СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Воспитание коммуникативной культуры школьников"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.

 Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.).

 

 Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.

 

Просмотр содержимого документа
«"Воспитание коммуникативной культуры школьников"»

Воспитание коммуникативной культуры школьников


Введение


Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности.

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.).


Сфера коммуникативной культуры – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникативной культуры.


Объект исследования: коммуникативная культура


Предмет исследования: воспитание коммуникативной культуры школьников


Цель исследования: изучить теоретико-методологические основы по вопросу воспитания коммуникативной культуры школьников и организовать работу по воспитанию коммуникативной культуры школьников.


Задачи исследования:


рассмотреть и выявить принципы и особенности воспитания коммуникативной культуры у школьников;


выбрать организационно-методическое обеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры школьников.


Гипотеза исследования: уровень сформированности коммуникативной культуры у школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательной работы.


Методы исследования:


изучение и анализ литературных источников;

наблюдение, беседа, тестирование,

опытно-экспериментальная работа;


:


Научное содержание понятия «коммуникативная культура» определяется содержательным наполнением понятий: общение, коммуникации, толерантность.


Общение – связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление контакта между людьми, целью его является изменение взаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности.


Коммуникации – это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.


Методы и формы организации воспитательного процесса коммуникативной культуры школьников.


Развитие и воспитание детей осуществляется с помощью определенных средств и методов.


Как бы хороши ни были методы, эффективный результат они дают лишь при определенных условиях:

любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав.


Воспитание коммуникативной культуры обуславливается тем, как школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимо выбрать эффективный воспитательный метод и правильно организовать воспитательную работу.


Доказано, что в процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения школьников «коммуникативных проблем».


Для того чтобы определиться с методом воспитания коммуникативной культуры школьников рассмотрим некоторые методы и формы организации воспитания коммуникативной культуры школьников в различных видах деятельности.


Игра как метод воспитания.


Игра является условием открытия школьником человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений школьников к предметам и отношений между действующими лицами.


Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления школьника знания о нормах общественного поведения.




Развлекательная деятельность.


Развлекательная деятельность дает возможность школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельности глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательные интересы, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывают у себя деловые черты характера.



Деятельность по интересам.


Предметные кружки, секции, студии позволяют сочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развития школьников являются разнообразные читательские, зрительские, слушательские конференции, выставки. Объединения школьников по интересам в основном направлены на развитие специальных способностей, однако наравне с развитием способностей школьников так же воспитывается и коммуникативная культура.



Досуговая деятельность.


Ведущими формами досуговой деятельности являются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных форм используются экскурсии, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники. Досуговая деятельность школьников так же способствует воспитанию коммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми и сверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решать конфликтные ситуации.




Таким образом, рассмотрев формы и методы воспитания коммуникативной культуры можно сделать вывод, что все формы и методы могут формировать коммуникативную культуру школьников.




















КООУ Цаганаманская Санаторная Школа-интернат
















План – проект темы МО:


«Основные пути и методы развития

навыков коммуникативного поведения у воспитанников».



















Воспитатель: Басхаева Г.С.

27.02.2013 г.