Воспитание экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Аннотация.В статье определяется педагогический потенциал внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры младших школьников. Установлено, что воспитание экологической культуры заключается в формировании у учеников личностного качества, определяющего бережное отношение к природе на основе знаний и отношений. Внеурочная деятельность тесным образом связана с урочной по содержательному материалу и позволяет организовывать более углубленную работу по познанию учениками экологических проблем и способов их решения. Включение в нее исследовательской и проектной работы усиливает ее положительное воздействие.
Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, внеурочная деятельность.
Одним из важных направлений воспитательной работы в начальной школе является воспитание экологической культуры, как основы становления эколого-ориентированной личности. Значимость этой работы исходит из положений Федерального Закона «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002) [4] и Указа Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [3]. В них указана необходимость организации и осуществления деятельности по распространению экологических знаний и становлению у населения осознанного и бережного отношения к природе.
Воспитание экологической культуры младших школьников соотносится с одним из основополагающих подходов к обучению в начальном образовании – культурологическим. Он обуславливает нацеленность работы с учениками на их приобщение к различным видам культур и многообразию культурных практик, среди которых особое место и занимает экологическая культура.
В начальном образовании экологическая культура, как указывает Л.П. Симонова, выступает в качестве формируемого личностного качества. Его основу составляет взаимосвязь интереса к природе и проблемам ее охраны, знаний о ней и способах ее защиты и устойчивого развития, нравственно-эстетические чувства к миру природы, навыки элементарной эколого-ориентированной деятельности [2].
Содержательный аспект воспитания экологической культуры младших школьников заключается в формировании и развитии [1]:
1) системы знаний о разнообразии природы, о взаимосвязях внутри нее, а также о ее связи с человеком и обществом;
2) первооснов мировоззренческих ценностных ориентацийк явлениям и объектам природы, человеку;
3) первооснов бережного и ответственного отношения к природному миру, собственной деятельности в ней;
4) опыта решения элементарных экологических проблем, активности в природоохранной деятельности;
5) умений определятьвозможные отрицательныепоследствия некоторых современных методов и способов природопользования.
Воспитание достаточно высокого уровня экологической культуры у младших школьников связана со следующими аспектами целенаправленного педагогического воздействия на детскую личность:
1. Возможностью освоения представлений, формирующих осознанное отношение к окружающему природному миру, которое младший школьник может выразить в доступных эколого-ориентированных действиях и поступках.
2. Высокой эмоциональной восприимчивостью к природе, к неблагополучию, возникающему в природном мире.
3. Стремлением учащихся к созидательной и продуктивной работе, в том числе и в области охраны и улучшения мира природы.
Для полноценного воспитания экологической культуры у младших школьников необходимо использовать и урочную, и внеурочную деятельность. К преимуществам последней можно отнести то, что она позволяет обогатить процесс экологического воспитания, который реализуется на уроках. Внеурочная деятельность обеспечивает возможность овладения младшими школьниками наиболее глубокими и осознанными экологическими знаниями о взаимосвязях человека и природы. С помощью внеклассных мероприятий становится возможным показать учащимся начальной школы реальные экологические проблемы, а также активизировать их способности в осуществлении простейших умений по охране природы.
Исходя из обобщения собственного педагогического опыта, наибольший потенциал внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры младших школьников раскрывается при организации проектов и исследовательских работ учащихся. Это позволяет применять каждому ученику знания в практической познавательно-исследовательской деятельности, не ограниченной строго временными рамками урока, что способствует воспитанию бережного отношения к природе через понимание ее значимости для человека и общества. У младших школьников появляется возможность использовать дополнительный материал, конкретизировать многие знания, расширять природоохранный кругозор.
Проведение внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры младших школьников должно осуществляться с учетом следующих требований:
1) ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия и познания природы учащимися;
2) в подаче материала усиливать межпредметные связи;
3) устанавливать связь между урочной и внеурочной работой;
4) обеспечивать взаимосвязь между познанием, трудом и реальной жизнью.
В заключении необходимо отметить, что внеурочная деятельность является важной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания младших школьников. Ее грамотное построение позволяет формировать способности учащихся к целостному восприятию окружающей действительности, к пониманию значимости экологических знаний, а также развивает эмоционально-чувственную сферы и активность в стремлении к эколого-ориентированному поведению.
Список литературы
Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. – М.: Просвещение, 2009. – 26 с.
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: уч. пособие / Л.П. Симонова. – М.: Академия, 2015. – 160 с.