СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье определяется педагогический потенциал внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»

Воспитание экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности


Аннотация.В статье определяется педагогический потенциал внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры младших школьников. Установлено, что воспитание экологической культуры заключается в формировании у учеников личностного качества, определяющего бережное отношение к природе на основе знаний и отношений. Внеурочная деятельность тесным образом связана с урочной по содержательному материалу и позволяет организовывать более углубленную работу по познанию учениками экологических проблем и способов их решения. Включение в нее исследовательской и проектной работы усиливает ее положительное воздействие.

Ключевые слова: экологическая культура, младшие школьники, внеурочная деятельность.


Одним из важных направлений воспитательной работы в начальной школе является воспитание экологической культуры, как основы становления эколого-ориентированной личности. Значимость этой работы исходит из положений Федерального Закона «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002) [4] и Указа Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [3]. В них указана необходимость организации и осуществления деятельности по распространению экологических знаний и становлению у населения осознанного и бережного отношения к природе.

Воспитание экологической культуры младших школьников соотносится с одним из основополагающих подходов к обучению в начальном образовании – культурологическим. Он обуславливает нацеленность работы с учениками на их приобщение к различным видам культур и многообразию культурных практик, среди которых особое место и занимает экологическая культура.

В начальном образовании экологическая культура, как указывает Л.П. Симонова, выступает в качестве формируемого личностного качества. Его основу составляет взаимосвязь интереса к природе и проблемам ее охраны, знаний о ней и способах ее защиты и устойчивого развития, нравственно-эстетические чувства к миру природы, навыки элементарной эколого-ориентированной деятельности [2].

Содержательный аспект воспитания экологической культуры младших школьников заключается в формировании и развитии [1]:

1) системы знаний о разнообразии природы, о взаимосвязях внутри нее, а также о ее связи с человеком и обществом;

2) первооснов мировоззренческих ценностных ориентацийк явлениям и объектам природы, человеку;

3) первооснов бережного и ответственного отношения к природному миру, собственной деятельности в ней;

4) опыта решения элементарных экологических проблем, активности в природоохранной деятельности;

5) умений определятьвозможные отрицательныепоследствия некоторых современных методов и способов природопользования.

Воспитание достаточно высокого уровня экологической культуры у младших школьников связана со следующими аспектами целенаправленного педагогического воздействия на детскую личность:

1. Возможностью освоения представлений, формирующих осознанное отношение к окружающему природному миру, которое младший школьник может выразить в доступных эколого-ориентированных действиях и поступках.

2. Высокой эмоциональной восприимчивостью к природе, к неблагополучию, возникающему в природном мире.

3. Стремлением учащихся к созидательной и продуктивной работе, в том числе и в области охраны и улучшения мира природы.

Для полноценного воспитания экологической культуры у младших школьников необходимо использовать и урочную, и внеурочную деятельность. К преимуществам последней можно отнести то, что она позволяет обогатить процесс экологического воспитания, который реализуется на уроках. Внеурочная деятельность обеспечивает возможность овладения младшими школьниками наиболее глубокими и осознанными экологическими знаниями о взаимосвязях человека и природы. С помощью внеклассных мероприятий становится возможным показать учащимся начальной школы реальные экологические проблемы, а также активизировать их способности в осуществлении простейших умений по охране природы.

Исходя из обобщения собственного педагогического опыта, наибольший потенциал внеурочной деятельности в воспитании экологической культуры младших школьников раскрывается при организации проектов и исследовательских работ учащихся. Это позволяет применять каждому ученику знания в практической познавательно-исследовательской деятельности, не ограниченной строго временными рамками урока, что способствует воспитанию бережного отношения к природе через понимание ее значимости для человека и общества. У младших школьников появляется возможность использовать дополнительный материал, конкретизировать многие знания, расширять природоохранный кругозор.

Проведение внеурочной деятельности по воспитанию экологической культуры младших школьников должно осуществляться с учетом следующих требований:

1) ориентироваться на возрастные и индивидуальные особенности восприятия и познания природы учащимися;

2) в подаче материала усиливать межпредметные связи;

3) устанавливать связь между урочной и внеурочной работой;

4) обеспечивать взаимосвязь между познанием, трудом и реальной жизнью.

В заключении необходимо отметить, что внеурочная деятельность является важной и неотъемлемой составляющей экологического воспитания младших школьников. Ее грамотное построение позволяет формировать способности учащихся к целостному восприятию окружающей действительности, к пониманию значимости экологических знаний, а также развивает эмоционально-чувственную сферы и активность в стремлении к эколого-ориентированному поведению.


Список литературы

  1. Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. – М.: Просвещение, 2009. – 26 с.

  2. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: уч. пособие / Л.П. Симонова. – М.: Академия, 2015. – 160 с.