СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Воспитательная программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа воспитания учащихся

Просмотр содержимого документа
«Воспитательная программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
















Рабочая  программа

Кружка «Мы помним» (для 5-9 кл.)

 

 

 

 

 

Составитель:

Тарасенкова С.В.

учитель русского языка

и литературы

 

 

 

 

2020-2021

Пояснительная записка

Программа кружка «Мы помним» ориентирована на активизацию внеурочной   деятельности школьников 5-9 классов в рамках углублённого изучения истории родного края на основе исследовательской деятельности.

Направленность программы носит историко-краеведческий ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история России, история Смоленщины и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.

Работа кружка проводится в двух направлениях: теоретическом (беседы, лекции, элемент исследовательской работы) и практическом (экскурсии, практикумы в музее). Основная задача осуществлять научное методическое руководство: давать консультации, рекомендовать источники, систематизировать, оценивать и обобщать собранные материалы. Особое внимание уделяется выбору тематики, определению источников и планированию. Затем происходит переход к элементам исследовательской работы. Самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску и изучению материала является самым ценным и привлекательным в его деятельности.

Одним из методов работы историко-краеведческого кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый кружковец с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В конечном итоге каждый из учащихся овладевает определенными умениями и навыками исследовательской работы. Результатами этой работы являются промежуточные мини-экскурсии по разделам курса и итоговая экскурсионная работа по изученному материалу.

Подведение итогов деятельности по каждому разделу будет организована в форме:

- создания и защиты собственного проекта;

- исследовательской работы;

 

Основными принципами работы являются:

1.                     Реализация потребностей ребёнка

2.                     Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.

3.                     Помощь в созидании основных исследовательских принципов работы.

 

Новизна программы состоит в обучении, ориентированном на органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края в разные исторические периоды и в разноплановом исследовательском направлении.

Исходя из этого задача состоит прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.

Актуальность: Работа кружка призвана способствовать социализации школьников, осознанию ими своей принадлежности к государственной, культурной, этно-национальной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур и поколений, осознанию роли России в военных конфликтах ХХ века.

Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится с учётом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в накоплении исследовательского опыта.

Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, который поможет овладеть ему определённым видом деятельности и знаниями в области этой сферы, если он пойдёт по ступеням данного образования.

Цель и задачи обучения:

Цель обучения:

На основе музейного материала показать разноплановость изучения истории родного края способствуя развитию патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств.

Задачи обучения:

      1.            Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.

      2.            Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.

      3.            Способствовать формированию умений и навыков, способностей учащихся;

      4.            Воспитывать интерес к истории родного края;

      5.            Формировать представления об общих и специальных понятиях исторического краеведения.

      6.            Расширить кругозор

      7.            Овладевать навыками экскурсионной и исследовательской работы.

отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

Программа основана на материале из фондов и экспозиции музейного комплекса

  Программа предназначена для дополнительного образования учащихся 5-11 классов и рассчитана на один год обучения.

Форма обучения: групповые занятия

Занятия происходят 1 раз в неделю, в год – 34 часа.

Основным условием приёма является желание учащихся.

 

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:

Личностные действия:

Обучающийся научится и приобретет:

- научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;

 - мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;

 - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику города;

- описывать достопримечательности города;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея;

- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой;

- работать с атласом, глобусом и картой;

- устанавливать причинно‐следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

 - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

- работать в семейных, школьных архивах.

Коммуникативные действия: Обучающийся научится:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;

- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

- готовить и выступать с сообщениями;

 - работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в школьном музее;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

–        определять и формулировать цель деятельности;

–        проговаривать последовательность действий;

–        учиться высказывать своё предположение (версию) ;

–        учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану

Познавательные УУД:

–         ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

–         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

–         перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

–         перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

 

Коммуникативные УУД:

–         донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

–         слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

Характеристика системы отслеживания и оценивания результата

Основными принципами работы являются:

      1.            Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.

      2.            Реализация потребностей ребёнка

      3.            Помощь в созидании основных исследовательских принципов работы.

Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса: чередование теоретической и практической части обучения.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

По итогам реализации программы проводятся экскурсии по выбранным темам

 



Содержание программы дополнительного образования

Этнографическое направление. (11 часов. 4ч. – теоретическая часть, 7 ч. – практическая часть)

Краеведение как наука. Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического  наследия. Этнография как наука. Этнографические музеи мира, России; школьный музей. Знакомство с фондами школьного этнографического музея. На основе материалов фондов изучение жизни и быта крестьян Смоленщины. Фольклор - жемчужина народного творчества. Языческие и христианские праздники на Руси.

Военно-патриотическое направление. (16 ч. 8 ч. – теоретическая часть, 8 ч. – практическая часть)

История ВОВ в экспозициях музеев Смоленска. Блокада Ленинграда в воспоминаниях участников событий (защитники, мирные жители). Смоленщина в зоне оккупации в годы ВОВ. Малолетние узники (воспоминания, интервью с жителями Смоленска и области). Города-герои – участники международной ассоциации школ. Формы, методы работы ассоциации. Участие СССР в вооруженных конфликтах. Выпускники школы – участники интернациональной военной помощи в ДРА.

Летопись школы. (11 часов. 5 ч. – теоретическая часть, 6 ч. – практическая часть).

История школы на современном этапе. Участие в международных проектах.

 

 

Тематическое планирование

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Этнографическое направление.

11

4

7

2

Военно-патриотическое направление

12

8

8

3

История школы

11

5

6

 

Итого

34

17

21

 

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

 

Этнографическое направление.

11

4

7

      1. 

Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия.

1

0,5

0,5

      2. 

Этнография как наука. Этнографические музеи мира. Этнографические музеи России

1

0,5

0,5

      3. 

История создания школьного этнографического музея.  Знакомство с фондами и правилами комплектации музея.

1

0,5

0,5

      4. 

На основе материалов фондов изучение жизни и быта крестьян Смоленщины.

1

0,5

0,5

      5. 

Фольклор - жемчужина народного творчества. Календарно-обрядовая поэзия смоленской деревни.

1

0,5

0,5

      6. 

Герб Смоленска. Символика герба Смоленска в легендах и сказаниях.

1

0,5

0,5

      7. 

Игры, забавы детей в смоленской деревне. Смоленская кукла.

1

0,5

0,5

      8. 

Языческие и христианские праздники на Смоленщине

1

0,5

0,5

      9. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.

 

 

1

  10. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.

 

 

1

  11. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.

 

 

1

 

Военно-патриотическое направление

16

8

8

  12. 

Военно-патриотические музеи Смоленска.

1

0,5

0,5

  13. 

История создания школьного музея «Смоляне - жители и защитники блокадного Ленинграда»

1

1

 

  14. 

Знакомство с фондами музея.  Особенности оформления музейной документации.

1

 

1

  15. 

Смоляне, защитники блокадного Ленинграда – герои Советского Союза.

1

0,5

0,5

  16. 

Смоляне, защитники блокадного Ленинграда

1

0,5

0,5

  17. 

Смоляне -  защитники Невской Дубровки.

1

0,5

0,5

  18. 

Смоляне – защитники блокадного Ленинграда.

1

0,5

0,5

  19. 

Смоляне – защитники блокадного Ленинграда.

1

0,5

0,5

  20. 

Смоляне – жители блокадного Ленинграда.

1

0,5

0,5

  21. 

Смоляне – дети блокадного Ленинграда.

1

0,5

0,5

  22. 

Смоляне – дети блокадного Ленинграда.

1

0,5

0,5

  23. 

Смоляне – жертвы фашистских концентрационных лагерей. Малолетние узники.

1

0,5

0,5

  24. 

Смоляне – воины-интернационалисты.

1

0,5

0,5

  25. 

История создания выставки «Афганистан болит в моей груди». Выпускники школы – воины-интернационалисты

1

0,5

0,5

  26. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.

1

 

1

  27. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.

1

 

1

 

История школы

11

5

6

  28. 

На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», знакомство с историей школы.

1

0,5

0,5

  29. 

На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», учителя школы

1

0,5

0,5

  30. 

На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12» - знаменитые выпускники

1

1

 

  31. 

Возникновение звания город-герой в истории страны.

1

0,5

0,5

  32. 

МБОУ СОШ – член международной ассоциации «Дружба школ городов-героев». История возникновения.

1

1

 

  33. 

Города-герои, участники ассоциации

1

1

 

  34. 

На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея.

1

 

1

  35. 

На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея.

1

 

1

  36. 

На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея.

1

 

1

  37. 

На основе пройденного материала – проведение экскурсии по экспозиции музея.

1

 

1

  38. 

Подведение итогов курса.

1

0,5

0,5

 

Итого

38

17

21

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, тем уроков

Примерные сроки

Количество часов

Фактическая дата проведения уроков

 

Этнографическое направление.


11

 

      1. 

Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия.


1

 

      2. 

Этнография как наука. Этнографические музеи мира. Этнографические музеи России


1

 

      3. 

История создания школьного этнографического музея.  Знакомство с фондами и правилами комплектации музея.


1

 

      4. 

На основе материалов фондов изучение жизни и быта крестьян Смоленщины.


1

 

      5. 

Фольклор - жемчужина народного творчества. Календарно-обрядовая поэзия смоленской деревни.


1

 

      6. 

Герб Смоленска. Символика герба Смоленска в легендах и сказаниях.


1

 

      7. 

Игры, забавы детей в смоленской деревне. Смоленская кукла.


1

 

      8. 

Языческие и христианские праздники на Смоленщине


1

 

      9. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.


1

 

  10. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.


1

 

  11. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.


1

 

 

Военно-патриотическое направление


16

 

  12. 

Военно-патриотические музеи Смоленска.


1

 

  13. 

История создания школьного музея «Смоляне - жители и защитники блокадного Ленинграда»


1

 

  14. 

Знакомство с фондами музея.  Особенности оформления музейной документации.


1

 

  15. 

Смоляне, защитники блокадного Ленинграда – герои Советского Союза.


1

 

  16. 

Смоляне, защитники блокадного Ленинграда


1

 

  17. 

Смоляне -  защитники Невской Дубровки.


1

 

  18. 

Смоляне – защитники блокадного Ленинграда.


1

 

  19. 

Смоляне – защитники блокадного Ленинграда.


1

 

  20. 

Смоляне – жители блокадного Ленинграда.


1

 

  21. 

Смоляне – дети блокадного Ленинграда.


1

 

  22. 

Смоляне – дети блокадного Ленинграда.


1

 

  23. 

Смоляне – жертвы фашистских концентрационных лагерей. Малолетние узники.


1

 

  24. 

Смоляне – воины-интернационалисты.


1

 

  25. 

История создания выставки «Афганистан болит в моей груди». Выпускники школы – воины-интернационалисты


1

 

  26. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.


1

 

  27. 

Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала.


1

 

 

История школы


11

 

  28. 

На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», знакомство с историей школы.


1

 

  29. 

На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», учителя школы


1

 

  30. 

На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12» - знаменитые выпускники


1

 

  31. 

Возникновение звания город-герой в истории страны.


1

 

  32. 

МБОУ СОШ – член международной ассоциации «Дружба школ городов-героев». История возникновения.


1

 

  33. 

Города-герои, участники ассоциации


1

 

  34. 

На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея.


1

 

  35. 

На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея.


1

 

  36. 

На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея.


1

 

  37. 

На основе пройденного материала – проведение экскурсии по экспозиции музея.


1

 

  38. 

Подведение итогов курса.


1

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!