Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках обществознания: из опыта работы
Подготовили:
Иванова А. Н. учитель истории
и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ №6;
Соломинская М. Е. учитель истории
и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ №6
«Мы должны строить свое будущее и будущее своих детей. И такой фундамент-патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и ее будущее. От того, что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом»
Воспитание патриотизма начинается с семьи.
- Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
- Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа.
Воспитание патриотизма начинается с семьи.
- Семейные традиции
- Семейное древо
- Права и обязанности детей в семье
- Конфликты в семье
Семейные традиции
- Совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, соревнования между отцами и сыновьями и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.
Семейное древо
Права и обязанности детей в семье.
Конфликты в семье.
Родители должны формировать у своих детей опыт «решения конфликтов»: уступать, уметь договориться, прийти к соглашению, защитить слабого и т. д. Нужно развивать умения сохранять мирные, доброжелательные отношения, учиться утешать, заботиться о близких.
Краеведческий материал
Высказывания выдающихся людей как средство формирования гражданско- патриотического сознания учащихся.
«Правила нравственности, как и люди, меняются с каждым поколением…
В.О. Ключевский .
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.Ах!
Будет с нас –купцов,кадетов,мещан,чиновников,дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
Н.А.Некрасов.
«… Истинный человек и сын отечества - есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей…..
А.Н. Радищев
Организация работы с текстом Конституции РФ, с Законом «Об образовании», семейным и трудовым кодексом и тд.
1 группа - социально-экономические права и их реализация на примере г.Иркутска;
2 группа - политические права и их реализация на примере г.Иркутска;
3 группа - личные права и их реализация на примере г.Иркутска.
Интегрированный урок ( обществознание+литература).
Тема: Мораль. Нравственные ориентиры .
На уроке дети, сравнивают ценности разных эпох.
Работа в парах. (литература)
1) назвать произведение, его автора и имя героя;
2) определите, какое нравственное качество героя раскрывается в данном
отрывке; доказать словами из текста.
Ситуация нравственного выбора (обществознание).
Получают свою ситуацию нравственного выбора.
Задача: прочитать ситуацию, обсудить её в паре, ответив на предложенные вопросы, и представить на обсуждение другим одноклассникам.
Методы и формы обучения, способствующие формированию гражданско-патриотического сознания:
- Круглые столы;
- Дискуссии;
- Защита мини-проектов;
- Решение ситуационных задач;
- Практикумы;
- Написание эссе ( например;
«Преобладающие нравственные
ценности в моей жизни»);