СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитание моральных качеств личности учащихся во внеклассной работе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Воспитание моральных качеств личности учащихся во внеклассной работе»

Воспитание моральных качеств личности учащихся во внеклассной работе Бондарь Т.Д., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №88 с кадетскими классами», г. Барнаул, Алтайский край

Воспитание моральных качеств личности учащихся во внеклассной работе

Бондарь Т.Д.,

учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №88 с кадетскими классами»,

г. Барнаул, Алтайский край

Что такое моральные качества?  Моральные качества – это сочетание внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в человеке самодостаточную личность. Выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире.  Термины моральные качества и нравственные качества или духовно-нравственные качества тесно переплетаются и взаимосвязаны между собой.  Сам термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль.

Что такое моральные качества?

Моральные качества – это сочетание внутренних устоев, ценностей и мировоззрения, которые и определяют в человеке самодостаточную личность. Выражаются внешне через поступки, действия и отношение ко всему, что окружает человека в этом мире.

Термины моральные качества и нравственные качества или духовно-нравственные качества тесно переплетаются и взаимосвязаны между собой.

Сам термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль.

Типы моральных качеств: Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость. Для типа «запрещено» характерна отрицательная, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишение свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.

Типы моральных качеств:

  • Тип «разрешено» включает в себя те качества человека, для которых характерно соответствие его внутренних устоев и правил с определенными нормами поведения и отношения к личности. Такие моральные нормы, одобряемые и поощряемые обществом, даже находят своё отражение во многих законах различных государств. К такому типу моральных качеств относятся: совесть, достоинство, честь, справедливость.
  • Для типа «запрещено» характерна отрицательная, негативная реакция общества на поведение индивидуума или группы лиц. Социум не принимает такое поведение, потому что оно опасно для всех: и человека, и общества. За нарушение таких порядков и правил предусмотрены определённые ограничения и даже лишение свободы, указанные в законах стран. Негативными характеристиками личности являются: обман, злость, зависть, наглость.

Типы моральных качеств: К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.   Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.  Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов , т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Типы моральных качеств:

  • К типу «необходимо» относятся моральные черты, не соответствующие внутренним правилам человека, но которые вынуждают его поступать каким-то особым образом, высоко оцениваемым обществом. К этому типу можно отнести такие качества как ответственность, аккуратность, долг.

Всё самое основное из моральных качеств закладывается человеку с рождения, когда он начинает понимать и чувствовать отношение к себе своих родителей, потом друзей, сверстников и воспитателей, учителей, при просмотре фильмов, чтении книг и так далее.

Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов , т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.

Нравственность заключается в следующем:  В отношение к Родине ( патриотизм ) 2. В отношение к труду ( трудолюбие ) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и понимание ее пользы для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 3. В отношение к обществу ( коллективизм ) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. 4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других , высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 5. Человеколюбие или гуманность.

Нравственность заключается в следующем:

  • В отношение к Родине ( патриотизм )

2. В отношение к труду ( трудолюбие ) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и понимание ее пользы для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.

3. В отношение к обществу ( коллективизм ) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.

4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других , высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.

5. Человеколюбие или гуманность.

Методы нравственного воспитания: Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике. Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.  Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование.

Методы нравственного воспитания:

  • Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.
  • Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.
  • Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера.
  • Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование.

Нравственное воспитание во внеурочной деятельности: Методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой; показ картин, карт, схем; демонстрация кинофильмов; познавательные игры, анализ жизненных ситуаций; создание ситуации успеха. Формы: праздники; классный час; библиотечный час; устный журнал; ролевая игра; заочное путешествие; экскурсии и др.

Нравственное воспитание во внеурочной деятельности:

Методы:

  • рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой;
  • показ картин, карт, схем;
  • демонстрация кинофильмов;
  • познавательные игры, анализ жизненных ситуаций;
  • создание ситуации успеха.

Формы:

  • праздники;
  • классный час; библиотечный час;
  • устный журнал;
  • ролевая игра; заочное путешествие; экскурсии и др.

Наши экскурсии:

Наши экскурсии:

Наши праздники:

Наши праздники:

Участие в мероприятиях:

Участие в мероприятиях: