Воспитание коммуникативной культуры школьников
Введение
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.
Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.).
Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.
Объект исследования: коммуникативная культура
Предмет исследования: воспитание коммуникативной культуры школьников
Цель исследования: изучить теоретико-методологические основы по вопросу воспитания коммуникативной культуры школьников и организовать работу по воспитанию коммуникативной культуры школьников.
Задачи исследования:
рассмотреть и выявить принципы и особенности воспитания коммуникативной культуры у школьников;
выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры школьников.
Гипотеза исследования: уровень сформированности коммуникативной культуры у школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы.
Методы исследования:
изучение и анализ литературных источников;
наблюдение, беседа, тестирование,
опытно-экспериментальная работа;
:
Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий: общение, коммуникации, толерантность.
Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности.
Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.
Методы и формы организации воспитательного процесса коммуникативной культуры школьников.
Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:
любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.
Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.
Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения школьников «коммуникативных проблем».
Для того чтобы определиться с методом воспитания коммуникативной культуры школьников рассмотрим некоторые методы и формы организации воспитания коммуникативной культуры школьников в различных видах деятельности.
Игра как метод воспитания.
Игра является условием открытия школьником человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений школьников к предметам и отношений между действующими лицами.
Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления школьника знания о нормах общественного поведения.
Развлекательная деятельность.
Развлекательная деятельность дает возможность школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывают у себя деловые черты характера.
Деятельность по интересам.
Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развития школьников являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки. Объединения школьников по интересам в основном направлены на развитие специальных способностей, однако наравне с развитием способностей школьников так же воспитывается и коммуникативная культура.
Досуговая деятельность.
Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются экскурсии, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники. Досуговая деятельность школьников так же способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации.
Таким образом, рассмотрев формы и методы воспитания коммуникативной культуры можно сделать вывод, что все формы и методы могут формировать коммуникативную культуру школьников.
КООУ Цаганаманская Санаторная Школа-интернат
План – проект темы МО:
«Основные пути и методы развития
навыков коммуникативного поведения у воспитанников».
Воспитатель: Басхаева Г.С.
27.02.2013 г.