Просмотр содержимого документа
«Воспитание моральных качеств личности учащихся во внеклассной работе»
Воспитание моральных качеств личности учащихся во внеклассной работе
Бондарь Т.Д.,
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №88 с кадетскими классами»,
г. Барнаул, Алтайский край
Что такое моральные качества?
Моральные качества – это сочетание внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в человеке самодостаточную личность. Выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире.
Термины моральные качества и нравственные качества или духовно-нравственные качества тесно переплетаются и взаимосвязаны между собой.
Сам термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль.
Типы моральных качеств:
- Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость.
- Для типа «запрещено» характерна отрицательная, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишение свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.
Типы моральных качеств:
- К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.
Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов , т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Нравственность заключается в следующем:
- В отношение к Родине ( патриотизм )
2. В отношение к труду ( трудолюбие ) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и понимание ее пользы для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3. В отношение к обществу ( коллективизм ) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других , высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
5. Человеколюбие или гуманность.
Методы нравственного воспитания:
- Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
- Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
- Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.
- Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.
Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование.
Нравственное воспитание во внеурочной деятельности:
Методы:
- рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой;
- показ картин, карт, схем;
- демонстрация кинофильмов;
- познавательные игры, анализ жизненных ситуаций;
- создание ситуации успеха.
Формы:
- праздники;
- классный час; библиотечный час;
- устный журнал;
- ролевая игра; заочное путешествие; экскурсии и др.
Наши экскурсии:
Наши праздники:
Участие в мероприятиях: