формируются нормы жизни, в которых гармонично сочетаются права и обязанности. Очень актуальны сегодня слова древнеримского мыслителя Цицерона «Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга».
Ученики читают стихотворение:
Говорят, наше сердце
Размером с кулак.
Ты поверь, я-не недруг,
Не заклятый твой враг.
Возразишь, что терзаю
В обидах , сомненьях,
Что изведало меру
Ты страданий, терпенья.
То, что совесть свою
Прячу я в твой тайник,
Что ссылаться на сердце
Я в обидах привык.
Не даю что покоя
Я тебе день и ночь,
Что прошу постоянно
Поддержать и помочь.
Да, все так, но по жизни
Нам с тобою идти.
Без обид поддержи,
Подскажи и прости.
Задание 4. Ученикам предлагается принять участие в опросе по анкете:
1.Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет).
2.Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием необходимости такого процесса) Аргументы.
3.Существуют ли , на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)
4. Что вы считаете вечной ценностью?
Домашнее задание:
Выбрать одно из утверждений и подготовить речь, комментируя выбранные высказывания:
1.В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании-понятие устаревшее.
2.Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле. Норма жизни в современном обществе.