МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАВЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Рабочая программа
Кружка «Мы помним» (для 5-9 кл.)
Составитель:
Тарасенкова С.В.
учитель русского языка
и литературы
2020-2021
Пояснительная записка
Программа кружка «Мы помним» ориентирована на активизацию внеурочной деятельности школьников 5-9 классов в рамках углублённого изучения истории родного края на основе исследовательской деятельности.
Направленность программы носит историко-краеведческий ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история России, история Смоленщины и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании.
Работа кружка проводится в двух направлениях: теоретическом (беседы, лекции, элемент исследовательской работы) и практическом (экскурсии, практикумы в музее). Основная задача осуществлять научное методическое руководство: давать консультации, рекомендовать источники, систематизировать, оценивать и обобщать собранные материалы. Особое внимание уделяется выбору тематики, определению источников и планированию. Затем происходит переход к элементам исследовательской работы. Самостоятельная работа членов кружка по выявлению, поиску и изучению материала является самым ценным и привлекательным в его деятельности.
Одним из методов работы историко-краеведческого кружка является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый кружковец с учетом индивидуальных интересов выбирает тему и самостоятельно работает над ней. В конечном итоге каждый из учащихся овладевает определенными умениями и навыками исследовательской работы. Результатами этой работы являются промежуточные мини-экскурсии по разделам курса и итоговая экскурсионная работа по изученному материалу.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу будет организована в форме:
- создания и защиты собственного проекта;
- исследовательской работы;
Основными принципами работы являются:
1. Реализация потребностей ребёнка
2. Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
3. Помощь в созидании основных исследовательских принципов работы.
Новизна программы состоит в обучении, ориентированном на органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края в разные исторические периоды и в разноплановом исследовательском направлении.
Исходя из этого задача состоит прежде всего в том, чтобы создать каждому ребёнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Актуальность: Работа кружка призвана способствовать социализации школьников, осознанию ими своей принадлежности к государственной, культурной, этно-национальной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур и поколений, осознанию роли России в военных конфликтах ХХ века.
Программа опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится с учётом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в накоплении исследовательского опыта.
Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, который поможет овладеть ему определённым видом деятельности и знаниями в области этой сферы, если он пойдёт по ступеням данного образования.
Цель и задачи обучения:
Цель обучения:
На основе музейного материала показать разноплановость изучения истории родного края способствуя развитию патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств.
Задачи обучения:
1. Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.
2. Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.
3. Способствовать формированию умений и навыков, способностей учащихся;
4. Воспитывать интерес к истории родного края;
5. Формировать представления об общих и специальных понятиях исторического краеведения.
6. Расширить кругозор
7. Овладевать навыками экскурсионной и исследовательской работы.
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
Программа основана на материале из фондов и экспозиции музейного комплекса
Программа предназначена для дополнительного образования учащихся 5-11 классов и рассчитана на один год обучения.
Форма обучения: групповые занятия
Занятия происходят 1 раз в неделю, в год – 34 часа.
Основным условием приёма является желание учащихся.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.
В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретет:
- научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при проведении экскурсий, работе с музейными фондами, над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику города;
- описывать достопримечательности города;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и школьного музея;
- использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
- работать в семейных, школьных архивах.
Коммуникативные действия: Обучающийся научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;
- способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность через проведение экскурсий в школьном музее;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- работать с музейными фондами и экспозицией школьного музея;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности, проводить экскурсии в школьном музее;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности;
– проговаривать последовательность действий;
– учиться высказывать своё предположение (версию) ;
– учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
– слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Характеристика системы отслеживания и оценивания результата
Основными принципами работы являются:
1. Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
2. Реализация потребностей ребёнка
3. Помощь в созидании основных исследовательских принципов работы.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса: чередование теоретической и практической части обучения.
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
По итогам реализации программы проводятся экскурсии по выбранным темам
Содержание программы дополнительного образования
Этнографическое направление. (11 часов. 4ч. – теоретическая часть, 7 ч. – практическая часть)
Краеведение как наука. Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия. Этнография как наука. Этнографические музеи мира, России; школьный музей. Знакомство с фондами школьного этнографического музея. На основе материалов фондов изучение жизни и быта крестьян Смоленщины. Фольклор - жемчужина народного творчества. Языческие и христианские праздники на Руси.
Военно-патриотическое направление. (16 ч. 8 ч. – теоретическая часть, 8 ч. – практическая часть)
История ВОВ в экспозициях музеев Смоленска. Блокада Ленинграда в воспоминаниях участников событий (защитники, мирные жители). Смоленщина в зоне оккупации в годы ВОВ. Малолетние узники (воспоминания, интервью с жителями Смоленска и области). Города-герои – участники международной ассоциации школ. Формы, методы работы ассоциации. Участие СССР в вооруженных конфликтах. Выпускники школы – участники интернациональной военной помощи в ДРА.
Летопись школы. (11 часов. 5 ч. – теоретическая часть, 6 ч. – практическая часть).
История школы на современном этапе. Участие в международных проектах.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Этнографическое направление. | 11 | 4 | 7 |
2 | Военно-патриотическое направление | 12 | 8 | 8 |
3 | История школы | 11 | 5 | 6 |
| Итого | 34 | 17 | 21 |
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
| Этнографическое направление. | 11 | 4 | 7 |
1. | Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2. | Этнография как наука. Этнографические музеи мира. Этнографические музеи России | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | История создания школьного этнографического музея. Знакомство с фондами и правилами комплектации музея. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4. | На основе материалов фондов изучение жизни и быта крестьян Смоленщины. | 1 | 0,5 | 0,5 |
5. | Фольклор - жемчужина народного творчества. Календарно-обрядовая поэзия смоленской деревни. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6. | Герб Смоленска. Символика герба Смоленска в легендах и сказаниях. | 1 | 0,5 | 0,5 |
7. | Игры, забавы детей в смоленской деревне. Смоленская кукла. | 1 | 0,5 | 0,5 |
8. | Языческие и христианские праздники на Смоленщине | 1 | 0,5 | 0,5 |
9. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | | 1 |
10. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | | 1 |
11. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | | 1 |
| Военно-патриотическое направление | 16 | 8 | 8 |
12. | Военно-патриотические музеи Смоленска. | 1 | 0,5 | 0,5 |
13. | История создания школьного музея «Смоляне - жители и защитники блокадного Ленинграда» | 1 | 1 | |
14. | Знакомство с фондами музея. Особенности оформления музейной документации. | 1 | | 1 |
15. | Смоляне, защитники блокадного Ленинграда – герои Советского Союза. | 1 | 0,5 | 0,5 |
16. | Смоляне, защитники блокадного Ленинграда | 1 | 0,5 | 0,5 |
17. | Смоляне - защитники Невской Дубровки. | 1 | 0,5 | 0,5 |
18. | Смоляне – защитники блокадного Ленинграда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
19. | Смоляне – защитники блокадного Ленинграда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20. | Смоляне – жители блокадного Ленинграда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
21. | Смоляне – дети блокадного Ленинграда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
22. | Смоляне – дети блокадного Ленинграда. | 1 | 0,5 | 0,5 |
23. | Смоляне – жертвы фашистских концентрационных лагерей. Малолетние узники. | 1 | 0,5 | 0,5 |
24. | Смоляне – воины-интернационалисты. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25. | История создания выставки «Афганистан болит в моей груди». Выпускники школы – воины-интернационалисты | 1 | 0,5 | 0,5 |
26. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | 1 | | 1 |
27. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | 1 | | 1 |
| История школы | 11 | 5 | 6 |
28. | На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», знакомство с историей школы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
29. | На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», учителя школы | 1 | 0,5 | 0,5 |
30. | На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12» - знаменитые выпускники | 1 | 1 | |
31. | Возникновение звания город-герой в истории страны. | 1 | 0,5 | 0,5 |
32. | МБОУ СОШ – член международной ассоциации «Дружба школ городов-героев». История возникновения. | 1 | 1 | |
33. | Города-герои, участники ассоциации | 1 | 1 | |
34. | На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея. | 1 | | 1 |
35. | На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея. | 1 | | 1 |
36. | На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея. | 1 | | 1 |
37. | На основе пройденного материала – проведение экскурсии по экспозиции музея. | 1 | | 1 |
38. | Подведение итогов курса. | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Итого | 38 | 17 | 21 |
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тем уроков | Примерные сроки | Количество часов | Фактическая дата проведения уроков |
| Этнографическое направление. | | 11 | |
1. | Музеи, их задачи, роль и значение в собирании, охране, изучении и пропаганде исторического наследия. | | 1 | |
2. | Этнография как наука. Этнографические музеи мира. Этнографические музеи России | | 1 | |
3. | История создания школьного этнографического музея. Знакомство с фондами и правилами комплектации музея. | | 1 | |
4. | На основе материалов фондов изучение жизни и быта крестьян Смоленщины. | | 1 | |
5. | Фольклор - жемчужина народного творчества. Календарно-обрядовая поэзия смоленской деревни. | | 1 | |
6. | Герб Смоленска. Символика герба Смоленска в легендах и сказаниях. | | 1 | |
7. | Игры, забавы детей в смоленской деревне. Смоленская кукла. | | 1 | |
8. | Языческие и христианские праздники на Смоленщине | | 1 | |
9. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | 1 | |
10. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | 1 | |
11. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | 1 | |
| Военно-патриотическое направление | | 16 | |
12. | Военно-патриотические музеи Смоленска. | | 1 | |
13. | История создания школьного музея «Смоляне - жители и защитники блокадного Ленинграда» | | 1 | |
14. | Знакомство с фондами музея. Особенности оформления музейной документации. | | 1 | |
15. | Смоляне, защитники блокадного Ленинграда – герои Советского Союза. | | 1 | |
16. | Смоляне, защитники блокадного Ленинграда | | 1 | |
17. | Смоляне - защитники Невской Дубровки. | | 1 | |
18. | Смоляне – защитники блокадного Ленинграда. | | 1 | |
19. | Смоляне – защитники блокадного Ленинграда. | | 1 | |
20. | Смоляне – жители блокадного Ленинграда. | | 1 | |
21. | Смоляне – дети блокадного Ленинграда. | | 1 | |
22. | Смоляне – дети блокадного Ленинграда. | | 1 | |
23. | Смоляне – жертвы фашистских концентрационных лагерей. Малолетние узники. | | 1 | |
24. | Смоляне – воины-интернационалисты. | | 1 | |
25. | История создания выставки «Афганистан болит в моей груди». Выпускники школы – воины-интернационалисты | | 1 | |
26. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | 1 | |
27. | Проведение мини-экскурсии по экспозиции музея на основе пройденного материала. | | 1 | |
| История школы | | 11 | |
28. | На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», знакомство с историей школы. | | 1 | |
29. | На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12», учителя школы | | 1 | |
30. | На основе изучения фондов выставки «Летопись школы №12» - знаменитые выпускники | | 1 | |
31. | Возникновение звания город-герой в истории страны. | | 1 | |
32. | МБОУ СОШ – член международной ассоциации «Дружба школ городов-героев». История возникновения. | | 1 | |
33. | Города-герои, участники ассоциации | | 1 | |
34. | На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея. | | 1 | |
35. | На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея. | | 1 | |
36. | На основе пройденного материала – проведение мини-экскурсии по фондам музея. | | 1 | |
37. | На основе пройденного материала – проведение экскурсии по экспозиции музея. | | 1 | |
38. | Подведение итогов курса. | | 1 | |