СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников.»

Воспитание гражданственности и патриотизма младших школьников


В соответствии со статьей 14 Закона РФ «Об образовании» содержание общего среднего образования должно быть ориентировано на создание условий для самоопределения личности, ее самореализации; на развитие гражданского общества, на укрепление правового государства. Оно должно обеспечивать формирование человека – гражданина.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну».

Одной из важнейших ценностей он назвал патриотизм, единство российской нации, вера в Россию.

Поэтому одна из главных задач нашей школы была сформулирована с опорой на эти документы. Это – формирование гражданского и патриотического сознания у учащихся.

Цель моей педагогической деятельности: воспитание младших школьников гражданами своей Родины, России, уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.

Гражданственность следует рассматривать как личностное образование, основными элементами которого являются патриотические чувства, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государству.

В современном обществе происходит потеря национальных ориентиров, утрачивается связь современного человека со своими корнями, с малой родиной. Проблема воспитания любви к родине, к родному языку и культуре выходит на национальный уровень. Государство озабочено вопросами формирования российского самосознания. Школе отводится ведущая роль в решении данной проблемы. Начальная школа должна заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культуры поведения. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в нашей школе осуществляется через апробацию региональной программы «Наш край» (авт. Харчевникова Е.Л.), в которой главным является систематическая работа по приобщению младших школьников к культуре Владимирщины через эколого-краеведческий материал родного края. Именно этот курс призван вызвать у ребенка чувство сопричастности к родной земле, ее храмам, жилищам, природе системой подобранного эколого – краеведческого материала. Цель данного курса: воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой родной край. Результатом должно быть сформированное эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию малой родины, России.

Деятельность учащихся на факультативных занятиях опирается на дидактические принципы, которые заложены в программе «Наш край». Основным средством для воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирования у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Знакомство с родным городом происходило с посещения краеведческого музея. Музей – основная база патриотического воспитания. Именно здесь формируется культура отношения человека с окружающим миром. Краеведческий материал учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, гордиться им, т.е. приобщает к духовным ценностям всех поколений. Ученики узнали историческое происхождение фабричного проспекта, в народе названного «Хорохоновским» - в память о директоре фабрики, при котором был отстроен проспект, Брандтова леса, находящегося в юго-западной части города, этимологию названия нашего города Меленки, совершили заочное путешествие по улицам плана уездного города, составленного в 1910 году, познакомились с семейным архивом Ивана Солдаткина – основателя чугунолитейного завода. Знакомство с нормами поведения человека в окружающей среде проводится и во время посещений экскурсий, и во время походов, а также во время встречи с известными земляками, которые прославили наш край своим трудом. Встреча с мастером лозоплетения Е.Д. Груздковым закончилась проведением мастер-класса. Дети учились плести из лозы сувенирное изделие «Солнышко». Знание о природе – немаловажная основа для формирования моральных качеств личности. Проведению познавательной игры «Эти удивительные птицы» предшествовала большая подготовительная работа. Учащиеся искали необходимый материал в справочниках, в Интернете, а также использовали материал краеведческого музея. В игре использовались задания различного типа: дети определяли птиц нашего края по описанию, давали им краткую характеристику, характеризовали места обитания, выполняли творческие работы. По ее окончании у учащихся возникла потребность продолжить знакомство с пернатыми нашего края в разнообразных формах: изучение энциклопедии, создание стенгазеты «Самые – самые», составление кроссвордов и загадок, складывание новых фигурок оригами. В природе дети учились угадывать птиц, вспоминая услышанные фонозаписи.

В третьем классе, изучая тему «Культура народа и музыкальное искусство малой родины», мы решили открыть «Клуб любителей живописи». Вместе с детьми создавали художественную галерею, проводили викторины, художественно-дидактические игры. Они готовили доклады – сообщения о художниках нашей области: Киме Бритове, Николае Модорове, Валерии Кокурине и их жанровых картинах. Интересными занятиями для них были постановка «живых картин» и игра «Оживи картину». При подготовке к таким видам деятельности учащиеся пользовались научно-популярной и справочной литературой, а также находили нужную информацию в интернет- энциклопедии. Такая работа способствует формированию межличностных отношений в классе и закладывает основы гражданской позиции. Родители также активно привлекались для организации и проведения таких занятий. Они помогали детям в подготовке костюмов, реквизитов, выполняли роль режиссеров – постановщиков. В совместном проведении таких занятий у учащихся формируются основы семейных отношений, которые, к сожалению, в последнее время утрачивают традиционные ценности понимания семейного воспитания.

Задача обучения в четвертом классе – создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися возможности самореализации и самосозидания, реализуется через большую поисковую работу по созданию книги памяти участников Великой Отечественной войны. В эту книгу ученики занесли имена героев – меленковцев, а также своих близких, воевавших и погибших на фронтах Великой Отечественной. В класс дети принесли много фотографий, орденов, медалей своих родственников. Они написали рассказы о них, стихотворения собственного сочинения.

Реализуя идеи профессионального обучения, учащиеся разработали совместный проект по теме: «Профессии моих родителей». Совершая путешествие по карте Владимирской области, познакомились с областными предприятиями, которые выпускают различную продукцию. Побывав на экскурсии в гончарном цехе села Коровино, учащиеся узнали о технологии приготовления глины, которую до сих пор изготавливают по старинным рецептам.

Важное место в деятельности занимает работа с государственной символикой, символикой Владимирского края. Это и уроки «Я – гражданин!», и викторина «Гражданином быть обязан».

Воспитание чувства патриотизма и любви к родине прививается у детей и во время участия в областном конкурсе – фестивале детского творчества «Пасхальный подарок 2009». Ребята представили свои лучшие работы, применяя технологии лоскутной техники, бисероплетения, вышивки.

Важно понимать, что формирование гражданского сознания у ребенка возможно лишь тогда, когда он видит истинный пример для подражания, пример истинного патриотизма. Гражданственность – это сложное личностное образование, и при его формировании необходимо изменение всей государственной политики.







1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!