«Если я чем- то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю»
Антуана де Сент Экзюпери:
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», - так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого члена общества таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость.
К сожалению, неприязнь к другой культуре, образу жизни, возможностям здоровья, убеждениям, привычкам существовала и продолжает существовать в нашем обществе. Не является исключением и школа. Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, социальная, половая принадлежность ребенка, так и его особые образовательные потребности. Очень часто возникает проблема межличностных отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости.
Следовательно, сегодня проблема формирования толерантности у учащихся начальной школы весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л. В., Бардиер Г. Л., Божович Л. И., Выготский Л. С., Мудрик А. В., Немов Р. С. и др. В данный момент активно идет гуманизация образовательного процесса, то, что приоритетными становятся развивающие и воспитательные задачи, следовательно, сегодня проблема формирования толерантности у учащихся начальной школы весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.
С каждым годом в школу приходит все больше детей с разными возможностями здоровья, разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями.
Учителю начальных классов важно донести до каждого ребенка мысль о том, что разные индивидуальные качества лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир.
Актуальность проблемы воспитания толерантности в начальной школе очевидна, поскольку на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности.
Отсутствуе буллинг со стороны нормотипичных детей в отношении одноклассников с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями и выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, а так же с явно выраженным языковым барьером, это основной показатель плодотворной воспитательной работы по развитию толерантности.
Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира. Сегодня важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, традиции такими, какие они есть.
Начинать формирование качеств толерантной личности нужно как можно раньше. Дети копируют поведение близких им людей, в первую очередь родителей. Именно в семье закладывается такое качество, как толерантность личности. При этом в общеобразовательном учреждении так же может осуществляться педагогическая деятельность по формированию толерантности.
Младший школьный возраст - возраст формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Практическая подготовленность ребенка к толерантному взаимодействию состоит в приобретении умений и навыков гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных психологических задач, выработке потребности в нравственном поведении и уверенности в своих возможностях.
Задача школы состоит в том, чтобы из ее стен вышли молодые граждане не только с определенными знаниями, умениями и навыками, но и люди самостоятельные, которые обладают толерантностью, как основой жизненной позицией.
Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом.